|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 » »» первых русских опереточных режисс„ров. Пост. им спектакли
характеризуются эффектностью, зрелищной яркостью, тонкой разработкой
деталей, слаженностью ансамбля: "Гейша" Джонса (1897), "Птички певчие"
Оффенбаха (1896), "Ночь в Венеции" Штрауса (1896), "Приключения в
Египте" Зуппе (1896), "Продавщица универсального магазина" Карилля
(1898) - в т-ре Шелапутина (Москва);
"Орфей в аду" Оффенбаха (1902), "Игрушечка" Одра-на (1905) - в
Панаевском т-ре (Петербург); "Морские купанья"Бульяра (1911)-в т-ре
"Буфф" (Москва) и др.
Лит.: К а р н е е в М. В., А. Э. Блюменталь-Тамарин, СПБ, 1896; Ярон
С. Г., Воспоминания о театре [1867 г.-1897г.], Киев, 1898, с. 297-99. Е.
X.
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА (урожд„нная- Климова), Мария Михайловна
(16.VII.1859, Петербург,- 16. X.I 938, Москва) - русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1937). Отец Б.-Т., бывший крепостной, управлял
домами помещика Кашина в Петербурге. В 1875 окончила Мариинскую женскую
гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э.
Блюменталъ-Тамарина.С 1885 начала выступать на любительской сцене. В
1887 дебютировала в проф. летнем т-ре в Петровском парке в Москве (Китти
- "Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца), в 1889-у М. В. Лентовского в
"Т-ре мелодрам и разных представлений" (б. т-р "Скоморох"). В 1890-1901
работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В
1901-14 и в 1921-33-актриса моек. Т-ра Корша [в сов. время наз. Драм.
т-ром и т-ром "Комедия" (б. Корш)]. В 1914-15 играла в т-ре
Суходольского, в 1918-20- в Показательном гос. т-ре. В 1933-38- в труппе
Малого т-ра. Большую роль в творч. жизни Б.-Т. сыграл выдающийся
режисс„р Н. Н. Синельникова с к-рым она работала в течение ряда лет
(1894-1910) сначала в провинции, затем в моек. Т-ре Корша. Б.-Т.
выступала гл. обр. в ролях старух. Свои лучшие сценич. образы (преим. в
рус. классич. драматургии) Б.-Т. создала уже в ранний период своего
творчества в провинции и в т-ре Корша:
Галчиха ("Без вины виноватые", 1891), Домна Панте-левна ("Таланты и
поклонники", 1894), Анфуса ("Волки и овцы", 1896), Матр„на ("Власть
тьмы"), няня Марина ("Дядя Ваня", 1896); играла также Феклушу и
Каба-ниху ("Гроза", 1894, 1896), Елизавету Антоновну ("Дни нашей жизни"
Андреева, 1909). Созданные ею образы отличались искренностью,
задушевностью, мягкостью. Б.-Т. обладала филигранной акт„рской техникой,
высоким мастерством, иск-вом внутр. перевоплощения. Она играла как
комедийные роли, проникнутые мягким юмором (Пошл„пкина - "Ревизор"), так
и драматич. роли (Ванюшина-"Дети Ванюшина" Найд„нова, 1901). Особое
значение придавала Б.-Т. слову, речевой выразительности, чистоте рус.
языка, что сближало е„ иск-во с творчеством выдающихся мастеров Малого
т-ра. Среди лучших ролей Б.-Т. в сов. репертуаре - Мотылькова ("Слава"
Гусева, 1936), Князева ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937). С 1915 Б.-Т.
снималась в кино (Бабчиха - "Встречный", Двойра - "Искатели счастья", и
др.). Лит.: Марков П., Блюменталь-Тамарина, в кн.:
Народные артисты Союза СОР, вып. 1, М.-Л., 1937, с. 31-32;
Ходунова Е., Народная артистка, "Театр", 1959, ј 8, с. 136-139. Е. X.
БОБОРЫКИН, П„тр Дмитриевич [15(27). VIIL 1836-12.VIII.1921) - русский
писатель-романист, драматург, теоретик театра. Род. в Нижнем Новгороде в
богатой дворянской семье. Учился в Казанском и Дерптском ун-тах, слушал
лекции во Французском коллеже, Сорбонне, посещал курсы Парижской и
Венской консерваторий. Лит. деятельность начал в 1858 комедией "Шила в
мешке не утаишь" (в переработке- "Фраз„ры"). Б. был сторонником теории
натурализма Э. Золя. Для его драматургич. творчества характерны
злободневность, скрупул„зное воспроизведение деталей. Пьесы Б., ярко
отражающие быт, но лиш„нные больших обществ, идей, конфликтов и
характеров, имели шумный, хотя и кратковременный, успех. Ставились на
сцене Александрийского т-ра (Петербург):
"Однодворец" (1861), "Реб„нок" (1862), "Иван да Марья" (1867),
"Старые сч„ты" (1883), "Накипь" (1899). В Малом т-ре в Москве были
пост.: "Реб„нок (1862), "Клеймо" (1886), "Божья коровка" (1889) и др. В
пьесах Б. играли М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. Н. Давыдов, М. Г.
Савина, В. Ф. Комиссаржевская, Г. Н. Федото"а и др. Б.- автор ряда
статей по театр. иск-ву. Болыпой интерес представляют его "Лекции о
сценическом искусстве". Выступал также как критик и ре-'цензент. В своих
теоретич. работах Б. утверждал, хто русский т-р подражает
западноевропейскому и прежде всего французскому и итальянскому т-рам.
Отсюда его постоянные поиски аналогии между русскими драматургами,
акт„рами и деятелями иностранной сцены. Б. в„л театрально-педагогическую
работу.
Соч.: Сочинения, т. 1-12, СПБ, 1885-87; Театральное искусство, СПБ,
1872; Лекции о сценическом искусстве (лекции 1-6), "Артист", 1891-92, ј
17-21; то же, [7-я лекция], "Дневник артиста", ј 1. Прилож. к журн.
"Артист", 1892, апрель; Алексей Потехин, СПБ, 1902; Столицы мира.
Мемуары, М., 1911 (в частности, о театральной жизни Парижа и Лондона
1865-95 гг.); Театральные очерки, СПБ, 1914; За полвека (Мои
воспоминания), М.-Л., 1929.
БОБЫШОВ, Михаил Павлович [р. 7(19).XI.1885] - русский советский
театральный художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1907
окончил уч-ще технич. рисования Штиглица в Петербурге. Как театр.
художник работал с 1911. Оформлял спектакли в т-рах миниатюр (Троицкий
театр. "Кривое зеркало", "Пиковая дама" и др.). Вначале Б. испытывал
влияние декораторов группы "Мир искусства". Первые театр. работы
характеризуются стремлением к декоративности, стилизации (балет "Эрос"
на музыку Чайковского, Мариинский т-р, 1915, и др.). Позднее в работах
Б. в Ленингр. Малом оперном театре проявляется также влияние
конструктивизма ("Иоланта" Чайковского и "Золотой петушок"
Римского-Корсакова, 1923, "Похищение из сераля" Моцарта, 1925, "Ж„лтая
кофта" Легара, 1926, и др.). Но в зрелый период своего творчества Б.
созда„т оформление спектаклей, отличающееся глубоким пониманием
изображаемой эпохи, чувством стиля, цветовой насыщенностью. Романтич.
звучание его декораций созда„тся контрастными сопоставлениями света и
тени, укрупн„нными масштабами архитектурных форм, переданными средствами
живописи, но сохраняющими гра-фич. очерченность контуров. Среди работ Б.
спектакли:
"Риголетто" (1939, Оперный т-р им. Станиславского), "Женитьба
Белугина" Островского и Соловь„ва (1945, моек. Малый т-р), "Раймонда"
(1946, Киевский т-р оперы и балета им. Шевченко), "Медный всадник"
(Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова и Большой т-р в Москве, 1949),
Страницы: «« « 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |