|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 » »» здании на Береншт-расе. Опериая труппа ставила произ! еюния нем. и итал.
.композиторов. После скончания Сем.илетней войны в 1764 открываются два
т-ра на Монбижуплац и на Беренштрасе. Владельцем последнего стал актер
из труппы Ш„немана Ф. Д/г/ж-младший, передавший в 1771 управление т-ром
Г. Коху. Владельцем т-ра на Монбижуплац с 1769 становится К. Д„ббельн
к-рый в 1775 приобретает т-р и на Беренштрасе. В 1776 на Жандарменмаркте
открылся придгорный т-р франц. комедии. С 1787 т-р получает название
Королевского национального т-ра. С 1785 директором т-ра был Д„ббелин. В
1794-96 т-ром руководит И. Флекк, с 1796 на пост генерал-директора
назначается А. В. Иффланд. Он пополняет труппу талантливыми акт„рами,
среди к-рых был Л. Девриент. В т-ре ставились произведения Лессинга,
Г„те, Шиллера и мещанские драмы А. Коцебу и Иффланда. В 1811 Королевский
национальный т-р переименовывается в Королевский драматический т-р
(носит это название до 1918) и вместе с Королевской оперой на
Унтер-ден-Линден управляется единым директором. После смерти Иффланда
директором становится К. Брюль. Здесь утверждался национальный нем.
репертуар, чему способствовали также поостановки "Вольного стрелка"
Вебера (1821) и опер Моцарта.
Развитие театр. жизни Б. тормозилось придворной монополией на оперные
и драматич. спектакли. После 1848 появляются частные т-ры, среди них
"фридрих-Вильгельмштадтский т-р" на Шуманштрасе (1848) и опера в здании
ресторана А. Кролля в Тиргартене (1850). Но в течение долгого времени Б.
не мог стать подлинно театр. центром страны. Лишь превращение Германии в
единое государство и провозглашение Б. е„ столицей (1865) определило
значение этого города как театр. центра. "Положение о свободе рем„сел"
(1869) ликвидировало королевскую монополию. В начале 80-х гг. появился
ряд крупных т-ров. В 1883 группа известных акт„ров (Л. Барнай, Ф. Гаазе,
А. Ф„рстер, 3. Фридман и др.) под рук. А. Л'Аррон-жа создала в помещении
быв. "Фридрих-Вильгельм-штадтского т-ра" Немецкий т-р. Через год
товарищество распалось, и директором т-ра стал Л'Арронж. На сцене
Немецкого т-ра впервые раскрылось дарование таких акт„ров, как И. К а йн
ц и А. Зорма. В 1888 Барнай открыл "Берлинский т-р". О. Блюменталь
организовал "Лессинг-театр". Опера, начавшая сво„ существование в
ресторане Кролля, превратилась в один из ведущих т-ров и успешно
конкурировала с придворной "Оперой" (ныне "Городская опера" в Зап. Б.).
На рубеже 19-20 вв. Б. превращается в подлинный театр. центр
Германии. Активизация соц.-демократич. движения обусловила появление
организации (союза) "Свободная народная сцена" ("Фрейе фольксбюне"),
основанной в 1890 группой театр. и обществ, деятелей по инициативе Б.
Вилле, Ф. Меринга и др. "Свободная народная сцена" ставила своей целью
вовлечь в т-р широкие массы трудящихся. В 1889 О. Брам созда„т
"Свободный т-р" ("Фрейе бюне"). Этот т-р утверждал в нац. сценич. иск-ве
принципы натурализма. Здесь были пост. пьесы Гауптмана, Золя, бр.
Гонкур. Брам обращался к Гоголю, Толстому, Хеббелю, Ибсену. Успехи
"Свободного т-ра" побудили Л'Ар-ронжа сдать Браму в аренду Немецкий т-р
на 10 лет (1894-1903). Здесь выступали Кайнц и Зорма, Р. Рит-нер, Э.
Рейхер, Э. Леман, О. Зауэр, Р. Бертенс, М. Рейнхардт, А. Бассерман, Ф.
Кайслер и др. На позициях, близких к деятельности "Свободного т-ра",
стоял "Шиллер-театр" (организатор и руководитель Р.Л„венфельд).
Следующий этап театральной жизни Б. связан с именем М. Рейнхардта,
творчество к-рого во многом расширяло принципы, выдвинутые Бра-мом. В
1902 он создал "Новый т-р", а затем приобр„л "Малый т-р", где были пост.
"На дне", "Сон в летнюю ночь" и др. спектакли. Л'Арронж порвал контракт
с Брамом и вскоре продал Нем. т-р Рейнхардту (Брам переходит в
"Лессинг-театр", где работает до 1912). В 1905-14 Рейнхардт ставит в
Немецком т-ре ряд выдающихся спектаклей (Шекспира и нем. классиков),
осуществляет в т-ре "Камерная сцена" "Каммершпиле", осн. в 1906)
экспериментальные и камерные спектакли. У Рейнхардта работают крупнейшие
драматич. акт„ры Германии (А. Бассерман, Р. Шильдкраут, Р. Бертенс, Ф.
Кайслер, Э. Винтер-штейн, А. Зорма и др.). Он привл„к молодых в то время
акторов А. Моисеи, П. Вегенера, Т.Дюрь„, X. Васмана В. Крауса, Т.
Эйзолъдт, X. Вангелъ и др. В нач. 20 в. в Б. появляются ещ„ два
значительных т-ра. В 1908 режисс„р Р. Валлентин организовал т-р на
К„ниг-грецерштрасе, переименованный в 1911 в "Хеббелъ-театр"
(руководители Р. Бернауэр и К. Мейнхардт). В 1914 театр. союз "Свободная
народная сцена" завершил постройку большого театр. здания (арх. О.
Кауфман), в к-ром начал работать Народный т-р ("Фольксбюне"). После
первой мировой войны господствующим направлением т-ров Б. становится
экспрессионизм. Центр, место в театр. жизни занимает Гос. (быв.
Королевский) т-р под руководством Л. Йеснера и т-р "Трибуна"
(руководитель К. X. Мартин}.
В период Веймарской республики (1919-33) развивается и ширится
движение революционного рабочего т-ра, к-рое представлял "Политический
т-р Э. Пискатора и сТ-р ам Шиффбауэрдамм" Б. Брехта. Большинство
профессиональных и самодеятельных коллективов революционного рабочего
т-ра работали под непосредственным руководством коммунистической партии.
Многие из них не имели постоянного помещения (напр., "Т-р молодых
акт„ров", гастролировавший в конце 20-х гг. в СССР) и вынуждены были
выступать в различных т-рах и залах, даже на улице и во дворах.
Приход к власти фашистов в 1933 приводит т-р к упадку. Многие крупные
драматурги и режисс„ры эмигрировали за границу. Война привела к
уничтожению ряда театр. зданий. В первые же дни после разгрома фашизма
театр. жизнь Б. начала восстанавливаться. Первым 7 сент. 1945 открылся
Немецкий т-р, возглавлявшийся Г. Вангенхеймом; с участием П. Вегенера и
Э. Винтерштейна была показана премьера запрещ„нной фашистами пьесы
"Натан Мудрый" Лессинга. 8 сент. 1945 в помещении Адмиралпаласта
возобновила свою деятельность Немецкая гос. опера (руководитель Э.
Легаль).
С 1949 Б.-столица ГДР (1 100 тыс. жит. на 1958). Западная часть Б.
(2223,8 тыс. жит. на 1958) имеет особый статус.
В столице ГДР работают т-ры: Немецкая гос. опера (руководитель
Букхардт) (в 1956 здание этого т-ра было восстановлено); "Каммершпиле"
(в 1946 здание было восстановлено) и Немецкий т-р (руководитель т-ров В.
Лангхофф) Народный т-р ("Фольксбюне") с 1953 работает в восстановленном
здании Народного т-ра на Люксембургплац (в 1947 был создан "Нем. союз
т-ров народной сцены", к-рый руководит берлинским Народным т-ром);
"Комигие опер"; с 1949 работает "Берлине? ансамбль" (создатели Б. Брехт
и Е. Вейгелъ), выступавший сначала на сцене Немецкого т-ра, а затем
получивший помещение "Т-ра ам Шиффбауэрдамм"; с 1950 в Б. работает
первый в Германии т-р юного зрителя под назв. "Театр дружбы"
Страницы: «« « 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |