|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 » »» "Отелло" (1948), "Коварство и любовь" (1948), "Молодая гвардия" (1947);
"Арсен" Шаншиашвили (1938);
"Самвел" по Раффи (1956); "Под одной крышей" Боряна (1959).
В труппе т-ра (1960) - нар. арт. Груз. ССР А. Лу-синян, М. Моджорян,
Д. Амирбекян, Л. Алавердян, засл. арт. В. Акопян, А. Каджворян, С.
Шекоян, Ц. Вруйр , В. Галстян, А. Аршакунп, Э. Степанян. Режисс„шд: А.
Абарян, Ф. Бжикян, Г. Умикян. Б. А.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Древний армянский театр. Армянский трагедийный т-р
дзай-нарку-гу санов и вохбергаков возник в эпоху рабовладельческого
общества (1-е тысячелетие до н. э.) из культа предков, связанного с
воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами,
посвящ„нными умирающему и воскресающему богу Гисанэ-Ара Прекрасному.
Древнеарм. комедийный т-р, акт„рами к-рого были катакергаки и
катака-гусаны, также связан с культом Гисанэ-Ара, с празднованием
возвращения весны, вакханалиями в честь богини плодородия Анахит. В
армянских эллинистич. монархиях из языческой мистериальной трагедии и
народной ко' медии возник профессиональный т-р. В 69 до н. э. царь
Тигран II построил в юж. столице Армении Тиг-ранакерте здание по типу
амфитеатров эллинистич. Сирии, в к-ром давались представления. Сын
Тиграна царь Артавазд, автор трагедий, создал в северной столице Армении
Арташате эллинистич. т-р, где выступала труппа во главе с трагиком
Язоном. В 53 до н. э. здесь была разыграна трагедия Еврипида "Вакханки".
Начиная с этого времени многочисленные факты подтверждают непрерывность
существования многообразного по жанрам и видам арм. профессионального
театра. В древнеарм. т-ре получила развитие пантомима: известна арм.
актриса-пантомимпстка (вардзак) Назе-ник (2 в.). Акт„ры трагедии
(дзайнарку-гусаны и вох-бергу-гусаны) исполняли во 2-3 вв. греч. и арм.
пьесы. В 4 в. представления давались при дворе Аршака II.
Армянский средневековый театр. В период укрепления феодального строя,
несмотря на противодействие церкви (проповеди католикоса Иоанна
Мандакуни, 5 в., и др.), давались представления античной драматургии
(Менандр, Еврипид), произведений арм. комэдиографов, трагиков,
мнмографов. Существовали специальные театр. здания (по типу античных
амфитеатров) с отд. верхними местами для женщин. Представления давались
систематически, т-ры привлекали большое количество зрителей.
Популярность театр. представлений побудила духовенство вводить
театрализованные элементы в церковные обряды. Из литургической драмы
возник христианский мистериальный т-р - характерное порождение культуры
эпохи феодализма. В 6-7 вв. в трудах армянских уч„ных-философов имеются
свидетельства, что т-р занимал видное место в общественной жизни
Армении. В эпоху позднего средневековья (10- 15 вв.) театр.
представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в
Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В Ахтамаре выступали труппы
акт„ров-гусанов и актрис-вардзак. На высеченных из камня горельефах на
стенах Ахтамарского храма (10 в.) изображены маски арм. т-ра того
времени в двух его разновидностях - бытовой комедии, сходной с
драматургией Менандра, и сатирич. площад-яом т-ре гусанов-мимосов,
цахрацу. В 12 в. возникает т-р в королевстве Киликии, куда перемещается
центр культурной жизни арм. народа. К этому же времени относятся первые
дошедшие до наших дней произведения арм. с р.-век. драматургии
(драматич. поэма О. Плуза, мистериальная драма "Адамова книга" А.
Сюнеци).
В конце 14 в. Армения потеряла свою самостоятельность. Изменение
условий жизни народа отразилось и на иск-ве. В 15-18 вв. происходил
процесс постепенного отмирания древнего А. т. В 17-18 вв. возникает
новый А. т. в среде армян-эмигрантов. С 1668 до середины 19 в. в
городах, где жили армяне (Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас,
Калькутта, Тбилиси, Москва, Ростов-на-Дону), существовал армт-р (церковный и светский). Классицистический по направленности, т-р
этот выражал идеи, порожд„нные нац.-освободит, движением.
Армянский театр 19 - нач. 20 вв. Присоединение Вост. Армении к России
в 1827 сыграло важную роль в развитии А. т. нового времени, деятели
к-рого получили возможность более близко знакомиться с передовой
культурой рус. народа и испытали е„ благотворное влияние. Первая пост.
комедии Грибоедова "Горе от ума", на к-рой присутствовал автор, была
осуществлена в декабре 1827 в Эриванской крепости после взятия е„ рус.
войсками. В 20-е гг. 19 в. были организованы первые арм. любительские
школьные спектакли в г. Карасубазаре (ныне Белогорск в Крыму) и в
Тифлисской арм. семинарии под рук. А. Аламдаряна. В 1836 Г. Шермазанян
создал в Тифлисе т-р под назв. "Шермазанян дарбас". Пост. там в 1842
комедия Шермазаняна "Описание некоторых делишек епископа Карапета" резко
критиковала арм. духовенство, купечество и царских чиновников.
Реалистич. по своей направленности, арм. любительский т-р противостоял
псевдоисторич. классицистич. драматургии (А. Каренян и др.). В 1821 в
Калькутте была издана пьеса "Мошенник-физиономист", высмеивающая бурж.
нравы.
Великий арм. революционный демократ М. Налбан-дян в рецензии на
спектакль, сыгранный в 1859 в Москве арм. студентами (историч. трагедия
С. Ванан-деци "Аристакес" и бытовая комедия Н. Аладатяна "Пропали мои
пятьдесят червонцев"), изложил свои взгляды на роль и значение театр.
иск-ва, послужившие теоретич. основой для развития арм. демократич.
т-ра. В нач. 2-й пол. 19 в. появился ряд бытовых комедий М. Патканяна,
Н. Пугиняна, М. Тер-Григоря-на, О. Гургенбекяна и др. арм. драматургов,
вытеснявших псевдоисторич, классицистич. драматургию.
Центром духовной культуры зап. армян (живших за пределами Российской
империи) был Константинополь
(Стамбул), где еще в 1810 были пост. первые арм. спектакли под рук.М.
Бжишкяна. В 1846-66 существовал т-р "Арамян татрон" под рук. О.
Гаспаряна, сохранявший традиции древнеарм. т-ра. В 50-х гг. в
Константинополе функционировало несколько арм. люби тельских трупп. В
1856 поэт-драматург М. Пешикташ-лян основал арм. нац. т-р. В 1857
выходил театр. журнал "Музы Арарата". Развивалась западноарм.
драматургия (М. Пешикташлян, С. Экимян, П. Дурян, Т. Терзян и др.).
С нач. 60-х гг. любительские труппы в Константинополе и в Тифлисе
превратились в проф. постоянные т-ры. В 1861 в Константинополе был
создан т-р Аревелян татрон" ("Восточный т-р"), а в 1863 в Тифлисе под
рук. Г. Чмшкяна создан армянский т-р. В Ереване первые арм. спектакли
состоялись в 1865, в 1873 создан театр. коллектив под рук. драматурга,
акт„ра и режисс„ра Э. Тер-Гри еоряна.
Утверждение критич. реалйзвма на арм. сцене связано с деятельностью
Страницы: «« « 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |