Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 258   259   260   261   262   263   264   265   266  267   268   269   270   271   272   273   274   275   276  » »»

опера с триумфом обошла все крупнейшие оперные сцены мира (речитативы  в
"Кармен", заменившие первоначальные диалоги, были дописаны после  смерти
композитора  для  пост.  в  Вене  Э.  Гиро).  В  "Кармен"  Б.   выступил
продолжателем лучших традиций франц. музыки. Опера отличается богатством
мелодий, драматургич. выразительностью, демократич. характером. Сохраняя
тр"" диц. оперные формы, Б. достигает большой д и намич.  заостр„нности,
стремительности  действия.  Оркестровка  оперы  отличается   блеском   и
своеобразием   колорита.   Образы   характеризуются   жизненной   силой,
психологич. глубиной. Б. написал также  комич.  оперу  "Жилище  доктора"
(раннее произв.), оперу-буфф "Дон Прокопио" (1906,  Монте-Карло),  оперы
"Иван Грозный" (1946, Вюртемберг), "Кларисса Харлоу", "Гризелидис" (соч.
1870-71), "Дон Родриге" (неоконч.), оперетту "Мальбрук в поход собрался"
(совм. с И. Легуи, Э. Жонасом, Л.Делибом, 1867), симф., ка-мерные и  др.
соч.
   Лит.: Р i g о t С h., Georges Bizet et son oeuvre. P., 1925 P a r k e
г D. С., Georges Bizet, his life and works, L., 1951 S t e  f  a  n  P.,
Georges Bizet, Freiburg, 1951;Malherbe H. Carmen,  P.,  1951;  Брук  М.,
Жорж Визе, М., 1938; Х о х л о в к и н а А., Жорж Визе, М., 1954. Л\ М.
   БИКБАЙ, Баязит (наст. имя и фам.- Баязит Гаязович Б и к б а е в)  (р.
9.  J.I  909)  -  башкирский   советский   писатель,   драматург.   Лит.
деятельность начал в 1932. В  1938  написал  историч.  пьесу  "Карлугас"
("Ласточка"). В годы Отечеств, войны написал пьесы "Дети  одной  семьи",
"Проделки Хисмата". В течение ряда лет работал над темой жизни и  борьбы
Сала' вата Юлаева. Автор пьесы "Салават" (1953, Башк. т-р  драмы,  Уфа),
либретто оперы "Салават Юлаев" (1955, Башк.  т-р  оперы,  Уфа).  Написал
также либретто опер "Карлугас", "Азат", "Кума". Засл. деят. иск-в  Башк.
АССР (1957). Д. Б.
   БИКБУЛАТОВА,  Зайтуна  Исламовна(р.10.У1.1908)-башкирская   советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1955).  Член  КПСС  с  1944.  Окончила  театр.
отделение Техникума иск-в (Уфа). Сценич. деятельность начала  в  1927  в
Башкирском т-ре драмы (Уфа). Создала ряд проникновенных,  эмоциональных,
правдивых  образов:  в  классич.  драматургии   -   Лауренсия   ("Овечий
источник"), Дездемона; Марина Мнишек ("Борис Годунов"),  Лариса,  Тугина
("Бесприданница",  "Последняя  жертва"),  Анна  Каренина.  В  рус.  сов.
драматургии-Панова ("Любовь  Яровая"),  Таня  (о.  п.  Арбузова),  Мария
Александровна Ульянова ("Семья" Попова);  в  совр.  зап.  драматургии  -
Филумена Мартурано (о. п. Э. де Филиппе). В пьесах нац.  драматургии  Б.
показывает черты нового в характере башк. женщины, радость творч. труда,
горячий патриотизм: врач  Мухтарима  ("Мы  не  расстанемся"  Абдуллина),
трактористка  Айхылу  ("Хакмар"  Мифтахова),  инженер  Наиля  ("Глубокое
дыхание" Абдуллина), агроном Зу-лейха ("Одинокая бер„за" Карима), Фатима
("Песня жизни" Амира). Б. сыграла также  ряд  остро  характерных  ролей:
Катук Зайнап ("Зять профессора" Хусейнова) и др. Д. Б.
   БИКТАШЕВА,  Талига  Миннивалеевна  (р.  28.   VII.   1911)-башкирская
советская актриса. Нар.арт.Башк. АССР (1955). Член КПСС с 1942. Окончила
театр. отделение Техникума иск-в (Уфа). Сценич.  деятельность  начала  в
1930 в Башк. т-ре  драмы  (Уфа).  Роли:  Полина,  Вышневская  ("Доходное
место"), Тансулпан (о. п. Дая-на), Галима ("Черноликие"  по  одноим„нной
повести Га-фури), Айхылу ("Хакмар" Мифтахова), Глафира ("Егор Булычев  и
другие"),  Ульяна  Громова  ("Герои"  по  роману  А.  Фадеева   "Молодая
гвардия"), Фатима ("Кудрявая бер„за" Минского). Играла остро характерные
роли, выступала в муз. спектаклях-Галия Бану (о. п. Файзи). Д. Б.
   БИЛЙБИН,   Иван   Яковлевич   [4(16).VIII.1876-7.11.    1942]-русский
советский график и театр. художник. Окончив в 1898 школу Об-ва поощрения
художеств в  Петербурге,  Б.  три  года  был  вольнослушателем  Академии
художеств  в  мастерской  И.  Е.  Репина.  Входил  в  объединение   "Мир
искусства". Работу в т-ре начал в 1907  ("Действо  о  Теофиле"  Рютбефа,
Старинный т-р,
   Петербург). Знаток древнерус. иск-ва, Б. создал  эскизы  декораций  и
костюмов к спектаклям: "Борис Годунов" (1909, антреприза С. П. Дягилева,
Париж), "Золотой петушок" (1909, Оперный  т-р  С.  И.  Зимина,  Москва),
"Руслан и Людмила", "Садко" (1913, 1914,  Нар.  дом,  Петербург)  и  др.
Работы     Б.,     выполненные     в      стилизованной,      графичной,
декоративно-плоскостной манере, отличаются красочностью. После  1918  Б.
жил за границей. В 1936 вернулся на родину.  В  1937  оформил  спектакль
"Сказка о царе Салтане" (Ленингр. т-р оперы и балета  им.  Кирова).  Был
профессором Академии художеств. Погиб во время блокады  Ленинграда.  АН.
Ш.
   БЙЛЛИНГТОН (Billington) [урожд„нная В е и  х-с  е  л  ь  (Weichsel)],
Элизабет (ок. 1767-25.VIII.1818)- английская артистка оперы (сопрано). С
6 лет концертировала как пианистка. Училась у И. X.  Баха  (композиция),
Б. Биллингтона (пение). В 1783 впервые  выступила  на  оперной  сцене  в
Дублине. В 1786-94 пела в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1794-95  -  в
т-ре "Сан-Карло" (Неаполь). В 1796-1801 выступала также  в  т-рах  Рима,
Флоренции, Ливорно, Венеции, Триеста, Милана. С  1801  -  вновь  в  т-ре
"Ковент-Гарден" (в итал. оперной труппе). Оставила сцену в  1811.  Голос
Б. отличался исключит. широтой диапазона (брала ноты фа и  соль  третьей
октавы),  яркостью,   "инструментальным"   характером   тембра.   Певица
выступала гл. обр. в операх итал.  композиторов:  Цингарелли,  Назолини,
Паизиелло и др. Партии: Сервилия ("Милосердие Тита"  Моцарта),  Эвридика
("Орфей иЭвриди-ка" Глюка),  Полли  ("Опера  нищих"  Дж.  Гея),  Розетта
("Деревенская любовь" Арна), Инее ("Инее де Кастро" Бьянки) и др.
   Лит.: R i d w а у J., (ed.). Memoirs  of  Mrs.  Billington  from  her
birth, L., 1792; Hogarth G., Memoirs of the musical drama, v.  1-2,  L.,
1838. Л. М.
   БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКбВСКИЙ,         Владимир          Наумович          [р.
28.XII.1884(9.1.1885)]рус. советский драматург. Засл. деят. иск-в  РСФСР
(1935). Член КПСС с 1917. Род. на Украине в семье рабочего. С 16 лет был
матросом торгового флота, с 1911 работал в  США  кочегаром,  землекопом,
батраком на ферме.  В  1917  вернулся  на  родину.  Принимал  участие  в
октябрьских боях в Москве. До 1921 сражался на фронтах гражд. войны, был
на парт. работе. Первые одноактные пьесы Б.-Б. ("Бифштекс  с  кровью"  и
"Этапы", 1920), отличающиеся плакатной броскостью, аллегоризмом образов,
представляют  собой  типичные  "агитки"  самодеятельного  т-ра   периода
гражд.войны. Пьеса Б.-Б. "Эхо" (1924, Моск. т-р Революции),  посвящ„нная
идее  международной  солидарности  рабочих,  близка  к  жанру  по-литич.
обозрения;  герои   пьесы   почти   лишены   конкретных   индивидуальных
характеристик и выражают политич. идеи при„мами плакатного агитац. т-ра.
В такой же форме была написана драма  "Лево  руля"  (1925,  Малый  т-р).
Очевидец  и  участник  Октябрьской  революции  и  гражд.  войны,   Б.-Б.

Страницы: «« « 258   259   260   261   262   263   264   265   266  267   268   269   270   271   272   273   274   275   276  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия