Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»

и празднеств,  с  1528-директор  дворцового  т-ра.  Рыцарская  поэма  А.
"Неистовый Роланд" (1516-32) многократно разрабатывалась в  драматич.  и
оперно-балетном  т-ре  различных  стран.  Комедия   "Шкатулка"   (1508),
представлявшая подражание  Плавту  и  Теренцию,  положила  начало  жанру
"уч„ной комедии". В
   1509 А. написал пьесу "Подмен„нные" на сюжет  из  итальянской  жизни.
Эта   пьеса   отличалась   яркой    антиаскетической    направленностью,
жизнерадостностью, дерзкой непочтительностью к религии (пост. при  дворе
папы Льва X, отличавшегося либерализмом, в 1519). Комедия "Чернокнижник"
(1520,  пост.  1528)  высмеивает  веру  в  магию,   распростран„нную   в
аристократическом обществе эпохи Возрождения.  Комедия  "Студенты",  над
к-рой А. работал в 1518-19, осталась незаконченной  и  была  дописана  и
опубл. его братом Габриеле под назв. "Школьная жизнь". Последняя комедия
А. -"Сводня" (1528), изображает  распущенность  совр.  поэту  нравов.  В
комедиях "Чернокнижник", "Студенты" и "Сводня" имеются реалистич. сцены,
обличающие продажных судей,  злоупотребления  чиновников  и  т.  д.  Они
написаны стихами (для большего приближения к древнерим. комедии). С  той
же целью А. переложил (в  1528-31)  на  стихи  и  свои  ранние  комедии.
Творчество  А.  способствовало  развитию  итал.  нац.  комедии  в   двух
направлениях: сатирическом, представленном Н. Макиавелли, II. Ape-тино и
Дж. Бруно, и развлекательном, представленном  Биббиеной  и  большинством
комедиографов 2-й пол. 16 в. На рус. яз. комедии А. не были переведены.
   Лит.: ГаспариА., История итальянской литературы, пер.  К.  Бальмонта,
т. 2, M., 1897; Bertoni G-.,  Lodovico  Ariosto,  profilo,  Roma,  1925;
Scolari A., Lodovico Ariosto, Firenze, 1930; D'Ancona  A.,  Origini  del
teatro italiano, v. 2, Torino, 1891; S a n e s i I., La Corn dia (Storia
dei generi letterari, serie del Vallardi), v. 1,  Mil.,  l  ll:Apollonio
M., Storia del teatro italiano, v. 2, Firenze 19 6. С. Мок.
   АРЙПОВА, Латофат (р. 1917)  -таджикская  советская  танцовщица.  Нар.
арт. Тадж. ССР (1947). Выступала в  самодеятельности,  с  1934  -актриса
Тадж.  т-ра  в  Канибадаме.  С  1940  работает  в  Тадж.  филармонии;  в
программах  тадж.  Ансамбля  песни  и  пляски   исполняет   нац.   танцы
("Шелкопряд",  "Сборщица  хлопка"),  воссоздающие   образ   трудолюбивой
таджикской девушки. Я. Н.
   АРЙСТИЯ (Aristia), Константин (1800, Константинополь,- 18. IV.  1880,
Бухарест) - румынский и греческий писатель (переводчик Гомера и Плутарха
на рум. язык), драматург и критик, один из  основоположников  румынского
т-ра. А. обучался в Греч. академии в Бухаресте.  В  1817  вместе  с  др.
учениками  академии  принимал   участие   в   любительских   спектаклях,
организованных при княжеском дворе. В 20-х гг. 19 в. А.  уехал  в  Париж
обучаться драматич. искусству у Ф. Ж. Тальма. По возвращении  на  родину
А. вскоре сблизился с рум. и греч. борцами за нац. независимость,  вош„л
в тайное  общество,  боровшееся  против  турецкого  ига  (вместе  с  др.
участниками этого об-ва ставил спектакли на румынском и  греч.  яз.).  В
Колледже св. Саввы, где А. читал курс драматич. литературы, он  поставил
с учащимися сцены из "Амфитриона" Мольера, "Альзиры" Вольтера, "Брута" и
"Ореста" Альфьери  и  др.  В  1835-36  А.-  преподаватель  декламации  и
режисс„р театр. школы при "Филармоническом обществе" в Бухаресте.  Здесь
он пост. в  собств.  переводе  ва  рум.  яз.  "Брак  поневоле"  Мольера,
"Альзира" Вольтера, "Саула" Альфьери (А. исполнял роль  Саула).  В  1837
для  открытия  румынского  т-ра  в  Бухаресте  А.  пост.   водевиль   Э.
Радуле-ску-"Румынский праздник". В 1840 А. уехал  в  Афины,  где  создал
"Филодраматиче-ское  общество".  В  Греции  А.  написал  тираноборческую
трагедию  "Гармодий  и  Аристогитон",  пост.  с   любителями   спектакль
"Аристо-дема" Монти. Здесь  же  он  опубликовал  "манифест",  в  котором
требовал создания  национального  т-ра  -  общественной  трибуны  нации.
Вернувшись в Бухарест, А. принимал участие в революции 1848  в  Валахии.
После е„ поражения был арестован турками и выслан во Францию.  А.  вновь
вернулся в Бухарест в 1856. Здесь он  был  избран  членом  "Руководящего
комитета  Национального  т-ра"  и  директором  этого   т-ра.   Занимался
педагогич. и лит. деятельностью (перев. "Илиаду" Гомера на рум. яз.).
   Лит.: Alterscuy. si Tornea F., Teatrul National  "J.  L.  Garagiale",
Buc., 1955; "Аджерпресс", Информац. бюллетень, 1955, 25.  IV,  .??  540;
"Informatia Bucurestiului". Anul II, 1955, 5. V, ј 12. Я. Р.
   АРИСТОВ, Василий Михайлович [р. 17(29). I. 1898] - русский  советский
акт„р и режисс„р. Нар. артист УССР (1946). Член КПСС с 1940. Сценическую
деятельность начал в 1913 в моек. Сергиевском нар. доме. В 1923 -  33  -
акт„р (один из основоположников) т-ра МОСПС. С 1936 - в Харьковском рус.
т-ре, где начал выступать и как  режисс„р.  Роли  в  этом  т-ре:  Шадрин
("Человек с ружь„м"), Сиплый  ("Оптимистическая  трагедия"),  Бессеменов
("Мещане"), Мурзавецкий ("Волки и овцы") и  др.  Образы,  созданные  А.,
отличаются  глубиной  анализа,  ч„ткостью  сценич.   характеристики.   В
режисс„рских работах А. стремится к ансамблю, острым мизансценам.  Пост.
спектакли: "Беспокойная старость"  (1937);  "Бронепоезд  14-69"  (1951);
"Горячее  сердце"  Островского  (1951);  "Ученик  дьявола"  Шоу  (1958).
Снимался в кино. С 1930 вед„т педагогич. работу.
   АРИСТОД‚М  (???????????)'(1  в.   до   н.   э.)   -   древнегреческий
акт„р-трагик. Род. в г. Метапонте.  Жил  в  Афинах,  где  получил  право
гражданства и пользовался большим уважением и влиянием. Во  время  войны
Афин с Македонией был выбран в посольскую  коллегию  для  переговоров  и
заключения мира с Филиппом  II.  Этот  факт  свидетельствует  о  высоком
общественном положении акт„ра в Др. Греции. С. А.
   "АРИСТОКРАТЫ" - коме дия Н. Погодина (о перевоспитании преступников в
процессе труда на строительстве Беломорского канала). Соч.  1934.  Пост.
17 янв. 1935 в Реалистическом т-ре им. Красной  Пресни  в  Москве  (реж.
Охлопков,худ.  Кноблок,  Гицевич  и  Корецкий,  композитор  Голу-бенцев;
Начальник - Новиков, Громов - Абрикосов, Костя-капитан -Аржанов,  Сонька
- Беленькая).  В  1957  спектакль  был  возобновл„н  в  Моск.  т-ре  им.
Маяковского   (режисс„р,   художники,   композитор,   исполнитель   роли
Кости-капитана - те же;
   Начальник - Ханов, Громов - Самойлов, Сонька - Карпова). 6  мая  1935
"А." пост. в Т-ре им. Вахтангова (во время гастролей в Ленинграде) (реж.
Захава, худ. Рындин, композитор Шапорин; Начальник - Глазунов, Громов  -
Миронов, Костя-капитан - Р. Симонов, Сонька - Алексеева).
   "А."  ставили  многие  т-ры  СССР:  в  1935  -   Куйбышевский   ????,
Новосибирский   "Красный   факел",   Ленингр.   Большой    драм.    т-р,
Сталинградский  т-р,  Казанский  Большой  драм.  т-р,  Белорусский  ????
(Минск) и др.; в  1936  -  Т-р  им.  Камала  (Казань),  т-р  арм.  драмы
(Тбилиси), Бакинский русский т-р,  Воронежский  т-р  и  др.;  в  1938  -
Ереванский т-р рус. драмы и др. "А." шли также за рубежом: в т-ре "Д-34"

Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия