Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»

женщин исполняли  мальчики-ученики,  роли  старух  и  пожилых  женщин  -
акт„ры-комики. Акт„рское иск-во в Англии эпохи Возрождения  основывалось
на традициях средневекового любительского гор. т-ра (в т.  ч.  клоунады,
носителями к-рой были "шуты", подвизавшиеся на площадях и  ярмарках  или
состоявшие при дворах знатных лиц) и на  традиции  исполнения  "школьных
драм".
   В А. т. эпохи Возрождения существовали частные антрепризы и акт„рские
товарищества  на  паях.  К  первому  типу  т-ров  относился  т-р  "Слуги
лорда-адмирала", финансировавшийся Ф.  Хенсло  (владелец  геатр.  зданий
"Роза", "Фортуна" и "Надежда") и возглавлявшийся акт„ром Э. Аллейном. Ко
второму типу - т-р  "Слуги  лорда-камергера",  пайщиками  которого  были
Шекспир,  Дж.  и  Р.  (отец  и  сын)  Б„рбедж  и  неск.   др.   акт„ров.
Представления т-ра "Слуги лорда-адмирала" отличались внешними эффектами,
ходульной  риторикой  и   мелодраматизмом.   Спектакли   труппы   "Слуги
лорда-камергера" (гл. акт„ром к-рой был  Р.  Б„рбедж)  характеризовались
более реалистич. манерой исполнения.
   С конца 16 в. в  Лондоне  существовали  2  труппы  акт„ров-мальчиков,
возникшие из состава певческих капелл  собора  св.  Павла  и  придворной
часовни. На рубеже 16-17 вв. популярность детских трупп была так велика,
что они являлись серь„зными конкурентами для взрослых акт„ров.  Одна  из
этих трупп играла в помещении  б.  трапезной  монастыря  "Бл.к-фрайерс",
переоборудованной в 1576 в театр. зал. Это был первый в Лондоне т-р  под
крышей, где спектакли шли при  искусственном  освещении  (в  отличие  от
открытых т-ров, представления в к-рых происходили в дневные часы).
   С воцарением Якова I (1603)  усиливается  правительств.  контроль  за
деятельностью т-ров. Устанавливается, что покровительство труппам  могут
оказывать только члены королевской семьи, вследствие чего, напр., труппа
"Слуги лорда-камергера" получает наименование "Слуги  короля"  и  т.  д.
Учащается  количество  придворных  спектаклей,   продолжавших   традиции
празднеств, маскарадов, балов,  банкетов  и  т.  п.  В  этих  спектаклях
выступали  члены  королевского  дома  и  придворная  знать.  Центральным
моментом   придворного   празднества   было   появление    маскированных
участников, поэтому  за  придворным  спектаклем  в  Англии  закрепляется
термин "маска". Комич.  и  назидательные  интерлюдии,  исполнявшиеся  во
время придворных банкетов в перерыве между танцами, постепенно переросли
в целые драм. спектакли,  в  к-рых  принимали  участие  дети  -  хористы
королевских  капелл,  а  иногда  небольшие  труппы  проф.   акт„ров.   В
организации и  оформлении  придворных  спектаклей  большую  роль  сыграл
архитектор  и  художник  И.  Джонс.  Он  вв„л  рисованные  декорации   с
перспективой, просцениум с аркой,  перемену  декораций  и  др.  элементы
сценич. оформления, заим' ствованные у итал.  театр.  декораторов  эпохи
Возрождения.
   Начиная  со  2-го  десятилетия   17   в.   происходит   вс„   большая
аристократизация А. т. Это проявляется в  репертуаре,  составе  публики,
среди к-рой преобладают дворяне.
   Распространение пуританства, выступившего еще с конца  16  в.  против
т-ра, мешало развитию театр. иск-ва.  Во  время  англ.  бурж.  революции
пуритане, получившие большинство в парламенте, издали  специальный  указ
(1642) о закрытии всех т-ров и запрещении каких бы  то  ни  было  театр.
представлений. Деятельность  т-ров  была  возобновлена  только  в  конце
пуританской  республики.  При  дворе  лорда-протектора  О.  Кромвеля  У.
Давенант поставил спектакли, представлявшие собой переход от  пьес  типа
"масок" к опере ("Осада Родоса", 1656.  "Жестокость  испанцев  в  Перу",
1658, "История Френсиса Дрейка", 1659).
   Новый  этап  развития  А.  т.  начался  после  реставрации   монархии
Стюартов. В 1660 было  дано  официальное  разрешение  на  восстановление
деятельности  т-ров,  к-рым,  однако,  сразу  же  был  придан   характер
придворного  зрелища.  Ставились  героические  пьесы,  трагедии  в  духе
классицизма и комедии нравов Дж. Драйдена, У. Уичерли и У.  Конгрива.  К
этому времени относится и установление театр. монополий. Карл II выдал 2
патента на учреждение  т-ров:  один  -  Т.  Киллигру  основателю  труппы
"Акт„ров короля", другой - У. Давенанту, возглавлявшему труппу  "Акт„ров
герцога"  (брата  короля).  Т-ры  помещались  в  небольших  зданиях   со
зрительным  залом  ярусного  типа.  Сценич.   площадка   имела   большой
просцениум, на уровне к-рого приходились первые ложи. Знатные посетители
продолжали занимать места на  сцене.  В  зале  также  появились  сидячие
места: в партере - скамьи, на галереях - ложи. Здесь помещались  дворяне
и богатые буржуа. Простой  народ  (преим.  слуги  дворян)  допускался  в
тесный ра„к под потолком. Применялись рисованные декорации (как  правило
одна на весь спектакль, т. к. пьесы были построены по принципу  единства
места). Сцена освещалась большой люстрой  и  лампами,  поставленными  на
краю просцениума. Т-р периода Реставрации унаследовал  нек-рые  традиции
сценич. иск-ва эпохи Возрождения. Выдающимся акт„ром этого  периода  был
Т.  Беттертон.  В  конце  17-  нач.   18   вв.   в   труппах   появились
женщины-актрисы: И.Гвин, М. Дейвис,
   Э. Барри и др.  Акт„рское  иск-во  периода  Реставрации  сохраняло  в
трагедиях и трагикомедиях элементы декламац. манеры, осмеянной в пародии
"Репетиция" Бекингема и др. авторов.  В  "комедиях  нравов",  написанных
живым прозаич. языком, исполнение приближалось  к  естественной  бытовой
манере.
   После государств, переворота 1688, когда  были  свергнуты  Стюарты  и
установлена конституционная монархия, буржуазия  стала  выдвигать  перед
театр.  иск-вом  свои  требования.  Против  цинизма   дворянского   т-ра
Реставрации решительно  выступил  пуританский  проповедник  Дж.  Кольер,
осуждавший "прославление пороков" в комедиях Уичерли, Конгрива и  др.  В
нач. 18 в. с  программой  реформы  т-ра  в  бурж.-просветительском  духе
выступили публицисты Дж. Аддисон и Р.  Стил,  создавшие  первые  образцы
просветительской      трагедии       и       комедии.       Сатирическая
социально-обличительная драматургия Дж. Гея и  Г.  Филдинга,  обнажавшая
коррупцию господствующих классов,  и  др.  обличительные  пьесы  вызвали
противодействие  правительства,  учредившего  закон  о  театр.   цензуре
(1737). Однако "комедия нравов", содержавшая  социально-критич.  мотивы,
продолжала развиваться, достигнув высшего художеств. уровня в творчестве
Р. Шеридана и отчасти О. Голдсмита. В этот период возникла и бурж. драма
Дж. Лилло и Э. Мура, проникнутая пуритански-морализаторским духом. В  18
в. большим успехом пользовались балладные оперы,  основу  к-рым  положил
Дж. Гей ("Опера нищих").
   Для дельцов Сити, не поспевавших к  началу  представления  (5-6  час.
вечера), по окончании основной пьесы стали ставить короткие комедии  или
фарсы (этот обычай удержался в А.  т.  до  19  в.),  что  способствовало

Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия