Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 356   357   358   359   360   361   362   363   364  365   366   367   368   369   370   371   372   373   374  » »»

них подчас развивается вяло, они мало сценичны.  В  1857-58,  возглавляя
Норвежский т-р в Бергене, в 1865-67- Христианийский  т-р,  Б.  стремился
утверждать нац. репертуар и  нац.  театр.  традиции,  превратить  т-р  в
орудие борьбы за нац. независимость и обществ, прогресс. В России  пьесы
Б. неоднократно ставились на сценах столичных и провинциальных  т-ров  в
конце 19 - нач. 20 вв.
   Соч.: Samlede vaerker, bd l-9, Oslo, 1919-20;  в  рус.  пер.-  Полное
собр. сочинений, т. 1-12, Киев - Харьков, 1893--97; Собрание  сочинений,
т. 1-7, M., 1910-14; Избранное, M., 1959.
   Лит.: Bjornson Bjorn, Bjornstjerne Bjornson, Oslo, 1932; M j  o  e  n
A., Erindringer  om  Bjornstjerne  Bjornson,  Oslo,  1951;  Брандес  Г.,
Бь„рнстьерне Бь„рнсон, Собр. соч., т. 1, СПБ, [б. г.]; M e p и н  г  Ф.,
Мировая литература и пролетариат. Сб. статей, пер. с нем., М.,  1924.  л
]\/[
   БЬ‚РНСОН (Bjornson), Бь„рн(15. XI. 1859-14. IV.  1942)  -  норвежский
акт„р,  драматург,  режисс„р,  театральный  критик.  Сын  Б.  Бъ„рнсона.
Сценич. иск-ву обучался в Вене, позже - в  Париже  и  Гамбурге.  В  1880
дебютировал на сцене Мейнинген-ского т-ра в роли Франца Моора. Работал в
Христианийском т-ро (1885-93), в "Дагмсфтеатре" в Копенгагене (1895-97),
а также в т-рах Берлина (с 1909). Был одним из основателей Нац.  т-ра  в
Осло (1899), к-рый возглавлял в 1899-1907 и 1923-27. Для  творчества  Б.
характерно глубокое проникновение в духовный мир героя, монументальность
и ч„ткость внешнего рисунка роли, внутренний драматизм. Роли:  Пер  Гюнт
(о. п. Ибсена), Сигурд и Пауль ("Сигурд Слембе",  "Пауль  Ланге  и  Тура
Парсберг"  Бь„рнсона-отца),  Ричард  III.  С  1885  работал  также   как
режисс„р.  В  своих   спектаклях   отстаивал   принципы   высокоидейного
гражданского иск-ва, сценич.  реализма,  нац.  самобытности,  боролся  с
декадентскими влияниями. Лучшие постановки: "Борьба за  престол"  Ибсена
(1938),  "Леонарда"  (1924),  "Пауль  Ланге  и  Тура  Парсберг"  (1927),
"Банкротство" (1927) Бь„рнсона-отца, "Т„тушка Ульрика" Хейберга  (1901),
"Henne с горы" Хольберга (1903) и др.  Б.  первый  в  Скандинавии  пост.
инсценировки романов "Воскресение" (1905) и "Анна  Каренина"  (1911)  Л.
Толстого. Автор  пьес  "Йуханна"  (1898,  Христианийский  т-р),  "Солнце
светит" (1913, Национальный т-р), "Жаждущий верблюд" (1919, Национальный
т-р) и др. Написал мемуары "Старый театр. Искусство и народ"  (1937),  в
к-рых утверждал обществ, значение театр. иск-ва.
   Лит.: Bjornson E., Boken om Bjorn, Oslo, 1949; R o n-n e b e r g  A.,
Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 19. Вл. M.
   БЬЕРРЕГОР (Bjerregaard), Хенрик Анкер (1.  I.  1792-7.  IV.  1842)  -
норвежский поэт и драматург.  Лит.  деятельность  начал  в  1820.  Автор
комич. зинг" шпиля "Горная сказка" (1824, муз. В. Тране)  -первой  пьесы
из норв. жизни, в течение полувека  ставившейся  т-рами  Скандинавии.  В
зингшпиле "Праздник 17 мая" (1827)  Б.  прославляет  норв.  конституцию.
Б.представитель  романтич.   направления   в   норвежской   драматургии,
характеризующегося обращением к историч. прошлому  и  его  идеализацией.
Нац. историч. теме посвящена драма "Дети Магнуса Барфуда" (1829)  и  др.
Б. был членом дирекции Христианийского т-ра.
   Лит.:  Blanc  Th.  H.,  Christiania  theaters  historie  1827-  1877,
Christiania, 1899. Cm.P.
   БЬЯНКОЛЕЛЛИ (BiancoleUi) - итальянская акт„рская семья.
   Джузеппе Доменико (по прозвищу-Доминик) (1636-1688). Играл в Вене,  в
1661  был  приглаш„н  в  Париж,  в  итал.  труппу  королевских   акт„ров
(впоследствии - т-р "Комеди Итальенн"), выступал в роли Арлекина. С 1671
занял ведущее место  в  труппе.  В  исполнении  Б.  Арлекин  из  второго
Дзаннинеуклюжего  простака,  превратился  в  первого  Дзанни  -  хитрого
интригана. Б. реформировал костюм Арлекина, заменив разноцветные заплаты
яркими кусками материи в форме ромба;  элегантный  стилизованный  костюм
Арлекина, введ„нный Б., стал традиционным. Исполняя  роль  Арлекина,  Б.
обогатил  сценические  при„мы   элементами   акробатики,   свойственными
неаполитанской комедии дельарте, добавил изящные танцевальные  движения,
разработал  uiyiKH,  приуроченные  к  определенным   сценич.   ситуациям
(Арлекин в страхе, Арлекин в горе и т. п.). Сцены с участием Арлекина-Б.
стали занимать основное место в представлении. После  смерти  Б.  т-р  в
знак траура был закрыт почти на целый месяц.
   Катерина (ум. 1716) -дочь Джузеппе Доменико. С  1683  играла  в  т-ре
"Комеди Итальенн" в Париже.
   Вначале выступала в ролях  служанок  -  Франче-скины,  Смеральдины  и
Коломбины, затем играла роли возлюбленной или жены  Арлекина  и  роли  с
переодеваниями (кавалер, врач, адвокат  и  т.  п.).  Б.  обладала  ярким
темпераментом, приятным голосом юмором, отличалась изяществом  движений.
Она превратила образ Коломбины из служанки в остроумную бойкую  субретку
и стала самой знаменитой Коломбиной  своего  времени.  Наибольший  успех
имела в  спектакле  "Возвращение  с  Безонской  ярмарки"  (1695).  После
закрытия "Комеди Итальенн" (1697) оставила сцену, отказавшись перейти  в
т-р "Комеди Франсез". Ал. С.
   БЭЙЦЮЙ - то же, что Юаньская драма.
   "БЭЛА"- опера АН.  Александрова,  либр.  Ю.  Стремина  по  роману  М.
Лермонтова "Герой нашего времени". Пост. 10 дек. 1946,  филиал  Большого
т-ра (Бэла - Шпиллер, Каз-бич - Лисициан, Азамат -  Синицын,  Печорин  -
Большаков; дириж„р Кондрашин, режисс„р Покровский,  художник  Дмитриев).
Опера переработана композитором в 1948. Н.Гр.
   БЭЛЗА, Игорь Ф„дорович [р. 26. I (8. II). 1904'] - русский  советский
музыковед и композитор. Доктор искусствоведческих наук  (1954).  В  1925
окончил Киевскую консерваторию по теоретико-композиторскому ф-ту  (класс
проф.  Б.  Н.  Лятошинского).  В  этом  же  году  начал  педагогич.,   в
1930муз.-критич.  деятельность.  В  1936-41   E.-   профессор   Киевской
консерватории, в 1942-49- Моск. консерватории. Среди  работ  Б.  значит,
место занимают исследования по вопросам рус. и сов. муз. т-ра,  а  также
Польши, Чехословакии и др.  стран.  Б.  принадлежат  опера  "Легенда  об
Уленшпигеле" по Шарлю де Костеру (в концертном исполнении, 1940,  Киев),
ряд симф., ка-мерно-инструмент. и др. произв.
   Соч.:  А.  П.  Бородин,  М..  1944,  2  изд.,  M.,  1947;  Оп-ера  'и
современность, "Театр", 1946, .ј 10; Национальные истоки  творчества  С.
И. Танеева, в сб.: Танеев и русская опера, М., 1947; Оперное  творчество
Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура, М.,
1947; Чешская оперная классика..M.-Л., 1951; Моцарт и Сальери.  Трагедия
Пушкина. Драматические  сцены  Римского-Корсакова,.  М.,  1953;  История
польской музыкальной культуры, т.  1-2,  М.-Л.,  1954-57;  Вступительная
статья и общая редакция сборника "Большой театр СССР", М., 1958,  и  др.
Люб. С.

Страницы: «« « 356   357   358   359   360   361   362   363   364  365   366   367   368   369   370   371   372   373   374  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия