Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 » »» "Смерть Михрдата" С. Ванандеци и др. Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и мыслитель, революционный демократ M. Налбандян, утверждавший высокое обществ, па-значение драматургии и т-ра, способствовавший развитию передовой нац. драматургии. Новая А. д. зарождается как реалистич. драматургия, сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян, О. Гур-генбекян, Н. Пугинян M. Тер-Григорян, M. Патканяп и др. пишут водевили, бытовые комедии, драмы, отражающие быт широких слоев арм. об-ва, но не раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес "Гаджи-сулейман" Гургенбекяна (1858), "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна (1859), "Сводник" Патканяна (1859), "Скупой" Тер-Григоряна (1863), "Маклер Хахо" Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и социальной драмы. Крупнейшим представителем реалистич. драматургии, реформатором арм. т-ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна "Хатабала" (1866), "Ещ„ одна жертва" (1870), "Пэпо" (1871), "Разор„нный очаг" (1873), "Супруги" (1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т-ра. В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы господствующих классов. Сундукян отобразил также рост демократич. тенденций, борьбу людей за свои права, их протест против социальных условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об-ве. Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у зап. армян. Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший арм. драматург А. Поронян. Вслед за Налбандяном и Сундукяном Паронян способствовав утверждению реализма. В пьесах "Восточный дантист" (1868), "Льстец" (1869), "Комедия в четыр„х действиях" (1873) и, наконец, в нашумевшей комедии "Багдасар ахпар" ("Дядя Багдасар", 1886) Паронян остро сатирически изобразил господствующие классы, косность патриархального быта, рабское преклонение перед иностранщиной. Большим успехом пользовались у зрителя инсценировки повестей Пароняна "Высокочтимые попрошайки" и "Ущербы вежливости". В период дальнейшего роста нац. самосознания арм. народа продолжает развиваться историч. драматургия прогрессивного романтизма, образцом к-рой была драма "Рузан" Мурацана (1881), где создан героич. образ арм. девушки-патриотки. Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество А. Ширванзаде, выдающегося прозаика, драматурга, публициста и критика. Пьесы Шир-ванзаде - образцы критич. реализма в арм. лит-ре- отразили углубление социальных противоречий в Закавказье. Ширванзаде создал типич. образы представителей капиталистич. об-ва, запечатлел картины разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустош„нность буржуазии, пропагандировал гума-нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде: "Княгиня" (1891), "Евгене" (1901), "Имела ли право" (1902), "Из-за чести" (1904), "На развалинах" (1906- 1907), "Погибший" (1907, пост. 1912), "Арменуи" (1909), "Намус" (1912), "Злой дух" (1913) и др. заложили основу нац. социально-психологич. драмы, критич. реализма. Современники Ширванзаде, писатели-драматурги Э. Тер-Гри горян Нар-Дос Вр. Папааян С. Тараян, Л. Манвелян следовали принципам реалистич. направления в драматургии. Пьесы "Убитый голубь" Нар-Доса (1906), "Ут„с" Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т-ра. В годы первой рус. революции (1905-07) рабочий-большевик А. Вартпа-нян написал драму "Забастовка" (1906, пост. 1912), посвящ„нную борьбе пролетариата. В период реакции, после поражения революции, в А. д. получили распространение символизм и декадентство ("Ч„рная птица" Агароняна, "Хохот демонов" Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными течениями вели большевики С. Шаумян и С. Спандарян, они отстаивали принципы реализма и народности в драматургии и в т-ре. После установления Советской власти в Армении расцвет экономики и культуры народа определил мощный подъ„м нац. советской драматургии. А. д. развивается в едином русле многонац. советской лит-ры, она отличается жанровыми тематич. разнообразием. Большое развитие получила сатирич. драматургия, направленная против реакционеров, носителей пережитков прошлого. Один из основоположников арм. советской драматургии - Д. Демирчян. Его комедия "Храбрый Назар" (1924), написанная по мотивам арм. нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии (до революции написал пьесы "Васак", 1912, "Суд", 1916, и др.). В 1923 известный поэт Е.Чаренц пишет острую сатиру-комедию "Капказ-тама-ша" ("Кавказское зрелище"), разоблачающую контрреволюц. партии Закавказья. А. Вштуни созда„т драматич. поэму "Парламент" (1923) - сатиру на дашнаков. Сатирически высмеял эмигрантов-дашнаков и буржуазию А. Ширванзаде в комедии "Кум Моргана" (1927). К жанру сатирич. драматургии относится пьеса "Министр финансов" В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич. политику дашнакского эмигрантского правительства. Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение в пьесах "За клочок земли" Л. Сагателяна (1923), "Комсомолка Астхик" А. Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко-революц. тема. Драмы Демирчяна "Потрясения" (1923) и "Песнь торжествующей любви" (1924), Вагаршяна "В кольце" (1930), А. Гулакяна "На заре" (1937) и "Великая дружба" (1939),Т. Ахумяна "На рассвете" (1932), Г. Саряна "Три песни" (1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа за сво„ освобождение. В жанре историч. драматургии пишут М. Геворкян, Е. Багатур ("Вартазар". 1922, "Артавазд", 1925) и др. Социалистич. преобразования, формирование характера нового человека, борьба с пережитками капитализма в сознании людей нашли отражение в пьесах Т. Ахумяна ("Враг", 1931), В. Вагаршяна ("Нефть", 1932) и Демирчяна ("Фосфорическое сияние", 1932, "Наполеон Коркотян", 1934, "Капутан", 1938), к-рые заняли большое место в ре пертуаре т-ров Армении 30-х гг. Среди драматургов конца 20-нач. 30-х гг.-С. Багдасарян ("Кровавая пустыня", 1927), М. Джанан ("Шах-наме", 1935). Во 2-й пол. 30-х гг. в жанре историч. драматургии созданы драмы в стихах "Давид Сасунский" Ьагар-шяна (на осн. нар. героич. эпоса), историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940), отобразившая борьбу Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию 2-й половины 30-х гг. приходит новое поколение драматургов: А. Араксманян (историко-революц. драма "Эммануел", 1938), Л. Микаэлян (историч. драмы "Гош", 1936, "Вараздат", 1940), М. Кочарян ("Слепой музыкант", 1937), А. Барсегян (историко-революц. драма "Камо", 1938), 3. Ацагорцян, В. Худа-вердян (совр. комедии "Свирель радости", 1937, "Пусть цветут розы", 1939), С. Паязат ("Свадьба", 1939) и др. Страницы: «« « 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |