Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 114   115   116   117   118   119   120   121   122  123   124   125   126   127   128   129   130   131   132  » »»

   Мотивы комедий А. использованы  в  ряде  произведений  лит-ры  нового
времени.  Среди  них:  "Сутяги"   Расина   (1668),   обработка   "Птиц",
осуществл„нная  И.  В.  Г„те  для  Веймарского  т-ра  (1780),  пьеса  Л.
Фейхтвангера "Крестьянин и полководец" (1917, Потсдамский т-р  -  1955).
Начиная с 18 в. большое внимание в лит-ре  уделялось  развитию  традиций
творчества А., понимаемых как образец служения иск-ва  задачам  обществ,
борьбы.  В  оценках  Филдинга,  Гейне,  Рол-лана,  Гоголя,   Белинского,
Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения
   Из произв. А. чаще  других  ставились  в  различных  странах  комедии
"Богатство";  "Лисистрата"  (М.  Рейн-хардт-в  Берлине,  1908,   В.   И.
Немирович-Данченко-  в  Муз.  студии  МХАТ,  1923,  С.  Э.  Радлов  -  в
Петрограде, 1924).
   С о ч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А.
Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, M., 1954.
   Лит.: Головня В. В., Аристофан, М., 1955;  Ярхо  В.,  Аристофан,  М.,
1954; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957. В. Я.
   АРИЯ (итал. aria, осн. значение - воздух) - законченный по построению
эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом с
сопровождением оркестра.  В  драматургич.  развитии  оперы  А.  занимает
место, соответствующее монологу в драме, но  применяется  гораздо  чаще;
обычно  каждое  из  осн.  действующих   лиц   оперы   (частично   и   из
второстепенных) имеет одну или несколько А. Как правило,  А.  отличается
широкой распевностью; часто  ей  предшествует  речитатив.  Разновидности
А.ариетта, ариозо, каватина и др. Тр„хчастная  А.,  в  к-рой  3-я  часть
является  повторением  1-й,  наз.  А.  да  капо.  Существуют  А.  и  как
самостоят, концертные пьесы (написанные обычно в характере оперной  А.).
А. наз. также нек-рые инструмент, пьесы певучего характера.
   АРКА ПОРТАЛЬНАЯ (от лат. arcus, букв. - лук) (портальное  зеркало)  -
основная часть конструктивного оформления современной сцены. Состоит из:
а) архитектурной арки - про„ма в капитальной стене, отделяющего сцену от
зрительного зала и имеющего обычно постоянное  художеств.  оформление  и
постоянную величину раскрытия; б) игровой портальной арки,  раскрытие  и
оформление к-рой меняется в зависимости от изображаемого на сцене  места
действия. По  своим  размерам  игровая  портальная  арка  обычно  меньше
архитектурной и  составляется  либо  из  комплекта  портальных  кулис  и
падуги, либо из подвижных портальных  башен  (см.  Башни  портальные)  и
мостика. Все осн. размеры сцены  и  зрительного  зала  рассчитываются  в
соответствии с размерами А. п. Вл. Б.
   АРКАДИИ, Иван Иванович (1878-1942) - русский советский  акт„р.  Засл.
деят. иск. РСФСР (1935). Сценич. деятельность начал в 1908 в Передвижном
драм. т-ре П. П. Гайдебурова. 1-я роль -  Павлин  ("Волки  и  овцы").  В
1914-38 работал в моек. Камерном т-ре. Акт„р  преим.  комедийный,  порой
буфонный, А. обладал  большим  обаянием,  юмором.  Его  игра  отличалась
искренностью, простотой, задушевной мягкостью, достигая подчас и трагич.
звучания. Среди ролей А.:  премьер-министр  Кала-Базас  ("День  и  ночь"
Лекока), Росетти ("Сирокко" по Соболю), Терамен ("Федра"  Расина),  Ирод
("Саломея"  Уайльда),  Силен  ("Фамира   Кифаред"   Анненского),   Принц
Бульонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве) и др.  С  1938  А.  был
акт„ром Гос. центр. ТЮЗа; исполнял роли:
   Фамусова  ("Горе  от  ума"),  Дьяка  ("Михайло  Ломоносов"  Сизовой),
профессора Шатрова ("У лукоморья" Дэля) и др. 77. М.
   АРКАДЬЕВ (наст. фам.- К у д e p к о), Аркадий  Иванович  (р.  7.  II.
1907)  -  русский  советский  акт„р.  Нар.  арт.  УССР  (1951).  Сценич.
деятельность начал в 1925 в Одесском районном т-ре. В  1927-32  -  акт„р
Одесского  рус.  т-ра,  в  1932-35  -  Днепропетровского  рус.  т-рэ,  с
1935киевского т-ра Красной Армии (ныне Т-р Прикарпатского воен.  округа,
Львов).  Образы,  созданные  А.,  отмечены  искренностью,   обаянием   и
жизненной правдой. Он глубоко раскрывает психологию  героев,  определяет
общественную   и   социальную   тему   образа,   придавая   ему   ч„ткую
характерность.
   Среди ролей А.:  Луконин  ("Парень  из  нашего  города"),  Пеклеванов
("Бронепоезд 14-69"), Фучик ("Прага оста„тся моей" Бураковского, Ст. пр.
1952), Кудряш ("Гроза") и др. А. выступает и как режисс„р.
   Пост. пьесы: "Песня о  черноморцах"  Лаврен„ва  (1954),  "Порт-Артур"
Степанова и Попова (195), "Кряжевы" Лаврентьева (1955) и др. Снимался  в
кино. С. 3.
   АРКАДЬЕВ (наст. фам.- Григорьев), Аркадий Никанорович [р. 4(16). III.
1888] - русский советский акт„р. Сценич. деятельность  начал  в  1907  в
Хабаровске. Играл в т-рах Екатеринбурга  (антреприза  П.  М.  Медведева,
1912, 1913, 1914), Самары (1919, 1920, 1935, 1936),  Баку,  Новосибирска
(т-р "Красный факел", 1937-38, 1942-43, 1944), Горького, Владивостока  и
др. городов. В 1933-35 и в 1955-57- в Смоленском т-ре.  Обладая  большим
сценич.  темпераментом,   блестящей   техникой,   А.   исполнял   преим.
герои-ко-романтич. роли. Создал образы Отелло,  короля  Лира,  Арбенина,
Сатина, Несчастливцева, Городничего; Тетерева ("Мещане"), Кутузова  ("По
старой Смоленской  дороге"  по  Рыленкову)  и  др.  Выступал  также  как
режисс„р.
   АРКАДЬЕВ,  Иван  Петрович  [7(19).1.1872-30.XII.  1946]   -   русский
советский дириж„р,  скрипач,  педагог,  муз.-обществ,  деятель.  В  1893
окончил Петерб. консерваторию. Дириж„рскую деятельность начал в  1896  в
Петербурге в оперном т-ре Кононова. С открытием Народного дома (1910) А.
в  течение  15  лет  был  бессменным  дириж„ром  оперных  спектаклей.  В
спектаклях под управлением А. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А.
В. Нежданова  и  др.  В  1917-19  был  муз.  руководителем  и  дириж„ром
оперно-драма-тич. Союза артистов в  Пятигорске;  в  1920-23  дирижировал
оперными спектаклями в т-ре  Сибирякова  в  Одессе.  С  1923  работал  в
Петрограде, где в„л работу  в  области  рабочей  муз.  самодеятельности.
Пост. в опер-но-хоровом коллективе ленингр. з-да  "Красный  треугольник"
оперы "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Кармен", "Тихий Дон" и др. Был
профессором Одесской консерватории.
   АРКАНОВ (наст. фам.- Л и з у н о в), Вениамин Павлович [р. 24. II (9.
III). 1905] - русский советский артист оперы (бас) и педагог. Нар.  арт.
РСФСР  (1955).  В  1941  окончил   Ленингр.   консерваторию.   Артистич.
деятельность начал в 1927 в Ленингр. т-ре  оперы  и  балета.  Работал  в
оперных т-рах различных городов. С 1944 А.- солист  Новосибирского  т-ра
оперы и  балета.  Партии:  Руслан,  Мельник,  Борис  Годунов,  Галицкий;
Мефистофель ("Фауст"), Виборах ("Банк Бан" Эркеля)  и  др.  Препода„т  в
консерватория (Новосибирск). Е. X.
   АРКАС, Николай Николаевич (7. I. 1853-23.  III.  1909)  -  украинский
композитор.  В  1875  окончил  Новороссийский  ун-т.   Музыке   обучился

Страницы: «« « 114   115   116   117   118   119   120   121   122  123   124   125   126   127   128   129   130   131   132  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия