Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»

   Вольфрам ("Тангейзер"), Скарпиа  ("Тоска")  и  др.  Исполнит.  манера
артиста отличается  экспрессией  и  непосредственностью.  С  1928  вед„т
педагогич. работу в  Таллинской  консерватории  (с  1951  -  профессор).
Ученики А.: Т. Куузик, Э. Маазик, А. Пюви и др.  А.  выступает  также  в
концертах. X. Кыр.
   "АРДЖЕНТЙНА" (Argentina) - итальянский театр  в  Риме  (около  церкви
Сант-Андреа делла Балле). Открыт в 1732. Здание построено Дж. Теодальди,
расписано Д. Веллани. Считалось в 18 в. одним из красивейших  в  Италии.
Имело форму усеч„нного яйца и состояло из 6 ярусов, по 33 ложи в каждом.
Первое время в "А." шли оперные и драматич. спектакли. С 1739  ставились
только "серь„зные" оперы. Для т-ра писали композиторы А.  Скарлатти,  Н.
Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюк, Н. Пиччини, Д. Чимароза.  В  18  в.  в
"А." пели знаменитый певец-кастрат Каффа-релли,  Дж.  Джизиелло.  В  1-й
четверти 19 в. в т-ре работал балетмейстер С. Вигано. Здесь были впервые
пост. оперы "Севильский цирюльник" (под назв.  "Альмавива,  или  Тщетная
предосторожность", 1816) и "Аделаида Бургундская" (1817) Россини,  "Двое
Фоска-ри" Верди (1844) и мн. др. Расцвет т-ра  относится  к  1863-69.  В
1878 в "А." дебютировал певец М. Баттис-тини.  В  1888  "А."  становится
коммунальным (городским) т-ром. В 90-х гг. 19 в. в  "А."  был  поставлен
цикл опер Р. Вагнера. После сооружения здания оперного  т-ра  "Костанци"
"А." приш„л в упадок. С. Мок.
   АРДЙ (Hardy), Александр (ок. 1570 - ок. 1632)- французский драматург.
С юных лет состоял на службе в труппе бродячих комедиантов, разъезжавшей
по  провинции,  а  с  1599  выступавшей  в  Париже,  в  помещении   т-ра
"Бургундский отель". Эта труппа в течение 30 лет ставила пьесы  А.  Лит.
деятельность начал ок. 1592. Написал ок.  700  пьес  (до  нас  дошла  41
пьеса), среди к-рых огромная пьеса в восьми "днях" -  "Чистая  и  верная
любовь Феагена и Хариклии" (1623) на сюзкет романа "Эфиопика" Гелиодора.
В 1624-28 А. издал пять томов драматич. произведений, в к-рые  вошли  11
трагедий, 12 трагикомедий, 5 пасторалей, 5 "мифологических" пьес.  К  12
утерянным  пьесам  А.  сохранились  монтировочные  записи  Л.  Маэло   -
декоратора  "Бургундского  отеля".  Две  из  этих  пьес  ("Пандоста"   и
"Партения") ставились в течение двух дней. Наличие многодневных пьес  А.
показывает его зависимость от  ср.-век.  традиции.  В  то  же  время  А.
стремился уравнять размеры отд. актов, в„л борьбу с длинными  монологами
и пространными песнями хора, разв„ртывал  действие  трагедии  (в  т.  ч.
сцены убийств и казней) на глазах у зрителей. Трагедии А. были  написаны
на античные сюжеты, взятые из истории ("Лукреция",  "Кориолан",  "Смерть
Александра" и др.) или из мифологии ("Дидона", "Смерть Ахилла"  и  др.).
Лучшая из них - "Мариамна" (1610) - посвящена трагич.  смерти  Мариамны,
жены Ирода  Великого.  Трагедии  А.  не  пользовались  успехом;  публика
предпочитала  его  трагикомедии,  в  к-рых  А.  разрабатывал   романтич.
истории, заимствованные у Лукиана, X. Монтемайора, М. Сервантеса  и  др.
Наиболее удачны - "Корнелия"  (ок.  1613),  "Фелис-мена"  (1615),  "Сила
крови" (1615), "Прекрасная цыганка" (1626),  "Эльмира"  (1627).  Главное
отличие  трагикомедий  А.  от  его  трагедий  -  преобладание   сложной,
запутанной  интриги  над  обрисовкой  характеров;   они   всегда   имеют
благополучную развязку. В своих пасторалях -  "Альцея"  (1610),  "Триумф
любви" (1626) и др. А. опирался  на  итал.  и  исп.  образцы,  изображал
всевозможные столкновения на почве любви и ревности. Пасторали А. лишены
светской манерности, к-рая присуща др. произведениям этого жанра в 17 в.
А.  подготовил  переход  от  книжной  бездейственной   трагедии   франц.
Возрождения  к  франц.  классицистской  трагедии  17   в.   Трагедии   и
трагикомедии А. ставились до 30-х гг. 17 в. На рус. яз. не переведены.
   Лит.: R i а 1 Е., Alexandre Hardy et le theatre francais a la fin  du
XVI et au commencement du XVII  siecle,  P.,  1889;  Lancaster  H.  C.,A
history of French  dramatic  literature  in  the  17  century,  v.  1-2,
Balt.-L., 1929; A d a m A., Histoire de la litterature francaise au XVII
siecle, v. 1, P., 1948. С Мок.
   АРДЙ (наст. фам. - Нечаев), Николай  Иванович  [1834  -  10(22).  IV.
1890] - русский драматич. акт„р и певец (тенор). Учился в  Моск.  театр.
уч-ще. Сце-нич. деятельность начал в 1855. В  течение  16  лет  играл  в
провинции (Харьков, Одесса, Казань и др.).  Исполнял  гл.  обр.  роли  в
опереттах  и  водевилях  с  пением.  С  1871  до  конца  жизни  -  акт„р
Александрийского т-ра. Сначала  играл  роли  в  опереттах  и  водевилях:
Парис, Пикило ("Прекрасная Елена" и "Птички певчие" Оффенбаха), Борзиков
("Лев Гурыч Синичкин" Ленского). Затем переш„л на характерные и  бытовые
роли в драматич. спектаклях. Большим успехом пользовался в пьесах А.  Н.
Островского:
   Разлюляев ("Бедность  не  порок"),  Бородкин  ("Не  в  свои  сани  не
садись"), Робинзон ("Бесприданница"), Счастливцев ("Лес") и  др.  Комич.
талант  А.  высоко  ценил  Островский,  отмечавший,  однако,  что  акт„р
испорчен провинцией, небрежен с авторским  текстом.  А.  выступал  также
(вместе с куплетистом И. И. Монаховым) в концертах  с  исполнением  рус.
песен.
   Лит.: Островский А., Полное собр. соч , т.  12,  M."  1952,  с.  217;
"Артист", M., 1890, ј 7, с. 188. А. Кл.
   АРДЙ-СВЕТЛОВА, Ольга Васильевна (1868  -  1947)  -  русская  актриса.
Участвовала в любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начала
в
   1886 в укр.  труппе  Деркача  (Таганрог,  Ор„л,  Астрахань).  С  1892
работала в рус. г-рах (Казань,  Харьков,  Новочеркасск,  Вильно,  Старая
Русса, Астрахань, Баку, Саратов, Н. Новгород, Самара и  др.).  Выступала
преим. в ролях классич.  репертуара:  Катерина  ("Гроза"),  Жанна  д'Арк
("Орлеанская  дева")  и  др.  Среди  лучших  ролей  А.-С.  также  герцог
Рейхштадтский  ("Орл„нок"  Ростана).  В  1918  А.-С.   была   режисс„ром
Саратовского т-ра; преподавала в  студии  этого  т-ра.  Написала  театр.
мемуары, опубликованные в сб.  "Русский  провинциальный  театр"  (Л.-М.,
1937). Лит.: "Рампа и жизнь", 1918, ј 5. 4. Кл. АРДОВ,  Виктор  Ефимович
[р. 8(21). X. 1900]-  русский  советский  драматург.  Лит.  деятельность
начал  в  1921  как  театр.  критик.  С  1924  выступает  как  драматург
("Именинница", 1924, Моск. т-р сатиры). А. принял  участие  в  основании
Моск. т-ра сатиры, где были поставлены его комедии и обозрения: "Ст. 114
уг. код." (1926),  "Склока"  (1926),  "Таракановщина"  (1928)  (написаны
совм. с Л. В, Никулиным), "Всесвалка" (1929), "Мелкие козыри" (1937), "А
не хулиган ли Вы, гражданин?" (1927, в соавторстве с А. Г. Алексеевым) и
др. А. является преим. драматургом "малых форм". Его одноактные комедии,
водевили, скетчи, сценки, рассказы исполняются в т-рах,  на  эстраде,  в
цирке, на радио, телевидении и в самодеятельности. А. принадлежит  также
либретто оперетты Стрельникова "Луна-парк" (1929, Моск.  т-р  оперетты),

Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия