Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 237   238   239   240   241   242   243   244   245  246   247   248   249   250   251   252   253   254   255  » »»

ставили пьесы совр. бенг. драматургов: первая  бенг.  трагедия  "Упоение
славой" Гупто (1852), первая комедия - "Бхадраар-джун"  Сикдара  (1852),
"Шакунтала"  Рая  (1867),  "Мужеством  добытая  Урваши"  Синха   (1857),
"Ратнавали" Рамнараяна (1856). В 1859 была  написана  пьеса  "Шор-мишто"
(на сюжет из Махабхараты) М. М. Дотто, вошедшая в репертуар многих бенг.
т-ров. Подъ„м общественного движения в стране  накануне  нар.  восстания
1857  способствовал  появлению  пьес,   затрагивавших   важные   вопросы
современности. Среди пьес, ставивших острые соц.  вопросы:  "Кулин-кула"
Тор-коратно (пост. 1857, Калькутта), осуждавшая многоженство, и  его  же
пьеса "В тисках  голода".  Бесправное  положение  индийских  вдов  нашло
отражение  в  пьесе  "Свадьба  вдовы"   Митро.   Феодальный   обычай   -
бракосочетание детей - обличается в пьесе  "Детский  брак"  Ромешчондро.
Жестокую эксплуатацию рабочих  на  плантациях  индиго  показывала  пьеса
"Зеркало индиго" Митро, пост. в 1860 Национальным т-ром (создан в 1871).
Вместе с Бенгальским и Большим Национальным т-рами (основаны в  1871-73)
этот т-р сыграл важную роль в пропаганде  нац.  драматургии.  Выдающимся
режисс„ром и драматургом 2-й пол. 19 в. был Г.  Гхош  -  автор  пьес  на
историч.,  мифологич.,  а  также  совр.  темы:  "Сирадж-уд-Даула",  "Мир
Касим", "Наль и Дамаянти", "Мир", "Поток слез" и др. Деятельность  Гхоша
имела большое значение для развития театр. иск-ва в Бенгалии; в 80-е гг.
он принимал участие в создании т-ров "Эме-ралд" и  "Стар",  в  1892-т-ра
"Минерва", воспитал мн. нац. акт„ров и драматургов (А. Дошу,  А.  Дотто,
Д. Бабу, Т. Сундари, Ш. Дотто, Б. Доши и др.).
   Инд. правительство, недовольное антиангл. направленностью  мн.  пьес,
предприняло ряд мер, ограничивавших  театр.  деятельность.  В  1876  был
издан "Закон о драматических представлениях", к-рый осуществлял  цензуру
драматич. произведений. В результате были запрещены пьесы Д.  Б.  Митро,
Г. Гхоша, У. Даса и др.  Ряд  постановщиков  и  исполнителей  этих  пьес
подвергся арестам и штрафам.
   В конце 19 в. появились первые произведения  крупнейшего  писателя  и
драматурга Бенгалии Р. Тагора:
   "Гений Вальмики", "Игра иллюзии",  "Возмездие  природы",  в  нач.  20
в."Осенний праздник", "Красные олеандры" и др. Пьесы Тагора, проникнутые
подлинным гуманизмом, тонкой символикой и лиризмом,  воспевают  духовную
красоту человека. Студенты Шанти-никетона (ун-т,  основанный  Тагором  в
1901)  ставили  и  сохраняют  до  наст.  времени   традицию   постановок
инсценировок романов ("Гора" и др.) и пьес Тагора.
   Большое влияние на развитие нац. драматургии оказал Д.  Рай  -  автор
драм "Нур Джехан" (1908, "Минерва"),  "Чандра  Гупта"  (1911,  там  же),
лучших  драматич.  произведений  в  1-й  четверти  20   в.   Пьесы   Рая
способствовали  утверждению  историч.   жанра   в   бенг.   драматургии.
Последователем Рая был К. П. Видьябинод, написавший историч. пьесы "Трон
Бенгала", "Аламгир", "Чанд Биби", значительно уступавшие  по  художеств.
уровню пьесам Рая.
   В 20-40-е гг. 20 в. на  бенг.  сцене  был  показан  ряд  инсценировок
романов Б. и Ш. Чоттопадхайя, произведений писателя Т. Бондопадхайя. Эти
спектакли ставились в т-рах Калькутты, из к-рых наибольшей  известностью
пользуются  т-р  "Вишварупа"  и  любитсльский   коллектив,   руководимый
режисс„ром и акт„ром Ш. Бхадури. Большое  место  в  совр.  театр.  жизни
Бенгалии   занимает   "Общество   Шекспира",   широко   пропагандирующее
драматургию великого англ. драматурга. В джатрах М. Даса,  разыгрываемых
в инд. деревнях, нашло отражение всеинд. патриотич. движение за развитие
нац. промышленности и рынка ("свадеши"). Значит,  вклада  развитие  нац.
т-ра внесла бенг.  Ассоциация  индийских  нар  .т-ров,  способствовавшая
своей  деятельностью   утверждению   совр.   тематики   в   драматургии,
стремившаяся показать борьбу инд. народа за освобождение. В числе лучших
пьес,  пост.  этой  группой:  "Август  1942"   Гупто,   "Новый   урожай"
Бхаттачарии-о голоде 1943, и др. Среди акт„ров бенг. группы  Ассоциации:
Ш. Шен, Г. Бхаттачария, Ш. и Т. Миттро.
   Б. т. и д., возникшие в наиболее развитом  в  эко-номич.  и  политич.
отношении р-не Индии, оказали значит, влияние на становление драматургии
на языках хинди, гуджарати, ория, а также па формирование т-ра в  других
нац. р-нах Индии.
   Лит.: Сг u h а-Т hakurta  P.,  The  Bengali  drama,  its  origin  ans
development, [a. o.], L., 1930; A n a n d M. R., The Indian theatre, L.,
1956; Новейшая история Индии, M., 1959, с. 649-3. Св. Я.
   БЕНДА (Benda), Йиржи Антонин (30. VI. 1722-  6.  XI.  1795)  -чешский
композитор, скрипач и дириж„р. В  1742-50  был  придворным  скрипачом  в
Берлине, в 1750-78-капельмейстером в Готе. Автор зингшпилей "Деревенская
ярмарка" (1775, Гота), "Ромео и Юлия" (1776, там же), "Дровосек, или Три
желания" (1778,  там  же),  мелодрам  на  античные  сюжеты  "Ариадна  на
Наксосе" (дуодрама, 1775), "Медея" (1775, там же), "Пигмалион  "  (1779,
там же), симф., камерно-инструмент. и др.  соч.  Оперы  и  мелодрамы  Б.
пользовались большим успехом у современников и обошли мн. европ.  сцены.
Творч. принципы Б. сыграли значит. роль в истории муз. т-ра, в частности
в развитии жанра бурж. муз. комедии 18 в. Мелодрамы Б. были  известны  в
России, где исполнялись нем. оперной труппой.
   Лит.: Hodermann R., G-porg Benda. 1001)11,1895:
   Hnilicka A., Jih' Benda, Praha, 1911; Helfert  V.,  Jiri  Benda,  [c]
1-2, Brno, 1929-3/   БЕНДА (Benda), Феликс (25. V. 1833-26. IV.  1875)-польский  акт„р.  В
1853 дебютировал в Краковском т-ре,  в  к-ром  работал  (с  перерывом  в
18631865)   до   конца   жизни.   Вначале   играл   роли   героев,    не
соответствовавшие его природным данным. С приходом в т-р С. Козъмяна  Б.
начал играть роли любовников, затем - резон„ров, в к-рых раскрылось  его
дарование: Густав, Папкин  ("Девичьи  обеты",  "Месть"  Фредро),  Мазепа
("Мазепа" Словацкого), Вальморо  ("Взгляды  г-жи  Обрай"  Дюма-сына).  В
последние годы жизни выступал и как режисс„р.
   Лит.: К о z m i a n S., Feliks Benda ... Krakow, 1875.
   БЕНДЕР (Bender), Пауль (28. VII. 1875-25. XI.  1947)-немецкий  артист
оперы (бас). Пению обучался у Л. Pece и Б. Гофмана. Впервые выступил  на
оперной сцене в  1900  в  Бреславле.  С  1903  пел  в  Мюнхене  (в  1902
участвовал в спектаклях "Байр„йтского театра"). С  1924  Б.-солист  т-ра
"Ковент-Гарден" в Лондоне; в 30-х гг. выступал в т-рах США, в  т.  ч.  в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладал гибким и  сильным  голосом
красивого тембра, особенно хорошо звучавшим в верхнем регистре.  Успешно
выступал в вагнеровском репертуаре-Вотан, Ганс
   Сакс,  король  Марк,  Гурнеманц  и  Амфортас   ("Кольцо   Нибелунга",
"Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда", "Парсифадь").  Среди
др.  партий  Б.:  Зарастро  ("Волшебная  флейта"  Моцарта),  барон   Оке

Страницы: «« « 237   238   239   240   241   242   243   244   245  246   247   248   249   250   251   252   253   254   255  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия