Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 302   303   304   305   306   307   308   309   310  311   312   313   314   315   316   317   318   319   320  » »»

"Креонт" (1776), "Алкид" (1778) и "Квинт Фабий"  (1779)  были  пост.  па
сценах  крупных  итал.  оперных  т-ров.   В   1779   Б.   был   назначен
капельмейстером при дворе наследника Павла в Гатчине и Павловске;  здесь
он создал оперы на франц. либретто- "Сокол" (1786) и "Сын-соперник,  или
Новая Стратоника" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786,
пост. в Петербурге)  и  др.  соч.  Оперы  "Сокол"  и  "Сын-соперник...",
изящные постилюипоэ-тич. по настроению,- одни из первых  лирич.  опер  в
России. В 1796  Б.  получил  звание  управляющего  Придворной  певческой
капеллой.
   Лит.: Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М.-Л., 1950; Асафье'в Б.,  Об
исследовании русской музыки XVIII века в  двух  операх  Бортнянского,  в
сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927.
   БОРУХОВА, Фатима(р. 9.XI. 1916) - узбекская советская артистка  оперы
(меццо-сопрано). Нар. арт.Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начала в
1930 в Андижанском муз. т-ре; с 1935 Б.- солистка Т-ра  оперы  и  балета
им. Навои (Ташкент). В 1940-42 училась в узб. оперной студии  при  Моск.
консерватории. Партии:
   Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и  Садыкова),  Акжу-нус  ("‚р-Таргын"
Брусиловского), Зебиниса ("Буран" Ашрафи и Василенко), Ширин ("Фархад  и
Ширин" Успенского и Мушеля),  Полина,  Няня  ("Пиковая  дама",  "Евгений
Онегин"), Гадалка ("Алмаст" Спендиарова) и  др.  С  1957  выступает  как
концертная певица. С. М.
   БОРШТНИК  (Borstnik),  Игнаций  (11.  VII.  1859-  23.  IX.  1919)  -
словенский акт„р, режисс„р и драматург. В  1885-86  обучался  акт„рскому
иск-ву в Вене у  Р.  Тирольта.  Сценич.  деятельность  начал  в  1882  в
Люблянской читальне. Ставил спектакли в читальне, а также в 1886-94 -  в
"Отечественном т-ре"  в  Любля-не.  В  1894-1912  и  1914-18  работал  в
Загребе, в  1918-19  -  снова  в  Любляне.  Б.-  ведущий  акт„р  первого
поколения словенских проф. акт„ров.  Лучшие  роли:  Кантор  ("Король  на
Бетайнове" Цанкара), Хельмер ("Нора"), Фердинанд,  Тартюф;  Старый  Илия
(о. п. Борштника). Создал сценич. образы в трагедиях  Шекспира:  Гамлет;
Кассио и Яго ("Отелло"), Шейлок ("Венецианский купец"),  Ричард  II.  Б.
были присущи реалистич. манера игры, мощный темперамент. Б.  принадлежат
обработка (по роману И.  Юрчича)  и  пост.  пьесы  "Вероника  Десиничка"
(1892); пьесы "Не мой вкус" (1886) и "Старый Илия" (1891). Аг. М.
   БОРШТНИК (Borstnik), София  (15.V.  1868-3.XII.  1948)  -  словенская
актриса. Жена И. Борштника. Сценич. иск-ву обучалась в  Любляне,  Праге,
Вене. Играла  на  словенском,  хорватском,  болг.  и  нем.  яз.  Сценич.
деятельность начала в 1882 под фамилией Звонарева (Zvonarjeva). Работала
в т-рах Любляны (1882-94, 1908-10, 1918-22), Загребе  (1894-1902,  1903,
1914),Софии (1905-07), Осиека (1911). Обладала сильным темпераментом,  в
своих лучших ролях  сочетала  внешнюю  эффектность  с  проникновением  в
сущность психологии героинь. Осн. роли: Х имена  ("Сид"  Корнеля),  Леди
Мильфорд ("Коварство и любовь"), Мария Стюарт; Антигона (о. п. Софокла);
Нора; Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Федора  (о.  п.  Сарду),
Магда ("Родина" Зудермана), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга). Аг. М.
   БОРЩАГОВСКИЙ, Александр  Михайлович  [р.1(14).  X.  1913]  -  русский
советский театральный критик и драматург. Член КПСС с 1940. Работал зав.
лит. частью в киевских  т-рах  -  им.  И.  Франко  (1938-40),  им.  Леси
Украинки (1945-46) и в Центр, т-ре Советской Армии в  Москве  (1947-49).
Лит. деятельность начал в 1936. Автор пьес: "Жена" (1955, Ленингр. драм.
т-р),  "Медвежья  шкура"  (1958,  Моск.  т-р  им.  Пушкина)  и  др.   Б.
принадлежат театроведческие работы по укр. театру.
   С о ч.: Шевченко ? театр. [б. м.],  1941  (совм.  с  М.  Иоси-пснко);
Шекспир ? укранський театр. в кн.: Вильям Шекспир. Сб?рка  статей,  Кив,
1939; Драматичн? твори ?вана Франка, Кив, 1946; Амвросий Максимилианович
Бучма, Кив, 1947; Драматургия Тоб?левича,  Кив,  1948;  Путь  театра.  -
Очерк истории театра им. Франко, М.-Л., 1948.
   БОРЬБА - вид  спорта:  единоборство  по  определ„нным  правилам.  Как
цирковой жанр состоит в зрелищной демонстрации при„мов борьбы. С сер. 19
в. на ярмарках, площадях, гуляниях и в балаганах выступали проф.  борцы.
В рус. цирках Б. становится частью представления с  70-80-х  гг.  19  в.
Часто первые два отделения занимало цирковое представление,  третьематчи
Б. Первые соревнования проф. борцов были организованы в сер.  19  в.  во
Франции (отсюда назв.- "французская" борьба), в России первый  чемпионат
проф.  "французской"  борьбы  был  провед„н  в  1904  в  Петерб.   цирке
Чинизелли. В конце 19 в. и в 1-м  десятилетии  20  в.  Б.  становится  в
России популярным зрелищем. Организатором соревнований борцов был И.  В.
Лебедев ("Дядя Ваня"). В рус. до-революц. цирке выдвигаются борцы: И. М.
Поддуб-ный, С. И. Елисеев, И. В. Шемякин, И. М. Заикин, Н. Г. Вахту  ров
и др. Однако многие предприниматели  вводили  в  соревнования  различные
шарлатанские трюки.
   В  советском  цирке  Б.  до  1933  включалась  в   программы   цирков
эпизодически (наиболее значительные чемпионаты в Москве - в 1922, 1923 и
1924). С 1933 проф. борцы были зачислены на  постоянную  работу  в  Гос.
цирки. Наряду с борцами старшего поколения появились новые борцы  М.  М.
Боров, И. К. Куксенко (Ян Цыган) и И. В. Плясуля, В.  Г.  Ярков,  М.  М.
Стрижак и др. Распространение получила классическая Б. (прежние названия
"французская", "греко-римская"), Б. как цирковой жанр тесно  связана  со
спортом; многие борцы-спортсмены выступают в цирке,  из  числа  цирковых
борцов вышел засл. мастер спорта чемпион мира  А.  Г.  Мазур  и  др.  Б.
входит  в  нар.  празднества,  проводимые  во  многих  республиках  СССР
(Казахстан, Киргизия, Бурятия и т. д.). За рубежом Б. как цирковой  жанр
не распространена.
   Лит.: Кузнецов Е.,  Арена  и  люди  советского  цирка,  Л.-М.,  1947;
Галковский Н. М., К а т у л и н А.3.,  Ч  и  о  н  о  в  Н.  Г.,  Борьба
классическая и вольная, М., 1952; Гринвальд Я.,  Русский  богатырь  Иван
Поддуб-ный,   М.-Л.,   1948;   Лебедев   И.   (Дядя    Ваня),    История
профессиональной французской борьбы, [M.I, 1928.
   БОРЯН, Гурген Михайлович (р. 2.VI. 1915) - армянский советский поэт и
драматург. Член КПСС с 1940. Лит. деятельность начал в 1930. Автор  пьес
"На высотах" (1947) о Великой Отечественной войне, и "Под одной  крышей"
(1957) об установлении Советской власти в Армении и др. Пьесы Б.,  пост.
в Т-ре им.  Сундукяна  (Ереван)  и  др.  т-рах,  отмечены  поэтичностью,
тонкостью психологич. характеристик. Б. Л.
   БбСКО (Bosco), Бартоломео (1793-1863) - итал. артист цирка; фокусник.
Был наполеоновским солдатом. Во время войны 1812 попал в плен и выступал
как фокусник в Сибири. После возвращения на родину  выступал  в  крупных
городах Европы и Америки. В 40-х гг. 19  в.-  в  Москве,  Петербурге.  В
своих представлениях Б. сочетал мастерство манипулятора  (демонстрировал

Страницы: «« « 302   303   304   305   306   307   308   309   310  311   312   313   314   315   316   317   318   319   320  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия