|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» женщин исполняли мальчики-ученики, роли старух и пожилых женщин -
акт„ры-комики. Акт„рское иск-во в Англии эпохи Возрождения основывалось
на традициях средневекового любительского гор. т-ра (в т. ч. клоунады,
носителями к-рой были "шуты", подвизавшиеся на площадях и ярмарках или
состоявшие при дворах знатных лиц) и на традиции исполнения "школьных
драм".
В А. т. эпохи Возрождения существовали частные антрепризы и акт„рские
товарищества на паях. К первому типу т-ров относился т-р "Слуги
лорда-адмирала", финансировавшийся Ф. Хенсло (владелец геатр. зданий
"Роза", "Фортуна" и "Надежда") и возглавлявшийся акт„ром Э. Аллейном. Ко
второму типу - т-р "Слуги лорда-камергера", пайщиками которого были
Шекспир, Дж. и Р. (отец и сын) Б„рбедж и неск. др. акт„ров.
Представления т-ра "Слуги лорда-адмирала" отличались внешними эффектами,
ходульной риторикой и мелодраматизмом. Спектакли труппы "Слуги
лорда-камергера" (гл. акт„ром к-рой был Р. Б„рбедж) характеризовались
более реалистич. манерой исполнения.
С конца 16 в. в Лондоне существовали 2 труппы акт„ров-мальчиков,
возникшие из состава певческих капелл собора св. Павла и придворной
часовни. На рубеже 16-17 вв. популярность детских трупп была так велика,
что они являлись серь„зными конкурентами для взрослых акт„ров. Одна из
этих трупп играла в помещении б. трапезной монастыря "Бл.к-фрайерс",
переоборудованной в 1576 в театр. зал. Это был первый в Лондоне т-р под
крышей, где спектакли шли при искусственном освещении (в отличие от
открытых т-ров, представления в к-рых происходили в дневные часы).
С воцарением Якова I (1603) усиливается правительств. контроль за
деятельностью т-ров. Устанавливается, что покровительство труппам могут
оказывать только члены королевской семьи, вследствие чего, напр., труппа
"Слуги лорда-камергера" получает наименование "Слуги короля" и т. д.
Учащается количество придворных спектаклей, продолжавших традиции
празднеств, маскарадов, балов, банкетов и т. п. В этих спектаклях
выступали члены королевского дома и придворная знать. Центральным
моментом придворного празднества было появление маскированных
участников, поэтому за придворным спектаклем в Англии закрепляется
термин "маска". Комич. и назидательные интерлюдии, исполнявшиеся во
время придворных банкетов в перерыве между танцами, постепенно переросли
в целые драм. спектакли, в к-рых принимали участие дети - хористы
королевских капелл, а иногда небольшие труппы проф. акт„ров. В
организации и оформлении придворных спектаклей большую роль сыграл
архитектор и художник И. Джонс. Он вв„л рисованные декорации с
перспективой, просцениум с аркой, перемену декораций и др. элементы
сценич. оформления, заим' ствованные у итал. театр. декораторов эпохи
Возрождения.
Начиная со 2-го десятилетия 17 в. происходит вс„ большая
аристократизация А. т. Это проявляется в репертуаре, составе публики,
среди к-рой преобладают дворяне.
Распространение пуританства, выступившего еще с конца 16 в. против
т-ра, мешало развитию театр. иск-ва. Во время англ. бурж. революции
пуритане, получившие большинство в парламенте, издали специальный указ
(1642) о закрытии всех т-ров и запрещении каких бы то ни было театр.
представлений. Деятельность т-ров была возобновлена только в конце
пуританской республики. При дворе лорда-протектора О. Кромвеля У.
Давенант поставил спектакли, представлявшие собой переход от пьес типа
"масок" к опере ("Осада Родоса", 1656. "Жестокость испанцев в Перу",
1658, "История Френсиса Дрейка", 1659).
Новый этап развития А. т. начался после реставрации монархии
Стюартов. В 1660 было дано официальное разрешение на восстановление
деятельности т-ров, к-рым, однако, сразу же был придан характер
придворного зрелища. Ставились героические пьесы, трагедии в духе
классицизма и комедии нравов Дж. Драйдена, У. Уичерли и У. Конгрива. К
этому времени относится и установление театр. монополий. Карл II выдал 2
патента на учреждение т-ров: один - Т. Киллигру основателю труппы
"Акт„ров короля", другой - У. Давенанту, возглавлявшему труппу "Акт„ров
герцога" (брата короля). Т-ры помещались в небольших зданиях со
зрительным залом ярусного типа. Сценич. площадка имела большой
просцениум, на уровне к-рого приходились первые ложи. Знатные посетители
продолжали занимать места на сцене. В зале также появились сидячие
места: в партере - скамьи, на галереях - ложи. Здесь помещались дворяне
и богатые буржуа. Простой народ (преим. слуги дворян) допускался в
тесный ра„к под потолком. Применялись рисованные декорации (как правило
одна на весь спектакль, т. к. пьесы были построены по принципу единства
места). Сцена освещалась большой люстрой и лампами, поставленными на
краю просцениума. Т-р периода Реставрации унаследовал нек-рые традиции
сценич. иск-ва эпохи Возрождения. Выдающимся акт„ром этого периода был
Т. Беттертон. В конце 17- нач. 18 вв. в труппах появились
женщины-актрисы: И.Гвин, М. Дейвис,
Э. Барри и др. Акт„рское иск-во периода Реставрации сохраняло в
трагедиях и трагикомедиях элементы декламац. манеры, осмеянной в пародии
"Репетиция" Бекингема и др. авторов. В "комедиях нравов", написанных
живым прозаич. языком, исполнение приближалось к естественной бытовой
манере.
После государств, переворота 1688, когда были свергнуты Стюарты и
установлена конституционная монархия, буржуазия стала выдвигать перед
театр. иск-вом свои требования. Против цинизма дворянского т-ра
Реставрации решительно выступил пуританский проповедник Дж. Кольер,
осуждавший "прославление пороков" в комедиях Уичерли, Конгрива и др. В
нач. 18 в. с программой реформы т-ра в бурж.-просветительском духе
выступили публицисты Дж. Аддисон и Р. Стил, создавшие первые образцы
просветительской трагедии и комедии. Сатирическая
социально-обличительная драматургия Дж. Гея и Г. Филдинга, обнажавшая
коррупцию господствующих классов, и др. обличительные пьесы вызвали
противодействие правительства, учредившего закон о театр. цензуре
(1737). Однако "комедия нравов", содержавшая социально-критич. мотивы,
продолжала развиваться, достигнув высшего художеств. уровня в творчестве
Р. Шеридана и отчасти О. Голдсмита. В этот период возникла и бурж. драма
Дж. Лилло и Э. Мура, проникнутая пуритански-морализаторским духом. В 18
в. большим успехом пользовались балладные оперы, основу к-рым положил
Дж. Гей ("Опера нищих").
Для дельцов Сити, не поспевавших к началу представления (5-6 час.
вечера), по окончании основной пьесы стали ставить короткие комедии или
фарсы (этот обычай удержался в А. т. до 19 в.), что способствовало
Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |