Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 301   302   303   304   305   306   307   308   309  310   311   312   313   314   315   316   317   318   319  » »»

- профессор, с  1877  -  академик  Медико-хи-рургич.  академии.  В  1862
сблизился с  композитором  М.  А.  Балакиревым  и  вош„л  в  его  кружок
("Могучая кучка"). Б.- автор симфоний, камерно-инструмент., вокальных  и
др. соч.- создал монумент, героич. оперу  "Князь  Игорь"  по  древнерус.
эпич. поэме "Слово о полку Игореве" (либретто написано Б. по сценарию В.
В. Стасова), но не успел закончить эту оперу; после смерти  композитора,
по его материалам, оперу  завершили  Н.  А.  Римский-Корсаков  и  А.  К.
Глазунов. Пост. состоялась в 1890 в Мариинском т-ре. Проникнутая высокой
патриотической  идеей,  опера  Б.  покоряет  величием  и   благородством
образов,  мощью  и  размахом   народных   хоровых   сцен,   рельефностью
во-кально-симфонич.    характеристик,    широтой     и     разнообразием
муз.-драматич. форм.  Она  включает  и  эпич.  картины,  и  трогательную
лирику, и характерные жанровые образы,  и  скомороший  юмор.  При  общей
уравновешенности    и     пластичности     форм     опера     отличается
целеустремл„нностью драматич. развития. "По моему,- писал Б. в одном  из
писем, - в опере, как и в декорации, мелкие  формы,  детали,  мелочи  не
должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко
и  по  возможности  практично  в  исполнении  как   голосовом,   так   и
оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр - на втором....
Меня тянет к пению, к кантилене, а не к  речитативу,  хотя,  по  отзывам
знающих людей, я последним владею недурно.  Кроме  того,  меня  тянет  к
формам более законченным, более круглым, более широким".
   Новаторски развивая традиции М. И. Глинки,  Б.  красочно  воплотил  в
музыке два мира - Русь и Восток. Не прибегая к прямым заимствованиям  из
фольклора, Б. чутко воспроизв„л  в  опере  характер  народной  музыки  -
русской и восточной (композитор  внимательно  изучил  напевы,  собранные
венг. путешественником П. Гунфальви в Средней Азии и у потомков  древних
половцев в Венгрии). Высоким образцом постижения духа и  склада  русской
народной песни является подголосочный  хор  поселян  из  "Князя  Игоря",
передающий скорбь народа и одновременно его душевную стойкость. Столь же
оригинальны и столь же типичны  восточные  мелодии  Б.,  воспроизводящие
знойную негу и лихую воинственность половецкого стана. Один из  шедевров
русской художеств. классики, опера "Князь Игорь" послужила образцом  для
создания историко-эпич. опер других народов СССР и вошла в фонд мирового
оперного иск-ва.
   Б. написал также муз.-театр. пьесу "Богатыри" на текст В.Александрова
(В. А. Крылова). Эта пьеса ("опера-фарс"), пародирующая  оперные  штампы
(с  частичным  заимствованием  музыки  из  опер   Мейербе-ра,   Россини,
Герольда, Серова, Кавоса, оперетт Оф-фенбаха, нар. песен  и  др.),  была
пост. в 1867 в Малом т-ре (инструментовка  дириж„ров  Э.  Мертена  и  Ф.
Бюх-нера). В 1936 была  пост.  в  Камерном  т-ре  (Москва)  в  неудачной
переделке   (новый   текст   Демьяна   Бедного),   вызвавшей   осуждение
общественности. В клавире сохранился написанный Б. 4-й акт  оперы-балета
"Млада"  (коллективная  работа  композиторов  балакиревского  кружка  на
сюжет, предложенный С. А. Гедеоновым, либретто В. А. Крылова).
   Лит.: Стасов В. В., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1954; Ф и г  у
р о в с к и и II. А. и Соловьев Ю. П.,  Александр  Порфирьевич  Бородин,
М.-Л., 1950;
   Д и а н и н С. А., Бородин, М., 1955; Асафьев Б. В., Избранные труды,
т. 3, М., 1954; Глебов Игорь (Б. В. А с а ф ь е в), Из  забытых  страниц
русской музыки, в кн.: Музыкальная летопись.  Статьи  и  материалы,  под
ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Л а м м П. и П о-л  о  в
С., "Богатыри", "Советская музыка", 1934, ј 1. Б.Ш.
   БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ - русская акт„рская семья, представители  к-рой  св.
100  лет  играют  на  сцене  Малого  театра.  Варвара   Васильевна   (по
сцене-Бороздина 1-я;  1828-66)  и  Евгения  Васильевна  (Бороздина  2-я;
1830-69) - сестры. По окончании Театр.  уч-ща  в  1848  дебютировали  на
сцене Малого т-ра в водевиле Хмельницкого "Бабушкины попугаи". Выступали
преим. в комедиях и водевилях, были частыми партн„ршами М. С. Щепкина  и
В. И. Живокини. Игра их отличалась живостью,  изяществом.  Б.-М.  играли
также в пьесах Островского;
   В.  В.  Бороздина  -  Липочка  ("Свои  люди  -   сочт„мся"),   Ульяна
("Воевода"), Жмигулина ("Грех  да  беда  на  кого  не  жив„т"),  Варвара
("Гроза", роль была написана Островским для Б.); Е.  В.  Бороздина  -Оля
("Старый друг  лучше  новых  двух"),  Устинья  Наумовна  ("Свои  люди  -
сочт„мся"). Варвара Петровна Пино (1854-1927)-дочь В. В.Бороздиной и  П.
Пино - главного машиниста Большого т-ра; дебютировала  в  Малом  т-ре  в
1870; прослужила здесь 20  лет.  Е„  муж  -  Николай  Игнатьевич  Музилъ
(1841-1906) былвыдающимся акт„ром Малого т-ра. Дети В. П. Пино и  Н.  И.
Музиля: 1) Варвара Николаевна (р. 1871), по  сцене  сначала-Музиль  1-я,
затем по мужу Рыжова, с 1893 играет на  сцене  Малого  т-ра,  нар.  арт.
СССР, 2) Елена Николаевна Музиль 2-я, в Малом т-ре  играла  с  1893;  3)
Николай Николаевич Музиль 2-й, на сцене Малого т-ра с 1896;  4)  Надежда
Николаевна Муз и л ь-лр-тпстка т-ра Корша в Москве и Суворинского т-ра в
Петербурге. Сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых -  Николай
Иванович Рыжов - артист Малого т-ра, нар. арт. РСФСР.
   Лит.: Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.- Л., 1945;
   Кар а-М у р з а С., Малый театр. Очерки и впечатления, М" 1924. А.Кл.
   БОРСКАЯ (наст. фам.- Климова),  Надежда  Дмитриевна  [р.  21.1(2.11).
1885]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончила драм.
отделение   Моск.   филармонич.   уч-ща   (1903,   училась   у   В.   И.
Немировича-Данченко,  А.  А.  Санина).  В   1903   вступила   в   труппу
Ярославского т-ра. Играла гл. обр. в провинциальных т-рах (Херсон, Рига,
Харьков, Тифлис, Одесса и др.). В 1912-33 - актриса т-ра Корша в Москве,
в 1933-36 - МХАТа 2-го. В 1936- 1954 играла  в  Малом  т-ре.  Иск-во  Б.
отмечено большим обаянием,  мягким  юмором.  Роли:  Варенька  ("Дикарка"
Островского и Соловь„ва), Лиза ("Лев Гурыч Синичкин"  Д.  Т.  Ленского),
Полина ("Доходное место"). Тонкой сатиричностью отличались созданные  Б.
образы Турусиной ("На всякого  мудреца  довольно  простоты"),  Хл„стовой
("Горе от ума"), Анны' Павловны ("Живой труп") и др.
   БОРТНЯНСКИЙ, Дмитрий Степанович  [1751,  Глу-хов,-28.1Х(10.Х).  1825,
Петербург]  -  русский  композитор.  По  национальности  украинец.   Еще
реб„нком отличался муз. одар„нностью и прекрасным голосом. Ок. 1759  был
привез„н  в  Петербург  и  зачислен  в  Придворную  певческую   капеллу,
участвовал  в  придворных  концертах  и  оперных   спектаклях.   Занятия
композицией начал под руководством композитора Б. Галуппи.  В  1769  был
направлен для продолжения образования в Италию, где пробыл ок.  10  лет.
Б.-  один  из  первых  рус.  композиторов  разрабатывал  сложные   формы
инструмент, музыки (сонаты, камерные ансамбли); писал церковную  музыку.
Творчество Б. способствовало развитию рус. инструмент. музыки. Оперы  Б.

Страницы: «« « 301   302   303   304   305   306   307   308   309  310   311   312   313   314   315   316   317   318   319  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия