Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 360   361   362   363   364   365   366   367   368  369   370   371   372   373   374   375   376   377   378  » »»

в основном для управления куклами, изображающими людей.  Для  управления
движениями   кукол-животных   применяются   В.   с   основным   бруском,
расположенным горизонтально. В зависимости от сложности  движений  куклы
увеличивается и количество нитей  для  е„  управления,  а  следовательно
видоизменяется и В.
   Лит. см. при ст. Марионетка. у4, ф.
   ВАГАНОВА, Агриппина Яковлевна (24. VI. 1879 - 5. XI. 1951) -  русская
артистка балета и педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1934). В  1897
окончила Пе-терб. театр. уч-ще (педагоги А. А- Облаков, Л. И. Иванов, Е.
О. Вазем, X. П. Ио-гансон, П. А. Гердт) и в том же году  дебютировала  в
Мариинском т-ре ("Млада" Минкуса). Получила известность  как  виртуозная
классич.     танцовщица.     Партии:     Одетта-Одиллия;     Царь-девица
("Кон„к-Горбунок" Пуни), гл. партия ("Шопениана") и др. Оставила сцену в
1916 и занялась (с 1917) педаго-гич. деятельностью. С 1921  и  до  конца
жизни В.- педагог Ленингр. хореографич. уч-ща  (с  1946  -профессор).  В
1931-37-худ. рук. балета ленингр. Т-ра оперы и балета им. Кирова.  Пост.
в этом т-ре:
   "Лебединое  озеро"  (1933),  "Эсмеральду"  (1935).   Последние   годы
посвятила  исключительно   педагогич.   деятельности.   В   1946-52   В.
возглавляла  кафедру  хореографии   при   Ленингр.   консерватории   им.
Рим-ского-Корсакова. Методику преподавания В. изложила в  книге  "Основы
классического танца" (1934).  Сущность  методики  составляет  требование
осмысленности  и  художеств.  выразительности  танцевального   движения,
свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса
и  рук.  Педагогич.  система  В.,   широко   распростран„нная   в   сов.
хореографич.  педагогике,  оказывает  значит,   влияние   на   передовой
зарубежный балет. Среди учениц В. - Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. Г.
Иордан, Н. А. Анисимова,  Т.  М.  Вечеслова,  Н.  М.  Дудинская,  Ф.  И.
Балабина, А. Я. Шелест и др. Многие из них, творчески усвоив  метод  В.,
занимаются преподаванием.
   Лит.: Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950; А.  Я.
Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сборник, М.-Л., 1958. В. Ч.
   ВАГАНТЫ  (от  лат.  clerici  vagantes  -  странствующие  клирики)   -
средневековые бродячие певцы-сказители. Выходцы из  среды  недоучившихся
семинаристов или разжалованных священников. По характеру исполнения были
близки к гистрионам.  В.  пользовались  большой  популярностью  во  всех
странах Европы. В своих  вольнодумных  сатирических  песнях,  к-рые  они
распевали на лат. яз., В. высмеивали церковников, пародировали молитвы и
литургию, восхваляли земные радости, любовь, вино, веселье. В их  песнях
слышались отзвуки античной поэзии и нар. мелодий. Из застольных песен В.
сложились много-числ. студенческие песни, в т. ч.  "Гаудеамус".  Жестоко
преследуемые церковью, в 13 в. прекратили свою деятельность  и  частично
слились с проф. гистрнонами. Изд.  важнейших  текстов:  Carmina  Burana,
Stuttg., 1847.  Лит.:  Hubatsch,  Die  lateinischen  Vagantenlieder  des
Mittelalters,  [s.  l.],  1870;  L  ehra  a  n  n  P.,  Die  Parodie  im
Mittelalter, Munch., 1922; Хрестоматия по зарубежной литературе  средних
веков, Учпедгиз, М., 1953, с. 32-44; История западноевропейского театра,
под общей ред. С. С. Мокульского, т. l, M., 1956, с. 23-24. Гр. Б.
   ВАГАРШЯН, Вагарш Богданович [2(14).II.1894, Шуша,- 6.V.1959,  Москва]
- армянский советский акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. СССР (1954).
Деп. Верх.Совета СССР 1-го созыва и Арм.ССР 2,3,4-го созывов. Член  КПСС
с 1944. Род. в семье пекаря. Окончил Тифлисское  коммерческое  уч-ще.  В
1915 вступил в разъездную арм. труппу. Работал в  городах  Сев.  Кавказа
как актор и руководитель трупп (в Краснодаре, Ростове). С 1923  -  акт„р
1-го Гос. Т-ра Армении в Ереване  (ныне  Т-р  им.  Сундукяна).  В  1941-
1944-худ. рук. т-ра. Ищущий, интеллектуальный акт„р, В. обладал  большой
культурой и  широчайшим  диапазоном,  играл  самые  разнообразные  роли,
добиваясь полного перевоплощения, многогранного раскрытия душевного мира
персонажа, сочетал психологич. характеристику, социальную  типичность  с
яркой пластич. выразительностью. Образы,  созданные  В.,  были  отмечены
глубиной мысли, широтой обобщения,  остротой  и  яркостью,  своеобразием
внутреннего и  внешнего  рисунка.  Среди  лучших  ролей  В.  в  классич.
репертуаре: Хлестаков (1923); Белогубов, Тихон ("Доходное место",  1929,
"Гроза", 1935), Фигаро (1933); Сурен ("Из-за чести"  Ширванзаде,  1939),
Гамлет (1942), Арбенин (1949);  Фирс  ("Вишн„вый  сад",  1951);  в  сов.
драматургии:  Аслан-ами   ("В   кольце"   Вагаршяна,   1930),   Полежаев
("Беспокойная старость"  Рахманова,  1938),  Сурен  Спандарян  ("Великая
дружба" Гулакяна, 1939), Гагик ("Страна родная" Демир-чяна, 1940), Мирон
("фронт", 1942), Смит ("Русский вопрос", 1947), Лавров  ("Великая  сила"
Ромашова, 1948). Крупнейшее творч. достижение  В.исполнение  роли  Егора
Булычева (1933). В. первым создал на арм. сцене образ  В.  И.  Ленина  в
пьесе  "Человек  с  ружь„м"  (1938).  Здесь  наиболее  полно  проявились
особенности дарования В. - акт„ра-трибуна и глубокого реалиста.
   В. работал и в области режиссуры.  Он  пост.  в  Т-ре  им.  Сундукяна
спектакли:  "Достигаев  и  другие"  (1934),  "Васса  Железнова"  (1937),
"Коварство и любовь" (1938); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Дерзание"
Овчинникова (1950). Автор пьес: "В кольце" (1930) - о гражданской  войне
в  Армении,  "Нефть"  (1932)-  о  соц.  индустриализации  и   борьбе   с
вредителями    в    Баку,"Министр     финансов"     (1935)-сатира     на
дашнаков-эмигрантов, "Давид Сасунский" (изд. 1Р40) - на материале эпоса,
"Монастырское ущелье"  (1945)  -  о  колхозном  строительстве,  "День  в
Салонике" и др. В„л педагогич.  работу  в  Ереванском  театр.  ин-те  (с
1946-профессор). В 1941 удостоен Ст.  пр.  за  выдающиеся  достижения  в
области театр. иск-ва, в 1952 - за пост. спектакля "Дерзание". Театру  в
г. Горисе присвоено имя В.
   ВАГЕНАР (Wagenaar), Йохан (1.XI.1862,  Утрехт,-16.VI.1941,  Гаага)  -
голландский  композитор.  Один  из   основателей   совр.   нидерландской
композиторской школы. Музыке обучался в Берлине у X. фон  Херцогенберга.
С 1889 В.- органист собора в Утрехте (завоевал известность как  один  из
видных  исполнителей  соч.   И.   С.   Баха);   одновременно   занимался
композицией.В своих сцепич. произв. В. использовал нац.  муз.  фольклор.
Автор  опер  "Дож  Венеции"  (1904,  Утрехт),  "Сид"   (1916,   Утрехт),
оперы-бурлески "Юпитер влюбл„нный" (1925,  Схевенинген),  водевиля  "Рог
Фортуны" (1916), увертюр к пьесам "Укрощение строптивой" и  "Двенадцатая
ночь"  Шэкспира,   "Амфитрион"   Клейста   и   др.,   а   также   симф.,
камерно-инстру-мент. и др. соч. С  1904  В.  -  директор  Муз.  школы  и
хорового об-ва в Утрехте; в 1919-38 - директор консерватории в Гааге.
   Лит.:  "De  muziek",  Amst.,  1932,  Wagenaar  nummer.  Л.М.  "ВАГИФ"
-iдраматическая хроника 18 столетия в 3 д. 11 картинах Самеда Вургуна (о
поэте и гос. деятеле 18 в. Молле Панахе Вагифе). Соч.  и  пост.  в  1938

Страницы: «« « 360   361   362   363   364   365   366   367   368  369   370   371   372   373   374   375   376   377   378  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия