|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 » »» акт„рской работой Б. в этот период была также роль Фанни Ферелли ("Семья
Ферелли теряет покой" Хелман). Лирич. сторона дарования Б. проявилась в
созданном ею образе майора Анны Греч ("Так и будет" Симонова),
воплощающем лучшие качества характера сов. человека. Лаконизм, ч„ткость,
смелая театральность иск-ва Б. отличают также и е„ режисс„рские работы
(занимается режиссурой с 1923 - "Любовь - книга золотая" А. Толстого,
МХАТ 2-й). В Т-ре им. Ленинского комсомола Б. пост. спектакли: "Зыковы"
(1940), "Живой труп" (1942); "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Семья
Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Под каштанами Праги" (1945) и
"Русский вопрос" (1947) Симонова и др. Б. ставит спектакли и в др.
т-рах: "Нашествие" (1942, Ташкент), "Мать" Же-лобинского (1938,
Ленинградский Малый оперный театр), "Сем„н Котко" Прокофьева (1939, Муз.
т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Факел" Ал„шина
(1959, Рижский т-р русской драмы). С 1925 Б. снимается в кино
(Ефроси-ния Старицкая - "Иван Грозный", Ст. пр. 1946, и др.). Является
автором книг и статей по сценич. иск-ву. Вед„т педагогич. работу.
С о ч.: Актер и образ, М., 1934; Труд актера, М., 1939;
Путь актрисы, М., 1959.
Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939; Фельдман 3.,
Серафима Германовна Бирман, М.-Л., 1948.
БИРМАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. До 18 в. в Бирме все сценич. произв.
(мистерии, нар. интермедии и др.) не имели постоянного текста, не
записывались. Имена авторов этих произв. не сохранились. В 18 в.
получили распространение пьесы о боге Раме на сюжеты из инд. эпоса
"Рамаяна", известного в Бирме через Сиам (Таиланд); популярный при имп.
дворе сиамский роман "Айндарвунтха" (соч. коллективное, имена авторов
неизвестны) был перевед„н на бирм. язык, а затем переделан в пьесу
"История Инаунга" поэтом и драматургом Мъявади. В пьесе были
использованы мотивы "Рамаяны" и бирм. нар. легенда об Инаунге. В 1799
пьеса пост. при дворе. Вследствие большого объ„ма (600 страниц текста)
не ставилась полностью, представление этой пьесы в сокращ„нном виде
занимало обычно 2-3 вечера, значит, место отводилось музыке и пению.
"История Инаунга", отличающаяся лиризмом, поэтич. простотой, нац.
колоритом, популярна в Бирме и в наст. время. Пьеса заложила основы
жанра "дворцовой драмы" ("нандвин-за"); в этом жанре были написаны и
другие драматич. сочинения Мьявади, а в нач. 19 в.- пьесы поэтессы Кхин
Соунг и др.
К 19 в. относится расцвет бирм. классич. драмы. В 1-й пол. 19 в.
выдающийся драматург и режисс„р У Чин У создал на основе нар. интермедий
и дворцовых спектаклей новый жанр "пьяза" - драм. повествование, с
занимательным и стремительно развивающимся сюжетом, без пения и танцев,
с минимальным использованием музыки. Первые пьесы У Чин У представляли
собой единое нерасчлен„нное действие, позже он вв„л деление на акты и
картины. Лучшие произв. У Чин У - "Парпахейн", "Дэйвагоунбан" -
отличались выразительностью языка,г были понятны широкому кругу
зрителей, большое место в них занимали элементы фантастики, буддийские
мотивы. Эти пьесы ставились не только при дворе, но и в нар. т-рах.
Принципы драматургии У Чин У получили развитие в творчестве У ПоунНъя в
пьесах "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" и др. У
Поун Нья ещ„ дальше, чем его предшественники, отходит от придворной
драмы; сюжеты его пьес проще, герои человечнее, в пьесах ослаблены
буддийские элементы, в центре внимания - простые человеческие чувства и
поступки. Персонажи произв. У Поун Нья- чистый и мудрый Водонос, смелый
принц Кодала и др., пользуются популярностью среди массового зрителя до
наших дней. В конце 19 в. появляются мно-гочисл. переделки и подражания
пьесам У Чин У и У Поун Нья. Пьесы "История Тхатона" Схайя Йо (1877),
"Дети обезьяны" (1877), "Буида" (1880), "Каркавуннья" (1881), "История
Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) драматурга и акт„ра У Ку отличаются
обилием волшебных превращений, запутанным сюжетом, самодовлеющей
развлекательностью. Нарушая традиции жанра "пьяза", созданные У Чин У и
У Поун Нья, авторы вводят в драму пение, пантомиму, балет, иногда -
заклинания и ритуальные "танцы духов". В жанре, близком муз. комедии,
написана пьеса "Со Пэй и Со Мэй" Схайя Шу Тха, рассказывающая о любви и
приключениях двух молодых людей. Эта первая в истории Б. д. комедия
пользовалась большим успехом, вызвала ряд подражаний, популярна и в
совр. Бирме. С конца 19 в., в период англ. владычества, нац. драматургия
находилась в полном упадке. Влияние зап.-европ. иск-ва проявилось в
создании произв. подражательного характера (драматург Дж. Хла Чжо и
др.).
Во время япон. оккупации была поставлена пьеса "Что делать?" (1944)
крупного писателя и критика Маун Тина. Писатель Теин Пхе Мьин написал
пьесу "Под японским владычеством". С национально-освободительной борьбой
бирманского народа связано имя выдающегося современного бирм. писателя,
поэта, историка, философа и драматурга Такин Кодо Хмаинга - лауреата
Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". В
своих произведениях Такин Кодо Хмаинг разоблачал и высмеивал
преступления империализма.
После провозглашения независимости (1948) в Бирме начался процесс
возрождения лучших традиций классич. драмы и формирования новой
драматургии.
Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama,Oxford, 1937, 1947, reprin.,
1956; Поэт - министр Мьявади. по имени Уса, Рангун, 1954 (на бирм. яз.).
Ю. О.
БИРМАНСКИЙ ТЕАТР. Театр. представления издавна являлись составной
частью бирм. религиозных и нар. праздников. Формы праздничных процессий
и интермедий родились из культовых и религиозных обрядов, а также из
трудовых процессов (движения и ритм). Первые упоминания о театр.
представлениях относятся к 11 в. В это время получили развитие нар.
танцы, музыкальные, песенно-танцевальные интермедии, пантомимы,
карнавальные шествия. Постепенно в рели-гиозно-торжеств. представление
вводились комич. сцены. В 15 в. развивается жанр "нибаткинг- мистерия со
сказочным и религиозным сюжетом. Текст этих представлений нередко
заимствовался из священных буддийских книг. "Нибаткинг" исполняли труппы
бродячих акт„ров; сценой для представлений служили л„гкие повозки,
декорации отсутствовали. Наряду с проф. акт„рами, в каждой деревне
существовали и акт„ры-любители, устраивавшие эти представления. В конце
18 в. появился придворный т-р, где на языках пали и санскрит, понятных
только аристократии, ставились пьесы с религиозными сюжетами и на темы
из придворной жизни. Представления были построены на речитациях, в к-рых
рассказывалось о подвигах духов и королей. В несколько усложн„нной форме
Страницы: «« « 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |