Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 119   120   121   122   123   124   125   126   127  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137  » »»

"Отелло" (1948), "Коварство и любовь" (1948), "Молодая гвардия"  (1947);
"Арсен" Шаншиашвили (1938);
   "Самвел" по Раффи (1956); "Под одной крышей" Боряна (1959).
   В труппе т-ра (1960) - нар. арт. Груз. ССР А. Лу-синян, М.  Моджорян,
Д. Амирбекян, Л. Алавердян, засл.  арт.  В.  Акопян,  А.  Каджворян,  С.
Шекоян, Ц. Вруйр , В. Галстян, А. Аршакунп, Э. Степанян.  Режисс„шд:  А.
Абарян, Ф. Бжикян, Г. Умикян. Б. А.
   АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Древний армянский театр. Армянский  трагедийный  т-р
дзай-нарку-гу санов и  вохбергаков  возник  в  эпоху  рабовладельческого
общества (1-е тысячелетие до н. э.)  из  культа  предков,  связанного  с
воспеванием подвигов  героев,  с  погребальными  церемониями,  обрядами,
посвящ„нными умирающему и  воскресающему  богу  Гисанэ-Ара  Прекрасному.
Древнеарм.  комедийный  т-р,  акт„рами   к-рого   были   катакергаки   и
катака-гусаны,  также  связан  с  культом  Гисанэ-Ара,  с  празднованием
возвращения весны, вакханалиями в  честь  богини  плодородия  Анахит.  В
армянских эллинистич. монархиях из языческой  мистериальной  трагедии  и
народной ко' медии возник профессиональный т-р.  В  69  до  н.  э.  царь
Тигран II построил в юж. столице Армении Тиг-ранакерте  здание  по  типу
амфитеатров эллинистич.  Сирии,  в  к-ром  давались  представления.  Сын
Тиграна царь Артавазд, автор трагедий, создал в северной столице Армении
Арташате эллинистич. т-р, где  выступала  труппа  во  главе  с  трагиком
Язоном. В 53 до н. э. здесь была разыграна трагедия Еврипида "Вакханки".
Начиная с этого времени многочисленные факты подтверждают  непрерывность
существования многообразного по жанрам и  видам  арм.  профессионального
театра. В древнеарм. т-ре получила  развитие  пантомима:  известна  арм.
актриса-пантомимпстка  (вардзак)  Назе-ник  (2  в.).   Акт„ры   трагедии
(дзайнарку-гусаны и вох-бергу-гусаны) исполняли во 2-3 вв. греч. и  арм.
пьесы. В 4 в. представления давались при дворе Аршака II.
   Армянский средневековый театр. В период укрепления феодального строя,
несмотря  на  противодействие  церкви   (проповеди   католикоса   Иоанна
Мандакуни, 5 в., и др.),  давались  представления  античной  драматургии
(Менандр,   Еврипид),   произведений   арм.   комэдиографов,   трагиков,
мнмографов. Существовали специальные театр.  здания  (по  типу  античных
амфитеатров) с отд. верхними местами для женщин. Представления  давались
систематически,   т-ры   привлекали   большое    количество    зрителей.
Популярность   театр.   представлений   побудила   духовенство   вводить
театрализованные элементы в церковные  обряды.  Из  литургической  драмы
возник христианский мистериальный т-р - характерное порождение  культуры
эпохи феодализма. В 6-7 вв. в трудах армянских уч„ных-философов  имеются
свидетельства,  что  т-р  занимал  видное  место  в  общественной  жизни
Армении.  В  эпоху  позднего   средневековья   (10-   15   вв.)   театр.
представления получили распространение  в  Васпураканском  княжестве,  в
Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В Ахтамаре выступали труппы
акт„ров-гусанов и актрис-вардзак. На высеченных из камня  горельефах  на
стенах Ахтамарского храма  (10  в.)  изображены  маски  арм.  т-ра  того
времени  в  двух  его  разновидностях  -  бытовой  комедии,  сходной   с
драматургией  Менандра,  и  сатирич.  площад-яом  т-ре  гусанов-мимосов,
цахрацу. В 12 в. возникает т-р в королевстве Киликии, куда  перемещается
центр культурной жизни арм. народа. К этому же времени относятся  первые
дошедшие  до  наших  дней  произведения  арм.  с   р.-век.   драматургии
(драматич. поэма  О.  Плуза,  мистериальная  драма  "Адамова  книга"  А.
Сюнеци).
   В конце 14 в.  Армения  потеряла  свою  самостоятельность.  Изменение
условий жизни народа отразилось и на  иск-ве.  В  15-18  вв.  происходил
процесс постепенного отмирания древнего А.  т.  В  17-18  вв.  возникает
новый А. т. в среде  армян-эмигрантов.  С  1668  до  середины  19  в.  в
городах, где жили армяне (Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас,
Калькутта, Тбилиси, Москва, Ростов-на-Дону), существовал  армт-р (церковный и светский).  Классицистический  по  направленности,  т-р
этот выражал идеи, порожд„нные нац.-освободит, движением.
   Армянский театр 19 - нач. 20 вв. Присоединение Вост. Армении к России
в 1827 сыграло важную роль в развитии  А.  т.  нового  времени,  деятели
к-рого  получили  возможность  более  близко  знакомиться  с   передовой
культурой рус. народа и испытали е„ благотворное влияние.  Первая  пост.
комедии Грибоедова "Горе от ума", на  к-рой  присутствовал  автор,  была
осуществлена в декабре 1827 в Эриванской крепости после взятия  е„  рус.
войсками. В 20-е гг. 19 в. были организованы  первые  арм.  любительские
школьные спектакли в г.  Карасубазаре  (ныне  Белогорск  в  Крыму)  и  в
Тифлисской арм. семинарии под рук. А. Аламдаряна. В 1836  Г.  Шермазанян
создал в Тифлисе т-р под назв. "Шермазанян дарбас".  Пост.  там  в  1842
комедия Шермазаняна "Описание некоторых делишек епископа Карапета" резко
критиковала  арм.  духовенство,   купечество   и   царских   чиновников.
Реалистич. по своей направленности, арм. любительский  т-р  противостоял
псевдоисторич. классицистич. драматургии (А. Каренян и др.).  В  1821  в
Калькутте была издана пьеса "Мошенник-физиономист",  высмеивающая  бурж.
нравы.
   Великий арм. революционный  демократ  М.  Налбан-дян  в  рецензии  на
спектакль, сыгранный в 1859 в Москве арм. студентами (историч.  трагедия
С. Ванан-деци "Аристакес" и бытовая комедия Н.  Аладатяна  "Пропали  мои
пятьдесят червонцев"), изложил свои взгляды на роль  и  значение  театр.
иск-ва, послужившие теоретич.  основой  для  развития  арм.  демократич.
т-ра. В нач. 2-й пол. 19 в. появился ряд бытовых комедий  М.  Патканяна,
Н. Пугиняна, М. Тер-Григоря-на, О. Гургенбекяна и др. арм.  драматургов,
вытеснявших псевдоисторич, классицистич. драматургию.
   Центром духовной культуры зап. армян (живших за пределами  Российской
империи) был Константинополь
   (Стамбул), где еще в 1810 были пост. первые арм. спектакли под рук.М.
Бжишкяна.  В  1846-66  существовал  т-р  "Арамян  татрон"  под  рук.  О.
Гаспаряна,  сохранявший  традиции  древнеарм.  т-ра.  В   50-х   гг.   в
Константинополе функционировало несколько арм. люби  тельских  трупп.  В
1856 поэт-драматург М.  Пешикташ-лян  основал  арм.  нац.  т-р.  В  1857
выходил  театр.   журнал   "Музы   Арарата".   Развивалась   западноарм.
драматургия (М. Пешикташлян, С. Экимян, П. Дурян, Т. Терзян и др.).
   С нач. 60-х гг. любительские труппы в  Константинополе  и  в  Тифлисе
превратились в проф. постоянные  т-ры.  В  1861  в  Константинополе  был
создан т-р Аревелян татрон" ("Восточный т-р"), а в 1863  в  Тифлисе  под
рук. Г. Чмшкяна создан армянский т-р. В Ереване  первые  арм.  спектакли
состоялись в 1865, в 1873 создан театр. коллектив под  рук.  драматурга,
акт„ра и режисс„ра Э. Тер-Гри еоряна.
   Утверждение критич. реалйзвма на арм. сцене связано  с  деятельностью

Страницы: «« « 119   120   121   122   123   124   125   126   127  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия