Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 271   272   273   274   275   276   277   278   279  280   281   282   283   284   285   286   287   288   289  » »»

первых   русских   опереточных   режисс„ров.    Пост.    им    спектакли
характеризуются эффектностью,  зрелищной  яркостью,  тонкой  разработкой
деталей, слаженностью ансамбля: "Гейша" Джонса (1897),  "Птички  певчие"
Оффенбаха (1896),  "Ночь  в  Венеции"  Штрауса  (1896),  "Приключения  в
Египте"  Зуппе  (1896),  "Продавщица  универсального  магазина"  Карилля
(1898) - в т-ре Шелапутина (Москва);
   "Орфей в аду"  Оффенбаха  (1902),  "Игрушечка"  Одра-на  (1905)  -  в
Панаевском т-ре  (Петербург);  "Морские  купанья"Бульяра  (1911)-в  т-ре
"Буфф" (Москва) и др.
   Лит.: К а р н е е в М. В., А. Э. Блюменталь-Тамарин, СПБ, 1896;  Ярон
С. Г., Воспоминания о театре [1867 г.-1897г.], Киев, 1898, с. 297-99. Е.
X.
   БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА   (урожд„нная-   Климова),    Мария    Михайловна
(16.VII.1859, Петербург,- 16.  X.I  938,  Москва)  -  русская  советская
актриса. Нар. арт. СССР (1937). Отец Б.-Т., бывший крепостной,  управлял
домами помещика Кашина в Петербурге. В 1875 окончила Мариинскую  женскую
гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж  за  А.  Э.
Блюменталъ-Тамарина.С 1885 начала выступать  на  любительской  сцене.  В
1887 дебютировала в проф. летнем т-ре в Петровском парке в Москве (Китти
- "Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца), в 1889-у М. В. Лентовского в
"Т-ре мелодрам и разных представлений" (б. т-р "Скоморох"). В  1890-1901
работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону,  Харьков).  В
1901-14 и в 1921-33-актриса моек. Т-ра Корша [в сов.  время  наз.  Драм.
т-ром  и  т-ром  "Комедия"  (б.  Корш)].  В  1914-15   играла   в   т-ре
Суходольского, в 1918-20- в Показательном гос. т-ре. В 1933-38- в труппе
Малого т-ра.  Большую  роль  в  творч.  жизни  Б.-Т.  сыграл  выдающийся
режисс„р Н. Н. Синельникова с к-рым она  работала  в  течение  ряда  лет
(1894-1910) сначала  в  провинции,  затем  в  моек.  Т-ре  Корша.  Б.-Т.
выступала гл. обр. в ролях старух. Свои лучшие сценич. образы (преим.  в
рус. классич. драматургии) Б.-Т. создала  уже  в  ранний  период  своего
творчества в провинции и в т-ре Корша:
   Галчиха ("Без вины виноватые", 1891), Домна Панте-левна  ("Таланты  и
поклонники", 1894), Анфуса ("Волки  и  овцы",  1896),  Матр„на  ("Власть
тьмы"),  няня  Марина  ("Дядя  Ваня",  1896);  играла  также  Феклушу  и
Каба-ниху ("Гроза", 1894, 1896), Елизавету Антоновну ("Дни нашей  жизни"
Андреева,  1909).   Созданные   ею   образы   отличались   искренностью,
задушевностью, мягкостью. Б.-Т. обладала филигранной акт„рской техникой,
высоким мастерством,  иск-вом  внутр.  перевоплощения.  Она  играла  как
комедийные роли, проникнутые мягким юмором (Пошл„пкина - "Ревизор"), так
и драматич. роли  (Ванюшина-"Дети  Ванюшина"  Найд„нова,  1901).  Особое
значение придавала Б.-Т. слову, речевой  выразительности,  чистоте  рус.
языка, что сближало е„ иск-во с творчеством выдающихся  мастеров  Малого
т-ра. Среди лучших ролей Б.-Т. в сов. репертуаре -  Мотылькова  ("Слава"
Гусева, 1936), Князева ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937).  С  1915  Б.-Т.
снималась в кино (Бабчиха - "Встречный", Двойра - "Искатели счастья",  и
др.). Лит.: Марков П., Блюменталь-Тамарина, в кн.:
   Народные артисты Союза СОР, вып. 1, М.-Л., 1937, с. 31-32;
   Ходунова Е., Народная артистка, "Театр", 1959, ј 8, с. 136-139. Е. X.
   БОБОРЫКИН, П„тр Дмитриевич [15(27). VIIL 1836-12.VIII.1921) - русский
писатель-романист, драматург, теоретик театра. Род. в Нижнем Новгороде в
богатой дворянской семье. Учился в Казанском и Дерптском ун-тах,  слушал
лекции во Французском  коллеже,  Сорбонне,  посещал  курсы  Парижской  и
Венской консерваторий. Лит. деятельность начал в 1858 комедией  "Шила  в
мешке не утаишь" (в переработке- "Фраз„ры"). Б. был  сторонником  теории
натурализма  Э.  Золя.  Для  его  драматургич.   творчества   характерны
злободневность, скрупул„зное воспроизведение  деталей.  Пьесы  Б.,  ярко
отражающие  быт,  но  лиш„нные  больших  обществ,  идей,  конфликтов   и
характеров, имели шумный, хотя и кратковременный,  успех.  Ставились  на
сцене Александрийского т-ра (Петербург):
   "Однодворец"  (1861),  "Реб„нок"  (1862),  "Иван  да  Марья"  (1867),
"Старые сч„ты" (1883), "Накипь" (1899).  В  Малом  т-ре  в  Москве  были
пост.: "Реб„нок (1862), "Клеймо" (1886), "Божья коровка" (1889) и др.  В
пьесах Б. играли М. Н. Ермолова, А.  И.  Южин,  В.  Н.  Давыдов,  М.  Г.
Савина, В. Ф. Комиссаржевская, Г. Н.  Федото"а  и  др.  Б.-  автор  ряда
статей по театр. иск-ву. Болыпой  интерес  представляют  его  "Лекции  о
сценическом искусстве". Выступал также как критик и ре-'цензент. В своих
теоретич.   работах   Б.   утверждал,   хто   русский   т-р    подражает
западноевропейскому и прежде всего французскому  и  итальянскому  т-рам.
Отсюда его  постоянные  поиски  аналогии  между  русскими  драматургами,
акт„рами и деятелями иностранной сцены. Б. в„л театрально-педагогическую
работу.
   Соч.: Сочинения, т. 1-12, СПБ, 1885-87; Театральное  искусство,  СПБ,
1872; Лекции о сценическом искусстве (лекции 1-6), "Артист", 1891-92,  ј
17-21; то же, [7-я лекция], "Дневник артиста",  ј  1.  Прилож.  к  журн.
"Артист", 1892,  апрель;  Алексей  Потехин,  СПБ,  1902;  Столицы  мира.
Мемуары, М., 1911 (в частности, о театральной  жизни  Парижа  и  Лондона
1865-95  гг.);  Театральные  очерки,  СПБ,   1914;   За   полвека   (Мои
воспоминания), М.-Л., 1929.
   БОБЫШОВ, Михаил  Павлович  [р.  7(19).XI.1885]  -  русский  советский
театральный художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955).  В  1907
окончил уч-ще  технич.  рисования  Штиглица  в  Петербурге.  Как  театр.
художник работал с 1911. Оформлял спектакли в т-рах  миниатюр  (Троицкий
театр. "Кривое зеркало", "Пиковая дама" и  др.).  Вначале  Б.  испытывал
влияние  декораторов  группы  "Мир  искусства".  Первые  театр.   работы
характеризуются стремлением к декоративности, стилизации  (балет  "Эрос"
на музыку Чайковского, Мариинский т-р, 1915, и др.). Позднее  в  работах
Б.  в  Ленингр.  Малом  оперном   театре   проявляется   также   влияние
конструктивизма   ("Иоланта"    Чайковского    и    "Золотой    петушок"
Римского-Корсакова, 1923, "Похищение из сераля" Моцарта,  1925,  "Ж„лтая
кофта" Легара, 1926, и др.). Но в зрелый  период  своего  творчества  Б.
созда„т  оформление   спектаклей,   отличающееся   глубоким   пониманием
изображаемой эпохи, чувством стиля,  цветовой  насыщенностью.  Романтич.
звучание его декораций созда„тся контрастными  сопоставлениями  света  и
тени, укрупн„нными масштабами архитектурных форм, переданными средствами
живописи, но сохраняющими гра-фич. очерченность контуров. Среди работ Б.
спектакли:
   "Риголетто"  (1939,  Оперный  т-р  им.   Станиславского),   "Женитьба
Белугина" Островского и Соловь„ва (1945, моек.  Малый  т-р),  "Раймонда"
(1946, Киевский т-р оперы  и  балета  им.  Шевченко),  "Медный  всадник"
(Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова и Большой т-р в  Москве,  1949),

Страницы: «« « 271   272   273   274   275   276   277   278   279  280   281   282   283   284   285   286   287   288   289  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия