|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 » »» (руководитель И. Роденберг); с 1952 - Т-р им. Максима Горького
(руководитель М. Валлентин, см. Берлинский театр им. Максима Горького);
оперетта - "Метрополь-театр".
В Зап. Б. работают т-ры: "Хеббель-театр" (руководил до 1947 К. X.
Мартин, после смерти к-рого т-р утратил сво„ ведущее положение);
"Шлоспарк-театр" и "Шиллер-театр" (руководитель т-ров Б. Барлог);
"Комедия", "Т-рам Курфюрстендамм", "Трибуна", Городская опера.
Лит.: PlumickeC.M., Entwurf einer Theatergeschichte von Berlin,
B.-Stettin, 1781; H а г d e n M., Berlin als Theater Hauptstadt, B.,
1888; Linsemann Р., Die Theaterstadt Berlin, B.,1897; Weddingen 0.,
Geschichte der Berliner Theater, B., 1899; Jacobsohn S.. Das Theater der
Reichshauptstadt B., 1904; S t u m с k e H., Die Berliner Theater, B.,
1907; J h e r i n g H., Theaterstadt Berlin, B., 1948; W a h-m a n Gr.,
Berlin. Stadt der Theater, B., 1957. Cm. P., B. 1С.
"БЕРЛЙНЕР АНСАМБЛЬ" (Berliner Ensemble)- один из ведущих театров ГДР.
Осн. писателем Б. Брехтом и актрисой Е. Вейгелъ в Берлине в 1949. В
состав т-ра вошли акт„ры берлинского Немецкого т-ра, а также Цюрихского
драм. т-ра, бывшие вместе с Брехтом в эмиграции. Брехт стремился создать
т-р, к-рый своей деятельностью будет способствовать формированию нового
человека социалистич. общества, борьбе за мир (эмблемой "Б. а." является
"Голубь мира" Пикассо). И янв. 1949 состоялась премьера пьесы Брехта
"Мамаша Кураж и е„ дети" (пост еж. Э. Энгель под рук. автора). Спектакль
имел большой успех, постановщики и исполнители гл. ролей (Кураж -
Вейгель, Катрин - Хурвиц) были удостоены Нац. премий. В 1954 этот
спектакль получил 1-ю премию на Всемирном театральном фестивале в
Париже.
В репертуар т-ра вошли пьесы Брехта, произв. мировой классики, лучшие
пьесы сов., нем. и др. прогрессивных сов р. драматургов. "Б. а." пост.
большинство пьес Брехта: "Мамаша Кураж и е„ дети" (1949), "Господин
Пунтила и его слуга Матти" (1949), "Мать" (1951, по мотивам о. п.
Горького), "Винтовки Тересы Каррар" (1952), "Кавказский меловой круг"
(1954), "Жизнь Галилея" (1956), "Добрый человек из Сезуана" (1957),
"Страх и отчаяние в Третьей империи" (1957), "Восхождению Артуро Уи
можно было помешать" (1959), "Тр„хгрошовая опера" (1960). Среди
спектаклей т-ра: "Васса Железнова" (1949); "Бобровая шуба и Красный
петух" по Гаупт-ману (1951), "Гуверн„р" Ленца (1950), "Разбитый кувшин"
Клейста (1952), "Кремл„вские куранты" (1952);
"Пра-Фауст" Г„те (1952), "Кацграбен" Штритматтера (1953), "Дон Жуан"
Мольера (1953), "Воспитанница" Островского (1955), "Трубы и литавры"
Фаркера (1955), "Герой западного мира" Синга (1956), "Оптимистическая
трагедия" (1958) и др.
В художеств. практике "Б. а." получила творч. претворение теория
"эпич. т-ра" Брехта, к-рой коллектив "Б. а." стремится следовать и после
смерти е„ создателя. В основе искусства "Б. а." - активное обращение к
мысли, интеллекту зрителя. Спектакли "Б. а." отличаются ярко выраженной
социальной направленностью, остротой и выразительностью режисс„рского
решения, образным лаконизмом дек о-рац. оформления (художники - К.
Аппен, Т. Отто, Г. Кильгер и др.). В спектаклях "Б. а." используются
сценич. при„мы театр. иск-ва др. народов (напр., маски).
До 1954 "Б. а." не имел своего помещения и работал гл. обр. в здании
Немецкого т-ра, а также гастролировал в ГДР и др. странах. С 1954
работает в здании "Т-ра ам Шиффбауэрдамм". "Б. а." гастролировал в СССР
(1957), Франции, Англии, ФРГ, Венгрии, Чехословакии. В труппе театра
(I960): Е. Вейгель, возглавляющая "Б. а." и после смерти Б. Брех' та, Э.
Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, Р. Люц, Э. Шалль и др.
Лит.: Brecht В., Aufbau einei Rolle, В., 1956-58;
Theaterarbeit, Dresden, 1952;БражкоЗ., Последний спектакль Бертольда
Брехта, "Сообщения Ин-та истории искусств АН СССР", 1957, .ј 10-11;
"Театр", 1957, ј 8 (статьи о гастролях "Б. а." в СССР); Э т к и н д Е.,
Театр Бертольда Брехта, "Нева", 1957, ј 8; Захава Е., Сила и слабость
театра Брехта, "Знамя", 1957, ј 8. ? f{
БЕРЛИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА - см. Немецкий театр оперы и балета
в Берлине. "БЕРЛИНСКАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - см.
Комише опер".
БЕРЛИНСКИЙ, Павел Михайлович [р. 22.VI(5. VII). 1900] - советский
композитор, дириж„р. Нар. арт. Бурят. АССР (1943). Окончил Ленингр.
консерваторию по классу фп. И. Миклашевской (1925) и композиции А.
Житомирского (1926), а также Моск. консерваторию по классу дирижирования
(1939). В 1935-36 Б.- дириж„р оркестра Т-ра им. Мейерхольда, в 1936-38 -
3-го т-ра для детей в Москве, в 1932 и 1939- 1946 - гл. дириж„р
Бурятского муз .-драм. т-ра (Улан-Удэ). Автор (совм. с Б. Ям-пиловым)
музыкальной драмы "Баир" (1-я ред. 1938, 2-я ред. 1940), музыки к
спектаклям Бурятского драм. т-ра, симф. и др. соч. С 1928 Б. занимается
педагогич. деятелностыо.
БЕРЛИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. МАКСИМА ГОРЬКОГО (Maxim-Gorki-Theater). Открылся
в 1952 спектаклем "За тех, кто в море!" Лаврен„ва. Сформирован из
участников "Молодого ансамбля", состоявшего из выпускников Веймарского
театр. ин-та и акт„ров "Нового т-ра" при Доме культуры Советского Союза
в Берлине. Руководитель т-ра со дня его основания - М. Валлентин. В
программу т-ра входит утверждение на сцене гуманистич. идей Горького,
применение в творч. практике системы Станиславского, овладение методом
сопиалистич. реализма. Среди спектаклей т-ра: "Дорога в жизнь" и "Флаги
на башнях" (1952) Стеглика (по Макаренко), "Д ости га ев и другие"
(1954), "На дне" (1957); "Смья" Попова (1953), "На бойком месте"
Островского (1959), "Потерянное письмо" Кара-джале (1953), "Разбойники"
(1955); "Матросы из Катарро" Вольфа (1957), "Враги" (1959);
"Васантасена" (1960) Фейхтвангера (по Шудраке) и др. Т-р ставит пьесы
совр. драматургов ГДР: "Дорога в Фюссен" Бехера (1956), "Поправка" И. и
X. Мюллер (1959) и др. В. К.
БЕРЛИОЗ (Berlioz), Гектор [11. XII. 1803, Кот-Сент-Андре (Изер),- 8.
III. 1869, Париж]-французский композитор и дириж„р. Музыке обучался у А.
Рейха и Ж. Лесюэра в Парижской консерватории, к-рую окончил в 1830,
полу- чив Рим. пр. В 1830-32 Б. совершенствовался в Италии, после 1832
жил в Париже, работал как композитор, дириж„р и критик. Гастролировал
(как дириж„р) с исполнением своих соч. в Бельгии, Германии, Австрии,
Венгрии, России (1847, 1867-68), Чехии и др. странах. Один из ярких
представителей муз. романтизма. Первая опера Б. "Бенвенуто Челлини"
(1838, "Гранд-Опера", Париж) получила признание после того, как была
исполнена по инициативе Ф. Листа в Веймаре (1852). Музыка этой оперы,
утверждающая победоносную силу любви, полна блеска и изящества, отмечена
Страницы: «« « 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |