Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 361   362   363   364   365   366   367   368   369  370   371   372   373   374   375   376   377   378   379  » »»

Т-ром им. АзизСе-кова, Баку (реж. Искендеров, худ. Фатуллаев, композитор
Рустамов; Вагиф - Алекперов,  Кязим-Зия,  Хураман  -  Кадри,  Гюльнар  -
Гаджиева, Эльдар - Афганлы, Санатш, Видади - Курбанов, Каджар - Рухулла,
шут - Садыхов). 8 февр. 1953 состоялось 500-е представление "В." в  Т-ре
им. Азизбекова (в  числе  постоянных  исполнителей  Курбанов  -  Видади,
Рухулла - Каджар, Алекперов - Вагиф, Афганлы, Санани- Эльдар).
   "В." был пост. в 1940 в Бакинском т-ре рус. драмы  (реж.  Идаят-заде,
худ. Гусак, композитор  Карницкдя;  Вагиф-  Шульгин,  Эльдар  -  Байков,
Хураман - Бабичева, Видади- Жариков); в Арм. Бакинском т-ре (1940;  реж.
Овсепян, худ. Ованесян); в Кироваканском т-ре Арм. ССР (1948); Арм. т-ре
драмы, Тбилиси (1Я52) и др.
   И з д а н и я.- Первое изд. "В.", пер. с азербайджанского В. Гурвича,
M.-Л., 1941; из последующих изд.: "Вагиф". Драматическая  хроника  XVIII
столетия в 3 д., 11 карт., пер. с азербайджанского А. Адалис, М., 1959.
   Лит.: Джафаров Дж.,  Азербайджанский  гос.  драм.  театр  им.  Мешеди
Азизбекова, М., 1951, с. 185-191. А. Шн.
   ВАГНЕР  (Wagner),  Рихард  (22.V.1813,  Лейпциг,-   13.   II.   1883,
Венеция)-немецкий композитор, дириж„р, муз. писатель.  Муз.  занятия  В.
начались  с  15  лет.  В  1828-30  им  были   созданы   различные   муз.
произведения. С 1831 В.  -  студент  Лейпциг-ского  ун-та;  одновременно
занимается теорией композиции с Т. Вейнлигом.  В  1833  работает  театр.
хормейстером  в  Вюрцбурге,  затем  капельмейстером  ГМагдебург,   1834;
Кенигсберг, 1837; Рига, 1837-39).  Деятельность  В.  как  композитора  в
основном связана с т-ром. В 30-х  гг.  он  написал  оперы  (ставились  в
придворных  т-рах  различных  нем.  городов):  "феи"  (по  Гоцци,  1888,
Мюнхен),  "Запрет  любви"  (по  Шекспиру,  1836,  Магдебург),  музыку  к
"Фаусту" Г„те и к трагедии "Король  Энцио"  Раупаха  (1832).  В  1842  в
Дрездене была пост. опера "Риенци" (по роману Бул-вера-Литтона). В  1839
В. переехал в Париж, где добывал средства к жизни муз.  аранжировками  и
газетными корреспонденциями. В эти  годы  были  написаны  первые  зрелые
произведения В.-опера "Летучий голландец (по  нар.  легендам  и  новелле
Гейне, 1843, Дрезден) и увертюра "Фауст" (по  Г„те,  1841).  В  1842  В.
вернулся в Германию. В 1843- 1849  работал  капельмейстером  Придворного
т-рав Дрездене.  Здесь  создал  оперу  "Тангейзер"  (1845),  в  Веймаре-
"Лоэнгрин" (1848), обе на  основе  свободно  обработанных  В.  рыцарских
легенд 13 в. Участник революции 1848-49, В. после  неудачи  Дрезденского
восстания бежал в Швейцарию; в 1849-59 жил в Цюрихе. Начало муз.-критич.
деятельности  В.  относится  к  сер.  30-х  гг.,  но  осн.  работы  были
опубликованы в 40-50-х гг. Теоретич. работы В.: "Искусство и  революция"
(1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера  и  драма"
(1851),    "Обращение    к     моим     друзьям"     (1851)     выражают
социально-политические и эстетич. взгляды  композитора  и  намечают  его
дальнейшие  творческие  пути.  В  1852  В.  подготовил   текст   оперной
тетралогии "Кольцо Нибелунга" на основе сканд. эпоса "Эдды"  8-9  вв.  и
средне-верхне-нем. эпоса "Песнь о Нибе-лунгах" (первоначальный замысел -
в 1848) и начал работу над первыми частями  тетралогии:  "Золото  Рейна"
(1853-54,  пост.  1869,  Мюнхен),  "Валькирии"  (1854-56,  пост.   1870,
Мюнхен). В 1859 создал оперу "Тристан и Изолъда" (по  сказанию  Готфрида
Страс-бургского, 1865, Мюнхен). В 1863 В. выступал как дириж„р в России.
В 1867 В. завершил оперу "Нюрнбергские мейстерзингеръ"  по  нюрнбергской
хронике 17 века (1868,  Мюнхен),  в  1868-74-  последние  части  "Кольца
Нибелунга": "Зигфрид" (1868-71), ".Гибель погов" (1869-74).  Пост.  всей
тетралогии была осуществлена в  1876  в  Байр„йте,  в  т-ре,  специально
построенном В. для этой цели. В
   1882 В. завершил оперу-мистерию "Парсифалъ" по ср. век.  христианской
легенде (пост. в Байр„йте).
   Большой твсрч. путь В. сложен и  противоречив.  В  юности  композитор
находился под влиянием различных прогрессивных  и  реакц.  течений  нем.
романтизма; он приветствовал революц. события 1830 во Франции и  Польше.
Первая опера  -  "феи"  -  принадлежит  к  типу  нем.  романтич.  оперы.
Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения "Молодая Германия"
в середине 3(c)-х годов привело В. к отрицанию нем. романтизма и критике
нем. оперы. В статьях этого периода В.  досхваляет  итал.  оперу  за  е„
мелодичность и непосредственность  выражения  чувств.  Влияние  итал.  и
франц. опер сказалось  в  опере  "Запрет  любви"  с  е„  реально-бытовой
тематикой, осмеянием ханжеской  морали.  В  1838  В.  увлекается  жанром
франц. "большой оперы", под воздействием к-рой создана  опера  "Риенци",
отразившая освободительно-бунтарские настроения В. В этой опере выявился
яркий талант В. как драматурга и симфониста. В  период  жизни  в  Париже
отношение В. к модному  бурж.  иск-ву  становится  резко  отрицательным.
Усиливается интерес композитора к  сюжетам  из  нем.  жизни,  получивший
развитие в  последующих  произв.  Опера  "Летучий  голландец"  знаменует
возвращение В.  к  проблематике  нем.  романтич.  оперы,  к  фантастике.
Композитор значительно обновляет традиц. муз. средства романтич. иск-ва,
его опера  отличается  муз.-драматургич.  цельностью,  большое  внимание
уделяется раскрытию психологии героев,  в  муз.  драматургии  повышается
роль лейтмотивов.
   "Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем.  романтич.  операми
на рыцарский сюжет (типа "Эв-рианты" Вебера). Муз. язык в  этих  сценич.
произв. становится более индивидуальным; в недрах нем.  романтич.  оперы
постепенно  созревают  элементы  будущей   вагнеров-ской   муз.   драмы.
"Тангейзер", раскрывающий тему столкновения чувственности  и  аскетизма,
отражает  протест  В.  против  лицемерной  бурж.   морали,   утверждение
свободного  человеч.  чувства.  Однако  тема  протеста  в  этом  произв.
сочетается  с  мистич.  идеей  "искупления";   в   музыке   господствует
повышенная эмоциональная напряж„нность. Идейные  противоречия  ещ„  ярче
выражаются в "Лоэнгрине". В  этой  опере  В.  утверждает  высшую  миссию
художника и показывает в аллегория. форме его одиночество в совр. об-ве,
но  протест  носит   здесь   пассивный   характер.   Музыка   отличается
психологической   выразительностью;   в   муз.   развитии    преобладают
сдержанность и эпич. широта, возрастает роль хоров и ансамблей.
   В период революции  1848  В.  испытывает  воздействие  материалистич.
философии Л. Фейербаха и анархич. бунтарства М.  А.  Бакунина.  В  своих
теоретич. работах 1849-51 В. резко критикует капитализм  и  христианскую
церковь, выдвигает тезис об  иск-ве  как  "продукте  социальной  жизни",
подвергает  критике  бурж.  т-р,  призывает  к  демократизации   иск-ва.
Подлинное иск-во, по В., возможно лишь после революции. Но свои политич.
идеалы В. выражает в этих работах туманно и абстрактно.
   Антик  апиталистич.   направленность   отличает   концепцию   "Кольца
Нибелунга". Олицетворением "мирового зла" здесь является власть  золота,

Страницы: «« « 361   362   363   364   365   366   367   368   369  370   371   372   373   374   375   376   377   378   379  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия