Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 » »» продолжавшие идейно-художественные принципы Глинки. Деятельность Чайковского, многие оперы к-рого были впервые пост. на сцене Б. т., сыграла важную роль в процессе становления передовых традиций отечественного муз.-сценич. иск-ва. Важнейшим этапом в развитии нац. традиций муз.-исполнит, культуры Б. т. явились постановки произв. композиторов "Могучей кучки": опер "Борис Годунов" Мусоргского (1888), "Снегурочка" (1893), "Ночь перед Рождеством" (1898) Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина (1898), а также опер и балетов Чайковского: "Лебединое озеро" (1877), "Евгений Онегин" (1881), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891), "Спящая красавица" (1899) и др. В этих постановках, знаменовавших расцвет рус. оперного и балетного иск-ва, артистич. коллектив Б. т. достиг выдающихся художеств. успехов. По глубине проникновения в композиторский замысел, реалистичности исполнения и муз.-сценич. ансамблю мн. из этих спектаклей могут быть названы классическими. Одновременно с расширением рус. репертуара Б. т. последовательно осуществлял пост. лучших произв. западноевроп. композиторов. К ранее шедшим операм Моцарта, Россини, Вебера и др. добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Верди, "Фауст" и "Ромео и Джульетта" Гуно, "Кармен" Визе, "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера, "Лакме" Делиба и др. История Б. т. насчитывает мн. выдающихся оперных певцов, из поколения в поколение передававших традиции рус. вок. школы; их исполнение было отмечено реализмом, вокальным акт„рским мастерством, глубокой содержательностью и искренностью пения. В 19 в. в Б. т. выступали А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, П. П. Булахов, А. Д. Александрова-Кочетова, Е. П. Кадмина, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов и др. Расцвет рус. вок.-исполнительской школы на сцене Б. т. до революции относится к нач. 20 в. Приход в Б. т. Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина открыл новую эпоху в истории мирового оперного искусства. Творчество этих великих артистов, обобщавшее лучшие достижения отечественной вок.-сценич. культуры, утвердило на оперной сцене идейную насыщенность муз.-сценич. образов, глубокий психологизм и одухотвор„нную жизненную правду. Плодотворной была работа в 1904-06 в Б. т. С. В. Рахманинова. Композитор в„л борьбу за глубокое раскрытие содержания и восстановление подлинного муз. текста рус. классич. опер. Под его управлением обрели новую сценич. жизнь оперы "Иван Сусанин", "Русалка", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и др.В Б. т. Рахманинов дирижировал также своими операми. Традиции рус. нац. балета, ведущие начало от иск-ва скоморохов, от драматич. выразительности нар. хороводов, плясок и игр, стали складываться на сцене Б. т. еще в 20-х гг. 19 в. и были связаны с деятельностью балетмейстеров А. П. Глушковского, Ф. В. Гюл-лень-Сор, танцовщ. Т. И. Ивановой-Глушковской, А. И. Ворониной-Ивановой, Д. С. Лопухиной, Т. С. Карпаковой, Е. И. Андреяновой, К. Ф. Богданова, Е. А. Санковской и др. Творчество этих мастеров, так же как и мастеров петерб. балетной сцены, снискало рус. балету славу лучшего балета в мире. Во 2-й пол, 19 в. в Б. т. работали известные балетмейстеры Ж.Перро, А. Сен-Леон, М. И/Петипа и др., танцовщики С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, позднее Л. А. Рославлева, А. А. Джури, В. Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и др. В балетном репертуаре Б. т. были спектакли: "Кон„к-Горбунок" Пуни (1864), "Дон Кихот" Минкуса (1869), "Папоротник, или Ночьпод Ивана Купала" Гербера (1867) и др. В создании оперных и балетных спектаклей участвовали дириж„ры: И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, хормейстер У. И. Авранек, художники А. М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, К. Ф. Вальц. На рубеже 19-20 вв. вс„ резче проявляются противоречия между художеств. устремлениями передовых деятелей Б. т. и реакционной политикой Дирекции императорских т-ров (насаждавшей в репертуаре малохудожественные, эпигонские произведения), технической отсталостью и рутиной постановочной практики императорской сцены. Благодаря усилиям передовых деятелей рус. культуры в 1900-х гг. оперный репертуар Б. т. пополняется выдающимися в художеств. отношении постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова - "Псковитянка" (1901), "Садко" (1906), "Моцарт и Сальери" (1901) с участием Ф. И. Шаляпина, "Пан-воевода" (под управлением Рахманинова) (1905), "Золотой петушок" (под управлением Сука) (1909), "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" (1920), "Царская невеста" (1918), "Кашей бессмертный" (1917) (с участием Неждановой); новые постановки опер Глинки - "Иван Сусанин" (с участием Шаляпина и Неждановой, под управлением Рахманинова, 1904), "Руслан и Людмила" (1907); Мусоргского-"Хованщина" (1912) и др. В Б. т. ставятся новые оперные произв. рус. композиторов: "Рафаэль" Аренского (1903), "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Франческа да Римини Рахманинова (1906) и др. Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой, на оперной сцене Б. т. в эти годы выступают такие выдающиеся певцы, как Г. А. Бакланов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, А. П. Боначич, И. А. Алчевский, Е. Н. Збруева, Л. Н. Балановская и др. В 1900-х гг. в балетную труппу Б. т. приходит балетм. А. А. Горский, к-рый развил традиции русского балета и сблизил его с драматич. иск-вом. Совместно с Горским работал В. Д. Тихомиров - танцовщик и балетмейстер, воспитавший целое поколение танцовщиков. В этот период в балетной труппе Б. т.: Е. В. Гельцер, А. М. Балашова, С. Ф. Ф„дорова, А.Д. Булгаков, В. А. Рябцев, М. М. Мордкин, В. А. Коралли, М. П. Кандаурова, М. Р. Рейзен, позднее Л. П. Жуков/В. В. Кригер, А. И. Абрамова, Л. М. Банк, И. В. Смольцов, В. В. Смольцов и др. В годы реакции, последовавшей после поражения революции 1905, углубляются противоречия между прогрессивным художественным методом мастеров Б. т. и зависимостью театра от императорского двора, к-рые приводят к тому что Б. т. временами утрачивает ведущее положение в муз.-театральной жизни страны, уступая его в эти годы Частной опере Мамонтова. Великая Октябрьская революция определила дальнейший творческий расцвет Б. т., к-рый занял видное место в культурной жизни страны как ведущий оперный и балетный т-р. Нар.-реалистич. традиции, сложившиеся в творчестве мастеров Б. т. на протяжении мн. десятилетий, получили широкое развитие, обогатились новым идейным содержанием и послужили основой дальнейшего подъ„ма иск-ва Б. т. В годы гражданской войны, благодаря вниманию и заботам партии. Советского правительства и лично В. И. Ленина, была полностью сохранена труппа Б. т., созданы благоприятные условия для е„ творческой работы. В 1920 т-ру было присвоено звание академического. В 1924 в помещении б. Частной оперы Зимина был открыт филиал Б. т. Одной из важнейших задач Б. т. явилось новое, совр., реалистич. раскрытие произв. рус. и западноевроп. классич. оперного и Страницы: «« « 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |