Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 250   251   252   253   254   255   256   257   258  259   260   261   262   263   264   265   266   267   268  » »»

Ленингр. хореографич. уч-ще, класс А. Я. Вагановой). В 1953 вернулась  в
Софийскую народную оперу, выступила  в  партии  Тао  Хоа.  Среди  лучших
партий  Б.:  Жизель  (Димитровская  премия,  1950),  Эсмеральда;   Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Босилка  ("Нестинирка"  Големинова),  Девушка
("Прометей" Бетховена) и др.  Б.-  педагог  Гос.  хореографич.  уч-ща  в
Софии. Гастролировала в  СССР,  КНР,  Франции,  Бельгии,  Италии  и  др.
странах.
   БЕРОЯН, Арт„м Коноевич [р. 10(22).  VI.  1878]-  армянский  советский
акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Один из ветеранов арм. сцены. Сценич.
деятельность начал в 1899 в Тифлисе. С 1922 - акт„р арм.  т-ра  драмы  в
Тбилиси. Играл драм. и характерные роли: Фердинанд; Замбахов,  Зимзимов,
Парсиг ("Хатабала",  "Пэпо",  "Разор„нный  очаг"  Сундукяна),  Элизбаров
("Из-за чести" Ширванзаде) и др. В. А.
   БЕРОЯН, Мари Георгиевна [27 I (8.II). 1892- 22. V II. 1960]-армянская
советская актриса. Нар. арт.  Груз.  ССР  (1946).  Сценич.  деятельность
начала в 1913 в Тифлисе. С 1922-в арм. т-ре  драмы  (Тбилиси).  Б.  была
характерной драм. и комедийной  актрисой.  С  особым  успехом  играла  в
пьесах Г. Сундукяна (Саломе - "Разор„нный очаг",  Хампери-  "Хатабала"),
А. Ширванзаде (Шпаник -"Намус", Зарнишан -  "Злой  дух)  и  др.  Депутат
Верховного Совета Груз. ССР 2, 3, 4-го созывов. Б. А.
   БЕРРУТИ (Berruti), Алехандро (р. 6.VII. 1888)- аргентинский драматург
и театральный деятель. Лит. деятельность начал  в  1911.  Написал  драмы
"Высший закон" (1918), "Мать-земля" (1920). В пьесе  "Новая  сила"  (т-р
"Астраль",  Буэнос-Айрес)  пропагандировал  реакц.  идею  сотрудничества
рабочих с буржуазией и  помещиками.  В  1945-49  был  президентом  "Дома
театра" (Буэнос-Айрес) - общественной организации,  объединяющей  театр.
деятелей. Ал. Р.
   БЕРСА (Bersa), Благое (21.XII.1873-1.1.1934)- югославский композитор.
Музыке обучался в Загреб-ской и Венской консерваториях. В  1908  основал
национальную оперу  в  Осиеке  (Хорватия).  Профессор  Муз.  академии  в
Загребе. Автор опер "‚лка" (1901), "Огонь" (1911), "Башмачник из Делфта"
(1914), мелодрам "Красная  Анна"  (1903),  "Саломея"  (1904),  "Фру-Фру"
(1904, Загреб), симф., камерно-инструмент.  и  др.  соч.  Принадлежал  к
романтич. направлению в музыке. Сценич.  произв.  Б.-  ярко  театральны,
эффектны; в них используются элементы нар. фантастики.
   БЕРСА (Bersa),  Владимир  (4.  X.I  864-7.  VI  1.1927)-  югославский
композитор. Музыке обучался в Граце у А. Доплера.  Автор  опер:  "Цвета"
(1898), "Андрия Чубранович" (1900), "Комедиант" (1916), "Смерть Моцарта"
(не была пост.), симф. и др.  соч.  В  своих  муз.  сценич.  произв.  Б.
опирался на хорватский нац. муз. фольклор. Ю. Ч.
   БЕРСЕНЕВ (наст. фам.- Павлищев), Иван  Николаевич  [11(23).  IV.1889,
Москва,-25.XII.1951, там же] - русский советский акт„р и режисс„р.  Нар.
арт. СССР (1948). Член ВКП(б) с 1947. Род. в семье управляющего торговой
фирмой. Учился в Киевском ун-те (юридич. ф-т). Участвовал в любительских
спектаклях. Занимался в драм. школе  Е.  А.  Лепковского.  В  1907,  еще
будучи студентом, начал  проф.  сценич.  деятельность  в  Киевском  т-ре
Соловцова (первая роль - Родэ - "Три сестры"). Работал здесь под рук. К.
А. Марджанова (Марджанишвили). Через  2  года  оставил  ун-т  и  всецело
посвятил себя работе в т-ре. Играл в Киеве, Одессе, Виннице,
   Екатеринодаре. Обладал блестящими внешними данными, красивым голосом,
темпераментом. Роли: Жа-дов - "Доходное  место",  Митя  -  "Бедность  не
порок", Иоганнес-"Одинокие" Гауптмана, Малькольм-"Макбет", и др. В  1911
был принят в труппу МХТ.  Огромное  значение  в  формировании  акт„рской
индивидуальности Б. имел  В.  И.  Немирович-Данченко,  открывший  в  н„м
талант характерного акт„ра. Созданные Б. на сцене МХТ  образы  Судебного
следователя  ("Живой  труп",  1911),   Петра   Верховенского   ("Николай
Ставрогин" по Достоевскому, 1913), Загорецкого  ("Горе  от  ума",  1914)
отличались  остротой  характеристик,   ч„тким   и   выразит.   рисунком,
разнообразием  сценич.  красок  В  1924-36   Б.   был   акт„ром,   а   с
1928-одновременно и художеств. руководителем МХАТа  2-го.  Сыграл  здесь
роли Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного" А.  К.  Толстого,  1927),
Минутки  ("Расточитель"  Лескова,  1924),   Иудушки   Головл„ва   ("Тень
освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931), Пьера Массу  бра  ("Мольба  о
жизни" Деваля, 1935),  Лаэрта  ("Гамлет").  С  1925  Б.  одновременно  с
акт„рской работой начал заниматься режиссурой ("В 1825 году"  Венкстерм;
совм. с Б. М. Сушкевичем). Первая крупная режисс„рская работа -  "Чудак"
Афиногенова (1929; совм. с А. И. Чебаном; Б. исполнял роль Горского).  В
1936-38 Б. работал в Т-ре им. МОСПС; пост. "Салют, Испания!" Афиногенова
(1936), сыграл роли Дон Хуана ("Каменный гость" Пушкина, 1937),  л„тчика
Хосе ("Салют, Испания!").
   С 1938 Б. был художеств. руководителем и ведущим акт„ром  Моск.  т-ра
им. Ленинского комсомола. Режисс„р и акт„р высокой культуры и вкуса,  Б.
воспитал в этом т-ре талантливый коллектив акт„ров, создал в содружестве
с драматургами ряд спектаклей, воссоздающих образ  положит.  героя  сов.
эпохи: "Парень из нашего города" (1941) и "Так и будет" (1944) Симонова,
"Юность отцов" Горбатова (1943) и др.  Характерные  черты  режисс„рского
иск-ва   Б.-   точность   и   ч„ткость    идейного    замысла,    острая
публицистичность,    глубокая    интеллектуальность,    живое    чувство
современности, умение выявить осн. идею пьесы прежде всего через  иск-во
акт„ра - проявились также в пост.  им  спектаклях  "Мой  сын"  Гергея  и
Литовского (1939), "Фронт" (1942, 1-я пост. этой пьесы) и др.  На  сцене
Т-ра им. Ленинского комсомола Б.  создал  выдающиеся  актерские  образы:
Гельмер ("Нора", пост. Б. и С. В. Гиацинтовой; 1939),  Протасов  ("Живой
труп", 1942), Сирано  де  Бержерак  (о.  п.  Ростана,  1943),  полковник
Савельев ("Так и будет" Симонова, 1944) и др. Б. в„л  педагогич.  работу
(профессор ГИТИСа). Снимался в кино (Карташов - "Великий гражданин").
   Лит.: В e н д р о в с к а я Л., И. Н. Берсенев, М., 1950
   БЕРСЕЦИО (Bersezio), Витторио (1828-30.1.1900)- итальянский драматург
и публицист. Участвовал в борьбе  за  независимость  Италии  в  1848-49.
Написал трагедии "Пьетро Микка" (1852, т-р "Кариньяно", Турин), "Ромоло"
(1853, т-р "Джербино"), комедии "Мыльный пузырь" (1863), "Искушение Евы"
(1877) и др. Наибольшую популярность получили пьесы  Б.,  написанные  на
пьемонтском диалекте (вначале Б.  писал  под  псевд.  Карло  Ну/гжелли),
лучшая из к-рых - "Несчастья  господина  Травет"  (1876)  -ставилась  не
только в Италии, но и за рубежом. Имя  Травет  стало  нарицательным  для
обозначения "маленького человека", обладающего  высокоразвитым  чувством
Долга и собственного достоинства. Ал. С.
   БЕРСМАНС (Beersmans), Катарина (30.IV.1845- 19.XI.1899) - голландская
актриса. Род. в  Тюрн-хауте.  Сценич.  деятельность  начала  в  1861  во
"Фламандском театре", затем работала в  т-ре  "Варьете"  (Антверпен).  В

Страницы: «« « 250   251   252   253   254   255   256   257   258  259   260   261   262   263   264   265   266   267   268  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия