Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 244   245   246   247   248   249   250   251   252  253   254   255   256   257   258   259   260   261   262  » »»

глубоким гу-манистич. содержанием: Спидола, Мать ("Огонь  и  ночь",  Ст.
пр. 1947, "Вей, ветерок!" Райниса), Кручи-штна; Шурка ("Егор  Булычев  и
другие"), Любовь Яровая,  Анна  Каренина;  Маша  ("Три  сестры"),  Софья
Александровна ("Тени" Салтыкова-Щедрина), Мария Стюарт; Беатриче ("Много
шума из ничего"),' Филумена
   Мартурано (о.  п.  Э.  де  Филиппе).  Творчество  Б.  характеризуется
цельностью и  глубиной  замысла,  точностью  психологич.  рисунка  роли,
скупостью  выразит.  средств,  благородством  сценич.  формы.  С  особой
ясностью и точностью раскрывает актриса внутр.  мир  своих  героинь.  Е„
игре присущи тщательная разработка интонаций, движений, высокая  сценич.
выразительность. Б. Руд. Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955.
   Б‚РЗИНЬ,  Рудольф  Янович  (21.  IX.  1881-26.   I.   1949)-латышский
советский певец (драматич. тенор) и музыкальный деятель. Нар. арт. Латв.
ССР (1944). Член КПСС с 1940.  Вокальное  образование  получил  в  Риге,
Копенгагене и Берлине. С 1899 Б.-хорист и драматич. акт„р рижских т-ров;
исполнял роли Эдварта, Эдгара ("Индраны", "В огне" Блаума-ниса), Генриха
("Потонувший  колокол"  Гауптмана),  Нила  ("Мещане"  Горького)  и   др.
Принимал участие в революционном движении 1905  года-Был  основателем  и
руководителем (в 1906-08) драм. т ра "Аполло" в Риге. Как оперный  певец
впервые выступил в  1903  в  Риге.  С  1908  гастролировал  за  границей
(гл.обр.  в  Германии).  С  1919  Б.солист  Латв.  оперы.   Создал   ряд
значительных образов. Партии: Вижут ("Баню-га" Калныня),  Петер  ("Рута"
Грюнфельда), Радамес, Отелло ("Аида", "Отелло" Верди),  Гришка  Кутерьма
("Сказание   о    невидимом    граде    Китеже    и    деве    Февронип"
Римского-Корсакова). Особенным успехом пользовался  Б.в  операх  Вагнера
("Тангей-зер", "Лоэнгрин" и др.). С 1940 в„л педаР. Берзинь в роли Рауля
("Гугеноты"  Мей-ербера).  гогич.  работу  в  Латв.   консерватории.   С
1944-директор и  художеств.  руководитель  Латв.  т-ра  оперы  и  балета
(Рига).
   Лит.: G г i n t' е 1 d s N. un Zalite M., Rudolfs  Berzins...,  Riga,
1958. Я. В.
   БЕРЙДЗЕ, Александр  Лонгннозович  (1858-1917)-  грузинский  художник.
Представитель   реалистич.   де-мократич.   направления   в   грузинском
изобразит. иск-ве.  Учился  в  петерб.  Академии  художеств.  В  1879-85
занимался в худож. ин-те в Неаполе. В 1885  начал  работать  как  театр.
художник в Тифлисском  драм.  т-ре,  оформлял  почти  все  спектакли.  В
1886-87 создал занавес для т-ра-одно из лучших произведений груз. театр.
живописи. Писал портреты груз. театр. деятелей Г. Эристави, В. Абашидзе,
М. Сапа-ровой-Абашидзе (в роли Офелии) и др. Н. Э.
   Б‚РИКА  -  название  акт„ра  грузинского   народного   театра   масок
берикаоба. Б. были выходцами из крепостных крестьян  пли  ремесленников.
Наиболее одар„нные Б. участвовали в дворцовом т-ре са-хиоба. Во 2-й пол.
18 в. пользовались известностью Б.-Отар Нориели, Бениа (Ониана-Буйана) и
др., в 40-50-е гг. 19 в.-А. Ревазишвили. В иск-ве Б.  получил  отражение
протест  народа  против  социальной  несправедливости.  Б.  подвергались
гонениям со стороны правящих классов.
   Лит.: QQodo o., joo'5'Q'o ооо00 ЬоЬо ЬоУуоЬзо, y.J, отооЬо, 1948.  Д.
Д.
   БЕРИКАОБА (от  берика  и  -оба  -  суффикс,  означающий  действие)  -
грузинский импровизационный народный театр масок. Вед„т  сво„  начало  с
древнейших врем„н (известно изображение хоровода в масках на  серебряной
чаше  из  Триалети,  относится  к  сер.  2-го  тысячелетия  до  н.  э.).
Происхождение Б. связано  с  земледельческим  культом  оплодотворения  и
размножения,  культом  языческих  божеств  Квириа  и  Телефа.  В  основе
творчества  акт„ров  Б.-бериков  лежали   сценарии,   выработанные   мн.
поколениями  (записано   более   100   сценариев).   Представления   Б.,
сохранявшие мифологич. элементы, носили антицерковный,  анти-крепостнич.
характер, выражали свободолюбивый дух народа, его  борьбу  против  феод.
гн„та. Традиц. маски Б.: жених, невеста, сваха, татарин, судья,  доктор,
поп, кабан, коз„л, медведь, В  лит.  памятниках  17  в.  дано  подробное
описание Б. Обыкновенно представления Б. устраивались на  масленицу  или
перед др. религ. праздниками (перед пасхой), на свадьбах  и  т.  д.  Для
представления выбиралось место, представляющее собой естеств. амфитеатр.
Все  роли  исполняли  мужчины.  В  нек-рых  Б.  участвовали  женщины   и
подростки. Руководил представлением один из участников.  Начиналось  оно
изображением сбора дани, нападения врага  на  деревню.  В  представления
включались  инструментальная  муз.  и   пение;   неси   и   и   мелодии,
исполнявшиеся во время представления, наз. "берикули".
   Лит.: б о г) о d о р., jcxcn'Qo спдооЬ ЬоЬг'-") byoUo, У. I, cn?oobo,
1948. Д. Д.
   БЕРЙЛОВА (наст. фам. - Г л а д ы ш е  в  а),  Анастасия  Парфентьевна
[29. Х(9. XI). 1776-12(24). t. 18041-русская артистка балета. Училась  в
Петерб. театр. школе, к-рую окончила в  1794,  и  в  том  же  году  была
принята в балетную труппу имп. петерб,  театров.  Ученица  Д.  Канциани.
Яркие сценич. данные, выразительность  мимики,  развитая  техника  танца
позволили Б. выступать в ведущих женских (иногда в мужских) партиях.  Б.
танцевала в анакре-онтич. балетах, пост. балетм. Ш. Ле Пиком, П. Шевалье
и  Ш.  Дидло  на  сценах  Большого  т-ра  в  Петербурге,  Гатчинского  и
Эрмитажного т-ров. Партии: Лусинда  ("Оракул"  Мартин-и-Солера),  Венера
("Свадьба  Фе-тиды  и  Пелея"  Париса),  Стратоник  (мужская  партия   -
травести;  "Возвращение  П\)лиорцета"   Мартена),   Федра   и   Вакханка
("Ариадна, покг.тграя Тезеем на острове Наксосе" Мартена) и др.  В  1803
Б. оставила сцену из-за болезни.
   Лит.: К а р а т ы г и н II. А., Заи-иснп..., т. 2, Л., 1930;
   Г л у ш к о в с к и и А., Воспоминания балетменстра..., Л.- М , 1940;
Арапов П. (сост.), Летопись русского театра, СПБ, 1861. Л Я.
   БЕРЛИН (Berlin) -  политический,  экономический  и  культурный  центр
Германии, столица Германской Демократической Республики.
   Первыми зафиксированными театр. представлениями в Б. были религиозные
представления монахов-францисканцев в "Сером монастыре" 14 в. В нач.  16
в.  при  королевском  дворе  начали  регулярно   выступать   "английские
комедианты" и  итал.  певцы.  В  1690  состоялось  первое  представление
нем.зингшпиля "Акт„р" Бессера. В 1700 открываются два постоянных т-ра на
Брайтер-штрасе  и  Постштрасе,  в  к-рых  играли   иностранные   акт„ры,
преимущественно французские. Прусский король Фридрих I вводит при  дворе
оперу. Фридрих II при восхождении на престол заявил, что "Берлин  должен
стать театральной столицей".  7  дек.  1742  пост.  оперы  "Клеопатра  и
Цезарь" (либр. Ботарелли, муз. Грауна) был  открыт  выстроенный  по  его
приказу на Унтер-ден-Линден т-р "Оперы" (директор И. Ш„не-ман). Закрытый
в период Семилетней войны, он  вновь  начал  функционировать  с  1764  в

Страницы: «« « 244   245   246   247   248   249   250   251   252  253   254   255   256   257   258   259   260   261   262  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия