|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 » »» сестра" (1901, т-р "Атеней"), "Господин Кодомас" (1907, Т-р Антуана),
"Маленькое кафе" (1911, т-р "Пале-Рояль"). В пьесе Б. "Жанна Доре"
выступала Сара Бернар (1918). А. В. Луначарский писал, что цель произв.
Б.- "способствовать пищеварению сытой и ожидающей массажа смеха
публики". Ал. 77.
Лит.: С a r a t J., Le theatre de Tristan Bernard, P., 1948.
БЕРНАРДИЧ (Bernardic), Драгутин (р. 27. VIII. 1912) - югославский
артист оперы (бас). В 1938 после окончания Муз. академии в Загребе
дебютировал там же на оперной сцене. В 1941-43 Б.-солист т-ров оперы в
Сплите и Осиеке, с 1943-Загребской оперы. Партии: Газдо Марко ("Эро с
того света" Готоваца), Пимен ("Борис Годунов"), Лепорелло ("Дон Жуан"),
Рокко ("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио ("Се-вильский цирюльник") и др.
За исполнение партии Ивана Сусанина Б. в 1949 была присуждена Гос. пр.
Ю. Ч.
БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V. 1786, Франкфурт-на-Майне,-12. U.
1837, Париж) - немецкий писатель-публицист. В 1808 окончил Гисенский
ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б. формировались под влиянием идей
франц. бурж. революции и творчества Ф. Шиллера. Публицистич.
деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а также ряд
др. газет и журналов, закрывавшихся цензурой. Б. в„л борьбу с
феодализмом, стремился пробудить в нем. народе сознание своих прав,
активный протест против социальной несправедливости. Той же тенденцией
были проникнуты и те-атр.-критич. статьи Б., объедин„нные после его
смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии". Ф. Энгельс
писал об этом издании: "Берне, титанический борец за свободу и право,
выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя
уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так проникнуто верным
чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи о
возражениях. Все это облито потоками ослепительнейшего остроумия, и,
точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи свободы"
("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс
более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле" Шиллера, о "Гамлете"
Шекспира (почитателем к-рого был Б.) и о нек-рых пьесах совр. нем.
драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где
написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"), приветствующих
революцию. Б. да„т в них блестящую по глубине анализа и остроумию
картину политич. и культурной жизни Франции, уделяя при этом большое
внимание драматургии и т-ру. В "Парижских письмах" и др. соч. этого
периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч. и
Г„те), призывает т-р стать трибуной, дающей гражданам возможность
высказывать свои прогрессивные убеждения. Обществ, значение того или
иного т-ра Б. определял тем, в какой мере он выражает передовые
революционные, политич. идеи; единственно верным методом театр. иск-ва
считал реализм. Б. оказал большое влияние на писателей-драматургов
Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в значит, мере отош„л от
революц. воззрений и переш„л к популяризации идей "христианского
социализма".
Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe. В., 1912-13; в
рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900; "Из дневника" и
"Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед, M.,
183.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г.,
Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К., Bornes
Leben, Hamb., 1840;
Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899;
Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.
БЕРНСТАЙН (Bernstein), Леонард (р. 25. VIII.композитор и дириж„р. В 1939 окончил муз. факультет Гарвардского ун-та.
Композиторскую деятельность начал в 1942; как дириж„р выступает с 1943.
Автор оперы "Волнения на Таити" (на собств. либретто, 1952), муз. драмы
"Вестсайд-ская история" (1957), балетов "Свободная фантазия" (1944),
"Факсимиле" (1946), оперетт "Весело в городе" (1944), "Удивительный
город" (1953; все поставлены в т-рах Нью-Йорка и по телевидению), музыки
к пьесам "Кандид" (по Вольтеру, 1955), "Жаворонок" Ж. Ануя, симф.
камерно-инструментальных произв. и др. Во мн. сценич. произв.
композитором использованы негритянские, мексиканские, пуэрториканские,
амер. и др. нар. мелодии. Л. М.
БЕРНСТЕЙН (Bernstein), Анри (20. VII. 1876- 27. XI. 1953) -
французский драматург. Один из представителей драматургии,
предназначенной для коммерч. бурж. т-ров. Лит. деятельность начал пьесой
"Рынок" (1900, Т-р Антуана), затем написал пьесы:
"Возвращение" (1902), "Отчий дом" (1904), "Шквал" (1905), "Вор"
(1906), "Самсон" (1907), "Израиль" (1908), "Секрет" (1913) и др., пост.
в "т-рах бульваров"-"Жимназ", "Ренессанс" и др. В ранних пьесах (на темы
биржевой игры и т. д.) Б. изображал развращ„нность бурж. нравов, погоню
за наживой, биржевой ажиотаж и т. д. На первый план в них выдвигалась
острая мелодраматич. интрига с неожиданными поворотами действия,
эффектными психологич. столкновениями и т. д., в центре действия была
любовно-адюльтерная проблематика. В поздних пьесах
Б.-- "Юдифь" (1922), "Зеркальная галерея" (1924), "Ненависть" (1927,
"Надежда" (1934), "Эльвира" (1939), "Виктор" (1952) и др., ставившихся
также в "т-pax бульваров", наметился переход Б. к психо-логич. сюжетам.
С 1940 до конца войны Б. жил в США. По возвращении продолжал писать
занимательные, но неглубокие по своему содержанию пьесы ("Жажда", 1950,
и Др.). Е. Ф.
БЕРНТСЕН (Berntsen), Енс Элиас (22.Vlfl.l867- 1945) - норвежский
певец (бас). Пению обучался у В. Клуда и Т. Ламмерса в Осло, Ф.
Арльберга в Стокгольме, Ю. Хея и Г. Армина в Берлине. Впервые выступил
на-оперной сцене в Осло в 1892. В 1893-99 пел в т-ре "Христиания", в
1899-1905 - в Национальном т-ре (Осло): Партии: Лепорелло ("Дон Жуан"),
Мефистофель ("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тома), Каспар ("Вольный
стрелок" Вебера), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Занимался
педагогич. деятельностью [в 1890-1905-преподаватель пения в
консерватории в Христианин (Осло)]. Автор ряда теоретич. исследований по
вок. иск-ву, в т. ч. "Голос" (Осло, 1914), "Мастер постановки голоса"
(Осло, 1939) и др.
Лит.: В i e h l e H., J. Berntsen..., s. l., 1936. В. Ц.
БЕРОН, Лили (p. 29. XII. 1921) - болгарская артистка балета. Ученица
педагога А. Петрова. В 1939 впервые выступила в т-ре Софийской народной
оперы в партии Авроры. С 1949 совершенствовала сво„ мастерство в СССР (в
Страницы: «« « 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |