|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 » »» Ленингр. хореографич. уч-ще, класс А. Я. Вагановой). В 1953 вернулась в
Софийскую народную оперу, выступила в партии Тао Хоа. Среди лучших
партий Б.: Жизель (Димитровская премия, 1950), Эсмеральда; Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Босилка ("Нестинирка" Големинова), Девушка
("Прометей" Бетховена) и др. Б.- педагог Гос. хореографич. уч-ща в
Софии. Гастролировала в СССР, КНР, Франции, Бельгии, Италии и др.
странах.
БЕРОЯН, Арт„м Коноевич [р. 10(22). VI. 1878]- армянский советский
акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Один из ветеранов арм. сцены. Сценич.
деятельность начал в 1899 в Тифлисе. С 1922 - акт„р арм. т-ра драмы в
Тбилиси. Играл драм. и характерные роли: Фердинанд; Замбахов, Зимзимов,
Парсиг ("Хатабала", "Пэпо", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Элизбаров
("Из-за чести" Ширванзаде) и др. В. А.
БЕРОЯН, Мари Георгиевна [27 I (8.II). 1892- 22. V II. 1960]-армянская
советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1946). Сценич. деятельность
начала в 1913 в Тифлисе. С 1922-в арм. т-ре драмы (Тбилиси). Б. была
характерной драм. и комедийной актрисой. С особым успехом играла в
пьесах Г. Сундукяна (Саломе - "Разор„нный очаг", Хампери- "Хатабала"),
А. Ширванзаде (Шпаник -"Намус", Зарнишан - "Злой дух) и др. Депутат
Верховного Совета Груз. ССР 2, 3, 4-го созывов. Б. А.
БЕРРУТИ (Berruti), Алехандро (р. 6.VII. 1888)- аргентинский драматург
и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1911. Написал драмы
"Высший закон" (1918), "Мать-земля" (1920). В пьесе "Новая сила" (т-р
"Астраль", Буэнос-Айрес) пропагандировал реакц. идею сотрудничества
рабочих с буржуазией и помещиками. В 1945-49 был президентом "Дома
театра" (Буэнос-Айрес) - общественной организации, объединяющей театр.
деятелей. Ал. Р.
БЕРСА (Bersa), Благое (21.XII.1873-1.1.1934)- югославский композитор.
Музыке обучался в Загреб-ской и Венской консерваториях. В 1908 основал
национальную оперу в Осиеке (Хорватия). Профессор Муз. академии в
Загребе. Автор опер "‚лка" (1901), "Огонь" (1911), "Башмачник из Делфта"
(1914), мелодрам "Красная Анна" (1903), "Саломея" (1904), "Фру-Фру"
(1904, Загреб), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Принадлежал к
романтич. направлению в музыке. Сценич. произв. Б.- ярко театральны,
эффектны; в них используются элементы нар. фантастики.
БЕРСА (Bersa), Владимир (4. X.I 864-7. VI 1.1927)- югославский
композитор. Музыке обучался в Граце у А. Доплера. Автор опер: "Цвета"
(1898), "Андрия Чубранович" (1900), "Комедиант" (1916), "Смерть Моцарта"
(не была пост.), симф. и др. соч. В своих муз. сценич. произв. Б.
опирался на хорватский нац. муз. фольклор. Ю. Ч.
БЕРСЕНЕВ (наст. фам.- Павлищев), Иван Николаевич [11(23). IV.1889,
Москва,-25.XII.1951, там же] - русский советский акт„р и режисс„р. Нар.
арт. СССР (1948). Член ВКП(б) с 1947. Род. в семье управляющего торговой
фирмой. Учился в Киевском ун-те (юридич. ф-т). Участвовал в любительских
спектаклях. Занимался в драм. школе Е. А. Лепковского. В 1907, еще
будучи студентом, начал проф. сценич. деятельность в Киевском т-ре
Соловцова (первая роль - Родэ - "Три сестры"). Работал здесь под рук. К.
А. Марджанова (Марджанишвили). Через 2 года оставил ун-т и всецело
посвятил себя работе в т-ре. Играл в Киеве, Одессе, Виннице,
Екатеринодаре. Обладал блестящими внешними данными, красивым голосом,
темпераментом. Роли: Жа-дов - "Доходное место", Митя - "Бедность не
порок", Иоганнес-"Одинокие" Гауптмана, Малькольм-"Макбет", и др. В 1911
был принят в труппу МХТ. Огромное значение в формировании акт„рской
индивидуальности Б. имел В. И. Немирович-Данченко, открывший в н„м
талант характерного акт„ра. Созданные Б. на сцене МХТ образы Судебного
следователя ("Живой труп", 1911), Петра Верховенского ("Николай
Ставрогин" по Достоевскому, 1913), Загорецкого ("Горе от ума", 1914)
отличались остротой характеристик, ч„тким и выразит. рисунком,
разнообразием сценич. красок В 1924-36 Б. был акт„ром, а с
1928-одновременно и художеств. руководителем МХАТа 2-го. Сыграл здесь
роли Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1927),
Минутки ("Расточитель" Лескова, 1924), Иудушки Головл„ва ("Тень
освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931), Пьера Массу бра ("Мольба о
жизни" Деваля, 1935), Лаэрта ("Гамлет"). С 1925 Б. одновременно с
акт„рской работой начал заниматься режиссурой ("В 1825 году" Венкстерм;
совм. с Б. М. Сушкевичем). Первая крупная режисс„рская работа - "Чудак"
Афиногенова (1929; совм. с А. И. Чебаном; Б. исполнял роль Горского). В
1936-38 Б. работал в Т-ре им. МОСПС; пост. "Салют, Испания!" Афиногенова
(1936), сыграл роли Дон Хуана ("Каменный гость" Пушкина, 1937), л„тчика
Хосе ("Салют, Испания!").
С 1938 Б. был художеств. руководителем и ведущим акт„ром Моск. т-ра
им. Ленинского комсомола. Режисс„р и акт„р высокой культуры и вкуса, Б.
воспитал в этом т-ре талантливый коллектив акт„ров, создал в содружестве
с драматургами ряд спектаклей, воссоздающих образ положит. героя сов.
эпохи: "Парень из нашего города" (1941) и "Так и будет" (1944) Симонова,
"Юность отцов" Горбатова (1943) и др. Характерные черты режисс„рского
иск-ва Б.- точность и ч„ткость идейного замысла, острая
публицистичность, глубокая интеллектуальность, живое чувство
современности, умение выявить осн. идею пьесы прежде всего через иск-во
акт„ра - проявились также в пост. им спектаклях "Мой сын" Гергея и
Литовского (1939), "Фронт" (1942, 1-я пост. этой пьесы) и др. На сцене
Т-ра им. Ленинского комсомола Б. создал выдающиеся актерские образы:
Гельмер ("Нора", пост. Б. и С. В. Гиацинтовой; 1939), Протасов ("Живой
труп", 1942), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1943), полковник
Савельев ("Так и будет" Симонова, 1944) и др. Б. в„л педагогич. работу
(профессор ГИТИСа). Снимался в кино (Карташов - "Великий гражданин").
Лит.: В e н д р о в с к а я Л., И. Н. Берсенев, М., 1950
БЕРСЕЦИО (Bersezio), Витторио (1828-30.1.1900)- итальянский драматург
и публицист. Участвовал в борьбе за независимость Италии в 1848-49.
Написал трагедии "Пьетро Микка" (1852, т-р "Кариньяно", Турин), "Ромоло"
(1853, т-р "Джербино"), комедии "Мыльный пузырь" (1863), "Искушение Евы"
(1877) и др. Наибольшую популярность получили пьесы Б., написанные на
пьемонтском диалекте (вначале Б. писал под псевд. Карло Ну/гжелли),
лучшая из к-рых - "Несчастья господина Травет" (1876) -ставилась не
только в Италии, но и за рубежом. Имя Травет стало нарицательным для
обозначения "маленького человека", обладающего высокоразвитым чувством
Долга и собственного достоинства. Ал. С.
БЕРСМАНС (Beersmans), Катарина (30.IV.1845- 19.XI.1899) - голландская
актриса. Род. в Тюрн-хауте. Сценич. деятельность начала в 1861 во
"Фламандском театре", затем работала в т-ре "Варьете" (Антверпен). В
Страницы: «« « 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |