Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 232   233   234   235   236   237   238   239   240  241   242   243   244   245   246   247   248   249   250  » »»

символизм, представителями  к-рого  были  М.  Метерлинк,  крупнейший  из
драматургов европ. символизма, Ш. ван Лерберг, Ж. Ро-денбах.  Выражая  в
своих  пьесах  субъективные  настроения,  дал„кие  от  действительности,
символисты создавали драм. произведения,  чуждые  демократич.  традициям
бельг. народа. Осн. жанр драматургии символистов-одноактная  'пьеса,  т.
н.    "четверть-часовая    драма"-отличалась    отсутствием    действия,
религиозно-мистич. подтекстом, слово  было  лишено  его  осн.  значения,
особый  смысл  придавался  паузам.  Метерлинк  написал  пьесы:  "Слепые"
(1890),  "Пел-леас  и  Мелисанда"  (1892),  "Смерть  Тентажиля"  (1894),
"Сестра Беатриса" (1900), "Чудо  святого  Антония"  (1904)  и  др.,  где
развивал  мистич.  темы  обреч„нности   человека,   смерти,   покорности
"потусторонним"  силам.  Роденбах  написал  пьесу  "Покрывало"   (1894),
инсценировал свой  роман  "М„ртвый  Брюгге"  под  назв.  "Мираж"  (1894,
Берлин). Ван Лерберг написал  драму  "Ищейки"  (1889)  и  комедию  "Пан"
(1906), в к-рой выражена философия пантеизма.  Са-тирич.  образы  буржуа
придают  пьесе  социальную  направленность.   Распад   драм.   формы   в
символистских пьесах отч„тливо проявился в творчестве А. Мобеля,  автора
пьес "Этюд о девушке" (1891), "Вода  и  вино"  (1893),  "Корни"  (1902).
Изложенные в диалогич. форме, пьесы эти не являются  по  существу  драм.
произведениями. К символизму  примыкали  драматурги,  вышедшие  из  лит.
объединения "Молодая Бельгия":
   А. Жиро, В. Жиль, И. Жилькен.  Пьесы  Жилькена  "Савонарола"  (1906),
"Эгмонт" были  проникнуты  пессимизмом,  разрабатывали  тему  неизбежной
гибели человека, неспособного противостоять  трагич.  силе  судьбы.  Это
проявилось и в пьесах "Русские студенты"
   (1906), "На глиняных ногах", исказивших революц. события в России.  В
Б. д. этого периода выделяется творчество Э. Верхарна.  Крупнейший  поэт
"Молодой Бельгии"  Верхарн  в  значит,  степени  преодолел  субъективизм
символистов, создал революционную драму "Зори" (1898), в  к-рой  показал
народ как действующую силу истории.
   Натуралистич.  направление  в  Б.  д.  ярко  проявилось  в  драматич.
произведениях  К.  Лемонье,   представлявших   собой   инсценировки   (в
соавторстве  с  малоизвестными  драматургами)   его   собств.   романов,
написанных под влиянием Э. Золя. В бытовых драмах Г. вав Зипа "Подаяние"
(1901), "Твои отец и мать", "Этапы"
   (1907), "Путы" (1912) и др., построенных на конфликте между человеком
и судьбой, созданы образы  людей,  примиряющихся  с  окружающей  жизнью,
неспособных бороться с ложью, эгоизмом, стремящихся замкнуться  в  сво„м
внутр. мире. Драмы, близкие к пьесам ван Зипа, писали также  Ж.  Жюльен,
Э. Фабр, Ф. де Кю-рель, Э. Бри„. Ван  Зип  и  его  современники  оказали
большое влияние на молодое поколение драматургов:
   П.  Эрвь„,  М.  Дютерм,  Ж.   Ранси.   Пьесы   писателей-натуралистов
удерживались в репертуаре бельг. т-ров до сер. 20-х гг. 20 в.
   Наряду с натуралистич. драмой в нач. 20-х гг. широкое распространение
получила развлекат. драматургия: водевили и ревю, культивировавшиеся  Ж.
Гар-нье, О. Вьерсе,  Л.  Мальпертиусом.  В  эти  же  годы  были  созданы
националистич. историч.  пьесы  П.  Спаака  и  Ф.  Бодсона,  посвящ„нные
истории Бельгии.
   В 20-30-х гг. развивается творчество  Ф.  Кромме-линка,  автора  пьес
"Великодушный рогоносец" (1921), "Карина" (1930), "И  холодно  и  жарко"
(1936).     Одновременно     с     Кроммелинком     работала      группа
драматургов-формалистов - Ш. Конради, П. Демаси, А. Су-мань, утвердивших
в Б. д. нарочитый схематизм, отказ от сложных психологич. характеристик.
   С сер. 20-х гг. появляются экспрессионистские  драмы  М.  Гельдероде:
"Смерть смотрит в окно" (по Э. По), "Дон Жуан" (1928),  "Смерть  доктора
Фауста" (1926), "Варавва" (1929) и др., к-рые входят в репертуар  бельг.
т-ров и в 40-50-х гг. Накануне 2-й мировой войны известность приобретает
драматург Г. Клоссон - автор многочисленных исторических пьес. Его пьеса
"Четыре сына Эмона" (1940) пользовалась большой популярностью  у  борцов
Сопротивления.  Совр,  Б.  д.  развивается  под  влиянием   формалистич.
тенденций,  проникающих  гл.  обр.  из  США  и   Франции.   Значительное
воздействие  на  не„   оказывает   драматич.   наследие   Метерлинка   и
Кроммелинка. Творчество Р. Жерома, Ж. Сиона, П. Виллемса, М.  Т.  Бодар,
С. Лилар, Ж. Зигфрида и мн. др. совр. бельг.  драматургов,  пьесы  к-рых
составляют  основу  репертуара  бельг.  т-ров,  отмечены  модернистскими
тенденциями (символизм, экзистенциализм), мн. из них  отличаются  реакц.
направленностью. В сер. 50-х гг. сказалось влияние  творчества  англ.  и
франц. драматургов: Дж. Осборна, С. Беккета, Э. Ионеско.
   Лит.: Doutrepont Gr., La litterature francaise a la cour des ducs  de
Bourgogne, P., 1909; Gr a ч с h e z M., Histoire des lettres  francaises
de Belgique des origines a nos jours, Brux.,  1922;  Histoire  illustree
des lettres francaises de Belgique, Brux., 1958; S о 1  v  a  y  L.,  Le
theatre belge d'expression francaise  depuis  1830,  "La  Revue  Belge",
Brux., 1936, ј 2, 3;
   W i 1 m о t t e M., Le passe,  le  present  et  l'avenir  du  theatre
national de langue francaise en Belgique, "Bulletin  de  la  classe  des
lettres...", [Acad. royale de Belgique], Brux., 1912, ј 5, Mai. A.P.
   БЕЛЬГИЙСКИЙ ТЕАТР.  История  возникновения  театр.  представлений  на
территории будущей Бельгии восходит к религиозным обрядам средневековья,
содержавшим элементы драм. действия. В нач. 15 в.  возникли  и  получили
распространение в 16 в. (в Ген-те, Антверпене, Брюсселе)  т.  н.  камеры
риторов, деятельность к-рых заключалась в сочинении (на фламандском яз.)
и постановке пьес (гл. обр. фарсов и моралите). Камеры  риторов  сыграли
важную роль в пропаганде  идей  гос.  независимости  накануне  восстания
против исп. владычества. После подавления  восстания  камеры  прекратили
свою деятельность. В 16-17 вв. развитию театр.  культуры  препятствовали
религиозные преследования и войны, происходившие на территории  Бельгии.
В отдельных случаях (приезд Марии Медичи  в  1631  и  др.)  устраивались
придворные празднества, в к-рых гл. место отводилось театр.  пред  ставя
енпям, дававшимся иностр. (франц., англ. и исп.) труппами. В 16-17 вв. в
Бельгии выступали иностр. гастрол„ры (труппа франц. акт„ров под рук.  А.
Тальми, труппа  "Комедиантов  принца  Оранского",  "Комедианты  королевы
Франции" и мн. др.). В этот период был  выстроен  первый  театр.  зал  в
Брюсселе (на горе св. Елизаветы), где  давались  представления.  В  1700
состоялось открытие первого бельг. т-ра - "Де ла Монне" в Брюсселе  (см.
раздел Муз. т-ра); т-р имел оперную и  драм.  труппы;  в  его  репертуар
входили произв. Расина, Корнеля,  Мольера,  Реньяра,  позднее  -  Дидро,
Вольтера. Среди крупных деятелей т-ра  "Де  ла  Монне"  -  драматург  Ш.
Фавар,  акт„р  Ж.   Н.   Сервандони,   д'Аннетер,   актриса   Монтансье,
возглавлявшие в течение нек-рого времени этот т-р.  В  1782  в  Брюсселе

Страницы: «« « 232   233   234   235   236   237   238   239   240  241   242   243   244   245   246   247   248   249   250  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия