|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 » »» известна его пьеса "Поросль" (1938, Каунасский т-р, 1940, Т-р драмы Лит.
ССР, Вильнюс), изображающая жизнь учащейся молод„жи бурж. Литвы. В пьесе
"Генеральная репетиция" (1939, пост. 1959, Каунасский т-р) Б.
оазоблачает поджигателей войны. А. Руз.
БИНТГР (Binter), Хильмар (10.XI.1884-1951) - деятель немецкого театра
кукол. Обучался у акт„ра Э. Поссарта и др. Выступал в оперных т-рах
Берлина и др. городов. Одновременно, с 1918, руководил Т-ром марионеток,
созданным в 1903 (вначале как домашний т-р) его отцом. С 1921 т-р
получил официальное при' знание и стал называться "Мюнхенским т-ром
марионеток". В репертуар т-ра входили произв. Ганса Сакса, Гоцци,
Мольера, Г„те, Клейста, Гофмана и др., ставились оперы Глюка, Гайдна,
Моцарта, Россини, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др., эстрадные
представления. Т-р пользовался большой популярностью в Германии,
выступал за рубежом. После 2-й миро' вой войны возобновил свою
деятельность. И. Б.
БИОМЕХАНИКА (греч. ????-жизнь и ????????- искусство построения машин)
в театре - введ„нная В. Э. Мейерхольдом система тренажа акт„ра:
совокупность при„мов и навыков (гимнастических, пластических,
акробатических), с помощью к-рых акт„р получает возможность сознательно,
точно, целесообразно и естественно управлять механизмом дви жений своего
тела. В практике Т-ра Мейерхольда Б. имела сво„ значение как педагогич.
метод, воспитывающий при помощи различных технич. при„мов и пластич.
этюдов физич. культуру акт„ра, умение регулировать сво„ поведение на
сцене, подчинять движения определ„нному ритмическому рисунку, мгновенно
и точно выполнять задания режисс„ра. Однако система Б., выдвигавшая на
первый план виртуозное владение акт„ра своим телом, придававшая
преимущественное значение внешней технике, противопоставлялась "школе
переживания" и приводила к недооценке внутренней акт„рской техники.
Лит.: "Печать и революция", 1922, кн. 1, с. 305-309 (рецензия В. Э.
Мейерхольда на книгу "Записки режисс„ра" А. Я. Таирова); "Эрмитаж",
1922, ј 6, с. 10-11 (о докладе Мейерхольда 12 июня 1922 г.); В. Э.
Мейерхольд об искусстве театра, "Театр", 1957, ј 3, с. 120-121;
Ильинский И., Сам о себе, "Театр", 1958, ј 9, с. 131-134; Гладков А, Из
воспоминаний о Мейерхольде, в кн.: Москва театральная. [Сб.], М., 1960;
Гвоздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с
В.,Театр социальной маски, М.-Л., 1931 ;ФевральскийА., Десять лет театра
Мейерхольда, М., 1931; Ростоцкий Б., О режисс„рском творчестве В. Э.
Мейерхольда, М., 1960. J5. Рос.
БИРЖАН (Кожагулов) (1825-87)-казахский народный певец, композитор и
поэт. В знак особого уважения народ наделил Б. поч„тным прозвищем
"Биржан-сал" ("избранник"). Странствуя по степям с группой
певцов-импровизаторов, Б. смело обличал в своих песнях пороки правящих
классов. Участвовал в айтысах (песенных состязаниях). Получившее широкую
известность в казах, народе состязание Бир-жана с девушкой-акыном Сарой
послужило сюжетом для оперы М. Тулебаева "Биржан и Сара" (1946, Т-р
оперы и балета им. Абая, Ст. пр. 1949). В опере использованы подлинные
мелодии Б. Н. Л.
БИРЙЛЛО, Степан Степанович[р.1(14).УП1.1903]- белорусский советский
акт„р. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1943. Сценич. деятельность
начал в 1918. В 1926-28 работал в 3-м Белорус. т-ре, с 1928- в 1-м
Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Роли: Яков
("Последние"), Беркутов ("Волки и овцы"), Васин ("Русские люди"). Гаев
("Вишн„вый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гуде-ев
("Чтобы люди не журились" Мака„нка). В. Н,
БЙРЛИК (Birlic) [наст. фам.- Василиу (Vasiliu)], Григоре (р. 24. I.
1905) - румынский акт„р. В 1926 начал сценич. деятельность. Засл. арт.
Румынской Народной Республики. В 1931 вступил в труппу "Т-ра комедии" в
Бухаресте. Перед освобождением Румынии от фашизма играл в этом т-ре и
др. частных т-рах Бухареста гл. обр. комедийные и остро характерные роли
зап.-европ. и рум. репертуара. В 1948 Б. становится одним из ведущих
акт„ров Нац. т-ра им. Караджале в Бухаресте. Обладая выразит, внешними
данными, ярким юмором, Б. создал на сцене этого т-ра яркие комедийные
образы в произв. рум. классики: Данданаке, Брынзовенеску ("Потерянное
письмо" Караджале); в совр. рум. комедиях и драмах - Бисерике
("Взбесившийся ягн„нок" Баранги), Забалон ("Ч„рные годы" Баранги и
Мо-рару), Тома Кэбуля ("Долина Кукушки" Бенюка), а также в мировом
классич. репертуаре - Сганарель и Журден ("Дон Жуан" и "Мещанин во
дворянстве" Мольера), Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев ("Свадьба
Кречинского"), Трубач ("Егор Булычев и другие"). Играя комедийные роли,
Б. прида„т сценич. образам "маленьких людей" глубокую человечность,
показывает индивидуальные особенности, привычки и причуды своих героев,
созда„т трагико-медийные образы, в к-рых сочетается смешное и грустное:
Канчано ("Самодуры" Гольдони), Яким ("Безымянная звезда" Себастьяна),
Бобчинский ("Ревизор"). Снимается в кино. Л. Гер.
БИРМАН, Серафима Германовна [р. 29.VII(10. VIII).18901 - русская
советская актриса и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1946). Род. в Кишин„ве.
По окончании драм. школы А. И. Адашева (Москва) в 1911 была принята в
труппу МХТ, в 1913 перешла в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в
спектаклях МХТ. Первая роль в студии - г-жа Босс ("Гибель "Надежды""
Хейерманса, 1913), в МХТ-Гортензия ("Хозяйка гостиницы" Гольдони, 1914).
В 1924-36 Б. - актриса МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии МХТ;
роли - Халдейка ("Блоха" по Лескову), королева Анна ("Человек, который
сме„тся" по Гюго), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стринд-берга), Анна
Трощина ("Чудак" Афиногенова), Улита
("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину), Домаха. Чуб ("Начало
жизни" Первомайского) и др. В 1936-38 Б. работала в Т-ре им. МОСПС.
Пост. здесь "Вассу Железно-ву" (1936), сыграв в этом спектакле гл. роль,
исполнила роль матери в пьесе Афиногенова "Салют, Испания!". В 1938-58
Б.- актриса и режисс„р Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В этом т-ре
наиболее полно раскрылись осн. особенности иск-ва Б.- публицистич.
темперамент, ч„ткость психологич. решения образа, острота сценич. формы.
Большое значение для творч. формирования актрисы имела е„ работа над
образом Вассы Железновой. Сыграв эту роль вторично на сцене Т-ра им.
Ленинского комсомола (1942), Б., не отказываясь от обличит. трактовки
образа, подч„ркивая обреч„нность своей героини, вместе с тем глубоко и
тонко раскрывала противоречивый и сложный характер, показав одиночество,
душевную силу, ум, материнскую любовь Вассы. Высокого трагич. подъ„ма
достигла Б. в роли матери коммуниста Пали-Марии Эстераг ("Мой сын"
Гергеля и Литовского, 1939). Исполнение Б. этой роли отличалось внутр.
драматизмом и вместе с тем предельной внешней сдержанностью. Значит,
Страницы: «« « 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |