Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» Ответом на эти события явилось романтич. движение в лит-ре и иск-ве. Отвергая просветительские иллюзии, романтики отрицали реализм 18 в. и вели против него решительную борьбу. В драматургии они отрицали бытовую тематику, повседневную действительность, предпочитая им необычные конфликты незаурядных героев. Романтич. драма отражала протест широких демо-кратич. слоев англ. общества против бурж. хищничества, подавления личности и нар. масс политич. деспотизмом. Особенно значительны были социально-политич. мотивы в ранней пьесе Р. Саути "Уот Тай-лер" (1792, изд. 1816) и в написанной им совм. с С. Колриджем трагедии "Падение Робеспьера" (1795). В дальнейшем эти романтики, как и связанный с ними У. Вордсворт, переходят в лагерь политич. реакции и образуют крыло консервативного романтизма, проповедуя возврат к патриархальным нравам, выступают за укрепление церкви и др. Лучшие традиции просветительства и политич. радикализма нашли сво„ продолжение в драматургии революц. романтиков. Из них наибольшей популярностью пользовался Дж. Г. Байрон, мрачные и гордые герои к-рого ("Манф-ред", 1817, "Каин", 1821) бросали смелый вызов бурж.-аристократич. об-ву с его лживой религией и пошлой моралью. Антидеспотич. мотивами проникнуты "итальянские трагедии" Байрона - "Марино Фальеро" (1820) и "Двое Фоскари" (1821). П. Б. Шелли в лирич. драме "Освобожд„нный Прометей" (1818) использовал популярный греч. миф для утверждения необходимости замены существующего соц. строя обществом, основанным на всеобщем равенстве. Его трагедия "Ченчи" (1819) выдвигала идею необходимости ответить на деспотизм активной борьбой вплоть до применения насилия. Драматургия поэтов-романтиков не вошла в репертуар т-ров, где преобладали мещанские сл„зные комедии, мелодрамы, пошлые фарсы и пустые пантомимы. Не утвердилась на сцене и драматургия поэтов сер. 19 в. А. Теннисона и Р. Браунинга замыкавшаяся в кругу нравственно-психологич. тематики даже при разработке историко-политич. сюжетов - "Королева Мария" Теннисона (1876), "Страффорд" Браунинга (1837). Большое распространение получили развлекательные пьесы Ч. Дибдина, Дж. Р. Планше и Ф. Рейнолдса. Утверждение критич. реализма в англ. лит-ре, появление социально-критич. романов Ч. Диккенса и У. Теккерея, обличавших пороки бурж. общества, не получило отражения в А. д., в репертуаре т-ров господствовали произв. эпигонов романтизма - Ш. Ноулса, С. Филлипса и др. В сер. 19 в. выделяется Э. Булеер-Лиштон ("Лионская красавица", 1838, "Деньги", 1840), драматургия к-рого, романтич. по сюжетам, темам и характерам, содержала отдельные элементы реализма (комедия "Деньги", 1840). Утверждению реализма в А. д. препятствовали правительственная цензура и ханжество буржуазии, закрывавшие доступ жизненной правде на сцену. Лишь отдельные нам„ки на современность встречались в произв. Д. Бусико, Т. Тейлора и Т. У. Робертсона, занявших ведущее место в репертуаре 2-й пол. 19 в. Но эти драматурги ограничивались семейно-бытовой тематикой, узким кругом этич. проблем, не касаясь острых социальных вопросов. Наибольшее значение для дальнейшего развития А. д. имели пьесы Робертсона, среди к-рых бытовые драмы "Общество" (1865), "Каста" (1867) и др. изображали суровые факты действительности. С позиций умеренного бурж. филантропизма Робертсон критиковал аристократич. чванство и мещанское ханжество. В эпоху империализма, в связи с обострением социальных противоречий и ростом демократич. оппозиции, в А. д. 1880-90-х гг. возникли новые тенденции. Драматурги Г. А. Джонс и А. У. Пинеро создали пьесы, посвящ„нные вопросам семьи и брака, но содержащие элементы критики господствующих классов. Начав как последователи Робертсона, они отразили затем в своих пьесах влияние Г. Ибсена и в известной мере подготовили почву для утверждения критич. реализма в драме 20 в. В этот период О. Уайльд создал образцы декадентской драмы: "Герцогиня Падуанская" (1891) и "Саломея" (1894). Гл. вклад Уайльда - возрождение подлинного комизма. Его комедиям "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Идеальный муж" (1895) и "Как важно быть серь„зным" (1895) присущи блещущий остроумием диалог, острота драматич. ситуаций, смелость парадоксов, обнажающих паразитизм, безнравственность, пустоту т. н. светского общества, изящество формы. Подлинно реалистич. и социально-критич. характер А. д. обрела в творчестве Б. Шоу, выступившего в 1890-х гг. со своими "неприятными пьесами" - "Дома вдовца" (1892), "Профессия г-жи Уоррен" (1893, "Сценич. об-во" - 1902). В своей борьбе за реализм Шоу во многом опирался на творчество Ибсена, пропагандистом к-рого он был в Англии. Совместная борьба драматургов и театр. деятелей ("Независимый т-р" Дж. Т. Грейна, 1891-98) привела к победе критич. реализма в А. д. Но драматургия критич. реализма была неоднородна по характеру и неравноценна по художеств. достоинствам. Драматургия Б. Шоу, неутомимо боровшегося против несправедливости бурж. общества, при всей ограниченности его фабианского социализма, критиковала основы эксплуататорского строя, вскрывала пороки господствующей социальной системы. Другие драматурги, стремясь показать в своих пьесах социально-бытовые условия, приближались к натурализму. Это проявилось в творчестве группы драматургов, начало' деятельности к-рой было связано с "Гейети тиэтр" (Манчестер). Сент-Джон Хэнкин ("Помолвка в семье Каселис", 1907; "Последняя из Де Мулоинсов", 1908), Сент-Джон Эрвин ("Смешанный брак", 1911; "Джейн Клег", 1913), М. С. Хотон ("Младшее поколение", 1910, и др.), режисс„р X. Гренвилл-Баркер ("Наследство Войси", 1905; "Опустошение", 1907, и др.) затрагивали проблемы социального неравенства, женской эмансипации, борьбы против семейного деспотизма, мещанских условностей. Утверждению критич. реализма в А. д. способствовал известный романист Дж. Голсуорси, создавший значительные социальные драмы - "Серебряная коробка" (1909), "Борьба" (1909), "Чернь" (1914), "М„ртвая хватка" (1920) и др. Мастерское изображение характеров и ситуаций, взятых из действительности, делает его драмы наглядной картиной англ. жизни нач. 20 в. Глубокий гуманизм отличает творчество Голсуорси от драматургии У. С. Моэма, произведения к-рого, обличающие нравы господствующего класса ("Круг", 1921, и др.), проникнуты неверием в возможность изменить жизнь. Особняком стоит в А. д. нач. 20 в. монументальная поэтич. драма романиста и поэта Т. Харди "Династы" (1904-08), в к-рой он пытался создать философию истории и жизни всего человечества; эта драма проникнута неверием в буржуазный прогресс. Поэтич. символизм характерен для драматургии С. Филлипса, Дж. Э. Флекера, Г. Боттомли, представлявших декадентское крыло А. д. нач. 20 в. Неоромантич. направление в А. д. представляли поэты-драматурги Дж. Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |