Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 111   112   113   114   115   116   117   118   119  120   121   122   123   124   125   126   127   128   129  » »»

комедии Н. Макиавелли. А. порицал следование канонам  античной  комедии,
требовал  оригинальности  замысла,  насыщал  свои  комедии  нам„ками  на
подлинные события и реальных лиц.  Первая  комедия  А.-"Кузнец"  (1533),
носит  развлекательный  характер;  сатирич.   направленностью   отмечена
комедия "Придворная жизнь" (1534), дающая  яркую  картину  распущенности
папского
   Рима. Главному герою комедии "Лицемер" (1542) приданы черты  иезуита,
что сообщало комедии, созданной  в  годы  католической  реакции,  острую
злободневность.  В  комедии  "Таланта"  (1542)  А.   разработал   сюжет,
заимствованный из "Евнуха"  Теренция.  В  последнем  произведении  А.  -
"Философ" (1546), создан сатирический образ философа-педанта. Комедии А.
лишены  единства   действия,   распадаются   на   эпизоды,   переполнены
непристойностями, что препятствовало  их  пост.  на  сцене.  И  вс„  же,
творчество А. как комедиографа имело положит.  значение;  оно  развивало
черты  реализма  и  сатиры,  присущие   его   великому   предшественнику
Макиавелли. Помимо комедий, А. написал также трагедию "Горации"  (1546),
разработав в ней тему, положенную в основу одноим. трагедии П.  Корнеля.
Историч. значение этой пьесы в том, что в период  кризиса  гуманизма  А.
следовал  демократич.  традициям  раннего  Возрождения.  Эта   пьеса   -
единственная  итал.  трагедия  16  в.,  пронизанная  подлинно  античными
гражданскими идеалами. Пьесы А. полностью  на  рус.  яз.  переведены  не
были.
   Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения:  Кастильоне.
Аретино, Челлини, М., 1929;
   История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т. 1, M., 1956; (Grasso D., L'Aretino e le sue commedie, Palermo,  1900;
Freso U., Le commedie di P. Aretino, Camerino, 1901; P a rodi Т., Poesia
e letteratura, Bari, 1916. с. Мок.
   АРЖАНОВ, Петр Михайлович (р. 1. VI. 1901) - русский советский  акт„р.
Засл. арт. РСФСР (1954). Сценич. деятельность  начал  в  1920  в  Самаре
(Профсоюзный  т-р).  С  1925  играл  в  Москве  в  т-ре  "Синяя  блуза",
одновременно  занимался  в  ГИТИСе  (педагогиА.  П.  Петровский,  Б.  M.
Сушкевич, ?. ?. Каверин, С. Г. Бирман). В 1928 по окончании  ГИТИСа  был
при-нят в M ХАТ. В 1929  переш„л  в  Реалистический  т-р,  созданный  на
основе 4-й Студии МХАТ. На сцене этого т-ра  А.  сыграл  одну  из  своих
лучших ролей - Костю-капитана ("Аристократы"  Погодина).  Создав  образ,
отмеченный яркой внешней характерностью,  А.  вместе  с  тем  с  большим
драматизмом и глубиной показал процесс внутр. перерождения своего героя.
В 1937-41 и 1946-48  А.  был  акт„ром  Камерного  т-ра;  исполнил  роли:
Кочубея (о. п. Первенцева), Ларцева ("Очная ставка" бр. Тур и  Шейнина),
Степана  ("Золото"  Филимонова  и  Дистлера),  Джеральда  ("Он   пришел"
Пристли). В 1941-43 А. работал в Моск. т-ре драмы под руководством H. M.
Горчакова; сыграл роли  капитана  Сафонова  ("Русские  люди"),  Луконина
("Парень  из  нашего  города"   Симонова),   Ржевского   ("Давным-давно"
Гладкова). В 1943-46 был в труппе Моск. т-ра драмы. С  1949  -  в  Моск.
т-ре им. Вл. Маяковского. Роли: Оскар  ("Леди  и  джентльмены"  Хелман),
Троян ("Гостиница "Асто-рия"" Штейна), Синтаро ("Украденная жизнь" Каору
Моримото), Повар ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта). А. снимается в  кино
(Штюбинг- "Подвиг разведчика", Теодореску - "Третий удар" и др.).
   АРЗУМАНОВ, Вагаршак Аршакович (р. 12. III. 1900) - советский цирковой
артист; эквилибрист. Засл. арт. Арм. ССР (1956). Работать в цирке  начал
с 1919 (с 1929- в системе Госцирка). А. изобр„л и  с  успехом  исполняет
номер, требующий высокого мастерства и смелости:  съезжает  (при  помощи
специальных роликов) с большой скоростью на голове по  круто  наклонному
тросу из-под купола цирка  на  манеж.  С  1957-  ХУД.  рук.  арм.  цирк.
коллектива. А/. 3.
   АРЗУМАНЯН, Арташес Николаевич fp. 5(17). V. 1898]-армянский советский
акт„р. Нар. арт. Азерб.  ССР  (1954).  Член  КПСС  с  1941.  Сценическую
деятельность начал в 1921 в арм. т-ре  в  Баку.  Работал  в  т-рах  Баку
(1929-49), Тбилиси, Степанакерта. С  1956-  акт„р  Ленинаканского  т-ра.
Создатель колоритных характерных  образов.  Играл  роли:  Мелик-ага  ("В
кольнем Вагаршяна), Саламов ("1905 год"  Джабарлы)идр.  Один  из  лучших
исполнителей роли В. И. Ленина  на  арм.  сцене  ("Ленин  в  1918  году"
Каплера и Злато-горовой). Б. А.
   "АРИАДНА НА HAKCOCE" ("Ariadne auf Naxos")- опера Р.  Штрауса,  либр.
Г. Гофмансталя. В 1-й ред. пост.  25  окт.  1912,  Штутгарт  (Ариадна  -
Ерица, Вакх - Ядлов-кер, Цербинетта - Зиме, Композитор - Леман,  Арлекин
- Свобода. Дириж„р Р. Штраус, пост. Рейнхардта, художник Штерн). Во  2-й
ред. пост.  4  дек.  1916,  Вена.  Дириж„р  Ф.  Шальк.  В  1-й  редакции
последующие постановки:  Цюрих  (1912);  Прага  (1912);  Лондон  (1913);
Берлин (1913); Амстердам (1914). Во 2-й ред.:  Берлин  (1916);  Будапешт
П919);  Лондон  (1924);  Турин  (1925);  Стокгольм  (1926);  Филадельфия
(1928);
   Брюссель (1930);  Хельсинки  (1931);  Нью-Йорк  (1934);  Рим  (1935);
Антверпен (1935); Париж (1937).
   Издания.-"А. на Н.", Р., A. Furrstner, 1912; в  том  же  изд.,  1916.
? ? ?
   АРИАС ДЕ ПЕНЬЯФЬЕЛЬ (Arias de Penafiel), Дамиан (ум. в 1643)испанский
акт„р. В 20-30-е гг. 17 в. работал в Мадриде в труппе Роке  де  Фигероа.
По  отзывам  современников  (П.  Кальдерона  и  др.),  А.   выступал   в
интермедиях Б. Киньонеса, был замечательным декламатором. Б. Т.
   АРИЕТТА (от итал. arietta, уменьшит, от  aria  -  ария)  -  небольшая
ария, отличающаяся обычно  простотой  изложения  и  песенным  характером
мелодии (типична для франц. комич. оперы).
   АРИОЗО (итал.  arioso,  от  aria,  см.  ария)  -  1)  Небольшая  ария
свободного построения с мелодией на-певно-декламац. характера (напр., А.
Кумы в опере "Чародейка" Чайковского). Нередко А. является частью  сцены
речитативного характера (посредине  или,  что  более  типично,  в  конце
сцены). 2) Певуче, наподобие .арии ,(о характере исполнения).
   АРИОН ('?????, 7-6 вв. до н. э.) - древнегреческий поэт. А.- уроженец
о. Лесбоса. Жил в Коринфе при  дворе  тирана  Периандра.А.  придал  лит.
форму дифирамбу, существовавшему до него лишь в устной  хоровой  поэзии.
Разработанная А. форма дифирамба сыграла  важную  роль  в  возникновении
античной трагедии. Произв. А. не сохранились. Д. С.
   АРИОГТО (Ariosto), Лудовико (8.IX.1474, Реджо-нель-Эмилия,-  6.  VII.
1533, Феррара)- итальянский поэт и драматург. Кру пнейший  представитель
поэтич. культуры эпохи Возрождения. CIO лет жил в Ферраре, где  наблюдал
празднества, во время к-рых впервые в Италии ставились комедии Плавта  и
Теренция. Изучал право в Феррарском ун-те. С 1503 состоял на службе  при
дворе д'Эсте. В течение мн. лет был организатором придворных  спектаклей

Страницы: «« « 111   112   113   114   115   116   117   118   119  120   121   122   123   124   125   126   127   128   129  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия