Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 253   254   255   256   257   258   259   260   261  262   263   264   265   266   267   268   269   270   271  » »»

Ленингр. Большой драм. т-р (1948; реж. Шлепянов, худ. Дмитриев, Лариса -
Ольхина, Карандышев - Полицеймако,  Паратов  -  Фрейндлих,  Огудалова  -
Никритина,   Кнуров-Ларионов,   Робинзон   -   Софро-нов),    Т-р    им.
Станиславского (1953;  реж.  Яншин,  худ.  Волков,  Лариса  -  Гриценко,
Карандышев - Маркушев, Паратов - Белоусов, Робинзон - Лифанов).
   "Б." ставили: Ярославский т-р (1936; реж. Надеждов, худ.  Медовщиков,
Лариса-Чудинова), Саратовский т-р (1944;  реж.  Ефремов,  худ.  Кисимов,
Лариса - Соболева, Карандышев - Слонов,  Паратов  -  Муратов,  Кнуров  -
Карганов, Робинзон - Петров),  Т-р  им.  Азизбекова  (Баку,  1939;  реж.
Шарифов, худ. Ефименко, Лариса - Кадри, Паратов  -  Аф-ганлы,  Кнуров  -
Алиев), Т-р им. Марджанишвили (Тбилиси,  1944;  реж.  Таблиашвили,  худ.
Сумбаташвили, Лариса - Анджапаридзе, Карандышев -  Гоцирели,  Паратов  -
Кабахидзе, Огудалова - Такаишвили, Кнуров - Гамбашидзе), Т-р  им.  Хамзы
(Ташкент, 1944; Лариса-Ишантураева,  Паратов  -  А.  Ходжаев),  Т-р  им.
Сундукяна  (Ереван,  1946;  реж.  Джани-бекян,  худ.  Локшин,  Лариса  -
Вартанян, Паратов - Малян, Огудалова - Гулазян,  Робинзон  -  Аветисян),
Киргизский т-р драмы (Фрунзе, 1951; Лариса  -  Кыдыкеева,  Карандышев  -
Саргалдаев, Кнуров-Рыскулов), Башкирский  т-р  драмы  (Уфа,  1953;  реж.
Брилль, худ. Калимуллин, Лариса - Бикбулатова), Латв. т-р  драмы  (Рига,
1948; реж. Балюна;  Лариса  -  Велта  Лине,  Кнуров  -  Амтман-Бриедит),
Литовский т-р драмы (Вильнюс, 1950), Т-р им. Лахути (Сталинабад, 1948) и
др.
   "Б." переведена на украинский (И. Сенченко),  чувашский  (М.  Ухсай),
азербайджанский  (Э.  Мамедханлы),   грузинский   (К.   Андроникашвили),
армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ова-нян), узбекский  (А.  Турдыев  и  И.
Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др. языки.
   "Б." широко ставится в самодеятельности.
   "Б."  ставилась  за  рубежом-в   Нар.   т-ре,   София   (1937;   реж.
Массалитинов,  худ.  Миленков  и  Георгиев,  Лариса  -   П.   Герганова,
Карандышев - Кисимов, Паратов - Транда-филов),  в  Пловдивском  народном
т-ре (1954), в Варшавском т-ре "Повшехны" (1953) и др.
   Издания.- Первая публикация "Б."- "Отечественные записки", 1879,  .N?
l; из последующих изд.: Островский А. Н., Собрание сочинений, т. 8,  М.,
1951.
   Лит.: "Бесприданница". Материалы и исследования, М., 17. А. Шн.
   БЕССАЛЬКО, Павел Карпович (1887-1920) - русский  советский  писатель,
поэт и драматург. Был одним из  организаторов  петрогр.  Пролеткульта  и
руководителей т-ра "Арена Пролеткульта" в  Петрограде.  В  1918  написал
пьесу "Каменщик" - о рабочем-каменщике, стремящемся к овладению знаниями
и культурой, а после свершения революции строящем  башню-коммуну.  Пьеса
отличалась схематизмом,  мелодраматич.  эффектами.  Была  пост.  "Ареной
Пролеткульта" в том же году (реж.  А.  А.  Мгебров)  в  форме  массового
аллегорич. зрелища.
   Соч.:  Каменщик,  в  сб.:  Кузьма  Даров,   М.-Л.,   1929;   Проблемы
пролетарской культуры. Сб. статей, П., 1919 (COB"L с Ф. Калининым).
   "БЕСТАЛАННАЯ" ("Б е с т а л  а  н  н  а")  -  драма  в  5  д.  И.  К.
КарпенкоКарого (Тобилевича) (о жизни дореволюц. укр. деревни). Соч. 1886
(на укр.  яз.).  Входила  в  репертуар  дореволюц.  укр.  трупп  (труппа
Карпенко-Карого, Саксаган-ского, Садовского, Кропивницкого  и  др.).  На
советской сцене "В." ставили: Гос. укр. драм.  т-р  им.  Заньковецкой  в
Киеве  (1923),  Т-р  им.  И.  Франко,  Киев   (1937,   реж.   Г.   Юра),
Днепропетровский укр. т-р им. Шевченко (1938), Запорожский укр. т-р  им.
Щорса  (1955),  Одесский   т-р   им.   Октябрьской   революции   (1944),
Кировоградский  укр.  т-р  (1950)  и  др.  т-ры  УССР,   Марийский   т-р
(Йошкар-Ола, 1958; перевод Смирнова).
   В "Б." играли крупнейшие  украинские  акт„ры:  София  -  Биберовичева
(Галиция, 80-90-е гг.), Заньковецкая, Ужвий;
   Ганна - Затыркевич, Борисоглебская; Варка - Линицкая, Ужвий;  Иван  -
Карпенко-Карый, Кропивницкий, Саксаган-ский и др.
   И з д а н и я.-"Б.", Кив, [19101, 1941 и 1956  (на  укр.  яз.);  рус.
изд.-в пер. Б. Турганова, М.-Л., 1940. А Шн
   БЕТ‚ТТО (Betetto), Юлий (р.  27.VIII.1885)-югославский  артист  оперы
(бас). В 1909 окончил консерваторию в Вене. В 1908- 1922 - солист  оперы
в Вене, в 1922-30-  оперы  в  Любляне,  в  1930-32-  Баварской  оперы  в
Мюнхене. Партии:  Су-лейман  ("Никола  Шубич"  Зайца),  Генрих  Птицелов
("Лоэн-грин"), Мефистофель ("Фауст"), Кецал ("Проданная невеста") и  др.
В 1933-39 Б. работал директором Люблян-ской консерватории.  Одновременно
с артистической деятельностью в„л педагогич. работу; с 1939 -  профессор
Муз. академии в Любляне (в 1943-45, 1947-49 и 1957 - ректор). Ю. Ч.
   Б‚ТТЕЛЬГЕЙМ, Беттельхейм (Гомперц-Беттельгейм)  (Gomperz-BetteIheim),
Каролина   (1.VI.1845-24.1.1926)   -    австрийская    артистка    оперы
(меццо-сопр'ано)  и  пианистка.  Одна  из  выдающихся   оперных   певиц.
Занималась по фп. у К. Гольдмарка, выступала как пианистка в  концертах.
В 1861 дебютировала в Венской придворной опере. В 1867 оставила  оперную
сцену; вела концертную деятельность. Гастролировала в Лондоне,  Лейпциге
и  др.  городах.  Партии:  Азучена  ("Трубадур"),  Се-лика  ("Африканка"
Мейербера) и др. АН. В.
   Б‚ТТЕРТОН (В etterton), Томас (1635-28. IV. 1710)- английский  акт„р.
Обучался акт„рскому мастерству во Франции. Начал выступать в  Лондоне  с
1660 под рук. У. Давенанта. С  1671  был  ведущим  акт„ром  и  одним  из
руководителей лондонского т-ра  "Дорсет-Грден".  Выступал  в  гл.  ролях
героич. пьес Дж. Драйдена. Первоначально Б.  подражал  пафосно-декламац.
манере франц. акт„ров. Значит. этапом в творчестве Б. явилось исполнение
шекспировских ролей, определившее его талант  трагич.  акт„ра.  Хотя  Б.
играл Шекспира в классицистич. переделках, он вс„  же  вносил  отдельные
элементы реализма  в  образы  Гамлета,  Отелло,  Макбета,  короля  Лира,
Генриха VIII, передавал при исполнении этих ролей  большие  человеческие
чувства. Творчество Б. знаменовало переход  от  уходящего  классицистич.
стиля акт„рского исполнения к нарождающемуся просветительскому  реализму
в англ. т-ре 17 в.
   Лит.: D о w n e s J., Roscius Anglicanus or an historical  review  of
the stage from 1660-1706, L., 1708; Nicoli A.,  History  of  Restoration
drama. 1660-1700, N. Y., 1940. Э. Г.
   БЕТТИ (Betti), Уго (4.11. 1892-9. VI.  1953)  -  итальянский  поэт  и
драматург. В 1927 начал драматургическую деятельность пьесой  "Хозяйка".
Б. писал драмы, в которых  разрабатывал  морально-психологич.  проблемы,
связанные гл.  обр.  с  темами  убийства  или  самоубийства,  отмеченные
религиозно- символической направленностью. Известность  приобрели  пьесы
Б.:
   "Обвал на пристани Север" (1936), "Потоп" (1943),"Коррупция во дворце

Страницы: «« « 253   254   255   256   257   258   259   260   261  262   263   264   265   266   267   268   269   270   271  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия