Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 117   118   119   120   121   122   123   124   125  126   127   128   129   130   131   132   133   134   135  » »»

"Смерть Михрдата" С. Ванандеци и др.
   Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и  мыслитель,
революционный  демократ  M.  Налбандян,  утверждавший  высокое  обществ,
па-значение драматургии и т-ра, способствовавший развитию передовой нац.
драматургии.  Новая  А.  д.  зарождается  как  реалистич.   драматургия,
сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян,  О.  Гур-генбекян,
Н. Пугинян M. Тер-Григорян, M. Патканяп и др.  пишут  водевили,  бытовые
комедии,  драмы,  отражающие  быт  широких  слоев  арм.  об-ва,  но   не
раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес "Гаджи-сулейман"
Гургенбекяна (1858), "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна (1859),
"Сводник" Патканяна (1859), "Скупой" Тер-Григоряна (1863), "Маклер Хахо"
Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и  социальной
драмы.
   Крупнейшим представителем реалистич. драматургии,  реформатором  арм.
т-ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна "Хатабала"  (1866),  "Ещ„  одна
жертва" (1870), "Пэпо" (1871), "Разор„нный очаг" (1873),
   "Супруги" (1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т-ра.
В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы
господствующих  классов.  Сундукян  отобразил  также  рост   демократич.
тенденций, борьбу людей за свои  права,  их  протест  против  социальных
условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об-ве.
   Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у  зап.  армян.
Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший
арм. драматург А. Поронян. Вслед за  Налбандяном  и  Сундукяном  Паронян
способствовав утверждению реализма. В пьесах "Восточный дантист" (1868),
"Льстец" (1869), "Комедия в четыр„х  действиях"  (1873)  и,  наконец,  в
нашумевшей комедии "Багдасар  ахпар"  ("Дядя  Багдасар",  1886)  Паронян
остро   сатирически   изобразил    господствующие    классы,    косность
патриархального быта, рабское преклонение перед  иностранщиной.  Большим
успехом  пользовались   у   зрителя   инсценировки   повестей   Пароняна
"Высокочтимые попрошайки" и "Ущербы вежливости".
   В период дальнейшего роста нац. самосознания арм.  народа  продолжает
развиваться историч.  драматургия  прогрессивного  романтизма,  образцом
к-рой была драма "Рузан" Мурацана (1881), где создан героич. образ  арм.
девушки-патриотки.
   Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество  А.
Ширванзаде, выдающегося  прозаика,  драматурга,  публициста  и  критика.
Пьесы Шир-ванзаде - образцы критич. реализма  в  арм.  лит-ре-  отразили
углубление  социальных  противоречий  в  Закавказье.  Ширванзаде  создал
типич. образы представителей  капиталистич.  об-ва,  запечатлел  картины
разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустош„нность буржуазии,
пропагандировал гума-нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам
капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде:
   "Княгиня" (1891), "Евгене" (1901), "Имела ли  право"  (1902),  "Из-за
чести" (1904), "На развалинах" (1906-  1907),  "Погибший"  (1907,  пост.
1912), "Арменуи"  (1909),  "Намус"  (1912),  "Злой  дух"  (1913)  и  др.
заложили основу  нац.  социально-психологич.  драмы,  критич.  реализма.
Современники Ширванзаде, писатели-драматурги Э.  Тер-Гри  горян  Нар-Дос
Вр. Папааян  С.  Тараян,  Л.  Манвелян  следовали  принципам  реалистич.
направления в драматургии. Пьесы "Убитый голубь" Нар-Доса (1906), "Ут„с"
Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т-ра. В годы  первой
рус. революции (1905-07) рабочий-большевик А. Вартпа-нян  написал  драму
"Забастовка" (1906, пост. 1912), посвящ„нную борьбе пролетариата.
   В период  реакции,  после  поражения  революции,  в  А.  д.  получили
распространение символизм  и  декадентство  ("Ч„рная  птица"  Агароняна,
"Хохот демонов" Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными
течениями вели большевики С.  Шаумян  и  С.  Спандарян,  они  отстаивали
принципы реализма и народности в драматургии и в т-ре.
   После установления Советской власти в  Армении  расцвет  экономики  и
культуры народа определил мощный подъ„м нац. советской  драматургии.  А.
д. развивается в едином русле многонац. советской лит-ры, она отличается
жанровыми тематич. разнообразием.  Большое  развитие  получила  сатирич.
драматургия,  направленная  против  реакционеров,  носителей  пережитков
прошлого. Один из  основоположников  арм.  советской  драматургии  -  Д.
Демирчян. Его комедия "Храбрый Назар" (1924), написанная по мотивам арм.
нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии  (до  революции
написал пьесы "Васак", 1912, "Суд", 1916, и др.). В 1923 известный  поэт
Е.Чаренц  пишет  острую  сатиру-комедию  "Капказ-тама-ша"   ("Кавказское
зрелище"), разоблачающую  контрреволюц.  партии  Закавказья.  А.  Вштуни
созда„т  драматич.  поэму  "Парламент"  (1923)  -  сатиру  на  дашнаков.
Сатирически высмеял эмигрантов-дашнаков  и  буржуазию  А.  Ширванзаде  в
комедии "Кум Моргана" (1927). К  жанру  сатирич.  драматургии  относится
пьеса "Министр финансов" В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич.
политику дашнакского эмигрантского правительства.
   Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение  в
пьесах "За клочок земли" Л. Сагателяна (1923),  "Комсомолка  Астхик"  А.
Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко-революц.  тема.
Драмы  Демирчяна  "Потрясения"  (1923)  и  "Песнь  торжествующей  любви"
(1924), Вагаршяна "В кольце" (1930), А.  Гулакяна  "На  заре"  (1937)  и
"Великая дружба" (1939),Т. Ахумяна "На рассвете" (1932), Г. Саряна  "Три
песни" (1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа  за
сво„ освобождение. В жанре историч. драматургии пишут  М.  Геворкян,  Е.
Багатур  ("Вартазар".  1922,  "Артавазд",  1925)  и   др.   Социалистич.
преобразования,  формирование  характера  нового  человека,   борьба   с
пережитками капитализма в сознании людей нашли  отражение  в  пьесах  Т.
Ахумяна  ("Враг",  1931),  В.  Вагаршяна  ("Нефть",  1932)  и  Демирчяна
("Фосфорическое сияние", 1932,  "Наполеон  Коркотян",  1934,  "Капутан",
1938), к-рые заняли большое место в ре пертуаре т-ров Армении  30-х  гг.
Среди  драматургов  конца  20-нач.  30-х  гг.-С.  Багдасарян  ("Кровавая
пустыня", 1927), М. Джанан ("Шах-наме", 1935).
   Во 2-й пол. 30-х гг. в жанре историч.  драматургии  созданы  драмы  в
стихах "Давид  Сасунский"  Ьагар-шяна  (на  осн.  нар.  героич.  эпоса),
историч. драма "Страна родная"  Демирчяна  (1940),  отобразившая  борьбу
Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию  2-й  половины
30-х  гг.  приходит   новое   поколение   драматургов:   А.   Араксманян
(историко-революц. драма "Эммануел", 1938), Л. Микаэлян (историч.  драмы
"Гош", 1936, "Вараздат", 1940), М. Кочарян ("Слепой музыкант", 1937), А.
Барсегян  (историко-революц.  драма  "Камо",  1938),  3.  Ацагорцян,  В.
Худа-вердян (совр. комедии "Свирель радости", 1937, "Пусть цветут розы",
1939), С. Паязат ("Свадьба", 1939) и др.

Страницы: «« « 117   118   119   120   121   122   123   124   125  126   127   128   129   130   131   132   133   134   135  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия