Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 234   235   236   237   238   239   240   241   242  243   244   245   246   247   248   249   250   251   252  » »»

эклектичен.     Особняком     стоят     оперы     крупнейшего     бельг.
композитора-классика, работавшего во Франции,  С.  Франка.  Движение  за
создание нац. муз. стиля возглавил композитор  П.  Вену  а  (автор  опер
"Деревня в горах",  1857,  "Иза",  1867,  "Помпея",  1896),  стремящийся
использовать  в  своих  произв.  фламандский  фольклор  и  нац.  сюжеты,
освободиться от канонов мелодрамы и создать подлинно нац. оперу. Эти  же
тенденции получили развитие в творчестве его последователя и  ученика-Я.
Блокса, автора  опер  "Принцесса  таверны"  (1896),  "Тиль  Уленшпигель"
(1900) и др. Большим успехом пользовались пост.  в  1877  опера  "Ч„рный
капитан" последователя веристов Ж.  Мертенса,  оперы  Э.  Тинеля  и  др.
композиторов.
   Большинство опер бельг. композиторов было пост. на сцене т-ра "Де  ла
Монне" (Брюссель). Во 2-й пол.
   19 в.- нач. 20 в. исполнит,  уровень  значительно  вырос.  Появляются
кадры нац. вок. школы, выдающимися представителями к-рой на рубеже  1920
вв. были певцы Э. Дейк, Э.  Блауварт,  позднее  певица  В.  Бови  и  др.
Возникают оперные т-ры в крупных городах  страны  -  Антверпене  (1893),
Генте  (1900)   и   др.   Важное   значение   приобретает   деятельность
антверпенского т-ра "Королевская фламандская  опера",  репертуар  к-рого
составляют преимущественно оперы бельг. композиторов (Блокса, Жильсона,
   Дюбуа,  Вамбаха  и  др.).  В  первые  десятилетия  20  в.  в  Бельгии
выдвигается ряд композиторов, активно работающих в жанре сценич. музыки.
В т-рах Бельгии ставятся произведения А. Б„ка, автора популярных опер, в
т. ч. "Сон в зимнюю ночь" (1903),  "Рейнские  гномы"  (1906),  "Путь  из
Эмеруда" (1921), балеты Вр„льса, Э. Самуэля-Големана, Н. А.  Г.  Дене  и
др. Многие совр. композиторы испытывают  разлагающее  влияние  различных
модернистских и формалистич. течений (от додекафонии  до  электронной  и
конкретной музыки), что мешает развитию бельг. нац. муз. т-ра.
   Лит.: Cohen G., Le theatre francais en Belgique au moyen age,  Brux.,
1953; F a b e r F., Histoire du theatre francais en Belgique..., v. 1-5,
P.-Brux., 1878-1880; Lie-b r e с h t  H.,  Les  chambres  de  theorique,
Brux., 1948; L i e-br ec ht H., Le theatre francais a Bruxelles au  XVII
et au XVIII siecle, P., 1923; Lilar S., Soixante ans de  theatre  belge,
Brux., 1952; Renleu L., Histoire des  theatres  de  Bruxelles,  v.  1-2,
Brux., 1928; Liebrecht H., Les  oriJines  de  l'opera  a  Bruxelles,  Le
Flambeau", Brux., 1921;
   olvay L., L'evolution theatrale. II. La musique, Brux., 1922; M о n e
t A., Een halve eeuw Nederlandsch lyrisch tooneel en Vlaamsche opera  te
Antwerpen, Antw., 1939.
   БЕЛЬКУР (Bellecour) [наст. фам.- К о л ь с о н  (Colson)l,  Жан  Клод
Жиль  (16.  I.  1725-19.  XI.  1778)  -   французский   акт„р.   Сценич.
деятельность начал в  провинции.  В  1750  враги  Вольтера  во  главе  с
маркизой  Помпадур  пригласили  Б.  в  т-р  "Ко-меди   Франсез",   чтобы
противопоставить  его  ученику  Вольтера  -Лекену.  Однако  Б.  не   мог
состязаться   с   мощным   трагич.   даром   Лекена.   Он   играл   роли
героев-любовников (в комедиях Детуша и Лашоссе, в мещанских драмах Дидро
и Седена) напыщенно  и  крикливо.  Привлекательная  внешность,  чеканная
дикция, тонкость нюансировки, светскость, элегантность манер сделали  Б.
блестящим исполнителем ролей маркизов-фатов в комедиях П. Корнеля, Ж. Ф.
Ренья-ра, М. Барона, Л. Буасси, Ш. Дюфрени, Ф. Данкура, А. Пирона, Ж. Б.
Л. Грессе и др. Лучшая роль  Б.-  Альмавива  в  "Севильском  цирюльнике"
Бомарше (1775).
   Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les  comediens  interpretes  de  son
theatre, P., 1900; A r n a u 1 t A., Les souvenirs  et  les  regrets  du
vieil amateur  dramatique,  P.,  1829;  Lyon-net  H.,  Dictionnaire  des
comediens francais, P., 1912-1913;
   Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1955. E. Ф.
   БЕЛЬКУР   (Bellecour)   [наст.   фам.-   Л   e   P   y   a   де    Ла
Kop6HHe(LeRoydeLaCorbinaye), псевд.- Б о  мен  а  р  (Beaumenard)],  Роз
Перрин (1730-99)-- французская актриса. Жена Ж. Белъкура. Одна из лучших
субреток во франц. театре 18 в. Сценическую деятельность начала в 1743 в
театре "Опера комик" (Париж). Затем играла в  провинции.  В  1749-91  (с
перерывом  в  1756-61)  работала  в  т-ре  "Комеди   Франсез".   Актриса
мольеровской традиции,  Б.  в  своих  лучших  ролях  -  Дорина,  Николь,
Зерби-нетта ("Тартюф", "Мещанин  во  дворянстве",  "Проделки  Скапена"),
Лизетта ("Единственный наследник" Реньяра) и др.- привлекала  не  только
очаровательной внешностью, звонким голосом,  но  и  живостью"  весельем,
остротой характеристики. В зрелом возрасте перешла на характерные  роли.
Одна из е„ последних значительных работ - Марселина в "Женитьбе  Фигаро"
Бомарше (1784).
   Лит.: L у о n n e t H.,  Dictionnaire  des  comediens  francais,  P.,
1912-1913; Arnault A., Les souvenirs et les  regrets  du  vieil  amateur
dramatique, P., 1829. ? ф
   "БЕЛЬМОНТ И КОНСТАНЦА, ИЛИ ПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ" - опера  В.  Моцарта.
См. Похищение из сераля".
   БЕЛЬРОЗ (Bellerose) [наст. имя и фам.- Пьер Л e Месье  (Le  Messier)]
(г. рожд. неизв.-ум. 1670) - французский акт„р. В 1628 вступил в  труппу
"Бургундского отеля" в Париже и стал е„  первым  акт„ром  и  директором.
Перенеся на сцену т-ра образ  героя  аристократия,  салонов,  Б.  создал
амплуа галантного любовника, обладающего изысканными  манерами.  В  этом
несколько слащавом стиле Б. играл трагикомедии, комедии и  пасторали,  а
впоследствии-героев в трагедиях и комедиях П. Корнеля; роли: Куриаций  и
Цинна ("Гораций" и "Цинна"),  Дорант  ("Лжец"  и  "Продолжение  лжеца").
Исполнял роли героев-любовников  в  пасторалях  и  трагикомедиях  Ж.  О.
Гомбо, Ж. Мере, Ж. Скюдери, П. Дюрийе, Ж. Ротру и др. В 1643  Б.  продал
свой  акт„рский  пай,  должность  "оратора"  труппы  и  костюмы   акт„ру
Фло-ридору, занявшему его место премьера в "Бургундском отеле".
   Лит.: Mongredien Gr., Les grands comediens du XVII siecle, P.,  1927.
С. Мок.
   БЕЛЬСКАЯ, Серафима Александровна [1846(?)- 1933] -  русская  артистка
оперетты. Артистич. деятельность начала в конце 60-х  гг.  в  провинции;
играла в комедиях и водевилях. С 1876 выступала в Москве (в т-рах М.  В.
Лентовского, А. Э. Блюменталь-Та-марина, В. И. Родона и  др.).  Б.  была
"каскадной" артисткой, обладала ярким сценическим дарованием. С  блеском
проводила комедийные сцены, изящно  и  легко  танцевала.  Роли:  Дени-за
("Мадемуазель  Ни-туш"  Эрве),  Елена,  Перикола  ("Прекрасная   Елена",
"Перикола" Оффенбаха), На-нон (о. п. Жене), Кла-ретта ("Дочь мадам Анго"
Лекока), Фа-тиница (о. п. Зуппе) и др. О. В.
   БЕЛЬСКИЙ, Владимир Иванович (1866-1946)- русский оперный  либреттист.

Страницы: «« « 234   235   236   237   238   239   240   241   242  243   244   245   246   247   248   249   250   251   252  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия