|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 » »» глубоким гу-манистич. содержанием: Спидола, Мать ("Огонь и ночь", Ст.
пр. 1947, "Вей, ветерок!" Райниса), Кручи-штна; Шурка ("Егор Булычев и
другие"), Любовь Яровая, Анна Каренина; Маша ("Три сестры"), Софья
Александровна ("Тени" Салтыкова-Щедрина), Мария Стюарт; Беатриче ("Много
шума из ничего"),' Филумена
Мартурано (о. п. Э. де Филиппе). Творчество Б. характеризуется
цельностью и глубиной замысла, точностью психологич. рисунка роли,
скупостью выразит. средств, благородством сценич. формы. С особой
ясностью и точностью раскрывает актриса внутр. мир своих героинь. Е„
игре присущи тщательная разработка интонаций, движений, высокая сценич.
выразительность. Б. Руд. Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955.
Б‚РЗИНЬ, Рудольф Янович (21. IX. 1881-26. I. 1949)-латышский
советский певец (драматич. тенор) и музыкальный деятель. Нар. арт. Латв.
ССР (1944). Член КПСС с 1940. Вокальное образование получил в Риге,
Копенгагене и Берлине. С 1899 Б.-хорист и драматич. акт„р рижских т-ров;
исполнял роли Эдварта, Эдгара ("Индраны", "В огне" Блаума-ниса), Генриха
("Потонувший колокол" Гауптмана), Нила ("Мещане" Горького) и др.
Принимал участие в революционном движении 1905 года-Был основателем и
руководителем (в 1906-08) драм. т ра "Аполло" в Риге. Как оперный певец
впервые выступил в 1903 в Риге. С 1908 гастролировал за границей
(гл.обр. в Германии). С 1919 Б.солист Латв. оперы. Создал ряд
значительных образов. Партии: Вижут ("Баню-га" Калныня), Петер ("Рута"
Грюнфельда), Радамес, Отелло ("Аида", "Отелло" Верди), Гришка Кутерьма
("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронип"
Римского-Корсакова). Особенным успехом пользовался Б.в операх Вагнера
("Тангей-зер", "Лоэнгрин" и др.). С 1940 в„л педаР. Берзинь в роли Рауля
("Гугеноты" Мей-ербера). гогич. работу в Латв. консерватории. С
1944-директор и художеств. руководитель Латв. т-ра оперы и балета
(Рига).
Лит.: G г i n t' е 1 d s N. un Zalite M., Rudolfs Berzins..., Riga,
1958. Я. В.
БЕРЙДЗЕ, Александр Лонгннозович (1858-1917)- грузинский художник.
Представитель реалистич. де-мократич. направления в грузинском
изобразит. иск-ве. Учился в петерб. Академии художеств. В 1879-85
занимался в худож. ин-те в Неаполе. В 1885 начал работать как театр.
художник в Тифлисском драм. т-ре, оформлял почти все спектакли. В
1886-87 создал занавес для т-ра-одно из лучших произведений груз. театр.
живописи. Писал портреты груз. театр. деятелей Г. Эристави, В. Абашидзе,
М. Сапа-ровой-Абашидзе (в роли Офелии) и др. Н. Э.
Б‚РИКА - название акт„ра грузинского народного театра масок
берикаоба. Б. были выходцами из крепостных крестьян пли ремесленников.
Наиболее одар„нные Б. участвовали в дворцовом т-ре са-хиоба. Во 2-й пол.
18 в. пользовались известностью Б.-Отар Нориели, Бениа (Ониана-Буйана) и
др., в 40-50-е гг. 19 в.-А. Ревазишвили. В иск-ве Б. получил отражение
протест народа против социальной несправедливости. Б. подвергались
гонениям со стороны правящих классов.
Лит.: QQodo o., joo'5'Q'o ооо00 ЬоЬо ЬоУуоЬзо, y.J, отооЬо, 1948. Д.
Д.
БЕРИКАОБА (от берика и -оба - суффикс, означающий действие) -
грузинский импровизационный народный театр масок. Вед„т сво„ начало с
древнейших врем„н (известно изображение хоровода в масках на серебряной
чаше из Триалети, относится к сер. 2-го тысячелетия до н. э.).
Происхождение Б. связано с земледельческим культом оплодотворения и
размножения, культом языческих божеств Квириа и Телефа. В основе
творчества акт„ров Б.-бериков лежали сценарии, выработанные мн.
поколениями (записано более 100 сценариев). Представления Б.,
сохранявшие мифологич. элементы, носили антицерковный, анти-крепостнич.
характер, выражали свободолюбивый дух народа, его борьбу против феод.
гн„та. Традиц. маски Б.: жених, невеста, сваха, татарин, судья, доктор,
поп, кабан, коз„л, медведь, В лит. памятниках 17 в. дано подробное
описание Б. Обыкновенно представления Б. устраивались на масленицу или
перед др. религ. праздниками (перед пасхой), на свадьбах и т. д. Для
представления выбиралось место, представляющее собой естеств. амфитеатр.
Все роли исполняли мужчины. В нек-рых Б. участвовали женщины и
подростки. Руководил представлением один из участников. Начиналось оно
изображением сбора дани, нападения врага на деревню. В представления
включались инструментальная муз. и пение; неси и и мелодии,
исполнявшиеся во время представления, наз. "берикули".
Лит.: б о г) о d о р., jcxcn'Qo спдооЬ ЬоЬг'-") byoUo, У. I, cn?oobo,
1948. Д. Д.
БЕРЙЛОВА (наст. фам. - Г л а д ы ш е в а), Анастасия Парфентьевна
[29. Х(9. XI). 1776-12(24). t. 18041-русская артистка балета. Училась в
Петерб. театр. школе, к-рую окончила в 1794, и в том же году была
принята в балетную труппу имп. петерб, театров. Ученица Д. Канциани.
Яркие сценич. данные, выразительность мимики, развитая техника танца
позволили Б. выступать в ведущих женских (иногда в мужских) партиях. Б.
танцевала в анакре-онтич. балетах, пост. балетм. Ш. Ле Пиком, П. Шевалье
и Ш. Дидло на сценах Большого т-ра в Петербурге, Гатчинского и
Эрмитажного т-ров. Партии: Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Венера
("Свадьба Фе-тиды и Пелея" Париса), Стратоник (мужская партия -
травести; "Возвращение П\)лиорцета" Мартена), Федра и Вакханка
("Ариадна, покг.тграя Тезеем на острове Наксосе" Мартена) и др. В 1803
Б. оставила сцену из-за болезни.
Лит.: К а р а т ы г и н II. А., Заи-иснп..., т. 2, Л., 1930;
Г л у ш к о в с к и и А., Воспоминания балетменстра..., Л.- М , 1940;
Арапов П. (сост.), Летопись русского театра, СПБ, 1861. Л Я.
БЕРЛИН (Berlin) - политический, экономический и культурный центр
Германии, столица Германской Демократической Республики.
Первыми зафиксированными театр. представлениями в Б. были религиозные
представления монахов-францисканцев в "Сером монастыре" 14 в. В нач. 16
в. при королевском дворе начали регулярно выступать "английские
комедианты" и итал. певцы. В 1690 состоялось первое представление
нем.зингшпиля "Акт„р" Бессера. В 1700 открываются два постоянных т-ра на
Брайтер-штрасе и Постштрасе, в к-рых играли иностранные акт„ры,
преимущественно французские. Прусский король Фридрих I вводит при дворе
оперу. Фридрих II при восхождении на престол заявил, что "Берлин должен
стать театральной столицей". 7 дек. 1742 пост. оперы "Клеопатра и
Цезарь" (либр. Ботарелли, муз. Грауна) был открыт выстроенный по его
приказу на Унтер-ден-Линден т-р "Оперы" (директор И. Ш„не-ман). Закрытый
в период Семилетней войны, он вновь начал функционировать с 1764 в
Страницы: «« « 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |