Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 317   318   319   320   321   322   323   324   325  326   327   328   329   330   331   332   333   334   335  » »»

мнению, чувства жалости, сострадания к  людям.  Взамен  этих  эмоций  Б.
призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие  чувства  как
гнев против поработителей  народа,  восхищение  героизмом  новых  людей.
Вместо  драматургии,  предполагающей  сопереживания   зрителя   чувствам
персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление  и  любопытство
перед авторской мыслью, приводящую  зрителя  к  осознанию  необходимости
перестройки отживших  общественных  отношений.  С  этой  целью  Б.вводит
при„м,  названный  им  "эффектом   отчуждения"   ("Verfremdungseffekt"),
состоящий в том, что хорошо знакомое явление  предста„т  в  спектакле  с
неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством
для осуществления этого является постоянное нарушение  натуралистической
иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене.  Б.  добивается  фиксации
внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни
(songs),  хоры  и   т.   п.,   концентрированно   выражающие   авторскую
мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша  Кураж  и  е„
дети").
   Теория драмы Б. потребовала и  создания  новой  теории  акт„рского  и
режисс„рского искусства. Б. считал, что главная задача  акт„ра-  активно
отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля  Б.  рекомендует
акт„ру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля  на
суде,  страстно  заинтересованного  в  выяснении   истины   (метод   "от
свидетеля""), т. с.  глубоко  и  всесторонне  проанализировать  поступки
действующего лица и их  побудительные  мотивы.  Б.  допускает  акт„рское
перевоплощение, но лишь в  репетиционный  период,  т.  к.  окончательным
творческим актом на сцене, по мнению Б.,  является  "показ'.  Мизансцены
должны быть не просто выразительными, но и  предельно  точно  раскрывать
смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами  художеств.
выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б.  строил  мизансцены
по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели",
т. е. фиксации на фотопл„нке наиболее ярких мизансцен  и  отдельных  поз
акт„ра  с  целью  их  закрепления.  Б.   был   противником   иллюзорного
воссоздания среды, а  также  сценич.  оформления  и  световых  эффектов,
излишне "пропитанных  настроением";  функции  декораций  он  ограничивал
обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей
и созданием наиболее удобных условий для игры акт„ра.
   Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга
и  режисс„ра  награжд„н  Нац.  пр.  (1949),  а  как  активный  борец  за
мирМеждунар. Ленинской  премией  "За  укрепление  мира  между  народами"
(1954).
   Соч.: Stucke, Bd 1-12, В.,  1955-59;  Uber  experimentelles  Theater,
"Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на  театре,
"Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956;
О театре. Сб. статей, М.,1960.
   Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М.,  1960;  Фрадкин  И.,  Лтература
новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л.,
1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии,  пер.  с  нем.,
М., 1935;
   Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt  Brechts  1918-1933,
В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie  des  epischen
Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien,  1958,  ј  9,zu
Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955;  Сборник:
Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j;
   "Sinn  und  Form",  Beitrage  zur  Literatur.  Erstes   und   zweites
Sonderheft, Bertolt Brecht,  [Potsd.,  1957;  Wekwerth  M.,  Theater  in
Veranderung, B., 1960. B. K.
   БРЕШАНИ (Bresciani), Катерина  (ок.  1728-80)-  итальянская  актриса.
Дарование Б. проявилось в т ре "Сан-Лука" в  Венеции,  где  К.  Гольдони
писал для не„ в 50-е гг. 18 в. комедии и трагикомедии. Б. исполняла роли
"второй   любовницы",   отличавшиеся   динамичностью,    характерностью,
комизмом. Играла в серь„зных и комедийных пьесах в  стихах  и  в  прозе,
написанных на лат. яз. и  на  венецианском  диалекте.  Лучшая  роль  Б.,
принесшая ей  широкую  известность,-  черкешенка  Гиркана  в  персидской
трилогии Гольдони ("Персидская невеста", "Гиркана в Джуль-фе", Гиркана в
Исфахане"). Гольдони высоко ценил дарование Б., много занимался  с  ней,
под его влиянием Б. стала крупной реалистич. актрисой. Гольдони  написал
для  Б.  гл.  роли  в  пьесах  "Своенравная",  "Единственная   женщина",
"Далматинка", "Кьоджин-ские перепалки" и др. После отъезда  Гольдони  во
Францию Б. до конца  жизни  выступала  в  труппе  Дж.  Лапи,  перейдя  в
старости на роли "матерей" и "кормилиц".
   Лит.: Гольдони К., Мемуары. Пер., введение и прим. С. С. Мокульского,
т. 2, Л., 1933. С. Мок.
   БРЖЕСКИЙ,  Сергей  Игнатьевич  [р.  25.IX  \S.X).  1900]  -   русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР  (1957).  Член  КПСС  с  1941.  В  1927
окончил Центр. техникум театр. иск-ва в  Москве  (ныне  ГИТИС).  Сценич.
деятельность начал в 1928 в моек. ТРАМе, первая роль-Ваня Шелаев ("Шлак"
Державина). Работал в Краснопресненском рабочем т-ре (до 1931),  Историк
о-революционном т-ре (до 1936). С 1937 - актор Саратовского т-ра им.  К.
Маркса. Среди ролей Б.:
   Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю),  Мурзавецкий  ("Волки  и  овцы"),
Лука ("На дне"), Свеколкин ("Обыкновенный  человек"  Леонова),  Максимов
("За  тех,  кто  в  море"  Лаврен„ва),  Зайцев  ("Московский   характер"
Софронова) и др. Играл рэль Ленина в спектаклях  "Человек  с  ружь„м"  и
"Кремл„вские куранты"; "Ленин  в  1918  году"  Каплера  и  Златогоровой,
"Незабываемый 1919" Вишневского Б.  выступает  также  как  чтец;  в  его
репертуаре лит. композиции произведений М.  А.  Шолохова  ("Тихий  Дон",
"Поднятая  целина",  Судьба  человека")  и  др.  Лауреат  Всероссийского
конкурса артистов-чтецов (1958).  Б.  преподавал  сценич.  мастерство  в
Саратовской консерватории им. Собинова, (1940-47). . Э. К.
   БРИАН (наст. фам.- Ш м а р г о н e  р),  Мария  Исааковна  [р.23.Vili
(4.IX).1886]-русская советская певица (лирич. сопрано) и педагог.  Засл.
арт. РСФСР (1938). В 1903-09 обучалась пению в Париже у  Ла-  борд.В1912
окончила Петерб.консерваторию по классу А.Жеребцовой-Андреевой.  В  этом
же году впервые выступила на оперной сцене (Т-р муз.драмы в Петербурге).
Партии: Татьяна ("Евгений Онегин"), Маргарита ("Фауст"),  Микаэла;  Мими
("Богема"),Антония ("Сказки Гофмана"0ффенбаха),  Мелисанда  ("Пеллеас  и
Me-лисанда" Дебюсси) и др. В 1913-14 участвовала  в  "Русских  сезонах"в
Париже и Лондоне (антреприза С. Дягилева),где пела партии Ксении ("Борис
Годунов"),  Панночки  ("Майская  ночь"  Римского-Корсакова),  Ку-харочки
("Соловей"  Стравинского)  и  др.   Последняя   партия-Марфа   ("Царская
невеста") в спектакле, пост. при открытии в 1920 Большого оперного  т-ра

Страницы: «« « 317   318   319   320   321   322   323   324   325  326   327   328   329   330   331   332   333   334   335  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия