Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» женщин исполняли мальчики-ученики, роли старух и пожилых женщин - акт„ры-комики. Акт„рское иск-во в Англии эпохи Возрождения основывалось на традициях средневекового любительского гор. т-ра (в т. ч. клоунады, носителями к-рой были "шуты", подвизавшиеся на площадях и ярмарках или состоявшие при дворах знатных лиц) и на традиции исполнения "школьных драм". В А. т. эпохи Возрождения существовали частные антрепризы и акт„рские товарищества на паях. К первому типу т-ров относился т-р "Слуги лорда-адмирала", финансировавшийся Ф. Хенсло (владелец геатр. зданий "Роза", "Фортуна" и "Надежда") и возглавлявшийся акт„ром Э. Аллейном. Ко второму типу - т-р "Слуги лорда-камергера", пайщиками которого были Шекспир, Дж. и Р. (отец и сын) Б„рбедж и неск. др. акт„ров. Представления т-ра "Слуги лорда-адмирала" отличались внешними эффектами, ходульной риторикой и мелодраматизмом. Спектакли труппы "Слуги лорда-камергера" (гл. акт„ром к-рой был Р. Б„рбедж) характеризовались более реалистич. манерой исполнения. С конца 16 в. в Лондоне существовали 2 труппы акт„ров-мальчиков, возникшие из состава певческих капелл собора св. Павла и придворной часовни. На рубеже 16-17 вв. популярность детских трупп была так велика, что они являлись серь„зными конкурентами для взрослых акт„ров. Одна из этих трупп играла в помещении б. трапезной монастыря "Бл.к-фрайерс", переоборудованной в 1576 в театр. зал. Это был первый в Лондоне т-р под крышей, где спектакли шли при искусственном освещении (в отличие от открытых т-ров, представления в к-рых происходили в дневные часы). С воцарением Якова I (1603) усиливается правительств. контроль за деятельностью т-ров. Устанавливается, что покровительство труппам могут оказывать только члены королевской семьи, вследствие чего, напр., труппа "Слуги лорда-камергера" получает наименование "Слуги короля" и т. д. Учащается количество придворных спектаклей, продолжавших традиции празднеств, маскарадов, балов, банкетов и т. п. В этих спектаклях выступали члены королевского дома и придворная знать. Центральным моментом придворного празднества было появление маскированных участников, поэтому за придворным спектаклем в Англии закрепляется термин "маска". Комич. и назидательные интерлюдии, исполнявшиеся во время придворных банкетов в перерыве между танцами, постепенно переросли в целые драм. спектакли, в к-рых принимали участие дети - хористы королевских капелл, а иногда небольшие труппы проф. акт„ров. В организации и оформлении придворных спектаклей большую роль сыграл архитектор и художник И. Джонс. Он вв„л рисованные декорации с перспективой, просцениум с аркой, перемену декораций и др. элементы сценич. оформления, заим' ствованные у итал. театр. декораторов эпохи Возрождения. Начиная со 2-го десятилетия 17 в. происходит вс„ большая аристократизация А. т. Это проявляется в репертуаре, составе публики, среди к-рой преобладают дворяне. Распространение пуританства, выступившего еще с конца 16 в. против т-ра, мешало развитию театр. иск-ва. Во время англ. бурж. революции пуритане, получившие большинство в парламенте, издали специальный указ (1642) о закрытии всех т-ров и запрещении каких бы то ни было театр. представлений. Деятельность т-ров была возобновлена только в конце пуританской республики. При дворе лорда-протектора О. Кромвеля У. Давенант поставил спектакли, представлявшие собой переход от пьес типа "масок" к опере ("Осада Родоса", 1656. "Жестокость испанцев в Перу", 1658, "История Френсиса Дрейка", 1659). Новый этап развития А. т. начался после реставрации монархии Стюартов. В 1660 было дано официальное разрешение на восстановление деятельности т-ров, к-рым, однако, сразу же был придан характер придворного зрелища. Ставились героические пьесы, трагедии в духе классицизма и комедии нравов Дж. Драйдена, У. Уичерли и У. Конгрива. К этому времени относится и установление театр. монополий. Карл II выдал 2 патента на учреждение т-ров: один - Т. Киллигру основателю труппы "Акт„ров короля", другой - У. Давенанту, возглавлявшему труппу "Акт„ров герцога" (брата короля). Т-ры помещались в небольших зданиях со зрительным залом ярусного типа. Сценич. площадка имела большой просцениум, на уровне к-рого приходились первые ложи. Знатные посетители продолжали занимать места на сцене. В зале также появились сидячие места: в партере - скамьи, на галереях - ложи. Здесь помещались дворяне и богатые буржуа. Простой народ (преим. слуги дворян) допускался в тесный ра„к под потолком. Применялись рисованные декорации (как правило одна на весь спектакль, т. к. пьесы были построены по принципу единства места). Сцена освещалась большой люстрой и лампами, поставленными на краю просцениума. Т-р периода Реставрации унаследовал нек-рые традиции сценич. иск-ва эпохи Возрождения. Выдающимся акт„ром этого периода был Т. Беттертон. В конце 17- нач. 18 вв. в труппах появились женщины-актрисы: И.Гвин, М. Дейвис, Э. Барри и др. Акт„рское иск-во периода Реставрации сохраняло в трагедиях и трагикомедиях элементы декламац. манеры, осмеянной в пародии "Репетиция" Бекингема и др. авторов. В "комедиях нравов", написанных живым прозаич. языком, исполнение приближалось к естественной бытовой манере. После государств, переворота 1688, когда были свергнуты Стюарты и установлена конституционная монархия, буржуазия стала выдвигать перед театр. иск-вом свои требования. Против цинизма дворянского т-ра Реставрации решительно выступил пуританский проповедник Дж. Кольер, осуждавший "прославление пороков" в комедиях Уичерли, Конгрива и др. В нач. 18 в. с программой реформы т-ра в бурж.-просветительском духе выступили публицисты Дж. Аддисон и Р. Стил, создавшие первые образцы просветительской трагедии и комедии. Сатирическая социально-обличительная драматургия Дж. Гея и Г. Филдинга, обнажавшая коррупцию господствующих классов, и др. обличительные пьесы вызвали противодействие правительства, учредившего закон о театр. цензуре (1737). Однако "комедия нравов", содержавшая социально-критич. мотивы, продолжала развиваться, достигнув высшего художеств. уровня в творчестве Р. Шеридана и отчасти О. Голдсмита. В этот период возникла и бурж. драма Дж. Лилло и Э. Мура, проникнутая пуритански-морализаторским духом. В 18 в. большим успехом пользовались балладные оперы, основу к-рым положил Дж. Гей ("Опера нищих"). Для дельцов Сити, не поспевавших к началу представления (5-6 час. вечера), по окончании основной пьесы стали ставить короткие комедии или фарсы (этот обычай удержался в А. т. до 19 в.), что способствовало Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |