Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 249   250   251   252   253   254   255   256   257  258   259   260   261   262   263   264   265   266   267  » »»

сестра" (1901, т-р "Атеней"), "Господин Кодомас"  (1907,  Т-р  Антуана),
"Маленькое кафе" (1911, т-р  "Пале-Рояль").  В  пьесе  Б.  "Жанна  Доре"
выступала Сара Бернар (1918). А. В. Луначарский писал, что цель  произв.
Б.-  "способствовать  пищеварению  сытой  и  ожидающей   массажа   смеха
публики". Ал. 77.
   Лит.: С a r a t J., Le theatre de Tristan Bernard, P., 1948.
   БЕРНАРДИЧ (Bernardic), Драгутин (р. 27.  VIII.  1912)  -  югославский
артист оперы (бас). В 1938  после  окончания  Муз.  академии  в  Загребе
дебютировал там же на оперной сцене. В 1941-43 Б.-солист т-ров  оперы  в
Сплите и Осиеке, с 1943-Загребской оперы. Партии: Газдо  Марко  ("Эро  с
того света" Готоваца), Пимен ("Борис Годунов"), Лепорелло ("Дон  Жуан"),
Рокко ("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио ("Се-вильский цирюльник") и др.
За исполнение партии Ивана Сусанина Б. в 1949 была присуждена  Гос.  пр.
Ю. Ч.
   БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V.  1786,  Франкфурт-на-Майне,-12.  U.
1837, Париж) - немецкий писатель-публицист.  В  1808  окончил  Гисенский
ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б.  формировались  под  влиянием  идей
франц.  бурж.  революции   и   творчества   Ф.   Шиллера.   Публицистич.
деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а  также  ряд
др.  газет  и  журналов,  закрывавшихся  цензурой.  Б.  в„л   борьбу   с
феодализмом, стремился пробудить в  нем.  народе  сознание  своих  прав,
активный протест против социальной несправедливости. Той  же  тенденцией
были проникнуты и те-атр.-критич.  статьи  Б.,  объедин„нные  после  его
смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии".  Ф.  Энгельс
писал об этом издании: "Берне, титанический борец за  свободу  и  право,
выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя
уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так  проникнуто  верным
чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи  о
возражениях. Все это облито  потоками  ослепительнейшего  остроумия,  и,
точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи  свободы"
("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс
более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле"  Шиллера,  о  "Гамлете"
Шекспира (почитателем к-рого был Б.)  и  о  нек-рых  пьесах  совр.  нем.
драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где
написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"),  приветствующих
революцию. Б. да„т в  них  блестящую  по  глубине  анализа  и  остроумию
картину политич. и культурной жизни Франции,  уделяя  при  этом  большое
внимание драматургии и т-ру. В "Парижских  письмах"  и  др.  соч.  этого
периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч.  и
Г„те),  призывает  т-р  стать  трибуной,  дающей  гражданам  возможность
высказывать свои прогрессивные убеждения.  Обществ,  значение  того  или
иного т-ра  Б.  определял  тем,  в  какой  мере  он  выражает  передовые
революционные, политич. идеи; единственно верным методом  театр.  иск-ва
считал реализм.  Б.  оказал  большое  влияние  на  писателей-драматургов
Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в  значит,  мере  отош„л  от
революц.  воззрений  и  переш„л  к  популяризации  идей   "христианского
социализма".
   Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe.  В.,  1912-13;  в
рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900;  "Из  дневника"  и
"Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед,  M.,
183.
   Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г.,
Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К.,  Bornes
Leben, Hamb., 1840;
   Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899;
   Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.
   БЕРНСТАЙН (Bernstein),  Леонард  (р.  25.  VIII.композитор и дириж„р. В 1939 окончил муз. факультет Гарвардского  ун-та.
Композиторскую деятельность начал в 1942; как дириж„р выступает с  1943.
Автор оперы "Волнения на Таити" (на собств. либретто, 1952), муз.  драмы
"Вестсайд-ская история" (1957),  балетов  "Свободная  фантазия"  (1944),
"Факсимиле" (1946), оперетт  "Весело  в  городе"  (1944),  "Удивительный
город" (1953; все поставлены в т-рах Нью-Йорка и по телевидению), музыки
к пьесам "Кандид"  (по  Вольтеру,  1955),  "Жаворонок"  Ж.  Ануя,  симф.
камерно-инструментальных  произв.  и  др.   Во   мн.   сценич.   произв.
композитором использованы негритянские,  мексиканские,  пуэрториканские,
амер. и др. нар. мелодии. Л. М.
   БЕРНСТЕЙН  (Bernstein),  Анри  (20.  VII.  1876-  27.  XI.  1953)   -
французский   драматург.    Один    из    представителей    драматургии,
предназначенной для коммерч. бурж. т-ров. Лит. деятельность начал пьесой
"Рынок" (1900, Т-р Антуана), затем написал пьесы:
   "Возвращение" (1902),  "Отчий  дом"  (1904),  "Шквал"  (1905),  "Вор"
(1906), "Самсон" (1907), "Израиль" (1908), "Секрет" (1913) и др.,  пост.
в "т-рах бульваров"-"Жимназ", "Ренессанс" и др. В ранних пьесах (на темы
биржевой игры и т. д.) Б. изображал развращ„нность бурж. нравов,  погоню
за наживой, биржевой ажиотаж и т. д. На первый план  в  них  выдвигалась
острая  мелодраматич.  интрига  с  неожиданными   поворотами   действия,
эффектными психологич. столкновениями и т. д., в  центре  действия  была
любовно-адюльтерная проблематика. В поздних пьесах
   Б.-- "Юдифь" (1922), "Зеркальная галерея" (1924), "Ненависть"  (1927,
"Надежда" (1934), "Эльвира" (1939), "Виктор" (1952) и  др.,  ставившихся
также в "т-pax бульваров", наметился переход Б. к психо-логич. сюжетам.
   С 1940 до конца войны Б. жил в США. По возвращении  продолжал  писать
занимательные, но неглубокие по своему содержанию пьесы ("Жажда",  1950,
и Др.). Е. Ф.
   БЕРНТСЕН (Berntsen), Енс  Элиас  (22.Vlfl.l867-  1945)  -  норвежский
певец (бас). Пению обучался  у  В.  Клуда  и  Т.  Ламмерса  в  Осло,  Ф.
Арльберга в Стокгольме, Ю. Хея и Г. Армина в Берлине.  Впервые  выступил
на-оперной сцене в Осло в 1892. В 1893-99 пел  в  т-ре  "Христиания",  в
1899-1905 - в Национальном т-ре (Осло): Партии: Лепорелло ("Дон  Жуан"),
Мефистофель  ("Фауст"),  Лотарио  ("Миньон"  Тома),   Каспар   ("Вольный
стрелок" Вебера), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера) и  др.  Занимался
педагогич.   деятельностью   [в    1890-1905-преподаватель    пения    в
консерватории в Христианин (Осло)]. Автор ряда теоретич. исследований по
вок. иск-ву, в т. ч. "Голос" (Осло, 1914),  "Мастер  постановки  голоса"
(Осло, 1939) и др.
   Лит.: В i e h l e H., J. Berntsen..., s. l., 1936. В. Ц.
   БЕРОН, Лили (p. 29. XII. 1921) - болгарская артистка балета.  Ученица
педагога А. Петрова. В 1939 впервые выступила в т-ре Софийской  народной
оперы в партии Авроры. С 1949 совершенствовала сво„ мастерство в СССР (в

Страницы: «« « 249   250   251   252   253   254   255   256   257  258   259   260   261   262   263   264   265   266   267  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия