Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 297   298   299   300   301   302   303   304   305  306   307   308   309   310   311   312   313   314   315  » »»

(получила прозвище "новой сирены"). В  1717-30  выступала  в  крупнейших
т-рах Италии, а также в Мюнхене, Вене и др. городах Европы. В 1726-28 Б.
по приглашению Г. Ф. Генделя пела в оперной труппе в Лондоне. В  1731-63
жила в Дрездене, выступая гл. обр. в операх своего мужа - композитора И.
А. Гассе. В 1750 успешно гастролировала в Париже. Последние  годы  жизни
провела в  Вене  (1773-75)  и  Венеции  (1775-81),  продолжая  артистич.
деятельность.  Обладала  голосом  большого   диапазона,   исключительной
виртуозностью, прекрасными сценич. данными и большим драматич. талантом.
Пела партии в операх "Адмет", "Александр"  Генделя,  а  также  в  операх
большинства совр. ей итал. композиторов, в т. ч. Энона, Отавия ("Парис",
"Нерон" Орландини), Остилия  ("Теодорико"  Порта),  Теоноя  ("Левкипп  и
Теоноя" Поллароло), а также в операх М. Бонончини, А. Лотти, Ф. Манчини,
Т. Альбинони, Дж. Капелли, Л. Винчи и др. композиторов.
   Лит.: H о g g M.,  Die  Gresangskunst  der  Faustina  Hasse  und  das
Sangerinnenwesen ihrer Zeit in Deutschland, [B., 193l]. Л. M.
   БОРДОНЬИ  (Bordogni),  Джулио  Марко  (23.  I.  1788-31.VII.1856)   -
итальянский артист оперы (тенор) и педагог. Пению обучался в Милане у С.
Майра. Впервые выступил на сцене миланского Королевского т-ра в 1813; до
1815 был солистом т-ра"Каркано",с 1817 пел в т-ре  "Ла  Скала".  В  1819
переехал в Париж, где стал ведущим солистом "Итальянского  т-ра".  Голос
Б. отличался мягкостью, красотой тембра и большой подвижностью. Исполнял
гл. обр. партии итал. оперного репертуара: в т.  ч.  в  операх  Россини:
Отелло, Рамиро ("Отелло", "Золушка"),  Линдор  ("Итальянка  в  Алжире"),
Джанетто ("Сорока-воровка") и др., а также  в  операх  "Агнесса"  Паэра,
"Элиза и Клау-дио" Меркаданте и др. С 1820  Б.  в„л  вокальный  класс  в
Парижской консерватории; воспитал ряд выдающихся певцов и певиц, в т. ч.
Г. Зонтаг и др. Б. принадлежит ряд учебных пособий по вокальному нск-ву,
не потерявших своего практич. значения и в наши дни.
   Лит.: Donati Fettoni Ст., L'arte della musica  in  Bergamo,  Bergamo,
1930. Л. M.
   БОРЖКОВЕЦ  (Borkovec),  Павел  (р.  10.VI.  1894)   -   чехословацкий
композитор. Музыке обучался у Й.Ф„р-стера и И. Сука. Автор опер  "Сатир"
(1938) на сюжет раннего произв. Г„те,  "Палечек"  (1958)  о  легендарном
чеш. рыцаре 15 в., чь„  имя  было  символом  справедливости  и  любви  к
простым людям; балета "Король крыс" (1939) и др. соч. Гос.  пр.  (1959).
Л. Т.
   БОРИ (Bori), Лукреция (24. X  II.  1889-14.V.1960)  -  исп.  артистка
оперы (сопрано). С 5 лет выступала  в  концертах.  В  1902-07  обучалась
пению в консерватории в Валенсии, затем  -  в  Милане  и  Риме.  Впервые
выступила на оперной сцене в Риме в 1908. Одобрительные отзывы Пуччини и
Тосканини способствовали приглашению Б. в оперные т-ры Парижа  (1910)  и
Милана ("Ла Скала", 1910). В 1912-15  и  1921-36  Б.  выступала  в  т-ре
"Метрополитен-опера"  в  Нью-Йорке.  Партии:   Микаэла;   Норина   ("Дон
Паскуале" Доницетти), Джульетта ("Ромео  и  Джульетта"  Гуно),  Октавиан
("Кавалер роз" Р. Штрауса), Мелисанда ("Пеллеас и  Мелисанда"  Дебюсси),
Виолетта; Мими ("Богема" Пуччини), Луиза (о. п. Шарпантье), Ирис (о.  п.
Масканьи).  Обладала  голосом  красивого  тембра  и   высоким   тех-нич.
мастерством.  Особенно  удавались  Б.  партии,  требовавшие  лиричности,
задушевности и грациозности исполнения.  В  1936  Б.  оставила  сцену  и
работала консультантом в т-ре "Метрополитен-опера". Вс. Т.
   "БОРИС ГОДУНОВ" - 1) трагедия А. С. Пушкина. Соч. 1825. До 1866  была
запрещена  для  представления  на  сцене.  С  цензурными   изъятиями   и
сокращениями пост. впервые 17  сент.  1870  на  сцене  Мариинского  т-ра
артистами Александрийского т-ра (реж. Яблочкин, декорации Шишкина; Борис
- Леонидов, Лжедимитрий - Самойлов, Пимен - Григорьев, Марина  Мнишек  -
Струйская, Шуйский - Зубров). 19 ноября 1880 "Б. Г." в той  же  редакции
пост. в Малом т-ре (реж.  Черневский;  Борис  -  Вильде,  Лжедимитрий  -
Ленский, Пимен - Самарин, Марина Мнишек - Ермолова, Шуйский -  Правдин).
14 окт. 1899 пост. там же (Борис -  Горев,  Лжедимитрий  -  Южин,  Пимен
-Рябов, Варлаам- Макшеев, Мисаил -  М.  Садовский,  Хозяйка  корчмы-  О.
Са-довская, Юродивый-Музиль). 10  окт.  1907  пост.  в  МХТе  впервые  в
наиболее   полной   редакции   (22   из   24   сцен   трагедии)    (реж.
Пемирович-Данченко и Лужский, худ. Симов; Борис -Вишневский, Лжедимитрий
- Москвин, Пимен  -  Качалов,  Марина  Мнишек  -  Германова,  Шуйский  -
Лужский, Варлаам - Уралов). Среди последующих пост.:  общедоступный  т-р
Лиговского народного дома. Петербург (13 февр. 1905,  реж.  Гайдебуров);
Александрийский  т-р  (1908)  -  два  эпизо-дич.  спектакля   в   пользу
сооружения памятника Пушкину в Петербурге (Борис  -  Ге,  Лжедимитрий  -
Ходотов, Шуйский - К. Яковлев, Варлаам - Давыдов, Мисаил - Варламов).
   В дореволюц. провинц. т-рах "Б. Г." почти не ставился  [исключения  -
Казань,  18  ноября  1871,  антреприза  Медведева,   бенефис   Давыдова,
исполнявшего роль Лжедимитрия:
   1899 - Петинский (Воронежская губерния) деревенский т-р Бунакова].  В
дореволюц. т-рах обычно шли только отрывки из "Б. Г.",  преим  шественно
сцены у фонтана, в корчме, в келье.
   На сов. сцене: Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (13 ноября  1934;  реж.
Сушкевич, худ. Руди; Борис - Симонов, Лжедимитрий -  Бабочкин,  Пимен  -
Малютин, Марина - Вольф-Израэль, Варлаам-Черкасов), там же  (1949;  реж.
Вивь-ен, худ. Попов), Малый т-р (1937; реж. Хохлов, худ. Шуко;
   Борис - Ленин, Лжедимитрий -  Анненков,  Пимен  -  Подгорный,  Марина
Мнишек - Гоголева, Шуйский - Яковлев, Варлаам - Зражевский,  Юродивый  -
Лебедев), ленингр. Новый т-р юных зрителей (1938; реж. Зон и  Сойникова,
худ. Григорьев),  колхозно-совхозный  т-р  Леноблисполкома  (1937;  реж.
Гайдебуров). К столетию смерти Пушкина  (1937)  "Б.  Г."  ставили  т-ры:
Оренбургский,  Воронежский,  Смоленский,  Новосибирский   т-р   "Красный
факел",  Орехово-Зуевский,   Свердловский,   Рязанский,   Краснодарский,
Башкирский   ака-демич.   т-р   (Уфа),   Таджикский   т-р   им.   Лахути
(Сталинабад)ряд сцен, Коми драм. т-р (Сыктывкар) и мн.  др.  В  1949-Т-р
им. Франко, Киев (Борис - Шумский, Марина  -  Ужвий).  В  1957  "Б.  Г."
показал Т-р им. Руставели (Тбилиси), Центральный детский т-р (Москва).
   С чтением отрывков из "Б. Г." неоднократно выступал  по  радио  и  на
эстраде В. И. Качалов.
   И з д а н и я.-Первое изд. "Б. Г." СПБ,  1831,  из  поздних  изданий:
Пушкин А. С., Полное собр. соч. в 10 томах. т. 5, М.-Л., 1949.
   Лит.: Д у p ы л и н С., Пушкин на сцене, М., 1951, с. 65-  91,134-62;
Загорский М. Б." Пушкин и театр. М.-Л., 1940.
   2) Опера М. Мусоргского, его же либретто по трагедии А. Пушкина. Соч.
1869 (2-я ред. 1872). 5 февр. 1873 пост. первые три сцены  в  Мариинском
т-ре (Петербург), полностью - 27 янв. 1874, там  же  (Борис-  Мельников,
Самозванец - Комис" саржевский, Варлаам - Петров, Пимен - Васильев  1-й,

Страницы: «« « 297   298   299   300   301   302   303   304   305  306   307   308   309   310   311   312   313   314   315  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия