Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 245   246   247   248   249   250   251   252   253  254   255   256   257   258   259   260   261   262   263  » »»

здании на Береншт-расе. Опериая труппа ставила произ! еюния нем. и итал.
.композиторов. После скончания Сем.илетней войны в 1764 открываются  два
т-ра на Монбижуплац и на Беренштрасе. Владельцем последнего  стал  актер
из труппы Ш„немана Ф. Д/г/ж-младший, передавший в 1771 управление  т-ром
Г. Коху. Владельцем т-ра на Монбижуплац с 1769  становится  К.  Д„ббельн
к-рый в 1775 приобретает т-р и на Беренштрасе. В 1776 на Жандарменмаркте
открылся придгорный т-р франц. комедии. С  1787  т-р  получает  название
Королевского национального т-ра. С 1785 директором т-ра был Д„ббелин.  В
1794-96 т-ром руководит И.  Флекк,  с  1796  на  пост  генерал-директора
назначается А. В. Иффланд. Он пополняет  труппу  талантливыми  акт„рами,
среди к-рых был Л. Девриент. В  т-ре  ставились  произведения  Лессинга,
Г„те, Шиллера и мещанские драмы А. Коцебу и Иффланда. В 1811 Королевский
национальный  т-р  переименовывается  в  Королевский  драматический  т-р
(носит  это  название  до  1918)  и  вместе  с  Королевской  оперой   на
Унтер-ден-Линден управляется единым директором.  После  смерти  Иффланда
директором становится К.  Брюль.  Здесь  утверждался  национальный  нем.
репертуар, чему  способствовали  также  поостановки  "Вольного  стрелка"
Вебера (1821) и опер Моцарта.
   Развитие театр. жизни Б. тормозилось придворной монополией на оперные
и драматич. спектакли. После 1848 появляются  частные  т-ры,  среди  них
"фридрих-Вильгельмштадтский т-р" на Шуманштрасе (1848) и опера в  здании
ресторана А. Кролля в Тиргартене (1850). Но в течение долгого времени Б.
не мог стать подлинно театр. центром страны. Лишь превращение Германии в
единое государство и провозглашение Б.  е„  столицей  (1865)  определило
значение этого города как театр. центра. "Положение о  свободе  рем„сел"
(1869) ликвидировало королевскую монополию. В начале 80-х  гг.  появился
ряд крупных т-ров. В 1883 группа известных акт„ров (Л. Барнай, Ф. Гаазе,
А. Ф„рстер, 3. Фридман и др.) под рук. А. Л'Аррон-жа создала в помещении
быв.  "Фридрих-Вильгельм-штадтского  т-ра"  Немецкий  т-р.   Через   год
товарищество распалось,  и  директором  т-ра  стал  Л'Арронж.  На  сцене
Немецкого т-ра впервые раскрылось дарование таких акт„ров, как И. К а йн
ц и А. Зорма. В 1888  Барнай  открыл  "Берлинский  т-р".  О.  Блюменталь
организовал  "Лессинг-театр".  Опера,  начавшая  сво„  существование   в
ресторане Кролля,  превратилась  в  один  из  ведущих  т-ров  и  успешно
конкурировала с придворной "Оперой" (ныне "Городская опера" в Зап. Б.).
   На  рубеже  19-20  вв.  Б.  превращается  в  подлинный  театр.  центр
Германии. Активизация  соц.-демократич.  движения  обусловила  появление
организации (союза) "Свободная  народная  сцена"  ("Фрейе  фольксбюне"),
основанной в 1890 группой театр. и обществ, деятелей  по  инициативе  Б.
Вилле, Ф. Меринга и др. "Свободная народная сцена" ставила  своей  целью
вовлечь  в  т-р  широкие  массы  трудящихся.  В  1889  О.  Брам  созда„т
"Свободный т-р" ("Фрейе бюне"). Этот т-р утверждал в нац. сценич. иск-ве
принципы натурализма.  Здесь  были  пост.  пьесы  Гауптмана,  Золя,  бр.
Гонкур. Брам обращался  к  Гоголю,  Толстому,  Хеббелю,  Ибсену.  Успехи
"Свободного т-ра" побудили Л'Ар-ронжа сдать Браму в аренду Немецкий  т-р
на 10 лет (1894-1903). Здесь выступали Кайнц и  Зорма,  Р.  Рит-нер,  Э.
Рейхер, Э. Леман, О. Зауэр, Р. Бертенс, М. Рейнхардт, А.  Бассерман,  Ф.
Кайслер и др. На позициях, близких  к  деятельности  "Свободного  т-ра",
стоял  "Шиллер-театр"   (организатор   и   руководитель   Р.Л„венфельд).
Следующий этап театральной жизни  Б.  связан  с  именем  М.  Рейнхардта,
творчество к-рого во многом расширяло принципы,  выдвинутые  Бра-мом.  В
1902 он создал "Новый т-р", а затем приобр„л "Малый т-р", где были пост.
"На дне", "Сон в летнюю ночь" и др. спектакли. Л'Арронж порвал  контракт
с  Брамом  и  вскоре  продал  Нем.  т-р  Рейнхардту  (Брам  переходит  в
"Лессинг-театр", где работает до 1912). В  1905-14  Рейнхардт  ставит  в
Немецком т-ре ряд выдающихся спектаклей  (Шекспира  и  нем.  классиков),
осуществляет  в  т-ре  "Камерная  сцена"  "Каммершпиле",  осн.  в  1906)
экспериментальные и камерные спектакли. У Рейнхардта работают крупнейшие
драматич. акт„ры Германии (А. Бассерман, Р. Шильдкраут, Р.  Бертенс,  Ф.
Кайслер, Э. Винтер-штейн, А. Зорма и др.). Он привл„к молодых в то время
акторов А. Моисеи, П.  Вегенера,  Т.Дюрь„,  X.  Васмана  В.  Крауса,  Т.
Эйзолъдт, X. Вангелъ и др.  В  нач.  20  в.  в  Б.  появляются  ещ„  два
значительных т-ра. В 1908  режисс„р  Р.  Валлентин  организовал  т-р  на
К„ниг-грецерштрасе,   переименованный   в   1911    в    "Хеббелъ-театр"
(руководители Р. Бернауэр и К. Мейнхардт). В 1914 театр. союз "Свободная
народная сцена" завершил  постройку  большого  театр.  здания  (арх.  О.
Кауфман), в к-ром начал  работать  Народный  т-р  ("Фольксбюне").  После
первой мировой войны господствующим  направлением  т-ров  Б.  становится
экспрессионизм.  Центр,  место  в  театр.  жизни  занимает  Гос.   (быв.
Королевский)  т-р  под  руководством  Л.   Йеснера   и   т-р   "Трибуна"
(руководитель К. X. Мартин}.
   В  период  Веймарской  республики  (1919-33)  развивается  и  ширится
движение революционного рабочего т-ра, к-рое  представлял  "Политический
т-р Э.  Пискатора  и  сТ-р  ам  Шиффбауэрдамм"  Б.  Брехта.  Большинство
профессиональных и самодеятельных  коллективов  революционного  рабочего
т-ра работали под непосредственным руководством коммунистической партии.
Многие из них  не  имели  постоянного  помещения  (напр.,  "Т-р  молодых
акт„ров", гастролировавший в конце 20-х гг. в  СССР)  и  вынуждены  были
выступать в различных т-рах и залах, даже на улице и во дворах.
   Приход к власти фашистов в 1933 приводит т-р к упадку. Многие крупные
драматурги  и  режисс„ры  эмигрировали  за  границу.  Война  привела   к
уничтожению ряда театр. зданий. В первые же дни после  разгрома  фашизма
театр. жизнь Б. начала восстанавливаться. Первым 7 сент.  1945  открылся
Немецкий т-р, возглавлявшийся Г. Вангенхеймом; с участием П. Вегенера  и
Э. Винтерштейна  была  показана  премьера  запрещ„нной  фашистами  пьесы
"Натан  Мудрый"  Лессинга.  8  сент.  1945  в  помещении  Адмиралпаласта
возобновила свою  деятельность  Немецкая  гос.  опера  (руководитель  Э.
Легаль).
   С 1949 Б.-столица ГДР (1 100 тыс. жит. на 1958).  Западная  часть  Б.
(2223,8 тыс. жит. на 1958) имеет особый статус.
   В столице  ГДР  работают  т-ры:  Немецкая  гос.  опера  (руководитель
Букхардт) (в 1956 здание этого т-ра было  восстановлено);  "Каммершпиле"
(в 1946 здание было восстановлено) и Немецкий т-р (руководитель т-ров В.
Лангхофф) Народный т-р ("Фольксбюне") с 1953 работает в  восстановленном
здании Народного т-ра на Люксембургплац (в 1947 был  создан  "Нем.  союз
т-ров народной  сцены",  к-рый  руководит  берлинским  Народным  т-ром);
"Комигие опер"; с 1949 работает "Берлине? ансамбль" (создатели Б.  Брехт
и Е. Вейгелъ), выступавший сначала на  сцене  Немецкого  т-ра,  а  затем
получивший помещение "Т-ра ам  Шиффбауэрдамм";  с  1950  в  Б.  работает
первый  в  Германии  т-р  юного  зрителя  под   назв.   "Театр   дружбы"

Страницы: «« « 245   246   247   248   249   250   251   252   253  254   255   256   257   258   259   260   261   262   263  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия