|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 » »» в основном для управления куклами, изображающими людей. Для управления
движениями кукол-животных применяются В. с основным бруском,
расположенным горизонтально. В зависимости от сложности движений куклы
увеличивается и количество нитей для е„ управления, а следовательно
видоизменяется и В.
Лит. см. при ст. Марионетка. у4, ф.
ВАГАНОВА, Агриппина Яковлевна (24. VI. 1879 - 5. XI. 1951) - русская
артистка балета и педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1934). В 1897
окончила Пе-терб. театр. уч-ще (педагоги А. А- Облаков, Л. И. Иванов, Е.
О. Вазем, X. П. Ио-гансон, П. А. Гердт) и в том же году дебютировала в
Мариинском т-ре ("Млада" Минкуса). Получила известность как виртуозная
классич. танцовщица. Партии: Одетта-Одиллия; Царь-девица
("Кон„к-Горбунок" Пуни), гл. партия ("Шопениана") и др. Оставила сцену в
1916 и занялась (с 1917) педаго-гич. деятельностью. С 1921 и до конца
жизни В.- педагог Ленингр. хореографич. уч-ща (с 1946 -профессор). В
1931-37-худ. рук. балета ленингр. Т-ра оперы и балета им. Кирова. Пост.
в этом т-ре:
"Лебединое озеро" (1933), "Эсмеральду" (1935). Последние годы
посвятила исключительно педагогич. деятельности. В 1946-52 В.
возглавляла кафедру хореографии при Ленингр. консерватории им.
Рим-ского-Корсакова. Методику преподавания В. изложила в книге "Основы
классического танца" (1934). Сущность методики составляет требование
осмысленности и художеств. выразительности танцевального движения,
свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса
и рук. Педагогич. система В., широко распростран„нная в сов.
хореографич. педагогике, оказывает значит, влияние на передовой
зарубежный балет. Среди учениц В. - Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. Г.
Иордан, Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И.
Балабина, А. Я. Шелест и др. Многие из них, творчески усвоив метод В.,
занимаются преподаванием.
Лит.: Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950; А. Я.
Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сборник, М.-Л., 1958. В. Ч.
ВАГАНТЫ (от лат. clerici vagantes - странствующие клирики) -
средневековые бродячие певцы-сказители. Выходцы из среды недоучившихся
семинаристов или разжалованных священников. По характеру исполнения были
близки к гистрионам. В. пользовались большой популярностью во всех
странах Европы. В своих вольнодумных сатирических песнях, к-рые они
распевали на лат. яз., В. высмеивали церковников, пародировали молитвы и
литургию, восхваляли земные радости, любовь, вино, веселье. В их песнях
слышались отзвуки античной поэзии и нар. мелодий. Из застольных песен В.
сложились много-числ. студенческие песни, в т. ч. "Гаудеамус". Жестоко
преследуемые церковью, в 13 в. прекратили свою деятельность и частично
слились с проф. гистрнонами. Изд. важнейших текстов: Carmina Burana,
Stuttg., 1847. Лит.: Hubatsch, Die lateinischen Vagantenlieder des
Mittelalters, [s. l.], 1870; L ehra a n n P., Die Parodie im
Mittelalter, Munch., 1922; Хрестоматия по зарубежной литературе средних
веков, Учпедгиз, М., 1953, с. 32-44; История западноевропейского театра,
под общей ред. С. С. Мокульского, т. l, M., 1956, с. 23-24. Гр. Б.
ВАГАРШЯН, Вагарш Богданович [2(14).II.1894, Шуша,- 6.V.1959, Москва]
- армянский советский акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. СССР (1954).
Деп. Верх.Совета СССР 1-го созыва и Арм.ССР 2,3,4-го созывов. Член КПСС
с 1944. Род. в семье пекаря. Окончил Тифлисское коммерческое уч-ще. В
1915 вступил в разъездную арм. труппу. Работал в городах Сев. Кавказа
как актор и руководитель трупп (в Краснодаре, Ростове). С 1923 - акт„р
1-го Гос. Т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). В 1941-
1944-худ. рук. т-ра. Ищущий, интеллектуальный акт„р, В. обладал большой
культурой и широчайшим диапазоном, играл самые разнообразные роли,
добиваясь полного перевоплощения, многогранного раскрытия душевного мира
персонажа, сочетал психологич. характеристику, социальную типичность с
яркой пластич. выразительностью. Образы, созданные В., были отмечены
глубиной мысли, широтой обобщения, остротой и яркостью, своеобразием
внутреннего и внешнего рисунка. Среди лучших ролей В. в классич.
репертуаре: Хлестаков (1923); Белогубов, Тихон ("Доходное место", 1929,
"Гроза", 1935), Фигаро (1933); Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939),
Гамлет (1942), Арбенин (1949); Фирс ("Вишн„вый сад", 1951); в сов.
драматургии: Аслан-ами ("В кольце" Вагаршяна, 1930), Полежаев
("Беспокойная старость" Рахманова, 1938), Сурен Спандарян ("Великая
дружба" Гулакяна, 1939), Гагик ("Страна родная" Демир-чяна, 1940), Мирон
("фронт", 1942), Смит ("Русский вопрос", 1947), Лавров ("Великая сила"
Ромашова, 1948). Крупнейшее творч. достижение В.исполнение роли Егора
Булычева (1933). В. первым создал на арм. сцене образ В. И. Ленина в
пьесе "Человек с ружь„м" (1938). Здесь наиболее полно проявились
особенности дарования В. - акт„ра-трибуна и глубокого реалиста.
В. работал и в области режиссуры. Он пост. в Т-ре им. Сундукяна
спектакли: "Достигаев и другие" (1934), "Васса Железнова" (1937),
"Коварство и любовь" (1938); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Дерзание"
Овчинникова (1950). Автор пьес: "В кольце" (1930) - о гражданской войне
в Армении, "Нефть" (1932)- о соц. индустриализации и борьбе с
вредителями в Баку,"Министр финансов" (1935)-сатира на
дашнаков-эмигрантов, "Давид Сасунский" (изд. 1Р40) - на материале эпоса,
"Монастырское ущелье" (1945) - о колхозном строительстве, "День в
Салонике" и др. В„л педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те (с
1946-профессор). В 1941 удостоен Ст. пр. за выдающиеся достижения в
области театр. иск-ва, в 1952 - за пост. спектакля "Дерзание". Театру в
г. Горисе присвоено имя В.
ВАГЕНАР (Wagenaar), Йохан (1.XI.1862, Утрехт,-16.VI.1941, Гаага) -
голландский композитор. Один из основателей совр. нидерландской
композиторской школы. Музыке обучался в Берлине у X. фон Херцогенберга.
С 1889 В.- органист собора в Утрехте (завоевал известность как один из
видных исполнителей соч. И. С. Баха); одновременно занимался
композицией.В своих сцепич. произв. В. использовал нац. муз. фольклор.
Автор опер "Дож Венеции" (1904, Утрехт), "Сид" (1916, Утрехт),
оперы-бурлески "Юпитер влюбл„нный" (1925, Схевенинген), водевиля "Рог
Фортуны" (1916), увертюр к пьесам "Укрощение строптивой" и "Двенадцатая
ночь" Шэкспира, "Амфитрион" Клейста и др., а также симф.,
камерно-инстру-мент. и др. соч. С 1904 В. - директор Муз. школы и
хорового об-ва в Утрехте; в 1919-38 - директор консерватории в Гааге.
Лит.: "De muziek", Amst., 1932, Wagenaar nummer. Л.М. "ВАГИФ"
-iдраматическая хроника 18 столетия в 3 д. 11 картинах Самеда Вургуна (о
поэте и гос. деятеле 18 в. Молле Панахе Вагифе). Соч. и пост. в 1938
Страницы: «« « 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |