|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 » »» - профессор, с 1877 - академик Медико-хи-рургич. академии. В 1862
сблизился с композитором М. А. Балакиревым и вош„л в его кружок
("Могучая кучка"). Б.- автор симфоний, камерно-инструмент., вокальных и
др. соч.- создал монумент, героич. оперу "Князь Игорь" по древнерус.
эпич. поэме "Слово о полку Игореве" (либретто написано Б. по сценарию В.
В. Стасова), но не успел закончить эту оперу; после смерти композитора,
по его материалам, оперу завершили Н. А. Римский-Корсаков и А. К.
Глазунов. Пост. состоялась в 1890 в Мариинском т-ре. Проникнутая высокой
патриотической идеей, опера Б. покоряет величием и благородством
образов, мощью и размахом народных хоровых сцен, рельефностью
во-кально-симфонич. характеристик, широтой и разнообразием
муз.-драматич. форм. Она включает и эпич. картины, и трогательную
лирику, и характерные жанровые образы, и скомороший юмор. При общей
уравновешенности и пластичности форм опера отличается
целеустремл„нностью драматич. развития. "По моему,- писал Б. в одном из
писем, - в опере, как и в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не
должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко
и по возможности практично в исполнении как голосовом, так и
оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр - на втором....
Меня тянет к пению, к кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам
знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к
формам более законченным, более круглым, более широким".
Новаторски развивая традиции М. И. Глинки, Б. красочно воплотил в
музыке два мира - Русь и Восток. Не прибегая к прямым заимствованиям из
фольклора, Б. чутко воспроизв„л в опере характер народной музыки -
русской и восточной (композитор внимательно изучил напевы, собранные
венг. путешественником П. Гунфальви в Средней Азии и у потомков древних
половцев в Венгрии). Высоким образцом постижения духа и склада русской
народной песни является подголосочный хор поселян из "Князя Игоря",
передающий скорбь народа и одновременно его душевную стойкость. Столь же
оригинальны и столь же типичны восточные мелодии Б., воспроизводящие
знойную негу и лихую воинственность половецкого стана. Один из шедевров
русской художеств. классики, опера "Князь Игорь" послужила образцом для
создания историко-эпич. опер других народов СССР и вошла в фонд мирового
оперного иск-ва.
Б. написал также муз.-театр. пьесу "Богатыри" на текст В.Александрова
(В. А. Крылова). Эта пьеса ("опера-фарс"), пародирующая оперные штампы
(с частичным заимствованием музыки из опер Мейербе-ра, Россини,
Герольда, Серова, Кавоса, оперетт Оф-фенбаха, нар. песен и др.), была
пост. в 1867 в Малом т-ре (инструментовка дириж„ров Э. Мертена и Ф.
Бюх-нера). В 1936 была пост. в Камерном т-ре (Москва) в неудачной
переделке (новый текст Демьяна Бедного), вызвавшей осуждение
общественности. В клавире сохранился написанный Б. 4-й акт оперы-балета
"Млада" (коллективная работа композиторов балакиревского кружка на
сюжет, предложенный С. А. Гедеоновым, либретто В. А. Крылова).
Лит.: Стасов В. В., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1954; Ф и г у
р о в с к и и II. А. и Соловьев Ю. П., Александр Порфирьевич Бородин,
М.-Л., 1950;
Д и а н и н С. А., Бородин, М., 1955; Асафьев Б. В., Избранные труды,
т. 3, М., 1954; Глебов Игорь (Б. В. А с а ф ь е в), Из забытых страниц
русской музыки, в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под
ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Л а м м П. и П о-л о в
С., "Богатыри", "Советская музыка", 1934, ј 1. Б.Ш.
БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ - русская акт„рская семья, представители к-рой св.
100 лет играют на сцене Малого театра. Варвара Васильевна (по
сцене-Бороздина 1-я; 1828-66) и Евгения Васильевна (Бороздина 2-я;
1830-69) - сестры. По окончании Театр. уч-ща в 1848 дебютировали на
сцене Малого т-ра в водевиле Хмельницкого "Бабушкины попугаи". Выступали
преим. в комедиях и водевилях, были частыми партн„ршами М. С. Щепкина и
В. И. Живокини. Игра их отличалась живостью, изяществом. Б.-М. играли
также в пьесах Островского;
В. В. Бороздина - Липочка ("Свои люди - сочт„мся"), Ульяна
("Воевода"), Жмигулина ("Грех да беда на кого не жив„т"), Варвара
("Гроза", роль была написана Островским для Б.); Е. В. Бороздина -Оля
("Старый друг лучше новых двух"), Устинья Наумовна ("Свои люди -
сочт„мся"). Варвара Петровна Пино (1854-1927)-дочь В. В.Бороздиной и П.
Пино - главного машиниста Большого т-ра; дебютировала в Малом т-ре в
1870; прослужила здесь 20 лет. Е„ муж - Николай Игнатьевич Музилъ
(1841-1906) былвыдающимся акт„ром Малого т-ра. Дети В. П. Пино и Н. И.
Музиля: 1) Варвара Николаевна (р. 1871), по сцене сначала-Музиль 1-я,
затем по мужу Рыжова, с 1893 играет на сцене Малого т-ра, нар. арт.
СССР, 2) Елена Николаевна Музиль 2-я, в Малом т-ре играла с 1893; 3)
Николай Николаевич Музиль 2-й, на сцене Малого т-ра с 1896; 4) Надежда
Николаевна Муз и л ь-лр-тпстка т-ра Корша в Москве и Суворинского т-ра в
Петербурге. Сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых - Николай
Иванович Рыжов - артист Малого т-ра, нар. арт. РСФСР.
Лит.: Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.- Л., 1945;
Кар а-М у р з а С., Малый театр. Очерки и впечатления, М" 1924. А.Кл.
БОРСКАЯ (наст. фам.- Климова), Надежда Дмитриевна [р. 21.1(2.11).
1885]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончила драм.
отделение Моск. филармонич. уч-ща (1903, училась у В. И.
Немировича-Данченко, А. А. Санина). В 1903 вступила в труппу
Ярославского т-ра. Играла гл. обр. в провинциальных т-рах (Херсон, Рига,
Харьков, Тифлис, Одесса и др.). В 1912-33 - актриса т-ра Корша в Москве,
в 1933-36 - МХАТа 2-го. В 1936- 1954 играла в Малом т-ре. Иск-во Б.
отмечено большим обаянием, мягким юмором. Роли: Варенька ("Дикарка"
Островского и Соловь„ва), Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского),
Полина ("Доходное место"). Тонкой сатиричностью отличались созданные Б.
образы Турусиной ("На всякого мудреца довольно простоты"), Хл„стовой
("Горе от ума"), Анны' Павловны ("Живой труп") и др.
БОРТНЯНСКИЙ, Дмитрий Степанович [1751, Глу-хов,-28.1Х(10.Х). 1825,
Петербург] - русский композитор. По национальности украинец. Еще
реб„нком отличался муз. одар„нностью и прекрасным голосом. Ок. 1759 был
привез„н в Петербург и зачислен в Придворную певческую капеллу,
участвовал в придворных концертах и оперных спектаклях. Занятия
композицией начал под руководством композитора Б. Галуппи. В 1769 был
направлен для продолжения образования в Италию, где пробыл ок. 10 лет.
Б.- один из первых рус. композиторов разрабатывал сложные формы
инструмент, музыки (сонаты, камерные ансамбли); писал церковную музыку.
Творчество Б. способствовало развитию рус. инструмент. музыки. Оперы Б.
Страницы: «« « 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |