|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 » »» Мотивы комедий А. использованы в ряде произведений лит-ры нового
времени. Среди них: "Сутяги" Расина (1668), обработка "Птиц",
осуществл„нная И. В. Г„те для Веймарского т-ра (1780), пьеса Л.
Фейхтвангера "Крестьянин и полководец" (1917, Потсдамский т-р - 1955).
Начиная с 18 в. большое внимание в лит-ре уделялось развитию традиций
творчества А., понимаемых как образец служения иск-ва задачам обществ,
борьбы. В оценках Филдинга, Гейне, Рол-лана, Гоголя, Белинского,
Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения
Из произв. А. чаще других ставились в различных странах комедии
"Богатство"; "Лисистрата" (М. Рейн-хардт-в Берлине, 1908, В. И.
Немирович-Данченко- в Муз. студии МХАТ, 1923, С. Э. Радлов - в
Петрограде, 1924).
С о ч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А.
Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, M., 1954.
Лит.: Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Ярхо В., Аристофан, М.,
1954; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957. В. Я.
АРИЯ (итал. aria, осн. значение - воздух) - законченный по построению
эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом с
сопровождением оркестра. В драматургич. развитии оперы А. занимает
место, соответствующее монологу в драме, но применяется гораздо чаще;
обычно каждое из осн. действующих лиц оперы (частично и из
второстепенных) имеет одну или несколько А. Как правило, А. отличается
широкой распевностью; часто ей предшествует речитатив. Разновидности
А.ариетта, ариозо, каватина и др. Тр„хчастная А., в к-рой 3-я часть
является повторением 1-й, наз. А. да капо. Существуют А. и как
самостоят, концертные пьесы (написанные обычно в характере оперной А.).
А. наз. также нек-рые инструмент, пьесы певучего характера.
АРКА ПОРТАЛЬНАЯ (от лат. arcus, букв. - лук) (портальное зеркало) -
основная часть конструктивного оформления современной сцены. Состоит из:
а) архитектурной арки - про„ма в капитальной стене, отделяющего сцену от
зрительного зала и имеющего обычно постоянное художеств. оформление и
постоянную величину раскрытия; б) игровой портальной арки, раскрытие и
оформление к-рой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места
действия. По своим размерам игровая портальная арка обычно меньше
архитектурной и составляется либо из комплекта портальных кулис и
падуги, либо из подвижных портальных башен (см. Башни портальные) и
мостика. Все осн. размеры сцены и зрительного зала рассчитываются в
соответствии с размерами А. п. Вл. Б.
АРКАДИИ, Иван Иванович (1878-1942) - русский советский акт„р. Засл.
деят. иск. РСФСР (1935). Сценич. деятельность начал в 1908 в Передвижном
драм. т-ре П. П. Гайдебурова. 1-я роль - Павлин ("Волки и овцы"). В
1914-38 работал в моек. Камерном т-ре. Акт„р преим. комедийный, порой
буфонный, А. обладал большим обаянием, юмором. Его игра отличалась
искренностью, простотой, задушевной мягкостью, достигая подчас и трагич.
звучания. Среди ролей А.: премьер-министр Кала-Базас ("День и ночь"
Лекока), Росетти ("Сирокко" по Соболю), Терамен ("Федра" Расина), Ирод
("Саломея" Уайльда), Силен ("Фамира Кифаред" Анненского), Принц
Бульонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве) и др. С 1938 А. был
акт„ром Гос. центр. ТЮЗа; исполнял роли:
Фамусова ("Горе от ума"), Дьяка ("Михайло Ломоносов" Сизовой),
профессора Шатрова ("У лукоморья" Дэля) и др. 77. М.
АРКАДЬЕВ (наст. фам.- К у д e p к о), Аркадий Иванович (р. 7. II.
1907) - русский советский акт„р. Нар. арт. УССР (1951). Сценич.
деятельность начал в 1925 в Одесском районном т-ре. В 1927-32 - акт„р
Одесского рус. т-ра, в 1932-35 - Днепропетровского рус. т-рэ, с
1935киевского т-ра Красной Армии (ныне Т-р Прикарпатского воен. округа,
Львов). Образы, созданные А., отмечены искренностью, обаянием и
жизненной правдой. Он глубоко раскрывает психологию героев, определяет
общественную и социальную тему образа, придавая ему ч„ткую
характерность.
Среди ролей А.: Луконин ("Парень из нашего города"), Пеклеванов
("Бронепоезд 14-69"), Фучик ("Прага оста„тся моей" Бураковского, Ст. пр.
1952), Кудряш ("Гроза") и др. А. выступает и как режисс„р.
Пост. пьесы: "Песня о черноморцах" Лаврен„ва (1954), "Порт-Артур"
Степанова и Попова (195), "Кряжевы" Лаврентьева (1955) и др. Снимался в
кино. С. 3.
АРКАДЬЕВ (наст. фам.- Григорьев), Аркадий Никанорович [р. 4(16). III.
1888] - русский советский акт„р. Сценич. деятельность начал в 1907 в
Хабаровске. Играл в т-рах Екатеринбурга (антреприза П. М. Медведева,
1912, 1913, 1914), Самары (1919, 1920, 1935, 1936), Баку, Новосибирска
(т-р "Красный факел", 1937-38, 1942-43, 1944), Горького, Владивостока и
др. городов. В 1933-35 и в 1955-57- в Смоленском т-ре. Обладая большим
сценич. темпераментом, блестящей техникой, А. исполнял преим.
герои-ко-романтич. роли. Создал образы Отелло, короля Лира, Арбенина,
Сатина, Несчастливцева, Городничего; Тетерева ("Мещане"), Кутузова ("По
старой Смоленской дороге" по Рыленкову) и др. Выступал также как
режисс„р.
АРКАДЬЕВ, Иван Петрович [7(19).1.1872-30.XII. 1946] - русский
советский дириж„р, скрипач, педагог, муз.-обществ, деятель. В 1893
окончил Петерб. консерваторию. Дириж„рскую деятельность начал в 1896 в
Петербурге в оперном т-ре Кононова. С открытием Народного дома (1910) А.
в течение 15 лет был бессменным дириж„ром оперных спектаклей. В
спектаклях под управлением А. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А.
В. Нежданова и др. В 1917-19 был муз. руководителем и дириж„ром
оперно-драма-тич. Союза артистов в Пятигорске; в 1920-23 дирижировал
оперными спектаклями в т-ре Сибирякова в Одессе. С 1923 работал в
Петрограде, где в„л работу в области рабочей муз. самодеятельности.
Пост. в опер-но-хоровом коллективе ленингр. з-да "Красный треугольник"
оперы "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Кармен", "Тихий Дон" и др. Был
профессором Одесской консерватории.
АРКАНОВ (наст. фам.- Л и з у н о в), Вениамин Павлович [р. 24. II (9.
III). 1905] - русский советский артист оперы (бас) и педагог. Нар. арт.
РСФСР (1955). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию. Артистич.
деятельность начал в 1927 в Ленингр. т-ре оперы и балета. Работал в
оперных т-рах различных городов. С 1944 А.- солист Новосибирского т-ра
оперы и балета. Партии: Руслан, Мельник, Борис Годунов, Галицкий;
Мефистофель ("Фауст"), Виборах ("Банк Бан" Эркеля) и др. Препода„т в
консерватория (Новосибирск). Е. X.
АРКАС, Николай Николаевич (7. I. 1853-23. III. 1909) - украинский
композитор. В 1875 окончил Новороссийский ун-т. Музыке обучился
Страницы: «« « 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |