Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»

Шебалина  "Жених  из  посольства"  (1942),  новое  либретто  к  оперетте
Милл„кера  "Вице-адмирал"  (1959,  Свердловский  т-р  оперетты).   Автор
киносценариев ("Светлый путь" и др.).
   Соч.: Сливки общества, М., 1930; Туземцы, М., 1931; И  смех  и  грех,
М., 1935; Букет, М., 1939; Ваши знакомые, М., 1956;  Как  вести  концерт
(Советы начинающему конферансье), М., 1955; С подлинным верно, М., 1960;
Разговорные жанры эстрады и цирка, М., 1960. Н. Ф.
   "АРЕВЕЛЯН  ТАТРОН"  ("Восточный  театр")  -  армянский  драматический
театр. Основан в Константинополе (Стамбуле) в 1861 драматургом и  театр.
деятелем  С.  Экимяном.  На  сцене  "А.  т."  ставились  пьесы  Мольера,
Вольтера, Гюго, историч. трагедии С.  Экимяна,  М.  Пешикташляна  и  др.
Здесь работали выдающиеся арм. акт„ры:  П.  Адамян,  Е.  Гара-гашян,  А.
Вардовян, М.  Мнакян,  П.  Магакян,  М.  Нвард,  А.  Папазян.  Коллектив
испытывал в своем творчестве воздействие французского  романтического  и
итальянского театрального искусства. В 1867 "А. т." был закрыт  турецким
правительством  за  пропаганду  нац.-освободительных   идей.   Монополия
театрального дела в Турции была передана на 10 лет А. Вардовяну. Г. С.
   АРЕНА (от  лат.  агепа,букв.-песок)-1)Др.-рим.  А.-  круглая,  иногда
овальная, усыпанная песком  площадь  в  центре  амфитеатра  в  зрелищных
зданиях Др. Рима. Служила для представления  бо„в  гладиаторов  и  диких
зверей. От зрителей отделялась  широким  рвом,  наполненным  водой,  или
специальной оградой. 2) В совр. цирке А.- место  представления,  игровая
площадка, на к-рой  демонстрируются  цирковые  номера.  А.  совр.  цирка
называется манежем и, как правило (с нач.  19  в.),  представляет  собой
стандартный круг диаметром 13,5 ж,  что  да„т  возможность  исполнять  в
различных цирковых зданиях номера, рассчитанные на  определ„нный  размер
площадки (раньше не имела стандартного размера, диаметр  был  11-16  м).
Нижний грунт А. формируется из глины и  черноз„ма  и  засыпается  сверху
густым слоем песка и  древесно-пробковых  опилок.  Во  время  исполнения
нек-рых номеров на А. кладут спец. ков„р.
   Цирковая А. неоднократно использовалась как  площадка  для  различных
экспериментальных  театр.  представлений  -"Царь  Эдип"   в   пост.   М.
Рейнхардта в Берлине в цирке Шумана (1910), "Царь Эдип" в  Петрограде  в
цирке Чинизелли (1918, пост. А. М. Грановского, худ. М. В.  Добужинский,
исполнитель заглавной роли Ю. М. Юрьев) и др.
   "АРЕНА ПРОЛЕТКУЛЬТА" - советский  театр.  существовавший  в  1918-20.
Организован петроградским Пролеткультом. Руководители т-ра - акт„р  А.А.
Мгебров и писатель П. К. Бессалько. 1-й  спектакль  состоялся  1-го  мая
1918; в него были включены хоровая декламация  стихотворений  Гастева  и
пост. пьесы "Красный угол" Игнатова. В том  же  году  т-ром  были  пост.
инсценировки стихов У. Уитмена, Э. Верхарна,  поэтов  В.  Кириллова,  А.
Маширова, И. Садофьева, пьесы - "Взятие  Бастилии"  Роллана,  "Каменщик"
Бессалько; в 1919 - "Легенда о коммунаре" Козлова.  Для  спектаклей  "А.
П."   было    характерно    использование    коллективной    декламации,
ритмо-пластич.  движений,  аллегорий  и  символов,  подчин„нных  агитац.
задачам.  В  1920,  выйдя  из  Пролеткульта,  группа  акт„ров  "А.   П."
организовала "Первый рабочий революционный героический театр".
   Лит.: История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 238-44;
   Мгебров А., Жизнь в театре, т. 2, M.-Л., 1932, с. 301- 500, д D "
   АРЕНДЕЙЛ -  см.  Рукмини  Деви.  АРЕНДС,  Андрей  (Генрих)  Ф„дорович
(2(14). III.  1855  -  27.  IV.  1924]  -  русский  дириж„р,  скрипач  и
композитор. В 1877 окончил Моск. консерваторию (по классу скрипки  -  Ф.
Лауба, композиции - П. И. Чайковского). В 1883-92  работал  скрипачом  в
оркестре Большого т-ра (Москва). В  1892-1900  -  дириж„р  моек.  Малого
т-ра;  в  1900-21  -  гл.   дириж„р   балета   Большого   т-ра.   Будучи
высокообразованным музыкантом и одар„нным  дириж„ром,  А.  укрепил  муз.
сторону исполнения балетной труппы т-ра.  Дирижировал  первыми  пост.  в
Москве  "Спящей  красавицы"  Чайковского  (1899),  "Раймонды"  Глазунова
(1900); возобн. "Лебединого озера" Чайковского  (1901).  А.  принадлежит
балет "Саламбо" по роману Флобера (1910), музыка к драматич. спектаклям,
в т. ч. к "Цим-белину" Шекспира, "Северным богатырям"  Ибсена,  а  также
симф., камерно-инструмент. и др. соч.
   АРЕНСКИЙ, Антон Степанович [30.  VI  (12.  VII).  1861,  Новгород,  -
12(25). II. 1906, близ ст. Перки-ярви, Финляндия] - русский  композитор,
дириж„р, пианист. В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу  Н.  А.
Римского-Кор-сакова.  В  этом  же  году  начал   преподавать   в   Моск.
консерватории' 1889-профессор). В 1895-1901 был  управляющим  Придворной
певческой  капеллы  в  Петербурге.  С   1901   целиком   посвятил   себя
исполнительской и композиторской деятельности. Исполняя свои произв., А.
с большим успехом выступал в качестве дириж„ра и  пианиста.  Автор  опер
"Сон на Волге" (по  А.  Н.  Островскому,  1890,  Москва,  Большой  т-р),
"Рафаэль"
   (1894, Москва), "Наль и Дамаянти" (1904,  Москва,  Большой  т-р)  (за
Вступление - Гос. пр., 1905), балета "Ночь в Египте" ("Египетские ночи",
1908,  Париж),  отличающегося  эффектными  сценами,  широким   развитием
симф.-изобразит, средств. А. принадлежит музыка к пьесе Шекспира  "Буря"
для пост. моек. Малого т-ра (1905), мелодекламация с оркестром на тексты
И. С. Тургенева, музыка к  инсценировке  поэмы  Пушкина  "Бахчисарайский
фонтан", симф.,  вокальные  и  др.  соч.  Музыка  А.  носит  в  основном
созерцательно-элегический характер;  она  построена  на  ясной  мелодич.
основе, проста по форме, выразительна и изящна.
   Лит.: В -  в  а  О.  [ОССОВСКИЙА.  В.],  Антон  Степанович  Аренский,
"Русская музыкальная газета", 1906, ј 9.
   АРЕНСКИЙ, Михаил Васильевич [p.  27.  V  (8.  Vi).  1895)  -  русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР
   (1957). Член КПСС  с  1953.  Сценич.  деятельность  начал  в  1922  в
Киевском т-ре (б. т-р "Соловцов"). В 1928-35  работал  в  т-ре  "Красный
фскел" (с 1932 - новосибирский т-р "Красный  факел").  С  1936  -  акт„р
Куйбышевского драм. т-ра. А. создал образы людей глубокой мысли, сильной
воли,  обладающих   мужественным   характером:   Макаров   ("Порт-Артур"
Степанова и Попова), Черногубов ("Персональное дело" Штейна). Играл  ряд
ролей в пьесах Горького: Чепурной ("Дети солнца"),  Тетерев  ("Мещане"),
Иван Коломийцев ("Последние"). Среди лучших ролей А. также: Городничий;
   Дремлюга  ("Крылья"  Корнейчука),  Гвоздилин  ("Третья  патетическая"
Погодина), король Филипп ("Дон Карлос" Шиллера). Э. К.
   АРЕТЙНО (Aretino; наст. фам.- Баччи), Пьетро  (19  или  20.IV.  1492,
Ареццо,- 21. X. 1556, Венеция)- итальянский писатель-сатирик, драматург.
В молодости жил в Риме, при дворе папы Льва  X.  В  1527  переселился  в
Венецию. В огромном лит. наследии А.  важное  место  занимают  его  пять
комедий, написанных на совр. А. материале и продолжающих линию  сатирич.

Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия