Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 265   266   267   268   269   270   271   272   273  274   275   276   277   278   279   280   281   282   283  » »»

   Лит.: Классики хореографии (Отв. ред. Е. И. Чесно-ков), Л.-М.,  1937;
Левинсон А. Я., Мастера балета, М., [1915]. Ham. P.
   БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [р.28.1(10.П). 1903]- советский композитор.
Засл. деят. иск-в РСФСР  (1947).  Музыке  обучался  в  Курском  и  Моск.
филармо-нич. уч-щах; брал уроки у Г.Э. Конюса. В 1921 работал как театр.
композитор в "Мастерской  Н.  М.  Форрегера"  ("Мастфоро)  в  Москве.  В
1926-27  -  зав.  муз.  частью  Ленингр.  т-ра  сатиры,  в   1930-31   -
Магнитогорского т-ра, в 1932 - передвижного т-ра журнала  "Крокодил",  в
1932-33 - Горьковского  т-ра  миниатюр.  Автор  оперетт:  "Сорок  палок"
(1924, Москва), "Нос  президента"  (1926,  Москва),  "На  берегу  Амура"
(1939, Моск. т-р оперетты),  песен,  музыки  к  спектаклям  в  различных
т-рах, к фильмам и др. соч. Музыка оперетт Б., так же как и  его  песен,
завоевавших  широкую  популярность  в  СССР  и  за  рубежом,  отличается
простотой, жизнерадостностью,  мелодичностью.  Мн.  песни  и  танцы  Б.,
написанные для спектаклей,  исполняются  в  виде  отдельных  номеров  на
концертной эстраде.
   БЛ-АНШ (Blanche), Август Теодор (17.IX.1811- 30.XI.1868)  -  шведский
писатель-драматург.  Лит.  деятельность  начал  в  1838.  Основоположник
шведской комедии.  Среди  пьес  Б.  (указаны  даты  соч.):  "Ненавидящий
шарманку" (1843), "Богатый дядя" (1845), "Магистр  Блекстадиус"  (1844),
"Подкидыш" (1847), "Странствующая труппа"  (1848).  Заимствуя  сюжеты  у
иностр. авторов, Б. вносил в свои пьесы черты шведской  действительности
(в комедии "Странствующая труппа", 1848, использован сюжет  "Комического
романа" Скаррона).
   Соч.: Valda skrifter, dl 1-10, Stockh., 1918-22.
   Лит.: Erdmann N., A. Blanche och hans samtid, Stockh.,  l  892;  Lamm
M., August Blanche som Stockholms s kild rare, 2 uppl.,  Stockh.,  1950.
A.M.
   "БЛАНШ" (Blanche) - театральное здание в Стокгольме. Построено в 1879
нем. арх. Т. Бланшем. Вначале называлось "Водевильным т-ром". В 80-е гг.
здание т-ра использовалось как выставочный зал, затем как  кинотеатр.  С
1915 в "Б." выступают Драм. труппы, иногда ставятся  оперные  спектакли.
Н. Г.
   БЛАРАМБ‚РГ, Павел Иванович [26.  IX.  1841-  15(28).111.1907]-русский
композитор. Музыке обучался самостоятельно; совершенствовался  под  рук.
М. А. Балакирева, оказавшего решающее влияние на направление  творчества
Б. Впервые выступил как композитор с музыкой к драме Островского "Гроза"
(1865). Среди произв.  Б.  наибольшей  известностью  пользовались  оперы
"Мария Бургундская" (1888) на  сюжет  пьесы  "Мария  Тюдор"  В.  Гюго  и
"Тушинцы" (1895) о восстании Ивана Болотникова. Обе оперы были  пост.  в
Москве в Большом т-ре; часто шли на провинц. сцене. Б. принадлежат оперы
"Скоморох" на сюжет  пьесы  А.  Н.  Островского  "Комик  XVII  столетия"
(1887), "Девица-русалка" по Мицкевичу (1888), "Волна" (не пост.), музыка
к драме Островского "Воевода", а также ряд симф. и  др.  соч.  Оперы  Б.
написаны в традициях рус. классич. школы;  в  их  муз.  языке  отч„тливо
сказывается влияние композиторов "Могучей кучки", с к-рыми был близок Б.
Для  сценич.  произв.  Б.   характерно   бережное   отношение   к   лит.
первоисточнику, широкое использование интонаций  и  оборотов  рус.  нар.
песен.  Особенно  удавались  Б.  массовые  хоровые  сцены.   В   1888-93
Б.преподаватель композиции, затем -  профессор  Муз.-драм.  уч-ща  Моск.
филармонич. об-ва.
   Лит.: Серова В.,  Павел  Иванович  Бларамберг,  "Русская  музыкальная
газета", 1894, ј 10.
   БЛАУВАРТ (Blauwaert), Эмиль (13. VI. 1845-2. II. 1891) -  бельгийский
артист оперы (бас-баритон). Пению обучался в Брюссельской  консерватории
у Ю. Гуссенса. Первоначально исполнял небольшие партии в т-ре  "Фламанд"
в Брюсселе. В качестве солиста выступил впервые там же в  опере-оратории
Бенуа "Лю-цифер" в 1865; после этого завоевал  европ.  известность.  Как
концертный  и  оперный  певец  гастролировал  в  Нидерландах,   Франции,
Германии, Австрии, Англии, России  и  др.  странах.  С  большим  успехом
выступал   в   байр„йтских   постановках   опер   Вагнера:    Гурне-манц
("Парсифаль"),  Тельрамунд  ("Лоэнгрин")  и  др.  Занимался   педагогич.
деятельностью. Л. М. БЛАУМАН, РудольфМатисович(1.1. 1863, Эргли,- 4. IX.
1908,  Такахарыо,  Бинландия)  -  латышский  писатель,  драматург.   Сын
крестьянина. Работал журналистом в Риге и Петербурге. Лит.  деятельность
начал в 1887. Выдающийся писатель-реалист, Б. глубоко  раскрыл  в  своих
произв. жизнь латыш. крестьянства, социальные конфликты своего  времени.
Творчество его  отмечено  демократич.  тенденциями.  Б.  создал  значит,
драма-тич. произведения, заложившие основу  латыш.  реали-стич.  бытовой
драмы. В 1890 в рижском Латышском т-ре была пост. первая пьеса Б.комедия
"Воры". В этом т-ре осуществлены и первые пост. большинства др. пьес Б.
   Крупнейшие драмы Б.-"Злой дух" (1891), "Блудный сын"  (1893)-о  ломке
патриархальных устоев в деревне. Этой  же  теме  посв.  пьеса  "Индраны"
(1904), характеризующаяся мастерством д-раматургич. техники, живостью  и
остротой  диалога.  Б.  писал  так-ке  комедии:  "Грехи  Трины"  (1896),
"Сладкое вино" (1901), "Дни портных в Силмачах" (1902). Последние  пьесы
Б.-  "В  огне"  (1905),  "Субботний  вечер"  (соч.  1908,  пост.  1909).
Произведения Б. отличаются мастерской композицией, в них  созданы  яркие
выразительные образы простых людей (Кристина  -"В  огне"),  даны  острые
сатирич.  характеристики  (Мантраусис  -  "Злой  дух",  Трина  -  "Грехи
Трины"). Пьесы Б.
   ("В  огне",  "Индраны",  "Блудный  сын")  вошли  в  репертуар   т-ров
Советской Латвии и др. республик.
   Соч.:  Kopoti   raksti,   se.   I-VIII,   Riga,   1958-60;   в   рус.
пер.-Избранное, М., 1951, 19 52;. Пьесы,  вступ.  ст.  А.  Вилсона,  М.,
1959.
   Лит.: V i l  s  о  n  s  A.,  Latviesu  literaturas  klasies  Rudolfs
Blaumanis, Riga, 1956. ?
   БЛАХА (Blaha), Луиза  (8.IX.1850-18.1.1926)  -'  венгерская  актриса.
Начала выступать на сцене с  8  лет  в  провинции,  с  1870  работала  в
Будапеште. С основания Народного т-ра (1875) играла на его  сцене.  Была
популярной  исполнительницей  ролей  крестьянок   в   венг.   муз.-драм.
"народных пьесах". Обладала  красивым  голосом,  обаянием.  Несмотря  на
условность  жанра  "народной  пьесы",  Б.  стремилась   к   простоте   и
естественности игры. Е„ героини были наделены бесхитростными  чувствами,
душевной чистотой  и  жизнерадостностью.  Роли:  Рози  ("Гроза  деревни"
Тота), Ж ос и Перак ("Красный кошел„к" Чепре-ги), Юлча ("Беглый  солдат"
Сиглигети), Катрин ("Мадам Сан-Жен"  Сарду),  Эстер  ("Вино"  Гардоньи),
жена Шари
   ("Судья Шари" Морица) и др. В дни  Венгерской  советской  республики,

Страницы: «« « 265   266   267   268   269   270   271   272   273  274   275   276   277   278   279   280   281   282   283  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия