Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 115   116   117   118   119   120   121   122   123  124   125   126   127   128   129   130   131   132   133  » »»

самостоятельно. Выступал как акт„р в Одесском "Новом  т-ре".  В  историю
укр.  муз.  культуры  вош„л  как  первый  интерпретатор  образов  Т.  Г.
Шевченко; написал оперу "Катерина" на сюжет  поэмы  Шевченко  (пост.  М.
Кро-пивницким, 1899, Москва). Автор романсов, обработок укр. нар. песен,
лит. и др. соч.
   Лит.: Кауфман Л., М.М. Аркас. Нарис життя та  творч?сть,  Кив,  1958.
С. ? p.
   АРЛЕКИН (от итал. Arlecchino)  -  традиционный  персонаж  итальянской
комедии дель арте. Создан акт„ром А.  Ганасса  во  2-й  пол.  16  в.  А.
занимал в труппе положение 2-го Дзанни - простака, неот„санного увальня,
запутывавшего своими глупыми выходками интригу  комедии.  Носил  костюм,
покрытый многочисл. разноцветными заплатами,  обозначавшими  бедность  и
скупость его обладателя. В сер. 17 в. во Франции  акт„р  Д.  Бъянколелли
изменил характер и костюм А. В его  исполнении  А.  превратился  в  1-го
Дзанни  -   хитрого,   остроумного,   злоязычного   интригана,   активно
участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме  А.  приняли  форму
правильных треугольников  красного,  ж„лтого  и  зел„ного  цвета,  тесно
прилегающих друг к другу. В 18 в. акт„р Т. Ви"ентини  вн„с  в  трактовку
роли  А.  патетич.  -элемент,  заставив  зрителей  парижских  ярмарочных
театров одновременно смеяться и плакать. Дальнейшее  развитие  маски  А.
происходило вне комедии дель арте, во франц. арлекинадах конца 18 - нач.
19  вв.,  в  к-рых  А.  превратился  из  слуги  в  изящного   любовника,
счастливого соперника Пьеро.
   Лит.: D г lese n O., Der Ursprung des Harlekin, В., 1904; Beaumont C.
W., The history ot Harlequin" L., 1926. , С. Мок.
   "АРЛЕКИН" - чилийский театр. Создан в 1951 в Сантьяго. Спектакли "А."
даются (на исп. яз.) в помещениях профсоюзов по  доступным  для  рабочих
ценам. Т-р знакомит зрителей с лучшими  образцами  чилийской  и  мировой
драматургии. Среди пост. т-ра:
   "Элиса", "Госпожа Земля", "Дьявол из Мачали" Куад-ры, "Чайка" Чехова,
"Эдип" Жида, произв. Гарсиа Лорки, Бенедетти и др. Руководитель труппы -
ф. Куэвас. , Л. X.
   "АРЛЕКИН" - часть декоративного оформления сцены: первая, со  стороны
зрительного зала, полоса ткани, неподвижно закрепл„нная  в  верхней,  не
раскрывающейся части портальной арки сцены. Назначение "А." - скрыть  от
зрителей конструкции  и  механизмы  верхней  сцены.  Вместе  с  передним
занавесом, завершением к-рого он является, "А." входит составной  частью
в архитектурный интерьер зрительного зала. Возникновение  этого  термина
связано с одним из тра-диц. персонажей итал. комедии масок -  Арлекином,
к-рый, появляясь перед занавесом, драпировался в его складках., И. Ф.
   АРЛЕКИНАДА (франц. arlequinade)  -  род  небольших  сценок,  в  к-рых
главным действующим лицом является  Арлекин  и  другие  персонажи  итал.
комедии дель арте. А. была популярным жанром франц. ярмарочных т-ров  18
в.; в маленьких, чаще всего одноактных, пьесах-А.  преобладали  элементы
пантомимы, пения, танца. Традиц. сюжетная схема А.: любовные  перипетии,
остро  комич.  ситуации  с  отдельными  пародийно-сатирич.  намеками  на
злободневные  темы.  Жанр  А.  зародился  в  сер.  17  в.  под  влиянием
обосновавшегося в Париже т-ра итал. комедиантов,  познакомившего  франц.
зрителя с комич.  персонажами  комедии  дель  арте  и,  в  частности,  с
Арлекином. В числе авторов А.- Лесаж, Ма-риво, Дорневаль, Пирон,  Панар,
Флориан и др. Образцы А. можно найти в собрании соч. Лесажа  "Ярмарочный
театр.  или  Комическая   опера"   ("Le   Theatre   de   la   Foire   ou
l'Opera-Comique", Париж, 1721-37).
   Вариации А. получили распространение  и  в  др.  ев-роп.  т-рах  (см.
Бурлеск, Клоунада). Широкое развитие А. получили также в рус.  балаганах
в сер. 19 в. Л. Шн.
   АРЛЬЕЕРГ (Arlberg), Георг Эфраим Фриц (21. III. 1830 - 21. II.  1896)
- шведский артист оперы (баритон). Член  Швед.  муз.  академии(с  1868).
Пению обучался в Стокгольме у Ю. Гюнтера и Л. Визера.  Впервые  выступил
на оперной сцене в 1854 в Стокгольме. В 1858-74 А.- солист  Королевского
оперного  т-ра  в  Стокгольме,  в  1874-77-  оперного   т-ра   в   Осло.
Гастролировал в Неаполе, Париже, Лондоне, Москве и др. городах.  Партии:
Альмавива, Дон Жуан ("Свадьба  Фигаро",  "Дон  Жуан"  Моцарта),  Оттокар
("Вольный  стрелок"  Вебера),  Во-тан  ("Кольцо   Нибелунга"   Вагнера),
Вильгельм Телль (о. п. Россини), Дон Карлос (о. п. Верди) и др.  В  1883
А.  оставил  сцену.  С  1884  занимался   педагогич.   деятельностью   в
Стокгольме, Копенгагене и Осло; среди учеников А.-  С.  Арнольд-сон,  Ф.
Лундквист, Э. Хольм и др. Перев„л на шведский яз. ряд оперных  либретто,
в т. ч. "Орфей и Эвридика" Глюка, "Риенци", "Летучий голландец"  Вагнера
и др. Лит.: Hedberg F. F., [Arlberg],  Svenska  opera  sangare,  Stokh.,
1885. J] M\
   АРМЕНЯН (наст. фам.- И n e к я н), Армен  Ну-риджанович  [р.  10(22).
IX. 1871] - армянский советский акт„р и режисс„р.  Нар.  арт.  Арм.  ССР
(1935). Род. в Турции. Сценич. деятельность начал в 1891  в  Тифлисе.  В
1895-97 учился акт„рскому иск-ву в Париже у П. Муни. С 1902  выступал  в
арм. т-рах (Тифлиса, Баку). Гастролировал  в  Турции,  Египте,  Румынии,
Болгарии и др. С 1935 - акт„р Ленинакан-ского театра.  А.  вн„с  значит.
вклад в развитие армянского  театрального  искусства  в  дореволюционные
годы. Способствовал росту нац.сценич. культуры и  в  сов.  время.  Роли:
Франц Моор,
   Яго, Шейлок. Автор ряда статей  по  вопросам  театрального  иск-ва  и
мемуаров "60 дет на армянской сцене".
   "АРМИДА" ("Armide") - l) Опера x. глюка, либр. Ф. Кино  по  поэме  Т.
Тассо "Освобожд„нный Иерусалим".  Пост.  23  сент.1777,  Париж.В  Париже
ставилась до 1837, возобновлена 12 апр. 1905  (до  1913  состоялось  392
представления). В России пост. в переводе на рус. яз. в Т-ре Шереметева,
Кусково, 1786 и 1787. Пост. в Германии -  Ганновер,  18  янв.  1782  (на
итал. яз.); Кассель, 4 апр. 1783 (на франц. яз.); Берлин,  20  мая  1805
(на нем. яз.); Дрезден, 5 марта 1843 (под упр.  Р.  Вагнера);  Карлсруэ,
май 1853 (на нем. яз.); Висбаден, 15 мая 1902 (на нем. яз.); в Англии  -
Лондон, 6 июля  1906  (на  франц.  яз.,  первая  постановка  в  Англии),
возобновлена 1 мая 1928 (на нем. яз.); Фалмут, 24 ноября  1936  (впервые
на англ. яз.); в Италии - Неаполь, 11 марта 1890 (впервые в Италии, пер.
А. Цанардини); Милан, 17 дек. 1911 (нов. итал. пер. А. Лега), Флоренция,
май 1941 (на нем. яз.). В др. странах:
   Копенгаген, 1779 (в концертном исполнении), Стокгольм, 1787  (шведск.
пер. А. Ристелла, с прологом Г. Фоглера, текст  К.  Леопольда,  балетная
музыка - И. М. Крауса); Вена, 1808 (на нем.  яз.);  Брюссель,  1823  (на
франц. яз.) и 1905;
   Прага, 1866 (на чешском яз., пер. И. Б„ма), 9  марта  1898  (на  нем.

Страницы: «« « 115   116   117   118   119   120   121   122   123  124   125   126   127   128   129   130   131   132   133  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия