Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 » »» Лит.: Классики хореографии (Отв. ред. Е. И. Чесно-ков), Л.-М., 1937; Левинсон А. Я., Мастера балета, М., [1915]. Ham. P. БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [р.28.1(10.П). 1903]- советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Музыке обучался в Курском и Моск. филармо-нич. уч-щах; брал уроки у Г.Э. Конюса. В 1921 работал как театр. композитор в "Мастерской Н. М. Форрегера" ("Мастфоро) в Москве. В 1926-27 - зав. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 - Магнитогорского т-ра, в 1932 - передвижного т-ра журнала "Крокодил", в 1932-33 - Горьковского т-ра миниатюр. Автор оперетт: "Сорок палок" (1924, Москва), "Нос президента" (1926, Москва), "На берегу Амура" (1939, Моск. т-р оперетты), песен, музыки к спектаклям в различных т-рах, к фильмам и др. соч. Музыка оперетт Б., так же как и его песен, завоевавших широкую популярность в СССР и за рубежом, отличается простотой, жизнерадостностью, мелодичностью. Мн. песни и танцы Б., написанные для спектаклей, исполняются в виде отдельных номеров на концертной эстраде. БЛ-АНШ (Blanche), Август Теодор (17.IX.1811- 30.XI.1868) - шведский писатель-драматург. Лит. деятельность начал в 1838. Основоположник шведской комедии. Среди пьес Б. (указаны даты соч.): "Ненавидящий шарманку" (1843), "Богатый дядя" (1845), "Магистр Блекстадиус" (1844), "Подкидыш" (1847), "Странствующая труппа" (1848). Заимствуя сюжеты у иностр. авторов, Б. вносил в свои пьесы черты шведской действительности (в комедии "Странствующая труппа", 1848, использован сюжет "Комического романа" Скаррона). Соч.: Valda skrifter, dl 1-10, Stockh., 1918-22. Лит.: Erdmann N., A. Blanche och hans samtid, Stockh., l 892; Lamm M., August Blanche som Stockholms s kild rare, 2 uppl., Stockh., 1950. A.M. "БЛАНШ" (Blanche) - театральное здание в Стокгольме. Построено в 1879 нем. арх. Т. Бланшем. Вначале называлось "Водевильным т-ром". В 80-е гг. здание т-ра использовалось как выставочный зал, затем как кинотеатр. С 1915 в "Б." выступают Драм. труппы, иногда ставятся оперные спектакли. Н. Г. БЛАРАМБ‚РГ, Павел Иванович [26. IX. 1841- 15(28).111.1907]-русский композитор. Музыке обучался самостоятельно; совершенствовался под рук. М. А. Балакирева, оказавшего решающее влияние на направление творчества Б. Впервые выступил как композитор с музыкой к драме Островского "Гроза" (1865). Среди произв. Б. наибольшей известностью пользовались оперы "Мария Бургундская" (1888) на сюжет пьесы "Мария Тюдор" В. Гюго и "Тушинцы" (1895) о восстании Ивана Болотникова. Обе оперы были пост. в Москве в Большом т-ре; часто шли на провинц. сцене. Б. принадлежат оперы "Скоморох" на сюжет пьесы А. Н. Островского "Комик XVII столетия" (1887), "Девица-русалка" по Мицкевичу (1888), "Волна" (не пост.), музыка к драме Островского "Воевода", а также ряд симф. и др. соч. Оперы Б. написаны в традициях рус. классич. школы; в их муз. языке отч„тливо сказывается влияние композиторов "Могучей кучки", с к-рыми был близок Б. Для сценич. произв. Б. характерно бережное отношение к лит. первоисточнику, широкое использование интонаций и оборотов рус. нар. песен. Особенно удавались Б. массовые хоровые сцены. В 1888-93 Б.преподаватель композиции, затем - профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Лит.: Серова В., Павел Иванович Бларамберг, "Русская музыкальная газета", 1894, ј 10. БЛАУВАРТ (Blauwaert), Эмиль (13. VI. 1845-2. II. 1891) - бельгийский артист оперы (бас-баритон). Пению обучался в Брюссельской консерватории у Ю. Гуссенса. Первоначально исполнял небольшие партии в т-ре "Фламанд" в Брюсселе. В качестве солиста выступил впервые там же в опере-оратории Бенуа "Лю-цифер" в 1865; после этого завоевал европ. известность. Как концертный и оперный певец гастролировал в Нидерландах, Франции, Германии, Австрии, Англии, России и др. странах. С большим успехом выступал в байр„йтских постановках опер Вагнера: Гурне-манц ("Парсифаль"), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др. Занимался педагогич. деятельностью. Л. М. БЛАУМАН, РудольфМатисович(1.1. 1863, Эргли,- 4. IX. 1908, Такахарыо, Бинландия) - латышский писатель, драматург. Сын крестьянина. Работал журналистом в Риге и Петербурге. Лит. деятельность начал в 1887. Выдающийся писатель-реалист, Б. глубоко раскрыл в своих произв. жизнь латыш. крестьянства, социальные конфликты своего времени. Творчество его отмечено демократич. тенденциями. Б. создал значит, драма-тич. произведения, заложившие основу латыш. реали-стич. бытовой драмы. В 1890 в рижском Латышском т-ре была пост. первая пьеса Б.комедия "Воры". В этом т-ре осуществлены и первые пост. большинства др. пьес Б. Крупнейшие драмы Б.-"Злой дух" (1891), "Блудный сын" (1893)-о ломке патриархальных устоев в деревне. Этой же теме посв. пьеса "Индраны" (1904), характеризующаяся мастерством д-раматургич. техники, живостью и остротой диалога. Б. писал так-ке комедии: "Грехи Трины" (1896), "Сладкое вино" (1901), "Дни портных в Силмачах" (1902). Последние пьесы Б.- "В огне" (1905), "Субботний вечер" (соч. 1908, пост. 1909). Произведения Б. отличаются мастерской композицией, в них созданы яркие выразительные образы простых людей (Кристина -"В огне"), даны острые сатирич. характеристики (Мантраусис - "Злой дух", Трина - "Грехи Трины"). Пьесы Б. ("В огне", "Индраны", "Блудный сын") вошли в репертуар т-ров Советской Латвии и др. республик. Соч.: Kopoti raksti, se. I-VIII, Riga, 1958-60; в рус. пер.-Избранное, М., 1951, 19 52;. Пьесы, вступ. ст. А. Вилсона, М., 1959. Лит.: V i l s о n s A., Latviesu literaturas klasies Rudolfs Blaumanis, Riga, 1956. ? БЛАХА (Blaha), Луиза (8.IX.1850-18.1.1926) -' венгерская актриса. Начала выступать на сцене с 8 лет в провинции, с 1870 работала в Будапеште. С основания Народного т-ра (1875) играла на его сцене. Была популярной исполнительницей ролей крестьянок в венг. муз.-драм. "народных пьесах". Обладала красивым голосом, обаянием. Несмотря на условность жанра "народной пьесы", Б. стремилась к простоте и естественности игры. Е„ героини были наделены бесхитростными чувствами, душевной чистотой и жизнерадостностью. Роли: Рози ("Гроза деревни" Тота), Ж ос и Перак ("Красный кошел„к" Чепре-ги), Юлча ("Беглый солдат" Сиглигети), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Эстер ("Вино" Гардоньи), жена Шари ("Судья Шари" Морица) и др. В дни Венгерской советской республики, Страницы: «« « 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |