Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 257   258   259   260   261   262   263   264   265  266   267   268   269   270   271   272   273   274   275  » »»

   БИБИКОВ, Борис Владимирович tp. 9(22). VII. 1900] -русский  советский
режисс„р и педагог. Засл. деят. иск-в Башк.  АССР  (1959).  Занимался  в
студии М. А. Чехова. Творч. деятель ность начал в 1922 как акт„р  в  1-й
Студии МХТ. Затем работал режисс„ром-ассистентом в Моск. т-ре  Революции
(принимал участие в пост. спектакля "Человек с портфелем"  Файко,  1928,
реж. А. Д. Дикий) и др. т-рах. С 1935 Б. ставит спектакли совм. с О.  И.
Цыжовой в различных  т-рах:  "Сказка"  Светлова  (1938,  Моск.  г-р  для
детей), "Укрощение строптивой"  Шекспира  (1943,  Казахский  т-р  драмы,
Алма-Ата), "Я хочу домой" Михалкова (1948, Центр, детский т-р,  Ст.  пр.
1950), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Центр. детский т-р)  и  др.
Б. вед„т большую педагогич. работу (с 1951-профессор). С 1934  препода„т
в ГИТИСе. Вн„с значит, вклад в воспитание творческой молод„жи для  т-ров
союзных и автономных республик: выпустил туркм., башк., аварскую,  тадж.
студии.
   "БИБЛИОТЕКА ТЕАТРА И ИСКУССТВА" - еже  месячное  приложение  к  журн.
"Театр и искусством. Выходило в Петербурге в  1898-1918  (в  1903-05-  2
раза в месяц). В 1918 вышло 3 номера. Издатель-ница -  3.  В.  Тимофеева
(Холмская). Редактор - А. Р. Кугель. В "Б. т. и и."  печатались  гл.обр.
пьесы  (рус.  и  переводные),  а  также  статьи  о  творчестве  акт„ров,
воспоминания акт„ров, драматургов, композиторов.
   БИБЛИОТЕКИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ в С С С Р-1) Г  о-су  дарственная  центральная
театральная  библиотека.  Открыта  в  Москве  24  мая  1922  при  Высших
театральных мастерских (школа Малого  т-ра).  В  1936  была  передана  в
ведение Комитета по делам искусств и  получила  назв.  Гос.  центральной
театр.   библиотеки.    Обслуживает    (литературными,    библиография.,
иконографии,  материалами)  преим.  работников  иск-в,  учащихся   спец.
учебных  заведений,  театры  Москвы,  периферии,  союзных  и  автономных
республик. Фонд б-ки составляет ок. 200 тыс. томов (из них св.  15  тыс.
журналов) спец. и вспомогат. лит-ры на рус. и иностр. яз. В состав  б-ки
вошло много ценных собраний, в т. ч. б-ка Об-ва  рус.  драм.  писателей,
книги театр. отдела Гос. Академии художеств. наук, б-ка А. П. Ленского и
др. В б-ке функционируют читальный зал, абонемент,  научно-библиографич.
отдел  (кабинеты:  справочно-библиографический,  иллюстративных  фондов,
газетной театр. периодики).  Б-кой  регулярно  устраиваются  выставки  -
новинок и тематические. 2) Центральная научная библио-текаВсероссийского
театрального общества.  Основание  б-ки  заложено  в  1896,  когда  было
открыто Театральное справочно-статистич. бюро при Российском театральном
об-ве (РТО) в Москве. С 1916 - публичная б-ка. В фонде б-ки (1960) - 130
тыс. томов книг и журналов по  вопросам  театра,  драматургии,  а  также
вспомогательной лит-ры; имеется лит-ра  по  т-ру  на  иностр.  языках  и
языках народов  СССР.  Б-ка  располагает  суфл„рскими,  режисс„рскими  и
рукописными экземплярами пьес. При б-ке работает библиографич.  кабинет,
проводящий большую работу по  систематизации  и  уч„ту  лит-ры  по  т-ру
(газетная и журнальная пресса,  книги).  Филиалы  б-ки  ВТО  имеются  во
многих городах РСФСР (всего 71  филиал).  3)  Библиотек  а  Центрального
театрального музея имени А. А. Бахрушина в Москве. Существует при  музее
со дня его основания (1894). Первоначально состояла  только  из  произв.
драматургии (мн. экземпляры пьес были подарены Бахрушину авторами). Б-ка
пополнялась за сч„т частных собраний (ценный вклад  сделал  реж.  Н.  А.
Попов). В наст. время в фонде -
   42  тыс.  книг  спец.  лит-ры;  имеются  уникальные  экземпляры.   4)
Государственная  театральная  библиотека  имени  А.  В.  Луначарского  в
Ленинграде. Возникла одновременно с основанием первого рус.  постоянного
проф.  т-ра  (1756)  как  библиотека  придворного  т-ра.  В  1889   была
реорганизована в Центр, б-ку имп. т-ров.  С  1917  -  Центр,  б-ка  рус.
драмы, с 1934 носит сво„  нынешнее  наименование.  Имеет  ок.  350  тыс.
экземпляров рукописей, книг, брошюр, гравюр, эскизов,  эстампов  и  Др.,
уникальное  собрание  рукописей,  пьес  с  авторскими  и   режисс„рскими
пометками. Б-ка имеет ок. 7 тыс.  пьес  сов.  драматургов,  изданных  за
период 1918-60. Большой интэрес представляют фонды  б.  царской  цензуры
(ок. 50 тыс. единиц хранения). Имеется собрание франц. драматургии  (ок.
30    тыс.     томов).     В     библиотеке     функционируют     отделы
справочно-библиографический   и   художественно-постановочный,   имеются
читальный зал, абонемент, кабинет научной работы.
   Кроме спец. Б. т., в СССР имеются театр. фонды в общих б-ках-б-ке им.
В.  И  Ленина,  Историч.  б-ке  в  Москве,  Публичной  б-ке  им.  M.  E.
Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, б-ке Ленингр. АН и др. M. Э.
   За   рубежом   библиотечные   театр.   фонды   существуют   в    виде
специализированных отделов при больших общих б-ках, а также при  крупных
т-рах. В 1959 насчитывалось св. 200 собраний. Среди наиболее  крупных  -
б-ка т-ра "Комеди Франсез", б-ка  Арсенала,  являющаяся  театр.  секцией
Нац. б-ки в Париже, б-ки Оперы, Консерватории, составляющие муз.  секцию
той же б-ки; Театр. коллекция Публичной б-ки в Нью-Йорке,  театр.  фонды
б-ки Конгресса в Вашингтоне, Театр.  отдел  Венской  нац.  б-ки,  Театр.
коллекция Музея Виктории и Альберта в  Лондоне;  фонды  при  т-рах:  "Ла
Скала" в Милане, "Дрот-нингхольм" в Стокгольме и др. Имеются также фонды
профсоюзов и проф. ассоциаций-Об-ва акт„ров и  композиторов  Рима,  Лиги
британской драмы в Лондоне, Парижской ассоциации истории т-ра и др.
   ВИЗЕ (Bizet), Жорж (25.X.1838, Париж,-  3.VI.  1875,  Буживаль,  близ
Парижа) - французский композитор. Родился в семье  музыканта.  Благодаря
исключит. муз. способностям в возрасте 9  лет  был  принят  в  Парижскую
консерваторию, где его  учителями  были  А.  Мармонтель,  Ф,  Бенуа,  П.
Циммерман, позднее - Ш. Гуно. С 1853 Б. занимался в классе композиции  у
Ф. Галеви. В 1857 окончил консерваторию, получил Рим. пр.  Незадолго  до
окончания (в том же году) вместе с Ш. Лекоком стал победителем  конкурса
на  лучшую  оперетту,  написав  оперетту  "Доктор  Миракль"  (1857,  т-р
"Буфф-Паризьен").  В  1858-60  Б.  совершенствовался   в   Риме,   затем
возвратился в Париж, где протекала  вся  его  дальнейшая  композиторская
деятельность. Произв. Б., ставившиеся  на  сценах  парижских  т-ров,  не
имели успеха у широкой  публики.  В  своих  ранних  операх  -  "Искатели
жемчуга"   и   "Пертская   красавица"   (1863,   1867,   "Т-р    лирик",
Париж)-композитор следует романтич. традициям  франц.  комич.  оперы.  В
этих произв.  уже  проявляются  лучшие  качества  музыки  Б.:  богатство
мелодий, красочность оркестровки, простота изложения. В опере  "Джамиле"
(1872,  т-р  "Опера  комик")  на  сюжет  поэмы  А.  Мюссе  "Намуна"   Б.
использовал  муз.  фольклор  арабских   народов.   Широкую   известность
завоевала музыка  Б.  к  драме  А.  Доде  "Арлезиан-ка",  способствующая
наиболее полному раскрытию характеров действующих лиц. Высшее достижение
Б.- опера Кармен" (3 марта 1875, т-р "Опера комик", Париж)  ,  к-рая  не
имела успеха и была снята с репертуара. Однако в  последующие  годы  эта

Страницы: «« « 257   258   259   260   261   262   263   264   265  266   267   268   269   270   271   272   273   274   275  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия