|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 » »» мнению, чувства жалости, сострадания к людям. Взамен этих эмоций Б.
призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие чувства как
гнев против поработителей народа, восхищение героизмом новых людей.
Вместо драматургии, предполагающей сопереживания зрителя чувствам
персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление и любопытство
перед авторской мыслью, приводящую зрителя к осознанию необходимости
перестройки отживших общественных отношений. С этой целью Б.вводит
при„м, названный им "эффектом отчуждения" ("Verfremdungseffekt"),
состоящий в том, что хорошо знакомое явление предста„т в спектакле с
неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством
для осуществления этого является постоянное нарушение натуралистической
иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене. Б. добивается фиксации
внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни
(songs), хоры и т. п., концентрированно выражающие авторскую
мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша Кураж и е„
дети").
Теория драмы Б. потребовала и создания новой теории акт„рского и
режисс„рского искусства. Б. считал, что главная задача акт„ра- активно
отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля Б. рекомендует
акт„ру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля на
суде, страстно заинтересованного в выяснении истины (метод "от
свидетеля""), т. с. глубоко и всесторонне проанализировать поступки
действующего лица и их побудительные мотивы. Б. допускает акт„рское
перевоплощение, но лишь в репетиционный период, т. к. окончательным
творческим актом на сцене, по мнению Б., является "показ'. Мизансцены
должны быть не просто выразительными, но и предельно точно раскрывать
смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами художеств.
выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б. строил мизансцены
по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели",
т. е. фиксации на фотопл„нке наиболее ярких мизансцен и отдельных поз
акт„ра с целью их закрепления. Б. был противником иллюзорного
воссоздания среды, а также сценич. оформления и световых эффектов,
излишне "пропитанных настроением"; функции декораций он ограничивал
обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей
и созданием наиболее удобных условий для игры акт„ра.
Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга
и режисс„ра награжд„н Нац. пр. (1949), а как активный борец за
мирМеждунар. Ленинской премией "За укрепление мира между народами"
(1954).
Соч.: Stucke, Bd 1-12, В., 1955-59; Uber experimentelles Theater,
"Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на театре,
"Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956;
О театре. Сб. статей, М.,1960.
Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М., 1960; Фрадкин И., Лтература
новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л.,
1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии, пер. с нем.,
М., 1935;
Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts 1918-1933,
В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie des epischen
Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien, 1958, ј 9,zu
Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955; Сборник:
Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j;
"Sinn und Form", Beitrage zur Literatur. Erstes und zweites
Sonderheft, Bertolt Brecht, [Potsd., 1957; Wekwerth M., Theater in
Veranderung, B., 1960. B. K.
БРЕШАНИ (Bresciani), Катерина (ок. 1728-80)- итальянская актриса.
Дарование Б. проявилось в т ре "Сан-Лука" в Венеции, где К. Гольдони
писал для не„ в 50-е гг. 18 в. комедии и трагикомедии. Б. исполняла роли
"второй любовницы", отличавшиеся динамичностью, характерностью,
комизмом. Играла в серь„зных и комедийных пьесах в стихах и в прозе,
написанных на лат. яз. и на венецианском диалекте. Лучшая роль Б.,
принесшая ей широкую известность,- черкешенка Гиркана в персидской
трилогии Гольдони ("Персидская невеста", "Гиркана в Джуль-фе", Гиркана в
Исфахане"). Гольдони высоко ценил дарование Б., много занимался с ней,
под его влиянием Б. стала крупной реалистич. актрисой. Гольдони написал
для Б. гл. роли в пьесах "Своенравная", "Единственная женщина",
"Далматинка", "Кьоджин-ские перепалки" и др. После отъезда Гольдони во
Францию Б. до конца жизни выступала в труппе Дж. Лапи, перейдя в
старости на роли "матерей" и "кормилиц".
Лит.: Гольдони К., Мемуары. Пер., введение и прим. С. С. Мокульского,
т. 2, Л., 1933. С. Мок.
БРЖЕСКИЙ, Сергей Игнатьевич [р. 25.IX \S.X). 1900] - русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1941. В 1927
окончил Центр. техникум театр. иск-ва в Москве (ныне ГИТИС). Сценич.
деятельность начал в 1928 в моек. ТРАМе, первая роль-Ваня Шелаев ("Шлак"
Державина). Работал в Краснопресненском рабочем т-ре (до 1931), Историк
о-революционном т-ре (до 1936). С 1937 - актор Саратовского т-ра им. К.
Маркса. Среди ролей Б.:
Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю), Мурзавецкий ("Волки и овцы"),
Лука ("На дне"), Свеколкин ("Обыкновенный человек" Леонова), Максимов
("За тех, кто в море" Лаврен„ва), Зайцев ("Московский характер"
Софронова) и др. Играл рэль Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м" и
"Кремл„вские куранты"; "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой,
"Незабываемый 1919" Вишневского Б. выступает также как чтец; в его
репертуаре лит. композиции произведений М. А. Шолохова ("Тихий Дон",
"Поднятая целина", Судьба человека") и др. Лауреат Всероссийского
конкурса артистов-чтецов (1958). Б. преподавал сценич. мастерство в
Саратовской консерватории им. Собинова, (1940-47). . Э. К.
БРИАН (наст. фам.- Ш м а р г о н e р), Мария Исааковна [р.23.Vili
(4.IX).1886]-русская советская певица (лирич. сопрано) и педагог. Засл.
арт. РСФСР (1938). В 1903-09 обучалась пению в Париже у Ла- борд.В1912
окончила Петерб.консерваторию по классу А.Жеребцовой-Андреевой. В этом
же году впервые выступила на оперной сцене (Т-р муз.драмы в Петербурге).
Партии: Татьяна ("Евгений Онегин"), Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Мими
("Богема"),Антония ("Сказки Гофмана"0ффенбаха), Мелисанда ("Пеллеас и
Me-лисанда" Дебюсси) и др. В 1913-14 участвовала в "Русских сезонах"в
Париже и Лондоне (антреприза С. Дягилева),где пела партии Ксении ("Борис
Годунов"), Панночки ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ку-харочки
("Соловей" Стравинского) и др. Последняя партия-Марфа ("Царская
невеста") в спектакле, пост. при открытии в 1920 Большого оперного т-ра
Страницы: «« « 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |