Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»

известна его пьеса "Поросль" (1938, Каунасский т-р, 1940, Т-р драмы Лит.
ССР, Вильнюс), изображающая жизнь учащейся молод„жи бурж. Литвы. В пьесе
"Генеральная  репетиция"  (1939,  пост.   1959,   Каунасский   т-р)   Б.
оазоблачает поджигателей войны. А. Руз.
   БИНТГР (Binter), Хильмар (10.XI.1884-1951) - деятель немецкого театра
кукол. Обучался у акт„ра Э. Поссарта и  др.  Выступал  в  оперных  т-рах
Берлина и др. городов. Одновременно, с 1918, руководил Т-ром марионеток,
созданным в 1903 (вначале как  домашний  т-р)  его  отцом.  С  1921  т-р
получил официальное при' знание  и  стал  называться  "Мюнхенским  т-ром
марионеток". В  репертуар  т-ра  входили  произв.  Ганса  Сакса,  Гоцци,
Мольера, Г„те, Клейста, Гофмана и др., ставились  оперы  Глюка,  Гайдна,
Моцарта,  Россини,  Доницетти,  оперетты  Оффенбаха  и  др.,   эстрадные
представления.  Т-р  пользовался  большой  популярностью   в   Германии,
выступал  за  рубежом.  После  2-й  миро'  вой  войны  возобновил   свою
деятельность. И. Б.
   БИОМЕХАНИКА (греч. ????-жизнь и ????????- искусство построения машин)
в  театре  -  введ„нная  В.  Э.  Мейерхольдом  система  тренажа  акт„ра:
совокупность   при„мов   и   навыков   (гимнастических,    пластических,
акробатических), с помощью к-рых акт„р получает возможность сознательно,
точно, целесообразно и естественно управлять механизмом дви жений своего
тела. В практике Т-ра Мейерхольда Б. имела сво„ значение как  педагогич.
метод, воспитывающий при помощи различных  технич.  при„мов  и  пластич.
этюдов физич. культуру акт„ра, умение  регулировать  сво„  поведение  на
сцене, подчинять движения определ„нному ритмическому рисунку,  мгновенно
и точно выполнять задания режисс„ра. Однако система Б.,  выдвигавшая  на
первый  план  виртуозное  владение  акт„ра  своим   телом,   придававшая
преимущественное значение внешней  технике,  противопоставлялась  "школе
переживания" и приводила к недооценке внутренней акт„рской техники.
   Лит.: "Печать и революция", 1922, кн. 1, с. 305-309 (рецензия  В.  Э.
Мейерхольда на книгу "Записки  режисс„ра"  А.  Я.  Таирова);  "Эрмитаж",
1922, ј 6, с. 10-11 (о докладе Мейерхольда  12  июня  1922  г.);  В.  Э.
Мейерхольд  об  искусстве  театра,  "Театр",  1957,  ј  3,  с.  120-121;
Ильинский И., Сам о себе, "Театр", 1958, ј 9, с. 131-134; Гладков А,  Из
воспоминаний о Мейерхольде, в кн.: Москва театральная. [Сб.], М.,  1960;
Гвоздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с
В.,Театр социальной маски, М.-Л., 1931 ;ФевральскийА., Десять лет театра
Мейерхольда, М., 1931; Ростоцкий Б., О  режисс„рском  творчестве  В.  Э.
Мейерхольда, М., 1960. J5. Рос.
   БИРЖАН (Кожагулов) (1825-87)-казахский народный певец,  композитор  и
поэт. В знак  особого  уважения  народ  наделил  Б.  поч„тным  прозвищем
"Биржан-сал"   ("избранник").   Странствуя   по   степям    с    группой
певцов-импровизаторов, Б. смело обличал в своих песнях  пороки  правящих
классов. Участвовал в айтысах (песенных состязаниях). Получившее широкую
известность в казах, народе состязание Бир-жана с девушкой-акыном  Сарой
послужило сюжетом для оперы М. Тулебаева  "Биржан  и  Сара"  (1946,  Т-р
оперы и балета им. Абая, Ст. пр. 1949). В опере  использованы  подлинные
мелодии Б. Н. Л.
   БИРЙЛЛО, Степан Степанович[р.1(14).УП1.1903]-  белорусский  советский
акт„р. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС  с  1943.  Сценич.  деятельность
начал в 1918. В 1926-28 работал в 3-м  Белорус.  т-ре,  с  1928-  в  1-м
Белорус.  т-ре  (ныне  Т-р  им.  Я.  Купалы)  в   Минске.   Роли:   Яков
("Последние"), Беркутов ("Волки и овцы"), Васин ("Русские  люди").  Гаев
("Вишн„вый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость"  Рахманова),  Гуде-ев
("Чтобы люди не журились" Мака„нка). В. Н,
   БЙРЛИК (Birlic) [наст. фам.- Василиу (Vasiliu)], Григоре (р.  24.  I.
1905) - румынский акт„р. В 1926 начал сценич. деятельность.  Засл.  арт.
Румынской Народной Республики. В 1931 вступил в труппу "Т-ра комедии"  в
Бухаресте. Перед освобождением Румынии от фашизма играл в  этом  т-ре  и
др. частных т-рах Бухареста гл. обр. комедийные и остро характерные роли
зап.-европ. и рум. репертуара. В 1948 Б.  становится  одним  из  ведущих
акт„ров Нац. т-ра им. Караджале в Бухаресте. Обладая  выразит,  внешними
данными, ярким юмором, Б. создал на сцене этого  т-ра  яркие  комедийные
образы в произв. рум. классики:  Данданаке,  Брынзовенеску  ("Потерянное
письмо"  Караджале);  в  совр.  рум.  комедиях  и  драмах   -   Бисерике
("Взбесившийся ягн„нок"  Баранги),  Забалон  ("Ч„рные  годы"  Баранги  и
Мо-рару), Тома Кэбуля ("Долина  Кукушки"  Бенюка),  а  также  в  мировом
классич. репертуаре - Сганарель и  Журден  ("Дон  Жуан"  и  "Мещанин  во
дворянстве" Мольера),  Робинзон  ("Бесприданница"),  Расплюев  ("Свадьба
Кречинского"), Трубач ("Егор Булычев и другие"). Играя комедийные  роли,
Б. прида„т сценич.  образам  "маленьких  людей"  глубокую  человечность,
показывает индивидуальные особенности, привычки и причуды своих  героев,
созда„т трагико-медийные образы, в к-рых сочетается смешное и  грустное:
Канчано ("Самодуры" Гольдони), Яким  ("Безымянная  звезда"  Себастьяна),
Бобчинский ("Ревизор"). Снимается в кино. Л. Гер.
   БИРМАН, Серафима Германовна  [р.  29.VII(10.  VIII).18901  -  русская
советская актриса и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1946). Род.  в  Кишин„ве.
По окончании драм. школы А. И. Адашева (Москва) в 1911  была  принята  в
труппу МХТ, в 1913 перешла в 1-ю Студию  МХТ,  продолжая  участвовать  в
спектаклях МХТ. Первая роль в студии -  г-жа  Босс  ("Гибель  "Надежды""
Хейерманса, 1913), в МХТ-Гортензия ("Хозяйка гостиницы" Гольдони, 1914).
В 1924-36 Б. - актриса МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии  МХТ;
роли - Халдейка ("Блоха" по Лескову), королева Анна  ("Человек,  который
сме„тся" по Гюго), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стринд-берга), Анна
Трощина ("Чудак" Афиногенова), Улита
   ("Тень освободителя"  по  Салтыкову-Щедрину),  Домаха.  Чуб  ("Начало
жизни" Первомайского) и др. В 1936-38 Б.  работала  в  Т-ре  им.  МОСПС.
Пост. здесь "Вассу Железно-ву" (1936), сыграв в этом спектакле гл. роль,
исполнила роль матери в пьесе Афиногенова "Салют, Испания!".  В  1938-58
Б.- актриса и режисс„р Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В этом  т-ре
наиболее полно  раскрылись  осн.  особенности  иск-ва  Б.-  публицистич.
темперамент, ч„ткость психологич. решения образа, острота сценич. формы.
Большое значение для творч. формирования актрисы  имела  е„  работа  над
образом Вассы Железновой. Сыграв эту роль вторично  на  сцене  Т-ра  им.
Ленинского комсомола (1942), Б., не отказываясь  от  обличит.  трактовки
образа, подч„ркивая обреч„нность своей героини, вместе с тем  глубоко  и
тонко раскрывала противоречивый и сложный характер, показав одиночество,
душевную силу, ум, материнскую любовь Вассы.  Высокого  трагич.  подъ„ма
достигла Б. в роли  матери  коммуниста  Пали-Марии  Эстераг  ("Мой  сын"
Гергеля и Литовского, 1939). Исполнение Б. этой роли  отличалось  внутр.
драматизмом и вместе с тем  предельной  внешней  сдержанностью.  Значит,

Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия