|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 » »» любительских спектаклях, устраиваемых С. В. Алексеевым- отцом К. С.
Станиславского. Был акт„ром и режисс„ром в Обгцестве искусства и
литературы, к-рым руководил Станиславский. После ухода Станиславского в
МХТ возглавил это Общество. Летом 1898 на даче А. в Пушкино под Москвой
происходили репетиции спектаклей первого сезона МХТ, в т. ч. "Царя
Ф„дора Иоанновича" А. К. Толстого. С 1903 А. полностью посвятил себя
театр. иск-ву. Работал режисс„ром в Т-ре В. Ф. Комиссаржев-ской
(Петербург), где пост. спектакль "Дети солнца" Горького и др. В 1908-15
был гл. режисс„ром в т-ре
Лит. художеств. об-ва в Петербурге (Т-р Суворина), В этом т-ре А.
осуществил ряд постановок пьес клас-сич. рус. репертуара, а также
произв. Ибсена, Гаупт-мана и др. А. был режисс„ром большой культуры,
тонко чувствовавшим и передававшим эпоху и стиль пьесы (особенно
старинный уклад русской жизни). После Октябрьской революции был гл.
режисс„ром т-ра Гос. народного дома в Петрограде. В 1918 был привлеч„н
А. В. Луначарским к работе в художеств. коллегии при Фотокинокомитете.
По инициативе А. и при его участии была организована первая в России
киношкола (впоследствии ин-т и техникум экранного иск-ва). В 1921-22
А.гл. режисс„р б. Александрийского т-ра, в 1923-24 - снова гл. режисс„р
т-ра Гос. народного дома. В„л педагогич. работу.
Лит.: Г л а м а-М ещерскаяА., Воспоминания, М.-Л., 1937; Ходотов Н.,
Близкое-дал„кое, М.-Л., 1932;
"Жизнь искусства", Л.-М., 1926, .ј 13, с. 12; "Рабочий и театр", Л.,
1926, ј 13, с. 14. А. Кл.
АРБАТСКИЙ ТЕАТР [Новый император-' ский (Арбатский) театр] -
театральное здание, находившееся в Москве на Арбатской площади в
1808-12. Арх.- К. И. Росси, сценич. устройство и машинерия -
механика-машиниста Борнье. Т-р открылся 13 апр. 1808 драм. прологом
"Баян, древний песнопевец славян" С. Н. Глинки. В А. т. играли 2
драматич. труппы - русская (в не„ входили акт„ры Петровского т-ра,
сгоревшего в 1805) и французская. Ставились также балетные спектакли (с
участием Л. Дюпора, Делиля, А. П. Глушковского). В 1811 на сцене А. т.
одновременно, в одном репертуаре ("Андромаха", "Ифигения", "Гофолия",
"Федра" Расина, "Меропа", "Танкред", "Заира" Вольтера), выступали две
знаменитые трагич. актрисы: франц.- Жорж, и рус.- Е. С. Сем„нова. Здание
А. т. сгорело во время моек. пожара 1812.
Лит.: Г л у ш к о в с к и и А. П., Воспоминания балетмейстера...,
Л.-М., 1940, с. 80,84,96,219- "Репертуар Русского и Пантеон иностранных
театров", СПБ, 1843, т. III, кн. 7, с. 3-4. А. Шн.
АРБЕНИН (наст. фам.-Г ильдебрандт), Николай Ф„дорович (21. VII. 1863
- 14. VIII. 1906) - русский акт„р и переводчик. Учился в драм. классе
при Моск. консерватории (под рук. И. В. Самарина). Сценич. деятельность
начал в 1885 в Москве (Малый т-р). С 1895 - акт„р Александрийского т-ра.
А. исполнял героич. и характерные роли (Калачник, Лопухин - "Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский", "Комик XVII столетия" Островского, Акт„р
- "Гамлет", Дон Жуан - "Много шума из ничего" и др.). А. много работал в
области театр. критики (статьи "Карл Гуцков как драматург", "Артисты и
театры современной Италии", "Альфред де Мюссе и Рашель" и др.). Ему
принадлежит ряд драматич. переводов ("Дон Фернандо. Стойкий принц" Каль"
дерона, "Граф де Ризоор" Сарду, "Лорензаччо" Мюссе, "Сафо" Грильпарцера
и др.).
Соч.: Западный театр [Сб. переводов А.], СПБ, 1906. Лит.: "Театр и
искусство", П., 1906, ј 34, с. 514-515 (ст-Кугеля); "БИТ". Сезон
1907-1908, вып. XVIII, СПБ, [1908], с. 292-293. А. Шн,
АРБУЗОВ, Алексей Николаевич [р. 13(26). V. 1908] - русский советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Писал агитобозрения для т-ра
малых форм Пролеткульта. Первая пьеса А. - "Класс" (1930, Рыбинский
драм. т-р). В 1935 написал комедию "Шестеро любимых" (Вен„вский
колхозный т-р) и пьесу "Дальняя дорога" (Моск. Т РАМ), в к-рой отч„тливо
обозначались осн. мотивы творчества А.: пристальное внимание к
формированию духовного облика советского молодого человека, тонкий
лиризм, склонность к интимным камерным формам драмы, к длительной,
охватывающей обычно несколько лет, протяж„нности действия. Эти
особенности, позволяющие драматургу проследить становление характера
героя, особенно последовательно выражены в одной из лучших его пьес
"Таня" (1939, Моск. т-р Революции; в гл. роли - Бабано-ва; новая
редакция пьесы - 1946), которая принесла А. широкое признание, была
пост. почти во всех театрах страны. На сюжет этой пьесы Г. Г. Крейтнером
написана одноим. опера (либр. композитора и А., 1954, Куйбышевский т-р
оперы и балета). В 1939 вместе с режисс„ром В. Н. Плучеком А.
организовал Московскую театральную студию, к-рая во время Великой
Отечеств, войны стала фронтовым т-ром. Здесь были пост. пьесы А. "Город
на заре" (сочинена совм. со студийцами, 1940), "Бессмертный" (соавтор А.
К. Гладков, 1942), "Домик в Черкизове" (1943, в нов. ред.-"Домик на
окраине", 1954, Моск. т-р им. Маяковского). С окончанием войны студия
закрылась. В 1947 А. написал л„гкую комедию-шутку "Встреча с юностью"
(Ленингр. т-р Комедии), в 1948 инсценировал роман И. С. Тургенева
"Накануне" (Т-р им. Вахтангова), в 1952 выступил с пьесой "Европейская
хроника" (Т-р им. Ермоловой), в к-рой отразил процесс политич.
дифференциации зап.-европ. интеллигенции. К лучшим и наиболее
характерным произведениям А. принадлежит также пьеса "Годы странствий"
(1954, Моск. т-р им. Ленинского комсомола). В 1959 А. создал драму
"Иркутская история" (Т-р им. Вахтангова, Валя - Борисова, Сергей -
Ульянов), в к-рой характерные для А. морально-этич. мотивы обрели
высокую гражданственность. В этой пьесе продолжены поиски новой
драматической формы, начатые А. еще в период работы над пьесой "Город на
заре". Е„ характерные особенности -наличие хора, общение хора и
персонажей со зрительным залом, переход действия из настоящего в прошлое
и т. п.-отличаются отпрежней интимной манеры А. Однако и в этой
"открытой" форме драмы А. сохраняет тонкий психологизм, строгую
мотивированность развития действия, многогранность характеров, острый
драматизм. Среди пьес А. также трагикомедия "Двенадцатый час" (1960, Т-р
им. Вахтангова). Свои мысли о т-ре и драматургии А. высказал в ряде
статей.
Пьесы А. широко ставятся в Чехословакии, Болгарии, Германии (ГДР),
Польше, Албании и других странах.
Соч.: Пьесы, М., 1957; Город на заре, "Театр", 1957, No 11;
Двенадцатый час, Иркутская история, М., 1960; Путь драматурга (Четыре
беседы с молод„жью), в сб.: Советская литература и вопросы мастерства,
вып. 1, М., 1957.
Страницы: «« « 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |