Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110   111   112   113   114  » »»

представлений. Но в провинции, свободной от  монополии  каз„нных  т-ров,
появилось огромное  число  театр.  предпринимателей.  Среди  А.  были  и
помещики, превратившие свои крепостные т-ры в коммерч. предприятия (граф
Каменский в Орле, Есипов в Казани, кн. Шаховской в  Нижнем  Новгороде  и
др.). С 70-х гг. возникают попытки организации акт„рских товариществ без
А.
   К 1-й пол. 19 в. относится деятельность А., сыгравших заметную роль в
истории рус. провинциального т-ра: И. Ф. Штейна, О. И. Калиновского,  К.
Зелинского и в особенности  Л.  Ю.  Млотковского.  Во  2-й  пол.  19  в.
появляется несколько выдающихся А., сочетавших организационную и  творч.
работу, способствовавших развитию рус. провинциального т-ра. Среди  них:
А. А. Рассказов, П. М. Медведев, Н. Н. Соловцов, Н. Н.  Синельников,  Н.
И. Соболъ-щиков-амарин, П. П. Гайдебуров (и Н. Ф. С  карская).  В  числе
видных А. 2-й пол. 19 в. также И. Я. Сетов, Дюковы, П. П. Струйский,  3.
А. Малиновская, акт„р и режисс„р Н.  К.  Милославский,  А.  С.  Суворин.
Среди виднейших московских А.- А. А.  Бренко,  К.  Н.  Незлобии,  С.  И.
Зимин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корт.
   Значит, роль в истории театр. культуры сыграли А.-меценаты (напр.,  в
России С. И. Мамонтов - инициатор и организатор  Моск.  частной  русской
оперы; в Англии  Э.  Флауэр  -  инициатор  и  организатор  Мемориального
шекспировского театра, и др.).
   Среди  выдающихся  цирковых  А.-  англичанин  Ф.  Астлей,  многочисл.
представители потомственных цирковых "династий": Франкони - во  Франции,
Ренца - в Германии, Чинизелли - в Италии, бр. Никитины - в России.
   В  Сов.  Союзе  частные  антрепризы  прекратили  существование  после
издания декрета о национализации т-ров (1919).
   Лит.: Островский А. Н., Записка  об  авторских  правах  драматических
писателей (1869), в сб.: О театра. Записки, речи, письма,  общ.  ред.  и
вступ. ст. Г. И. Владыкина, Л.-М., 1941, с. 38-49; М о к у л ь с к  и  и
С. С., История западноевропейского театра, т. 2,  М.-Л.,  1939,  с.  8с,
255, 376, 388, 436 (и ряд других); А н т у а н  А.,  Дневники  директора
театра, [пер. с франц.], М.-Л., 1939; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные
II. Гзеллем, [рус.. nep.J, М., 1958;
   Данилове. С.,  Очерки  но  истории  русского  драматического  театра,
М.-Л., 1948, с. 71-81, 82-89, 143-149, 216- 224, 409-433; Ашукин Н.  С.,
В с е в о л о д с к и й-Гернгросс В. Н. и Соболев Ю. В., Хрестоматия  но
истории русского  театра  XVIII-XIX  веков,  Л.-М.,  1940,  с.  256-276;
Синельников Н. Н., Шестьдесят лет  на  сцене.  Записки,  Харьков,  1935;
Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, [Горький], 1940; Кузнецов Е.,  Цирк,
М.-Л., 1931. А. Шн.
   АНТРЕПРИЗА (франц. entreprise, от entreprend-ге  -  предпринимать)  -
театральное   предприятие,    созданное    и    возглавляемое    частным
предпринимателем- антрепрен„ром. См. также Товаригцество.
   АНТРОПОВ, Лука Николаевич [16(28). X. 1843- 14(26). IX. 1881]-русский
писатель. Окончил юридич. ф-т Петербург, ун-та (1863). Как драматург  А.
дебютировал  комедией-мелодрамой   "Блуждающие   огни",   пользовавшейся
большим успехом благодаря своей сценичности, "выигрышным"  ролям  (1873,
Малый т-р - бенефис Федотовой, исполнявшей роль Лидии;  в  1874  в  этой
пьесе выступила Ермолова, игравшая роль Лели, в  Петербурге  в  этой  же
роли дебютировала Савина). А. принадлежат также  пьесы  "Ванька-ключник"
(по  повести  Аверкиева,  1880,  Малый   т-р;   Дашутка   -   Ермолова),
"Очаровательный сон" (по  повести  Достоевского  "Дядюшкин  сон",  1878,
Малый т-р). А. был также театр. рецензентом (газеты "Голос", "Московские
ведомости" и др.), автором ряда театр.-критич. статей.
   С о ч.: Блуждающие огни, М., 1878, СПБ, 1890. Лит.: Б о б о р ы к и н
П., За полвека, М.-Л., 1929;
   Венгеров  С.,  Критико-биографический  словарь  руссьпх  писателей  и
уч„ных, вып. 1, СПБ, 1889, с. 689. А. Шн.
   АНТТИ (АпШ), Ауне  (р.  23.  XII.  1901)  -  финская  артистка  оперы
(сопрано). Пению обучалась  в  консерватории  в  Хельсинки,  а  также  в
Париже, Вене и Берлине. Впервые выступила на оперной сцене в Хельсинки в
1931.  Гастролировала  в  Скандинавских  странах,  США  и  др.   Партии:
Елизавета ("Тангейзер"), Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Микаэла и
др.  Выступает  также  как  камерная   певица.   Занимается   педагогич.
деятельностью. С. Л.
   АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон)  -
французский режисс„р, акт„р, теоретик театра. Родился  в  семье  мелкого
служащего.  С  юных  лет  увлекался  театр.  иск-вом,  и,  чтобы   иметь
возможность  посещать  спектакли,  работал  в  т-ре   "Комеди   Франсез"
клакером, затем - статистом. А.  удалось  устроиться  в  частную  театр.
школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как акт„р в роли  Давида
Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А.  пытался  поступить  в  класс
декламации Парижской консерватории, но  потерпел  неудачу  на  экзамене.
Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним  из
любительских  театр.  кружков  -  т.  н.  Гальским  кружком.  Вскоре  А.
становится во главе этого кружка, завязывает  знакомство  с  писателями,
группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э.  Гонкур  и  др.),  и
делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич.  принципов  школы
натурализма Золя.
   В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в  Париже  Свободный
театр. в к-ром работал до 1894.  В  1897  он  создал  Т-р  Антуана  (см.
Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором  т-ра
"Одеон", в эти годы он перестал выступать на  сцене  и  целиком  отдался
режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных
странах Европы и в США. После 1914 отош„л  от  практич.  деятельности  в
т-ре, работал в области театр. критики и в кино.
   Создавая Свободный т-р,  А.  решительно  выступил  против  мелодрамы,
мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Сарду  и  др.  Разделяя
позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен  правдиво  показывать  жизнь,
ставил пьесы Э. Бри„, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и  др.,  в
которых   вместо   трафаретных   персонажей   "любовников",    "героев",
"неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров,  действовали  живые
люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой  А.  являлась
также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой  на  франц.
сцену был крайне затрудн„н. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы"
(1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891)  Ибсена,  "Нахлебника"
Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и  др.  В  то  же  время  он
провозгласил    принцип    "либерального    эклектизма",     допускавший
беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех
направлений. Поэтому наряду с  реалистическими,  социально-значительными

Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110   111   112   113   114  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия