Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 121   122   123   124   125   126   127   128   129  130   131   132   133   134   135   136   137   138   139  » »»

   20-е гг. ознаменованы в истории арм. сов. т-ра обращением к  классич.
драматургии. По-новому  интерпретируются  пьесы  Сундукяна,  Ширванзаде,
Паро-няна, Островского, Гоголя, Горького,  Софокла,  Шекспира,  Шиллера,
Мольера, Гольдони, Ибсена. Появление во 2-й половине 20-х  -  нач.  30-х
гг. произведений арм. сов. драматургов - Д. Демирчяна, В. Ва-гаршяна, Т.
Ахумяна, и пост. переводных пьес К.Трен„ва, Б. Лаврен„ва,  Вс.  Иванова,
Б. Ромашова открыли перед А.  т.  путь  борьбы  за  утверждение  методов
социа-листич.  реализма,  определили  его   значение   в   комму-нистич.
воспитании трудящихся. В 30-е гг.  большое  значение  имели  пост.  нац.
классики: "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (Ленинакан,  1934),  "Из-за
чести" Ширванзаде (Т-р им. Сундукяна, 1939) и др.; среди постановок арм.
сов. драматургии: "Фосфорическое сияние" (1932) и "Страна родная" (1940)
Демирчяна, "На заре" Гулакяна (1937)  -  Т-р  им.  Сундукяна,  "Марокко"
Багдасаряна (Ленинакан, 1930) и др. Большое распространение получают  на
арм. сцене пьесы рус. драматургов: Погодина,  Афиногенова,  Вишневского;
рус. и зап.-европ. классика: "Егор Булычев  и  другие"  (1933),  "Гроза"
(1935) - Т-р им. Сундукяна, "Без  вины  виноватые"  (1934,  арм.  т-р  в
Баку), "Женитьба Фигаро" (1933, Т-р им. Сундукяна), "Хозяйка  гостиницы"
(1936, Ленинаканский т-р) и др. Во  2-й  половине  30-х  гг.  на  сценах
Еревана, Ленинакана, Баку, Тбилиси впервые был  создан  образ  Ленина  в
спектаклях: "Человек с ружь„м", 1938,"Кремл„вские  куранты",  1941;  "Из
Искры..." Дадиани (1939), "Ленин в 1918  году"  Каплера  и  Златогоровой
(1940).
   В годы Великой  Отечественной  войны  на  сцене  арм.  т-ров  созданы
спектакли о патриотизме советского народа,  о  борьбе  с  фашизмом.  Шли
пьесы: Н. Заряна ("Месть"), А.Араксманяна ("На  вулкане"),  К.  Симонова
("Русские люди"), А. Корнейчука  ("Фронт")  и  др.;  историч.  пьесы  Д.
Демирчяна  ("Страна  родная"),   Мура-цана   ("Рузан"),   В.   Соловь„ва
("Фельдмаршал Кутузов"), Л. Микаэляна ("Вараздат"). А. т. обращался и  к
классике; особое место заняла в его репертуаре драматургия  Шекспира.  В
1944 в Ереване  были  проведены  Всесоюзный  шекспировский  фестиваль  и
конференция, на, к-рых были показаны спектакли "Отелло" (1940), "Гамлет"
(1942) - в Т-ре им. Сундукяна, "Сон в летнюю  ночь"  (1944)  -  в  ТЮЗе,
"Двенадцатая ночь" (1944) - в Ленинаканском т-ре.
   Определяющую  роль  в  развитии  А.  т.   в   40-50-х   гг.   сыграли
постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и иск-ва. В эти  годы  А.т.
борется за создание острых правдивых разнообразных по форме  спектаклей,
отражающих жизнь и труд советского народа. Большой  интерес  у  зрителей
вызвали пост. новых  пьес  арм.  сов.  авторов:  "Опытное  поле"  Заряна
(1953), "Монастырское ущелье" Вагаршяна (1945), "На  высотах"  (1947)  и
"Под одной крышей" (1957)  Боряна,  "Последние  гвоздики"  Тер-Григоряна
(1958), "Розы и кровь" (1958), "Огонь твоей души" Араксманяна (1959) - в
Т-ре им. Сундукяна, "Ара прекрасный" Заряна  (1946)  -  в  Ленинаканском
т-ре и пьес рус. сов. драматургов.
   Т-ры  Армении  создали  значительные  пост.  классич.  драматургии  -
"Намус" (1955), "Хаос" (1959) Ширванзаде, "Ещ„  одна  жертва"  Сундукяна
(1955), "Дядя Багдасар" Пароняна (1954),  "Ут„с"  Вр.  Папазяна  (1944),
"Маскарад" (1949), "Живой труп" (1951), "Вишн„вый сад" (1951)-в Т-ре им.
Сундукяна. В репертуар т-ра вошли пьесы рус., укр., груз., азерб., эст.,
узб., туркм. авторов, драматургия стран нар.  демократии,  прогрессивная
драматургия капитали-стич. стран. Большое значение в истории  сов.  арм.
т-ра имели акт„ры: Асмик, А. Восканян,  В.  Вагаршян,  Р.  Вартанян,  М.
Джанан, Г. Габриелян, режисс„ры- А. Бурджалян, Л. Калантар, А.  Гулакян.
Среди деятелей театр. иск-ва Армении (1960): нар. арт. СССР Р. Нерсесян,
В. Папазян, нар. арт. Арм. ССР А. Авети-сян, А. Арменян, Г.  Джанибекян,
Л. Зограбян, О. Гу-лазян, Д. Малян, режисс„ры - В. Аджемян,  Т.  Са-рян,
В. Вартанян и др.
   Кадры для драм. т-ров Армении готовит  Театр.  ин-т  (созд.  1944)  в
Ереване.
   В 1939 и 1956 состоялись декады арм. иск-ва и  лит-ры  в  Москве,  на
к-рых выступал Т-р оперы и  балета  им.  А.  Спендиарова,  т-ры  им.  Г.
Сундукяна  и  А.  Мравяна,   рус.   т-р   им.   Станиславского.   Декады
продемонстрировали  высокую  театр.  культуру  арм.  народа,  рост  арм.
советских т-ров, сохранивших лучшие традиции дореволюционной арм.  сцены
и обогативших их искусством соц. реализма. Г. Г. и Б. А.
   Музыкальный  театр  занимает  важное  место   в   духовной   культуре
армянского народа. Главным его истоком является нар. творчество -  песня
и танец, иск-во гусанов, ашугов, в к-ром  с  давних  врем„н  проявлялись
ярко выраженные тенденции к синтезу музыки, поэзии,  танца  и  драматич.
действия (бытовые, военные, обрядовые песни и танцы,  ашугские  сказки).
Другим истоком арм.  муз.  т-ра  были  "живые  картины"  -  любительские
представления  и  особенно  арм.  драматич.  т-р,  где  часто  спектакли
сопровождались нар. песнями, танцами, ашугскими напевами. С сер.  19  в.
отдельные арм. театр. труппы имели своих композиторов; появились  первые
сборники театр. музыки.
   Возникновение арм. муз. т-ра (в частности, оперы)  относится  ко  2-й
пол. 19 - нач. 20  вв.,  когда  в  обстановке  подъ„ма  освободительного
движения и роста нац. самосознания  формировались  новые  направления  в
армянской   литературе,   т-ре,   живописи;   складывалась   арм.   нац.
композиторская  школа;  выдвинулся  ряд  талантливых  композиторов:   Т.
Чухаджян, М. Екмалян, X. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас, А. Спендиаров
(Спендиарян) и др. Одной из важнейших творческих  проблем  того  времени
было создание нац. оперы. Первая армянская опера "Аршак II"  написана  в
1868 Т. Чухаджяном (либр. Т.  Тер-зяна).  Она  отражала  нац.-освободит,
устремления  передовой  арм.  общественности,   протест   против   гн„та
султанской Турции.  Опера  повествует  об  освободительной  борьбе  арм.
народа в 4 в. против иноземных завоевателей. Чухаджян  написал  оперу  в
традициях историк о-романтич. опер Россини, Беллини и  особенно  раннего
Верди. Она содержит разв„рнутые массовые сцены,  хоры,  ансамбли,  арии,
оркестровые эпизоды. Музыка е„ очень мелодична. В концертном  исполнении
отдельные номера из оперы исполнялись при жизни  композитора.  Полностью
опера пост. в Советской Армении в 1945. В 70-е гг. 19 в. Чухаджян создал
ряд оперетт и  комических  опер:  "Ариф"  (1872),  "Кесе-Кехва"  (1874),
"Леблебиджи хор-хор-ага" (1876), сочетавших черты бытовой комедии с соц.
сатирой на совр. буржуазно-аристократич. общество.  Злободневность  тем,
живость и меткость  характеристик,  стремительность  развития  действия,
остроумие, простота  и  лиризм  музыки  принесли  этим  произв.  большую
популярность. Композитор сочетает в них при„мы и формы  зап.-европейской
классич. оперы и оперетты с интонациями арм. городской  песни.  Чухаджян
является   также   автором   муз.   драмы   "Алексиназ"    из    истории

Страницы: «« « 121   122   123   124   125   126   127   128   129  130   131   132   133   134   135   136   137   138   139  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия