Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 105   106   107   108   109   110   111   112   113  114   115   116   117   118   119   120   121   122   123  » »»

любительских спектаклях, устраиваемых С.  В.  Алексеевым-  отцом  К.  С.
Станиславского.  Был  акт„ром  и  режисс„ром  в  Обгцестве  искусства  и
литературы, к-рым руководил Станиславский. После ухода Станиславского  в
МХТ возглавил это Общество. Летом 1898 на даче А. в Пушкино под  Москвой
происходили репетиции спектаклей первого  сезона  МХТ,  в  т.  ч.  "Царя
Ф„дора Иоанновича" А. К. Толстого. С 1903  А.  полностью  посвятил  себя
театр.  иск-ву.  Работал  режисс„ром  в  Т-ре  В.  Ф.   Комиссаржев-ской
(Петербург), где пост. спектакль "Дети солнца" Горького и др. В  1908-15
был гл. режисс„ром в т-ре
   Лит. художеств. об-ва в Петербурге (Т-р Суворина),  В  этом  т-ре  А.
осуществил ряд  постановок  пьес  клас-сич.  рус.  репертуара,  а  также
произв. Ибсена, Гаупт-мана и др. А.  был  режисс„ром  большой  культуры,
тонко  чувствовавшим  и  передававшим  эпоху  и  стиль  пьесы  (особенно
старинный уклад русской жизни).  После  Октябрьской  революции  был  гл.
режисс„ром т-ра Гос. народного дома в Петрограде. В 1918  был  привлеч„н
А. В. Луначарским к работе в художеств. коллегии  при  Фотокинокомитете.
По инициативе А. и при его участии была  организована  первая  в  России
киношкола (впоследствии ин-т и техникум  экранного  иск-ва).  В  1921-22
А.гл. режисс„р б. Александрийского т-ра, в 1923-24 - снова гл.  режисс„р
т-ра Гос. народного дома. В„л педагогич. работу.
   Лит.: Г л а м а-М ещерскаяА., Воспоминания, М.-Л., 1937; Ходотов  Н.,
Близкое-дал„кое, М.-Л., 1932;
   "Жизнь искусства", Л.-М., 1926, .ј 13, с. 12; "Рабочий и театр",  Л.,
1926, ј 13, с. 14. А. Кл.
   АРБАТСКИЙ  ТЕАТР  [Новый  император-'  ский  (Арбатский)   театр]   -
театральное  здание,  находившееся  в  Москве  на  Арбатской  площади  в
1808-12.  Арх.-  К.  И.  Росси,  сценич.  устройство   и   машинерия   -
механика-машиниста Борнье. Т-р открылся  13  апр.  1808  драм.  прологом
"Баян, древний песнопевец славян"  С.  Н.  Глинки.  В  А.  т.  играли  2
драматич. труппы - русская  (в  не„  входили  акт„ры  Петровского  т-ра,
сгоревшего в 1805) и французская. Ставились также балетные спектакли  (с
участием Л. Дюпора, Делиля, А. П. Глушковского). В 1811 на сцене  А.  т.
одновременно, в одном репертуаре  ("Андромаха",  "Ифигения",  "Гофолия",
"Федра" Расина, "Меропа", "Танкред", "Заира"  Вольтера),  выступали  две
знаменитые трагич. актрисы: франц.- Жорж, и рус.- Е. С. Сем„нова. Здание
А. т. сгорело во время моек. пожара 1812.
   Лит.: Г л у ш к о в с к и и  А.  П.,  Воспоминания  балетмейстера...,
Л.-М., 1940, с. 80,84,96,219- "Репертуар Русского и Пантеон  иностранных
театров", СПБ, 1843, т. III, кн. 7, с. 3-4. А. Шн.
   АРБЕНИН (наст. фам.-Г ильдебрандт), Николай Ф„дорович (21. VII.  1863
- 14. VIII. 1906) - русский акт„р и переводчик. Учился  в  драм.  классе
при Моск. консерватории (под рук. И. В. Самарина). Сценич.  деятельность
начал в 1885 в Москве (Малый т-р). С 1895 - акт„р Александрийского т-ра.
А. исполнял героич. и характерные роли  (Калачник,  Лопухин  -  "Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский", "Комик XVII столетия" Островского,  Акт„р
- "Гамлет", Дон Жуан - "Много шума из ничего" и др.). А. много работал в
области театр. критики (статьи "Карл Гуцков как драматург",  "Артисты  и
театры современной Италии", "Альфред де Мюссе  и  Рашель"  и  др.).  Ему
принадлежит ряд драматич. переводов ("Дон Фернандо. Стойкий принц" Каль"
дерона, "Граф де Ризоор" Сарду, "Лорензаччо" Мюссе, "Сафо"  Грильпарцера
и др.).
   Соч.: Западный театр [Сб. переводов А.], СПБ, 1906.  Лит.:  "Театр  и
искусство", П.,  1906,  ј  34,  с.  514-515  (ст-Кугеля);  "БИТ".  Сезон
1907-1908, вып. XVIII, СПБ, [1908], с. 292-293. А. Шн,
   АРБУЗОВ, Алексей Николаевич [р. 13(26). V. 1908] - русский  советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Писал агитобозрения для  т-ра
малых форм Пролеткульта. Первая пьеса  А.  -  "Класс"  (1930,  Рыбинский
драм.  т-р).  В  1935  написал  комедию  "Шестеро  любимых"   (Вен„вский
колхозный т-р) и пьесу "Дальняя дорога" (Моск. Т РАМ), в к-рой отч„тливо
обозначались  осн.  мотивы  творчества  А.:   пристальное   внимание   к
формированию  духовного  облика  советского  молодого  человека,  тонкий
лиризм, склонность к  интимным  камерным  формам  драмы,  к  длительной,
охватывающей  обычно  несколько   лет,   протяж„нности   действия.   Эти
особенности, позволяющие  драматургу  проследить  становление  характера
героя, особенно последовательно выражены в  одной  из  лучших  его  пьес
"Таня" (1939, Моск.  т-р  Революции;  в  гл.  роли  -  Бабано-ва;  новая
редакция пьесы - 1946), которая  принесла  А.  широкое  признание,  была
пост. почти во всех театрах страны. На сюжет этой пьесы Г. Г. Крейтнером
написана одноим. опера (либр. композитора и А., 1954,  Куйбышевский  т-р
оперы  и  балета).  В  1939  вместе  с  режисс„ром  В.  Н.  Плучеком  А.
организовал  Московскую  театральную  студию,  к-рая  во  время  Великой
Отечеств, войны стала фронтовым т-ром. Здесь были пост. пьесы А.  "Город
на заре" (сочинена совм. со студийцами, 1940), "Бессмертный" (соавтор А.
К. Гладков, 1942), "Домик в Черкизове"  (1943,  в  нов.  ред.-"Домик  на
окраине", 1954, Моск. т-р им. Маяковского). С  окончанием  войны  студия
закрылась. В 1947 А. написал л„гкую комедию-шутку  "Встреча  с  юностью"
(Ленингр. т-р Комедии),  в  1948  инсценировал  роман  И.  С.  Тургенева
"Накануне" (Т-р им. Вахтангова), в 1952 выступил с  пьесой  "Европейская
хроника"  (Т-р  им.  Ермоловой),  в  к-рой  отразил   процесс   политич.
дифференциации  зап.-европ.   интеллигенции.   К   лучшим   и   наиболее
характерным произведениям А. принадлежит также пьеса  "Годы  странствий"
(1954, Моск. т-р им. Ленинского  комсомола).  В  1959  А.  создал  драму
"Иркутская история" (Т-р им.  Вахтангова,  Валя  -  Борисова,  Сергей  -
Ульянов), в  к-рой  характерные  для  А.  морально-этич.  мотивы  обрели
высокую  гражданственность.  В  этой  пьесе  продолжены   поиски   новой
драматической формы, начатые А. еще в период работы над пьесой "Город на
заре".  Е„  характерные  особенности  -наличие  хора,  общение  хора   и
персонажей со зрительным залом, переход действия из настоящего в прошлое
и т.  п.-отличаются  отпрежней  интимной  манеры  А.  Однако  и  в  этой
"открытой"  форме  драмы  А.  сохраняет  тонкий   психологизм,   строгую
мотивированность развития действия,  многогранность  характеров,  острый
драматизм. Среди пьес А. также трагикомедия "Двенадцатый час" (1960, Т-р
им. Вахтангова). Свои мысли о т-ре и  драматургии  А.  высказал  в  ряде
статей.
   Пьесы А. широко ставятся в Чехословакии,  Болгарии,  Германии  (ГДР),
Польше, Албании и других странах.
   Соч.:  Пьесы,  М.,  1957;  Город  на  заре,  "Театр",  1957,  No  11;
Двенадцатый час, Иркутская история, М., 1960;  Путь  драматурга  (Четыре
беседы с молод„жью), в сб.: Советская литература и  вопросы  мастерства,
вып. 1, М., 1957.

Страницы: «« « 105   106   107   108   109   110   111   112   113  114   115   116   117   118   119   120   121   122   123  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия