Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 261   262   263   264   265   266   267   268   269  270   271   272   273   274   275   276   277   278   279  » »»

акт„рской работой Б. в этот период была также роль Фанни Ферелли ("Семья
Ферелли теряет покой" Хелман). Лирич. сторона дарования Б. проявилась  в
созданном  ею  образе  майора  Анны  Греч  ("Так  и  будет"   Симонова),
воплощающем лучшие качества характера сов. человека. Лаконизм, ч„ткость,
смелая театральность иск-ва Б. отличают также и е„  режисс„рские  работы
(занимается режиссурой с 1923 - "Любовь - книга  золотая"  А.  Толстого,
МХАТ 2-й). В Т-ре им. Ленинского комсомола Б. пост. спектакли:  "Зыковы"
(1940), "Живой труп" (1942); "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Семья
Ферелли теряет покой" Хелман (1945),  "Под  каштанами  Праги"  (1945)  и
"Русский вопрос" (1947) Симонова и др.  Б.  ставит  спектакли  и  в  др.
т-рах:  "Нашествие"  (1942,  Ташкент),   "Мать"   Же-лобинского   (1938,
Ленинградский Малый оперный театр), "Сем„н Котко" Прокофьева (1939, Муз.
т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва),  "Факел"  Ал„шина
(1959,  Рижский  т-р  русской  драмы).  С  1925  Б.  снимается  в   кино
(Ефроси-ния Старицкая - "Иван Грозный", Ст. пр. 1946, и  др.).  Является
автором книг и статей по сценич. иск-ву. Вед„т педагогич. работу.
   С о ч.: Актер и образ, М., 1934; Труд актера, М., 1939;
   Путь актрисы, М., 1959.
   Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939;  Фельдман  3.,
Серафима Германовна Бирман, М.-Л., 1948.
   БИРМАНСКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.  До  18  в.  в  Бирме  все  сценич.  произв.
(мистерии, нар. интермедии  и  др.)  не  имели  постоянного  текста,  не
записывались. Имена  авторов  этих  произв.  не  сохранились.  В  18  в.
получили распространение пьесы о боге  Раме  на  сюжеты  из  инд.  эпоса
"Рамаяна", известного в Бирме через Сиам (Таиланд); популярный при  имп.
дворе сиамский роман "Айндарвунтха" (соч.  коллективное,  имена  авторов
неизвестны) был перевед„н на бирм.  язык,  а  затем  переделан  в  пьесу
"История  Инаунга"  поэтом  и  драматургом   Мъявади.   В   пьесе   были
использованы мотивы "Рамаяны" и бирм. нар. легенда об  Инаунге.  В  1799
пьеса пост. при дворе. Вследствие большого объ„ма (600  страниц  текста)
не ставилась полностью, представление  этой  пьесы  в  сокращ„нном  виде
занимало обычно 2-3 вечера, значит, место  отводилось  музыке  и  пению.
"История  Инаунга",  отличающаяся  лиризмом,  поэтич.  простотой,   нац.
колоритом, популярна в Бирме и в  наст.  время.  Пьеса  заложила  основы
жанра "дворцовой драмы" ("нандвин-за"); в этом  жанре  были  написаны  и
другие драматич. сочинения Мьявади, а в нач. 19 в.- пьесы поэтессы  Кхин
Соунг и др.
   К 19 в. относится расцвет бирм. классич. драмы.  В  1-й  пол.  19  в.
выдающийся драматург и режисс„р У Чин У создал на основе нар. интермедий
и дворцовых спектаклей новый  жанр  "пьяза"  -  драм.  повествование,  с
занимательным и стремительно развивающимся сюжетом, без пения и  танцев,
с минимальным использованием музыки. Первые пьесы У Чин  У  представляли
собой единое нерасчлен„нное действие, позже он вв„л деление  на  акты  и
картины.  Лучшие  произв.  У  Чин  У  -  "Парпахейн",  "Дэйвагоунбан"  -
отличались  выразительностью  языка,г  были   понятны   широкому   кругу
зрителей, большое место в них занимали элементы  фантастики,  буддийские
мотивы. Эти пьесы ставились не только при дворе,  но  и  в  нар.  т-рах.
Принципы драматургии У Чин У получили развитие в творчестве У ПоунНъя  в
пьесах "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя",  "Кодала"  и  др.  У
Поун Нья ещ„ дальше, чем  его  предшественники,  отходит  от  придворной
драмы; сюжеты его пьес  проще,  герои  человечнее,  в  пьесах  ослаблены
буддийские элементы, в центре внимания - простые человеческие чувства  и
поступки. Персонажи произв. У Поун Нья- чистый и мудрый Водонос,  смелый
принц Кодала и др., пользуются популярностью среди массового зрителя  до
наших дней. В конце 19 в. появляются мно-гочисл. переделки и  подражания
пьесам У Чин У и У Поун Нья. Пьесы "История Тхатона"  Схайя  Йо  (1877),
"Дети обезьяны" (1877), "Буида" (1880), "Каркавуннья"  (1881),  "История
Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) драматурга и акт„ра У Ку отличаются
обилием  волшебных  превращений,   запутанным   сюжетом,   самодовлеющей
развлекательностью. Нарушая традиции жанра "пьяза", созданные У Чин У  и
У Поун Нья, авторы вводят в драму  пение,  пантомиму,  балет,  иногда  -
заклинания и ритуальные "танцы духов". В жанре,  близком  муз.  комедии,
написана пьеса "Со Пэй и Со Мэй" Схайя Шу Тха, рассказывающая о любви  и
приключениях двух молодых людей. Эта первая  в  истории  Б.  д.  комедия
пользовалась большим успехом, вызвала  ряд  подражаний,  популярна  и  в
совр. Бирме. С конца 19 в., в период англ. владычества, нац. драматургия
находилась в полном упадке.  Влияние  зап.-европ.  иск-ва  проявилось  в
создании произв. подражательного характера  (драматург  Дж.  Хла  Чжо  и
др.).
   Во время япон. оккупации была поставлена пьеса "Что  делать?"  (1944)
крупного писателя и критика Маун Тина. Писатель Теин  Пхе  Мьин  написал
пьесу "Под японским владычеством". С национально-освободительной борьбой
бирманского народа связано имя выдающегося современного бирм.  писателя,
поэта, историка, философа и драматурга Такин  Кодо  Хмаинга  -  лауреата
Международной Ленинской премии "За укрепление мира  между  народами".  В
своих  произведениях  Такин   Кодо   Хмаинг   разоблачал   и   высмеивал
преступления империализма.
   После провозглашения независимости (1948)  в  Бирме  начался  процесс
возрождения  лучших  традиций  классич.  драмы  и   формирования   новой
драматургии.
   Лит.: Maung Htin Aung, Burmese  drama,Oxford,  1937,  1947,  reprin.,
1956; Поэт - министр Мьявади. по имени Уса, Рангун, 1954 (на бирм. яз.).
Ю. О.
   БИРМАНСКИЙ ТЕАТР. Театр.  представления  издавна  являлись  составной
частью бирм. религиозных и нар. праздников. Формы праздничных  процессий
и интермедий родились из культовых и религиозных  обрядов,  а  также  из
трудовых  процессов  (движения  и  ритм).  Первые  упоминания  о  театр.
представлениях относятся к 11 в. В  это  время  получили  развитие  нар.
танцы,   музыкальные,   песенно-танцевальные   интермедии,    пантомимы,
карнавальные шествия. Постепенно в  рели-гиозно-торжеств.  представление
вводились комич. сцены. В 15 в. развивается жанр "нибаткинг- мистерия со
сказочным  и  религиозным  сюжетом.  Текст  этих  представлений  нередко
заимствовался из священных буддийских книг. "Нибаткинг" исполняли труппы
бродячих акт„ров;  сценой  для  представлений  служили  л„гкие  повозки,
декорации отсутствовали. Наряду  с  проф.  акт„рами,  в  каждой  деревне
существовали и акт„ры-любители, устраивавшие эти представления. В  конце
18 в. появился придворный т-р, где на языках пали и  санскрит,  понятных
только аристократии, ставились пьесы с религиозными сюжетами и  на  темы
из придворной жизни. Представления были построены на речитациях, в к-рых
рассказывалось о подвигах духов и королей. В несколько усложн„нной форме

Страницы: «« « 261   262   263   264   265   266   267   268   269  270   271   272   273   274   275   276   277   278   279  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия