Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 278   279   280   281   282   283   284   285   286  287   288   289   290   291   292   293   294   295   296  » »»

(1901) и др., комедий -"Мрак" (1901), "Свекровь" (1907),  "Дом"  (1909),
отражающих процесс  классового  расслоения  города  и  деревни.  Большим
успехом пользовались пьесы П. Тодорова. Большинство его драм создано  на
основе фольклора, легенд, прич„м сказочные герои  действуют  в  реальной
бытовой обстановке. По мотивам нар.  преданий  и  песен  написаны  драмы
Тодорова "Самодива" (1904), "Змеиная свадьба" (1910) и др. Лучшей из его
пьес является социально-бытовая драма "Первые" (1907) - о  борьбе  между
реакц.  чорбад-жийством  (кулачеством)  и  представителями  торговой   и
ростовщич. буржуазии. Образец психологич. реалистич. драмы создал П.  К.
Яворов - автор пьес "В  долинах  Витоши"  (1911),  "Когда  гром  грянет"
(1912).
   Процесс утверждения реалистич., народно-демокра-тич. направления в Б.
д.     проходил     в     острой     борьбе     против     декадентских,
эстетско-индивидуалистич. течений, распространившихся после 1-й  мировой
войны и особенно в годы монархо-фашистской  диктатуры  1923-44.  В  годы
усиления полицейской цензуры и давления фашистских властей на иск-во  Б.
д. переживала кризис. В этот период народно-демократич. реалистич. линия
Б. д. нашла выражение в пьесах:  "Золотая  копь"  (1926)  и  "Големанов"
(1927)  С.  Л.  Костова,  "Мастера"  (1927)   Р.   Стоянова,   "Албена",
"Миллионер" (обе 1930), "Боряна" (1932) И. Йовкова, и др. В  1930-е  гг.
началось формирование антифашистской  прогрессивной  драматургии  (пьесы
Л." Стоянова, И. В слева, Д. Хаджилиева, Н. Вапцарова и др.).
   После освобождения Болгарии от  фашистской  оккупации  в  сент.  1944
перед   Б.   д.   открылись    широкие    возможности    для    развития
народно-демократич.,  реалистич.  нац.  традиций.  В  первые  же  месяцы
появились одноактные, а затем и многоактные пьесы на совр. темы.  Наряду
с  изображением   событий   военного   времени   драматурги   показывали
строительство новой жизни в республике.  Одним  из  первых  драматургов,
отразивших героич. Движение Сопротивления, был К. Кюлявков - автор пьесы
"Борьба продолжается" (1945) и др. Ему  принадлежит  и  первая  сатирич.
комедия "Борсановы" (1947), разоблачавшая приспособленчество  буржуазии,
продолжавшиеся в стране  саботаж  и  спекуляцию.  Пьесы  "Партизаны"  К.
Калче-ва, "Огни Перника" А. Гиргинова, "Болото" А.  Гуляш-ки  изображали
недавнее прошлое и совр. жизнь страны.
   Однако  мн.  произв.,   написанные   в   первые   годы   установления
народно-демократич.  власти,  отличались  индивидуалистич.  концепциями,
субъективно-ограниченным восприятием действительности, они разрабатывали
преим. историч. темы. Постепенно  драматурги  обратились  к  изображению
совр. жизни, начали улавливать в будничных фактах повседневности  ростки
нового, передового.  Драма  О.  Василева  "Тревога"  (1948),  показавшая
раскол в бурж. семье в дни нар.-освободит, борьбы 1941-44,  была  первой
пьесой, глубоко отразившей современность.  Его  пьеса  "Счастье",  гакже
посв.  борьбе  народа  за  свободу  в  1941-44,  отличается  напряж„нным
драматизмом,     верным     воспроизведением     историч.     обстановки
народно-освободительной борьбы. Большой интерес  представляет  пьеса  К.
Зидарова "Царская милость" (1948), воссоздающая картину жизни Болгарии в
канун и во время 1-й мировой войны. Историч. теме посв. и пьеса Зидарова
"За  честь  погон".  О  бдительности  контрразведки  рассказывает  пьеса
"Разведка" Л. Стрелкова (1949).
   Успехи социалистич.  строительства  в  Болгарии,  новое  отношение  к
труду, энтузиазм строителей  социализма  показаны  в  пьесе  А.  Гуляшки
"Обещание". В пьесе "Сноха"  (по  ромаду  Г.  Караславова)  раскрывается
острая классовая борьба в болг. селе в 30-х гг.,  разоблачается  хищнич.
природа сельских богачей. В 40-50-х гг. появляются пьесы  о  перестройке
мелко-бурж.   интеллигенции-"Любовь"   О.   Василева   и   др.    Острый
социально-политич. конфликт положен в  основу  драмы  "Первый  удар"  К.
Кюлявкова. Пьеса воссозда„т картину лейпцигского суда,  инсценированного
фашистами над революционером, вожд„м болг. народа Г. Димитровым. В  50-е
гг. написаны пьесы: "Каждый осенний вечер" Пейчева,  "Совесть"  Ма-нова,
"Незабываемые дни" Стрелкова, "Блокада" Зидарова,  "Женщины  с  прошлым"
Димова, "Будни имеют много им„н" Русева, "Двери закрываются"  Джагарова,
"Тревожная весна" Пеева, "Камень  в  болото"  Караславова,  "От  большой
любви" Цачева, "Мир мал" Радоева и др. В большинстве этих пьес  правдиво
отражены современность, социалистич. строительство в Болгарии.
   Лит.:  Минков  Ц.,  Очерки  по  българска  литератури,  София,  1946;
Българска драматургия. Сборник, ч. 1-2, под ред. К.  Зидарова  [и  др.],
София, 1957. Дг. А/.
   "БОЛГАРСКАЯ ОПЕРНАЯ ДРУЖБА" - см. "Болгарское оперное товарищество".
   БОЛГАРСКИЙ  ВЙСШИЙ  ИНСТИТУТ  ТЕАТРАЛЬНОГО   ИСКУССТВА   им.   Крыстю
Сарафова- театральное учебное заведение. Создан в Софии в  1948.  Возник
на основе школы-студии под рук. Н. О. Массалитинова, открытой в 1925 при
софийском Народ ном т-ре. Положил начало систематич. театр.  образованию
в Болгарии. В 1948 школа была реорганизована в Гос. высшее театр. уч-ще.
В 1954 уч-ще переименовано в Высший ин-т театр. иск-ва.  Имеет  3  ф-та:
акт„рский, режисс„рский и театроведческий. Срок  обучения  4  года.  Для
ин-та выстроено спец. здание с помещением  для  учебного  т-ра.  В  1952
ин-ту присвоено имя Крыстю Сарафова. Аг. М.
   БОЛГАРСКИЙ  НАРОДНЫЙ  ТЕАТР  ИМ.   КРЫСТЮ   САРАФОВА   -   крупнейший
драматический театр в Болгарии. Создан в 1904  в  Софии  на  базе  драм.
труппы "Основа" (1888), оперно-драм.  коллектива  (1890),  драм.  труппы
"Слеза и смех" (1892). З янв.  1907  состоялось  торжественное  открытие
нового здания т-ра, являющегося одним из лучших памятников архитектуры в
Болгарии.
   Деятельность  т-ра  в  1904-12  связана  с   расцветом   болг.   нац.
драматургии и акт„рского иск-ва.  Здесь  были  пост.  драм.  произв.  И.
Вазова, А. Страшими-рова, П. Тодорова, П. К. Яворова и др. В  это  время
приобрели популярность акт„ры: В. Кирков, А. Бу-девская, К. Сарафов,  С.
Огнянов, С. Бычваров, 3. Недева, И. Попов,  Х.  Ганчев,  А.  Кирчев,  Г.
Киров, П. К. Стойчев, Е. Снежина, В. Игнатиева и др.  Наряду  с  произв.
болг. авторов в репертуаре т-ра появились  переводные  пьесы.  На  сцене
т-ра с большим успехом были пост.: "Ревизор", "Доходное место", "Свадьба
Кречинского", "Живой труп", "Власть тьмы", "Три  сеетры",  "Дядя  Ваня",
"Вишн„вый  сад",  "На  дне",  "Мещане".   Осуществлены   пост.   произв.
зап.-европ.   драматургии:   "Король   Лир",    "Венецианский    купец",
"Мизантроп", "Тартюф", "Коварство и любовь", "Разбойники", "Ткачи" и др.
   В 1912-25 т-р находился в состоянии  творческого  кризиса,  испытывал
воздействие формалистич. направления. Однако  творчество  большей  части
болг. акт„ров, к-рые получили театр.  образование  в  России  и  усвоили
реалистич. традиции рус.  сценич.  иск-ва,  противостояло  модернистским
влияниям. Крупным достижением в этот период явился  спектакль  "Гамлет",

Страницы: «« « 278   279   280   281   282   283   284   285   286  287   288   289   290   291   292   293   294   295   296  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия