Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 » »» ставили пьесы совр. бенг. драматургов: первая бенг. трагедия "Упоение славой" Гупто (1852), первая комедия - "Бхадраар-джун" Сикдара (1852), "Шакунтала" Рая (1867), "Мужеством добытая Урваши" Синха (1857), "Ратнавали" Рамнараяна (1856). В 1859 была написана пьеса "Шор-мишто" (на сюжет из Махабхараты) М. М. Дотто, вошедшая в репертуар многих бенг. т-ров. Подъ„м общественного движения в стране накануне нар. восстания 1857 способствовал появлению пьес, затрагивавших важные вопросы современности. Среди пьес, ставивших острые соц. вопросы: "Кулин-кула" Тор-коратно (пост. 1857, Калькутта), осуждавшая многоженство, и его же пьеса "В тисках голода". Бесправное положение индийских вдов нашло отражение в пьесе "Свадьба вдовы" Митро. Феодальный обычай - бракосочетание детей - обличается в пьесе "Детский брак" Ромешчондро. Жестокую эксплуатацию рабочих на плантациях индиго показывала пьеса "Зеркало индиго" Митро, пост. в 1860 Национальным т-ром (создан в 1871). Вместе с Бенгальским и Большим Национальным т-рами (основаны в 1871-73) этот т-р сыграл важную роль в пропаганде нац. драматургии. Выдающимся режисс„ром и драматургом 2-й пол. 19 в. был Г. Гхош - автор пьес на историч., мифологич., а также совр. темы: "Сирадж-уд-Даула", "Мир Касим", "Наль и Дамаянти", "Мир", "Поток слез" и др. Деятельность Гхоша имела большое значение для развития театр. иск-ва в Бенгалии; в 80-е гг. он принимал участие в создании т-ров "Эме-ралд" и "Стар", в 1892-т-ра "Минерва", воспитал мн. нац. акт„ров и драматургов (А. Дошу, А. Дотто, Д. Бабу, Т. Сундари, Ш. Дотто, Б. Доши и др.). Инд. правительство, недовольное антиангл. направленностью мн. пьес, предприняло ряд мер, ограничивавших театр. деятельность. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях", к-рый осуществлял цензуру драматич. произведений. В результате были запрещены пьесы Д. Б. Митро, Г. Гхоша, У. Даса и др. Ряд постановщиков и исполнителей этих пьес подвергся арестам и штрафам. В конце 19 в. появились первые произведения крупнейшего писателя и драматурга Бенгалии Р. Тагора: "Гений Вальмики", "Игра иллюзии", "Возмездие природы", в нач. 20 в."Осенний праздник", "Красные олеандры" и др. Пьесы Тагора, проникнутые подлинным гуманизмом, тонкой символикой и лиризмом, воспевают духовную красоту человека. Студенты Шанти-никетона (ун-т, основанный Тагором в 1901) ставили и сохраняют до наст. времени традицию постановок инсценировок романов ("Гора" и др.) и пьес Тагора. Большое влияние на развитие нац. драматургии оказал Д. Рай - автор драм "Нур Джехан" (1908, "Минерва"), "Чандра Гупта" (1911, там же), лучших драматич. произведений в 1-й четверти 20 в. Пьесы Рая способствовали утверждению историч. жанра в бенг. драматургии. Последователем Рая был К. П. Видьябинод, написавший историч. пьесы "Трон Бенгала", "Аламгир", "Чанд Биби", значительно уступавшие по художеств. уровню пьесам Рая. В 20-40-е гг. 20 в. на бенг. сцене был показан ряд инсценировок романов Б. и Ш. Чоттопадхайя, произведений писателя Т. Бондопадхайя. Эти спектакли ставились в т-рах Калькутты, из к-рых наибольшей известностью пользуются т-р "Вишварупа" и любитсльский коллектив, руководимый режисс„ром и акт„ром Ш. Бхадури. Большое место в совр. театр. жизни Бенгалии занимает "Общество Шекспира", широко пропагандирующее драматургию великого англ. драматурга. В джатрах М. Даса, разыгрываемых в инд. деревнях, нашло отражение всеинд. патриотич. движение за развитие нац. промышленности и рынка ("свадеши"). Значит, вклада развитие нац. т-ра внесла бенг. Ассоциация индийских нар .т-ров, способствовавшая своей деятельностью утверждению совр. тематики в драматургии, стремившаяся показать борьбу инд. народа за освобождение. В числе лучших пьес, пост. этой группой: "Август 1942" Гупто, "Новый урожай" Бхаттачарии-о голоде 1943, и др. Среди акт„ров бенг. группы Ассоциации: Ш. Шен, Г. Бхаттачария, Ш. и Т. Миттро. Б. т. и д., возникшие в наиболее развитом в эко-номич. и политич. отношении р-не Индии, оказали значит, влияние на становление драматургии на языках хинди, гуджарати, ория, а также па формирование т-ра в других нац. р-нах Индии. Лит.: Сг u h а-Т hakurta P., The Bengali drama, its origin ans development, [a. o.], L., 1930; A n a n d M. R., The Indian theatre, L., 1956; Новейшая история Индии, M., 1959, с. 649-3. Св. Я. БЕНДА (Benda), Йиржи Антонин (30. VI. 1722- 6. XI. 1795) -чешский композитор, скрипач и дириж„р. В 1742-50 был придворным скрипачом в Берлине, в 1750-78-капельмейстером в Готе. Автор зингшпилей "Деревенская ярмарка" (1775, Гота), "Ромео и Юлия" (1776, там же), "Дровосек, или Три желания" (1778, там же), мелодрам на античные сюжеты "Ариадна на Наксосе" (дуодрама, 1775), "Медея" (1775, там же), "Пигмалион " (1779, там же), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Оперы и мелодрамы Б. пользовались большим успехом у современников и обошли мн. европ. сцены. Творч. принципы Б. сыграли значит. роль в истории муз. т-ра, в частности в развитии жанра бурж. муз. комедии 18 в. Мелодрамы Б. были известны в России, где исполнялись нем. оперной труппой. Лит.: Hodermann R., G-porg Benda. 1001)11,1895: Hnilicka A., Jih' Benda, Praha, 1911; Helfert V., Jiri Benda, [c] 1-2, Brno, 1929-3/ БЕНДА (Benda), Феликс (25. V. 1833-26. IV. 1875)-польский акт„р. В 1853 дебютировал в Краковском т-ре, в к-ром работал (с перерывом в 18631865) до конца жизни. Вначале играл роли героев, не соответствовавшие его природным данным. С приходом в т-р С. Козъмяна Б. начал играть роли любовников, затем - резон„ров, в к-рых раскрылось его дарование: Густав, Папкин ("Девичьи обеты", "Месть" Фредро), Мазепа ("Мазепа" Словацкого), Вальморо ("Взгляды г-жи Обрай" Дюма-сына). В последние годы жизни выступал и как режисс„р. Лит.: К о z m i a n S., Feliks Benda ... Krakow, 1875. БЕНДЕР (Bender), Пауль (28. VII. 1875-25. XI. 1947)-немецкий артист оперы (бас). Пению обучался у Л. Pece и Б. Гофмана. Впервые выступил на оперной сцене в 1900 в Бреславле. С 1903 пел в Мюнхене (в 1902 участвовал в спектаклях "Байр„йтского театра"). С 1924 Б.-солист т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне; в 30-х гг. выступал в т-рах США, в т. ч. в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладал гибким и сильным голосом красивого тембра, особенно хорошо звучавшим в верхнем регистре. Успешно выступал в вагнеровском репертуаре-Вотан, Ганс Сакс, король Марк, Гурнеманц и Амфортас ("Кольцо Нибелунга", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда", "Парсифадь"). Среди др. партий Б.: Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта), барон Оке Страницы: «« « 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |