Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 » »» в основном для управления куклами, изображающими людей. Для управления движениями кукол-животных применяются В. с основным бруском, расположенным горизонтально. В зависимости от сложности движений куклы увеличивается и количество нитей для е„ управления, а следовательно видоизменяется и В. Лит. см. при ст. Марионетка. у4, ф. ВАГАНОВА, Агриппина Яковлевна (24. VI. 1879 - 5. XI. 1951) - русская артистка балета и педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1934). В 1897 окончила Пе-терб. театр. уч-ще (педагоги А. А- Облаков, Л. И. Иванов, Е. О. Вазем, X. П. Ио-гансон, П. А. Гердт) и в том же году дебютировала в Мариинском т-ре ("Млада" Минкуса). Получила известность как виртуозная классич. танцовщица. Партии: Одетта-Одиллия; Царь-девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), гл. партия ("Шопениана") и др. Оставила сцену в 1916 и занялась (с 1917) педаго-гич. деятельностью. С 1921 и до конца жизни В.- педагог Ленингр. хореографич. уч-ща (с 1946 -профессор). В 1931-37-худ. рук. балета ленингр. Т-ра оперы и балета им. Кирова. Пост. в этом т-ре: "Лебединое озеро" (1933), "Эсмеральду" (1935). Последние годы посвятила исключительно педагогич. деятельности. В 1946-52 В. возглавляла кафедру хореографии при Ленингр. консерватории им. Рим-ского-Корсакова. Методику преподавания В. изложила в книге "Основы классического танца" (1934). Сущность методики составляет требование осмысленности и художеств. выразительности танцевального движения, свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса и рук. Педагогич. система В., широко распростран„нная в сов. хореографич. педагогике, оказывает значит, влияние на передовой зарубежный балет. Среди учениц В. - Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. Г. Иордан, Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, А. Я. Шелест и др. Многие из них, творчески усвоив метод В., занимаются преподаванием. Лит.: Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950; А. Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сборник, М.-Л., 1958. В. Ч. ВАГАНТЫ (от лат. clerici vagantes - странствующие клирики) - средневековые бродячие певцы-сказители. Выходцы из среды недоучившихся семинаристов или разжалованных священников. По характеру исполнения были близки к гистрионам. В. пользовались большой популярностью во всех странах Европы. В своих вольнодумных сатирических песнях, к-рые они распевали на лат. яз., В. высмеивали церковников, пародировали молитвы и литургию, восхваляли земные радости, любовь, вино, веселье. В их песнях слышались отзвуки античной поэзии и нар. мелодий. Из застольных песен В. сложились много-числ. студенческие песни, в т. ч. "Гаудеамус". Жестоко преследуемые церковью, в 13 в. прекратили свою деятельность и частично слились с проф. гистрнонами. Изд. важнейших текстов: Carmina Burana, Stuttg., 1847. Лит.: Hubatsch, Die lateinischen Vagantenlieder des Mittelalters, [s. l.], 1870; L ehra a n n P., Die Parodie im Mittelalter, Munch., 1922; Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, Учпедгиз, М., 1953, с. 32-44; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. l, M., 1956, с. 23-24. Гр. Б. ВАГАРШЯН, Вагарш Богданович [2(14).II.1894, Шуша,- 6.V.1959, Москва] - армянский советский акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. СССР (1954). Деп. Верх.Совета СССР 1-го созыва и Арм.ССР 2,3,4-го созывов. Член КПСС с 1944. Род. в семье пекаря. Окончил Тифлисское коммерческое уч-ще. В 1915 вступил в разъездную арм. труппу. Работал в городах Сев. Кавказа как актор и руководитель трупп (в Краснодаре, Ростове). С 1923 - акт„р 1-го Гос. Т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). В 1941- 1944-худ. рук. т-ра. Ищущий, интеллектуальный акт„р, В. обладал большой культурой и широчайшим диапазоном, играл самые разнообразные роли, добиваясь полного перевоплощения, многогранного раскрытия душевного мира персонажа, сочетал психологич. характеристику, социальную типичность с яркой пластич. выразительностью. Образы, созданные В., были отмечены глубиной мысли, широтой обобщения, остротой и яркостью, своеобразием внутреннего и внешнего рисунка. Среди лучших ролей В. в классич. репертуаре: Хлестаков (1923); Белогубов, Тихон ("Доходное место", 1929, "Гроза", 1935), Фигаро (1933); Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939), Гамлет (1942), Арбенин (1949); Фирс ("Вишн„вый сад", 1951); в сов. драматургии: Аслан-ами ("В кольце" Вагаршяна, 1930), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова, 1938), Сурен Спандарян ("Великая дружба" Гулакяна, 1939), Гагик ("Страна родная" Демир-чяна, 1940), Мирон ("фронт", 1942), Смит ("Русский вопрос", 1947), Лавров ("Великая сила" Ромашова, 1948). Крупнейшее творч. достижение В.исполнение роли Егора Булычева (1933). В. первым создал на арм. сцене образ В. И. Ленина в пьесе "Человек с ружь„м" (1938). Здесь наиболее полно проявились особенности дарования В. - акт„ра-трибуна и глубокого реалиста. В. работал и в области режиссуры. Он пост. в Т-ре им. Сундукяна спектакли: "Достигаев и другие" (1934), "Васса Железнова" (1937), "Коварство и любовь" (1938); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Дерзание" Овчинникова (1950). Автор пьес: "В кольце" (1930) - о гражданской войне в Армении, "Нефть" (1932)- о соц. индустриализации и борьбе с вредителями в Баку,"Министр финансов" (1935)-сатира на дашнаков-эмигрантов, "Давид Сасунский" (изд. 1Р40) - на материале эпоса, "Монастырское ущелье" (1945) - о колхозном строительстве, "День в Салонике" и др. В„л педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те (с 1946-профессор). В 1941 удостоен Ст. пр. за выдающиеся достижения в области театр. иск-ва, в 1952 - за пост. спектакля "Дерзание". Театру в г. Горисе присвоено имя В. ВАГЕНАР (Wagenaar), Йохан (1.XI.1862, Утрехт,-16.VI.1941, Гаага) - голландский композитор. Один из основателей совр. нидерландской композиторской школы. Музыке обучался в Берлине у X. фон Херцогенберга. С 1889 В.- органист собора в Утрехте (завоевал известность как один из видных исполнителей соч. И. С. Баха); одновременно занимался композицией.В своих сцепич. произв. В. использовал нац. муз. фольклор. Автор опер "Дож Венеции" (1904, Утрехт), "Сид" (1916, Утрехт), оперы-бурлески "Юпитер влюбл„нный" (1925, Схевенинген), водевиля "Рог Фортуны" (1916), увертюр к пьесам "Укрощение строптивой" и "Двенадцатая ночь" Шэкспира, "Амфитрион" Клейста и др., а также симф., камерно-инстру-мент. и др. соч. С 1904 В. - директор Муз. школы и хорового об-ва в Утрехте; в 1919-38 - директор консерватории в Гааге. Лит.: "De muziek", Amst., 1932, Wagenaar nummer. Л.М. "ВАГИФ" -iдраматическая хроника 18 столетия в 3 д. 11 картинах Самеда Вургуна (о поэте и гос. деятеле 18 в. Молле Панахе Вагифе). Соч. и пост. в 1938 Страницы: «« « 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |