|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 » »» (получила прозвище "новой сирены"). В 1717-30 выступала в крупнейших
т-рах Италии, а также в Мюнхене, Вене и др. городах Европы. В 1726-28 Б.
по приглашению Г. Ф. Генделя пела в оперной труппе в Лондоне. В 1731-63
жила в Дрездене, выступая гл. обр. в операх своего мужа - композитора И.
А. Гассе. В 1750 успешно гастролировала в Париже. Последние годы жизни
провела в Вене (1773-75) и Венеции (1775-81), продолжая артистич.
деятельность. Обладала голосом большого диапазона, исключительной
виртуозностью, прекрасными сценич. данными и большим драматич. талантом.
Пела партии в операх "Адмет", "Александр" Генделя, а также в операх
большинства совр. ей итал. композиторов, в т. ч. Энона, Отавия ("Парис",
"Нерон" Орландини), Остилия ("Теодорико" Порта), Теоноя ("Левкипп и
Теоноя" Поллароло), а также в операх М. Бонончини, А. Лотти, Ф. Манчини,
Т. Альбинони, Дж. Капелли, Л. Винчи и др. композиторов.
Лит.: H о g g M., Die Gresangskunst der Faustina Hasse und das
Sangerinnenwesen ihrer Zeit in Deutschland, [B., 193l]. Л. M.
БОРДОНЬИ (Bordogni), Джулио Марко (23. I. 1788-31.VII.1856) -
итальянский артист оперы (тенор) и педагог. Пению обучался в Милане у С.
Майра. Впервые выступил на сцене миланского Королевского т-ра в 1813; до
1815 был солистом т-ра"Каркано",с 1817 пел в т-ре "Ла Скала". В 1819
переехал в Париж, где стал ведущим солистом "Итальянского т-ра". Голос
Б. отличался мягкостью, красотой тембра и большой подвижностью. Исполнял
гл. обр. партии итал. оперного репертуара: в т. ч. в операх Россини:
Отелло, Рамиро ("Отелло", "Золушка"), Линдор ("Итальянка в Алжире"),
Джанетто ("Сорока-воровка") и др., а также в операх "Агнесса" Паэра,
"Элиза и Клау-дио" Меркаданте и др. С 1820 Б. в„л вокальный класс в
Парижской консерватории; воспитал ряд выдающихся певцов и певиц, в т. ч.
Г. Зонтаг и др. Б. принадлежит ряд учебных пособий по вокальному нск-ву,
не потерявших своего практич. значения и в наши дни.
Лит.: Donati Fettoni Ст., L'arte della musica in Bergamo, Bergamo,
1930. Л. M.
БОРЖКОВЕЦ (Borkovec), Павел (р. 10.VI. 1894) - чехословацкий
композитор. Музыке обучался у Й.Ф„р-стера и И. Сука. Автор опер "Сатир"
(1938) на сюжет раннего произв. Г„те, "Палечек" (1958) о легендарном
чеш. рыцаре 15 в., чь„ имя было символом справедливости и любви к
простым людям; балета "Король крыс" (1939) и др. соч. Гос. пр. (1959).
Л. Т.
БОРИ (Bori), Лукреция (24. X II. 1889-14.V.1960) - исп. артистка
оперы (сопрано). С 5 лет выступала в концертах. В 1902-07 обучалась
пению в консерватории в Валенсии, затем - в Милане и Риме. Впервые
выступила на оперной сцене в Риме в 1908. Одобрительные отзывы Пуччини и
Тосканини способствовали приглашению Б. в оперные т-ры Парижа (1910) и
Милана ("Ла Скала", 1910). В 1912-15 и 1921-36 Б. выступала в т-ре
"Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Партии: Микаэла; Норина ("Дон
Паскуале" Доницетти), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Октавиан
("Кавалер роз" Р. Штрауса), Мелисанда ("Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси),
Виолетта; Мими ("Богема" Пуччини), Луиза (о. п. Шарпантье), Ирис (о. п.
Масканьи). Обладала голосом красивого тембра и высоким тех-нич.
мастерством. Особенно удавались Б. партии, требовавшие лиричности,
задушевности и грациозности исполнения. В 1936 Б. оставила сцену и
работала консультантом в т-ре "Метрополитен-опера". Вс. Т.
"БОРИС ГОДУНОВ" - 1) трагедия А. С. Пушкина. Соч. 1825. До 1866 была
запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и
сокращениями пост. впервые 17 сент. 1870 на сцене Мариинского т-ра
артистами Александрийского т-ра (реж. Яблочкин, декорации Шишкина; Борис
- Леонидов, Лжедимитрий - Самойлов, Пимен - Григорьев, Марина Мнишек -
Струйская, Шуйский - Зубров). 19 ноября 1880 "Б. Г." в той же редакции
пост. в Малом т-ре (реж. Черневский; Борис - Вильде, Лжедимитрий -
Ленский, Пимен - Самарин, Марина Мнишек - Ермолова, Шуйский - Правдин).
14 окт. 1899 пост. там же (Борис - Горев, Лжедимитрий - Южин, Пимен
-Рябов, Варлаам- Макшеев, Мисаил - М. Садовский, Хозяйка корчмы- О.
Са-довская, Юродивый-Музиль). 10 окт. 1907 пост. в МХТе впервые в
наиболее полной редакции (22 из 24 сцен трагедии) (реж.
Пемирович-Данченко и Лужский, худ. Симов; Борис -Вишневский, Лжедимитрий
- Москвин, Пимен - Качалов, Марина Мнишек - Германова, Шуйский -
Лужский, Варлаам - Уралов). Среди последующих пост.: общедоступный т-р
Лиговского народного дома. Петербург (13 февр. 1905, реж. Гайдебуров);
Александрийский т-р (1908) - два эпизо-дич. спектакля в пользу
сооружения памятника Пушкину в Петербурге (Борис - Ге, Лжедимитрий -
Ходотов, Шуйский - К. Яковлев, Варлаам - Давыдов, Мисаил - Варламов).
В дореволюц. провинц. т-рах "Б. Г." почти не ставился [исключения -
Казань, 18 ноября 1871, антреприза Медведева, бенефис Давыдова,
исполнявшего роль Лжедимитрия:
1899 - Петинский (Воронежская губерния) деревенский т-р Бунакова]. В
дореволюц. т-рах обычно шли только отрывки из "Б. Г.", преим шественно
сцены у фонтана, в корчме, в келье.
На сов. сцене: Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (13 ноября 1934; реж.
Сушкевич, худ. Руди; Борис - Симонов, Лжедимитрий - Бабочкин, Пимен -
Малютин, Марина - Вольф-Израэль, Варлаам-Черкасов), там же (1949; реж.
Вивь-ен, худ. Попов), Малый т-р (1937; реж. Хохлов, худ. Шуко;
Борис - Ленин, Лжедимитрий - Анненков, Пимен - Подгорный, Марина
Мнишек - Гоголева, Шуйский - Яковлев, Варлаам - Зражевский, Юродивый -
Лебедев), ленингр. Новый т-р юных зрителей (1938; реж. Зон и Сойникова,
худ. Григорьев), колхозно-совхозный т-р Леноблисполкома (1937; реж.
Гайдебуров). К столетию смерти Пушкина (1937) "Б. Г." ставили т-ры:
Оренбургский, Воронежский, Смоленский, Новосибирский т-р "Красный
факел", Орехово-Зуевский, Свердловский, Рязанский, Краснодарский,
Башкирский ака-демич. т-р (Уфа), Таджикский т-р им. Лахути
(Сталинабад)ряд сцен, Коми драм. т-р (Сыктывкар) и мн. др. В 1949-Т-р
им. Франко, Киев (Борис - Шумский, Марина - Ужвий). В 1957 "Б. Г."
показал Т-р им. Руставели (Тбилиси), Центральный детский т-р (Москва).
С чтением отрывков из "Б. Г." неоднократно выступал по радио и на
эстраде В. И. Качалов.
И з д а н и я.-Первое изд. "Б. Г." СПБ, 1831, из поздних изданий:
Пушкин А. С., Полное собр. соч. в 10 томах. т. 5, М.-Л., 1949.
Лит.: Д у p ы л и н С., Пушкин на сцене, М., 1951, с. 65- 91,134-62;
Загорский М. Б." Пушкин и театр. М.-Л., 1940.
2) Опера М. Мусоргского, его же либретто по трагедии А. Пушкина. Соч.
1869 (2-я ред. 1872). 5 февр. 1873 пост. первые три сцены в Мариинском
т-ре (Петербург), полностью - 27 янв. 1874, там же (Борис- Мельников,
Самозванец - Комис" саржевский, Варлаам - Петров, Пимен - Васильев 1-й,
Страницы: «« « 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |