Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 288   289   290   291   292   293   294   295   296  297   298   299   300   301   302   303   304   305   306  » »»

продолжавшие   идейно-художественные   принципы   Глинки.   Деятельность
Чайковского, многие оперы к-рого были впервые  пост.  на  сцене  Б.  т.,
сыграла  важную  роль  в   процессе   становления   передовых   традиций
отечественного муз.-сценич. иск-ва. Важнейшим  этапом  в  развитии  нац.
традиций  муз.-исполнит,  культуры  Б.  т.  явились  постановки  произв.
композиторов "Могучей кучки": опер "Борис Годунов"  Мусоргского  (1888),
"Снегурочка" (1893), "Ночь перед Рождеством" (1898)  Римского-Корсакова,
"Князь Игорь" Бородина (1898),  а  также  опер  и  балетов  Чайковского:
"Лебединое озеро" (1877),  "Евгений  Онегин"  (1881),  "Мазепа"  (1884),
"Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891), "Спящая красавица"  (1899)  и
др. В этих постановках, знаменовавших расцвет рус. оперного и  балетного
иск-ва, артистич. коллектив Б. т. достиг выдающихся художеств.  успехов.
По  глубине  проникновения  в  композиторский  замысел,   реалистичности
исполнения и муз.-сценич. ансамблю мн. из  этих  спектаклей  могут  быть
названы классическими. Одновременно с расширением рус. репертуара Б.  т.
последовательно   осуществлял   пост.   лучших   произв.   западноевроп.
композиторов. К ранее шедшим  операм  Моцарта,  Россини,  Вебера  и  др.
добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Верди,  "Фауст"  и  "Ромео  и
Джульетта" Гуно, "Кармен"  Визе,  "Тангейзер",  "Лоэнгрин",  "Валькирия"
Вагнера, "Лакме" Делиба и др.
   История Б. т. насчитывает мн. выдающихся оперных певцов, из поколения
в поколение передававших традиции рус. вок. школы;  их  исполнение  было
отмечено   реализмом,   вокальным   акт„рским   мастерством,    глубокой
содержательностью и искренностью пения. В 19 в. в Б. т. выступали А.  О.
Бантышев, Н. В. Лавров, П. П. Булахов, А. Д.  Александрова-Кочетова,  Е.
П.  Кадмина,  Е.  А.  Лавровская,  П.  А.  Хохлов  и  др.  Расцвет  рус.
вок.-исполнительской школы на сцене Б. т. до революции относится к  нач.
20 в. Приход в Б. т. Л. В. Собинова, А. В. Неждановой,  Ф.  И.  Шаляпина
открыл новую эпоху в истории  мирового  оперного  искусства.  Творчество
этих  великих  артистов,  обобщавшее  лучшие  достижения   отечественной
вок.-сценич. культуры, утвердило на оперной сцене  идейную  насыщенность
муз.-сценич. образов, глубокий психологизм  и  одухотвор„нную  жизненную
правду. Плодотворной была работа в 1904-06 в Б. т.  С.  В.  Рахманинова.
Композитор в„л борьбу за глубокое раскрытие содержания и  восстановление
подлинного муз. текста рус. классич. опер. Под  его  управлением  обрели
новую сценич. жизнь оперы "Иван Сусанин",  "Русалка",  "Борис  Годунов",
"Пиковая дама" и др.В Б. т. Рахманинов дирижировал также своими операми.
   Традиции рус. нац. балета, ведущие начало от  иск-ва  скоморохов,  от
драматич.  выразительности  нар.  хороводов,   плясок   и   игр,   стали
складываться на сцене Б. т. еще в 20-х  гг.  19  в.  и  были  связаны  с
деятельностью балетмейстеров А. П.  Глушковского,  Ф.  В.  Гюл-лень-Сор,
танцовщ. Т. И. Ивановой-Глушковской, А.  И.  Ворониной-Ивановой,  Д.  С.
Лопухиной, Т. С. Карпаковой, Е. И. Андреяновой, К. Ф. Богданова,  Е.  А.
Санковской и др. Творчество этих мастеров, так же как и мастеров петерб.
балетной сцены, снискало рус. балету славу лучшего балета в мире. Во 2-й
пол, 19  в.  в  Б.  т.  работали  известные  балетмейстеры  Ж.Перро,  А.
Сен-Леон, М. И/Петипа и др., танцовщики С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, П.
П. Лебедева, О. Н. Николаева, позднее Л. А. Рославлева, А. А. Джури,  В.
Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и др.  В  балетном  репертуаре  Б.  т.  были
спектакли: "Кон„к-Горбунок" Пуни (1864),  "Дон  Кихот"  Минкуса  (1869),
"Папоротник, или Ночьпод Ивана Купала" Гербера (1867) и др.  В  создании
оперных и балетных спектаклей участвовали дириж„ры: И. К. Альтани, В. И.
Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, хормейстер У. И. Авранек,  художники  А.
М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, К. Ф. Вальц.
   На  рубеже  19-20  вв.  вс„  резче  проявляются  противоречия   между
художеств.  устремлениями  передовых  деятелей  Б.  т.   и   реакционной
политикой  Дирекции  императорских  т-ров  (насаждавшей   в   репертуаре
малохудожественные, эпигонские произведения), технической отсталостью  и
рутиной постановочной практики императорской сцены.
   Благодаря усилиям передовых  деятелей  рус.  культуры  в  1900-х  гг.
оперный репертуар Б. т. пополняется выдающимися в  художеств.  отношении
постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова -  "Псковитянка"
(1901), "Садко" (1906), "Моцарт и  Сальери"  (1901)  с  участием  Ф.  И.
Шаляпина, "Пан-воевода" (под управлением Рахманинова)  (1905),  "Золотой
петушок" (под управлением Сука) (1909),  "Снегурочка",  "Сказка  о  царе
Салтане" (1920), "Царская невеста" (1918), "Кашей бессмертный" (1917) (с
участием Неждановой); новые постановки опер Глинки - "Иван  Сусанин"  (с
участием Шаляпина и  Неждановой,  под  управлением  Рахманинова,  1904),
"Руслан и Людмила" (1907); Мусоргского-"Хованщина" (1912) и др. В Б.  т.
ставятся новые оперные произв. рус.  композиторов:  "Рафаэль"  Аренского
(1903), "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Франческа да Римини Рахманинова
(1906) и др. Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой, на оперной  сцене  Б.
т. в эти годы выступают такие выдающиеся певцы, как Г. А.  Бакланов,  В.
Р. Петров, Г. С. Пирогов, А. П. Боначич, И. А. Алчевский, Е. Н. Збруева,
Л. Н. Балановская и др. В 1900-х гг. в балетную труппу  Б.  т.  приходит
балетм. А. А. Горский, к-рый развил традиции русского балета  и  сблизил
его с драматич. иск-вом. Совместно с Горским работал В. Д.  Тихомиров  -
танцовщик и балетмейстер, воспитавший  целое  поколение  танцовщиков.  В
этот период в балетной труппе Б. т.: Е. В. Гельцер, А. М.  Балашова,  С.
Ф. Ф„дорова, А.Д. Булгаков, В. А. Рябцев, М. М. Мордкин, В. А.  Коралли,
М. П. Кандаурова, М. Р. Рейзен, позднее Л. П. Жуков/В. В. Кригер, А.  И.
Абрамова, Л. М. Банк, И. В. Смольцов, В. В. Смольцов и др.
   В  годы  реакции,  последовавшей  после  поражения  революции   1905,
углубляются  противоречия  между  прогрессивным  художественным  методом
мастеров Б. т. и зависимостью  театра  от  императорского  двора,  к-рые
приводят к тому что Б.  т.  временами  утрачивает  ведущее  положение  в
муз.-театральной жизни страны, уступая его  в  эти  годы  Частной  опере
Мамонтова.
   Великая  Октябрьская  революция  определила   дальнейший   творческий
расцвет Б. т., к-рый занял видное место в культурной  жизни  страны  как
ведущий оперный и балетный т-р. Нар.-реалистич. традиции, сложившиеся  в
творчестве мастеров  Б.  т.  на  протяжении  мн.  десятилетий,  получили
широкое развитие, обогатились  новым  идейным  содержанием  и  послужили
основой дальнейшего подъ„ма иск-ва  Б.  т.  В  годы  гражданской  войны,
благодаря вниманию и заботам партии. Советского правительства и лично В.
И. Ленина, была полностью сохранена труппа Б. т., созданы  благоприятные
условия для е„ творческой работы. В  1920  т-ру  было  присвоено  звание
академического. В 1924 в помещении б. Частной оперы  Зимина  был  открыт
филиал Б. т. Одной из  важнейших  задач  Б.  т.  явилось  новое,  совр.,
реалистич. раскрытие произв. рус. и западноевроп.  классич.  оперного  и

Страницы: «« « 288   289   290   291   292   293   294   295   296  297   298   299   300   301   302   303   304   305   306  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия