|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 » »» ставили пьесы совр. бенг. драматургов: первая бенг. трагедия "Упоение
славой" Гупто (1852), первая комедия - "Бхадраар-джун" Сикдара (1852),
"Шакунтала" Рая (1867), "Мужеством добытая Урваши" Синха (1857),
"Ратнавали" Рамнараяна (1856). В 1859 была написана пьеса "Шор-мишто"
(на сюжет из Махабхараты) М. М. Дотто, вошедшая в репертуар многих бенг.
т-ров. Подъ„м общественного движения в стране накануне нар. восстания
1857 способствовал появлению пьес, затрагивавших важные вопросы
современности. Среди пьес, ставивших острые соц. вопросы: "Кулин-кула"
Тор-коратно (пост. 1857, Калькутта), осуждавшая многоженство, и его же
пьеса "В тисках голода". Бесправное положение индийских вдов нашло
отражение в пьесе "Свадьба вдовы" Митро. Феодальный обычай -
бракосочетание детей - обличается в пьесе "Детский брак" Ромешчондро.
Жестокую эксплуатацию рабочих на плантациях индиго показывала пьеса
"Зеркало индиго" Митро, пост. в 1860 Национальным т-ром (создан в 1871).
Вместе с Бенгальским и Большим Национальным т-рами (основаны в 1871-73)
этот т-р сыграл важную роль в пропаганде нац. драматургии. Выдающимся
режисс„ром и драматургом 2-й пол. 19 в. был Г. Гхош - автор пьес на
историч., мифологич., а также совр. темы: "Сирадж-уд-Даула", "Мир
Касим", "Наль и Дамаянти", "Мир", "Поток слез" и др. Деятельность Гхоша
имела большое значение для развития театр. иск-ва в Бенгалии; в 80-е гг.
он принимал участие в создании т-ров "Эме-ралд" и "Стар", в 1892-т-ра
"Минерва", воспитал мн. нац. акт„ров и драматургов (А. Дошу, А. Дотто,
Д. Бабу, Т. Сундари, Ш. Дотто, Б. Доши и др.).
Инд. правительство, недовольное антиангл. направленностью мн. пьес,
предприняло ряд мер, ограничивавших театр. деятельность. В 1876 был
издан "Закон о драматических представлениях", к-рый осуществлял цензуру
драматич. произведений. В результате были запрещены пьесы Д. Б. Митро,
Г. Гхоша, У. Даса и др. Ряд постановщиков и исполнителей этих пьес
подвергся арестам и штрафам.
В конце 19 в. появились первые произведения крупнейшего писателя и
драматурга Бенгалии Р. Тагора:
"Гений Вальмики", "Игра иллюзии", "Возмездие природы", в нач. 20
в."Осенний праздник", "Красные олеандры" и др. Пьесы Тагора, проникнутые
подлинным гуманизмом, тонкой символикой и лиризмом, воспевают духовную
красоту человека. Студенты Шанти-никетона (ун-т, основанный Тагором в
1901) ставили и сохраняют до наст. времени традицию постановок
инсценировок романов ("Гора" и др.) и пьес Тагора.
Большое влияние на развитие нац. драматургии оказал Д. Рай - автор
драм "Нур Джехан" (1908, "Минерва"), "Чандра Гупта" (1911, там же),
лучших драматич. произведений в 1-й четверти 20 в. Пьесы Рая
способствовали утверждению историч. жанра в бенг. драматургии.
Последователем Рая был К. П. Видьябинод, написавший историч. пьесы "Трон
Бенгала", "Аламгир", "Чанд Биби", значительно уступавшие по художеств.
уровню пьесам Рая.
В 20-40-е гг. 20 в. на бенг. сцене был показан ряд инсценировок
романов Б. и Ш. Чоттопадхайя, произведений писателя Т. Бондопадхайя. Эти
спектакли ставились в т-рах Калькутты, из к-рых наибольшей известностью
пользуются т-р "Вишварупа" и любитсльский коллектив, руководимый
режисс„ром и акт„ром Ш. Бхадури. Большое место в совр. театр. жизни
Бенгалии занимает "Общество Шекспира", широко пропагандирующее
драматургию великого англ. драматурга. В джатрах М. Даса, разыгрываемых
в инд. деревнях, нашло отражение всеинд. патриотич. движение за развитие
нац. промышленности и рынка ("свадеши"). Значит, вклада развитие нац.
т-ра внесла бенг. Ассоциация индийских нар .т-ров, способствовавшая
своей деятельностью утверждению совр. тематики в драматургии,
стремившаяся показать борьбу инд. народа за освобождение. В числе лучших
пьес, пост. этой группой: "Август 1942" Гупто, "Новый урожай"
Бхаттачарии-о голоде 1943, и др. Среди акт„ров бенг. группы Ассоциации:
Ш. Шен, Г. Бхаттачария, Ш. и Т. Миттро.
Б. т. и д., возникшие в наиболее развитом в эко-номич. и политич.
отношении р-не Индии, оказали значит, влияние на становление драматургии
на языках хинди, гуджарати, ория, а также па формирование т-ра в других
нац. р-нах Индии.
Лит.: Сг u h а-Т hakurta P., The Bengali drama, its origin ans
development, [a. o.], L., 1930; A n a n d M. R., The Indian theatre, L.,
1956; Новейшая история Индии, M., 1959, с. 649-3. Св. Я.
БЕНДА (Benda), Йиржи Антонин (30. VI. 1722- 6. XI. 1795) -чешский
композитор, скрипач и дириж„р. В 1742-50 был придворным скрипачом в
Берлине, в 1750-78-капельмейстером в Готе. Автор зингшпилей "Деревенская
ярмарка" (1775, Гота), "Ромео и Юлия" (1776, там же), "Дровосек, или Три
желания" (1778, там же), мелодрам на античные сюжеты "Ариадна на
Наксосе" (дуодрама, 1775), "Медея" (1775, там же), "Пигмалион " (1779,
там же), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Оперы и мелодрамы Б.
пользовались большим успехом у современников и обошли мн. европ. сцены.
Творч. принципы Б. сыграли значит. роль в истории муз. т-ра, в частности
в развитии жанра бурж. муз. комедии 18 в. Мелодрамы Б. были известны в
России, где исполнялись нем. оперной труппой.
Лит.: Hodermann R., G-porg Benda. 1001)11,1895:
Hnilicka A., Jih' Benda, Praha, 1911; Helfert V., Jiri Benda, [c]
1-2, Brno, 1929-3/ БЕНДА (Benda), Феликс (25. V. 1833-26. IV. 1875)-польский акт„р. В
1853 дебютировал в Краковском т-ре, в к-ром работал (с перерывом в
18631865) до конца жизни. Вначале играл роли героев, не
соответствовавшие его природным данным. С приходом в т-р С. Козъмяна Б.
начал играть роли любовников, затем - резон„ров, в к-рых раскрылось его
дарование: Густав, Папкин ("Девичьи обеты", "Месть" Фредро), Мазепа
("Мазепа" Словацкого), Вальморо ("Взгляды г-жи Обрай" Дюма-сына). В
последние годы жизни выступал и как режисс„р.
Лит.: К о z m i a n S., Feliks Benda ... Krakow, 1875.
БЕНДЕР (Bender), Пауль (28. VII. 1875-25. XI. 1947)-немецкий артист
оперы (бас). Пению обучался у Л. Pece и Б. Гофмана. Впервые выступил на
оперной сцене в 1900 в Бреславле. С 1903 пел в Мюнхене (в 1902
участвовал в спектаклях "Байр„йтского театра"). С 1924 Б.-солист т-ра
"Ковент-Гарден" в Лондоне; в 30-х гг. выступал в т-рах США, в т. ч. в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладал гибким и сильным голосом
красивого тембра, особенно хорошо звучавшим в верхнем регистре. Успешно
выступал в вагнеровском репертуаре-Вотан, Ганс
Сакс, король Марк, Гурнеманц и Амфортас ("Кольцо Нибелунга",
"Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда", "Парсифадь"). Среди
др. партий Б.: Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта), барон Оке
Страницы: «« « 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |