Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 » »» Армении. В Ереванском т-ре оперы и балета велась работа над постановкой обнаруженной и восстановленной в эти годы патриотич. оперы "Аршак II" Чухаджяна, балета "Хандут" (на муз. А. Спендиарова), лирико-психологич. оперы Л. Ход-жа-Эйнатова "Намус" (по повести Ширванзаде). В 1943 на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова состоялась премьера балета "Гаянэ" А. Хачатуряна - выдающегося произв. сов. муз.-хореографич. иск-ва (в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова пост. в 1947). Балет рассказывает о жизни и труде простых советских людей, о патриотизме и братской дружбе народов Советского Союза. Оптимистичная, отмеченная большим темпераментом музыка балета отличается богатством красок, яркостью нац. колорита, близостью к нар. истокам. В балете много ярких массовых сцен. Большой психологической глубиной отмечена муз. характеристика главной героини - Гаянэ. Балет вош„л в репертуар т-ров многих городов Советского Союза и зарубежных стран (Ст. пр. 1943). В 1942 в Ереване открылся Гос. т-р муз. комедии. Активную роль в его деятельности сыграли певец Ш. Тальян, дириж„р А. Тер-Оганесян, артист и режисс„р Т. Сарь-ян, а также артисты И. и Г. Данзасы, В. Шахсуварян, Н. Алиханян, Э. Амбарцумян и др. За короткое время т-р осуществил ряд интересных постановок, в т. ч.: "Леблебиджи хор-хор-ага" Т. Чухаджяна, "Восточный дантист" и "Ашуг Мурад" А. Айвазяна. Нового подъ„ма достиг арм. муз. т-р в послевоенные годы. Осенью 1945 в ознаменование 25-летия Советской Армении в Ереване состоялись премьеры опер "Аршак II" (Ст. пр. 1945), "Намус" и балета "Хандут". В 1947 в Сталинабаде был показан новый балет С. Бала-саняна "Лейли и Меджнун" (Ст. пр. 194;)). В 1950 на сцене Т-ра оперы и балета им. Спендиарова были пост. оперы "В лучах солнца" А. Тер-Гевондяна, "Героиня" А. Степаняна (Ст. пр. 1951). Оба произв.- на сов. темы. В опере "В лучах солнца" рассказывается о нег' ритянском мальчике, попавшем в Сов. Армению, о его дружбе с пионерами. В "Героине" сделана одна из первых в арм. опере попыток воплотить образы наших современников - колхозниц и колхозников, рассказать об их жизни, новом отношении к труду. В эти же годы были написаны оперы на историч. темы: "Агаси" К. Закаряна (по роману X. Абовяна "Раны Армении"), "Нунэ" А. Степаняна (посвящ„нная борьбе крестьян-тондракийцев в Армении 9 в. против феодалов); балет "Невольница" (из истории Армении 1 в.) В. Араратяна, и др. В 1954 был закончен балет "Спартак" А. Хачатуряна (1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинская премия 1959). Это произв. характеризуется монументальностью форм, развитой музыкально-сценич. драматургией, сильными контрастами, кульминациями, рельефными пластичными образами, содержит грандиозные по масштабам хореографич. картины, массовые сцены, сольные номера, симфонич. эпизоды. В балете органично переплетены гражданственность и лирика, героика и трагедия. В 1954 в Сталинабаде была пост. новая опера С. Ба-ласаняна "Бахтиор и Ниссо" (по роману П. Лукниц-кого), посвящ„нная событиям, связанным со становлением Сов. власти в Таджикистане. В 1956 Т-р оперы и балета им. Спендиарова показал балет Г. Егиа-заряна "Севан". Тема балета - жизнь и труд колхозной молод„жи Армении. В тонкой, красочной музыке балета широко использованы арм. нар. мелодии. Одновременно т-р продолжал работу над постановкой опер и балетов рус., зап.-европ. и сов. композиторов. Весной 1956 состоялась вторая декада арм. литературы и искусства в Москве, на которой были показаны оперы "Аршак II", "Ануш", "Давид бек", балет "Севан". Декада продемонстрировала новые творческие достижения арм. муз. театра. В 1957-60 Т-р оперы и балета им. Спендиарова пост. ряд новых произв. арм. композиторов, в т. ч. В. Тиграняна "Сое и Вардитер" (по П. Прошяну), Ю. Геворкяна "Кост„р" (из жизни пионеров), балет Э. Хагагорцяна "Сона" (о борьбе за Советскую власть в Армении). Наиболее значит, из новых произв., поставленных т-ром,- сказочно-эпический балет "Мармар" Э. Оганесяна и опера А. Бабаева "Арцваберд", повествующая о классовой борьбе в арм. деревне в 30-е годы, о победе колхозного строя. Музыкально-сценич. действие оперы насыщено драматизмом, острыми столкновениями, сильными кульминациями, сочетает развитые народные сцены с индивидуальными портретами героев. Выразит, музыка оперы связана с интонациями крестьянской и революц. песни. Осенью 1960 пост. опера "Хачатур Абовян" Г. Арменяна, посвящ„нная основоположнику арм. классич. литературы. В труппе т-ра работают (1960): вокалисты- нар. арт. СССР Г. Гаспарян и Т. Сазандарян, нар. арт. Арм. ССР - Н. Овапесян, А. Петросян, Д. Погосян, засл. арт. Арм. ССР -М. Еркат, В. Шорохов; солисты балета-С. Григорян, М. Мартиросян, Ф. Еланян, С. Ми-носян; реж.- А. Гулакян, В. Вартанян, В. Ад-жемян, Т. Мелкумян, дириж„ры - С. Черекян, Р. Сте-панян, балетмейстеры-3. Мурадян, А. Гарибян, гл. художники-А. Мирзоян, К. Минасян; хормейстер К. Карапетян. Дальнейшее развитие в 40-50-х гг. получила также деятельность Армянского театра музыкальной комедии. Г. Т. Лит. на рус. яз.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1-2, М., 1952 (т. 1. Театр древней Армении, т. 2. Театр средневековой Армении); Степанян Г., Петрос Адамян, Ер., 1956; Меликсетян С., Путь нашего театра, Ер., 1941; Р и з а е в С., Драматургия М. Горького на армянской сцене, Ер., 1956; Арутюнян Б., Армяно-русские театральные связи, Ер., 1956; его же, Русская драматургия на армянской сцене, Ер., 1957; Ю з о в с к и и Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; А р у т ю-н я н С., Вагарш Богданович Вагаршян, М., 1956; Саркисян С., Портрет артиста [Жизнь и творчество М. Манвеляна], Ер., 1956; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956. Л И Т.; V ш [I ц. ш Ь у ш Ь А", пшЬЫт Ц,рЬцшЪ) /р- [ри, 1907'. ИрршЪшЬ Ц,., ЬрЬр/! ршшшшр /п-пшт., . 9, 1955. и,Ьи1шЪ ., -РшпшипЛ рЪу тшрр шу рЬр рш, ЬрЬ-шЪ 1933. ИрьъшЬ и., 60 шшрр ш р1и//1 1рШ) ЬрЦ.шЪ, 1954. п1ГЬрриЬршЪ и., пшЪЬЬи и.рЬцшЬ, ЬрЬ-шЪ, 1954. I/ ш Ь 9'., /ш Ь 9'., и,рп1.иш1 ФшфшшЪ, ЬрЦ-шЪ, 1955. 2.ш-рп1.рп1.ЪшЪ и., (Грршт ИгУЬрршЪ, БрИшЬ, 1959. ш р у ш Ъ П; и рршЬт.) 'П- ршт., Ьр1ииЬ, 1957. 1ГЬ1рриЬр1 ш Ь и., штЬршНшЪ шЦЬшрЬЪЬр) ОрЬ.шЪ, 1945. ЪпсЪр, пшЪЪЬи ЦрЬцшЬ, ЬршЬ, 1954. Ч-п шгшЬ О., т.Ьр, 2-пц. 1Ьрш1У. ршт.) ЬрЬ-шЬ, 1957. ш и 1У р 1{, штЬршшЪ пЬр, ЬрЬ.шЬ, 1947. ш р-у ш Ь П'., /штЬрш1/шЪ .ршЫшрЬЬр, - 0. пшшЬ. шир. и,. ПиЦшъшъ. Ьршъ, 1956. ирььшЬ и,., Страницы: «« « 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |