Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»

"Дядюшкин  сон"  по  Достоевскому,  1923,  Академич.   театр   драмы   в
Петрограде). А. оформлял спектакли во мн. т-рах. Среди его лучших работ:
"Ромео и Джульетта" Гуно (1920, 1955), "Травиата" Верди  (1923,  1952)-в
Ленингр. Малом  оперном  т-ре,  "Мейстерзингеры"  Вагнера,  "Дон  Кихот"
Минкуса (1926) - Харьковский т-р оперы и  бале  га.  Для  А.  характерна
графи  ч.  манера  исполнения,  крепкий   рисунок,   ч„ткая,   спокойная
выразительная композиция, мастерское владение законами перспективы.
   Лит.: Театрально-декорационное искусство  в  СССР...Сб.  статей,  Л.,
1927. 4 Щ
   АЛЬМЕЕВ, Усман Гафиятович [р. 11 (24). IV. 1915]- татарский советский
артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Тат. АССР (1957). В 1938  окончил
тат.  оперную  студию  при  Моск.  консерватории  по  кл.  проф.  С.  И.
Друзякиной. В 1939 дебютировал на сцене  Тат.  т-ра  оперы  и  балета  в
партии Кирамата  в  опере  Жиганова  "Беглец".  Вок.  и  сценич.  данные
позволяют А. исполнять героич., лирич., комич. партии, в  т.  ч.  Урмай,
Ильдар, Хайдар  ("Алтынчеч",  "Ильдар",  "На-мус"  .Жиганова),  Искандер
("Фарида"  Юдина),  Ха-лил  ("Галиябану"  Музаффарова),  Андрей  ("Семья
Тараса" Кабалевского). А. пользуется известностью как камерный  певец  и
исполнитель нар. песен. С 1958  А.-  солист  Тат.  гос.  филармонии  им.
Тукая. 3. X.
   АЛЬМКВИСТ (Almquist), Карл Йонас Лове (28. XI. 1793-26. IX.  1866)  -
шведский писатель, публицист, поэт, драматург. Лит. деятельность начал в
конце 10-х гг. 19 в. Автор пьес "Дон Ромидо Маринес-ко" (1834),  "Исидор
из Тадмора" (1835), "Мариам" (1839) и др. В пьесах А. проявился  протест
против  стяжательства,  лживой,  ханжеской  морали.  Значит.   место   в
творчестве А. занимает  антиклерикальная  тема,  что  навлекло  на  него
преследования церкви. Вследствие травли со стороны реакционных кругов А.
был вынужден в 1851 уехать в Америку, где жил до 1865.  Произведения  А.
носят по преимуществу романтич. характер, отличаются сложными аллегорич.
образами и символами. Во 2-й пол. 19 в. бунтарские мотивы творчества  А.
получили развитие в шведской драматургии, напр. в пьесах А. Стриндберга,
С. Ла-герл„ф. А. Пог.
   Лит.:  S  с  hue  k   H.   och   Warburg   K.,   Illustrerar   svensk
litteraturhistoria, de 6 - 7, 3 uppl., Stockh., 1930-32.
   АЛЬМЛ‚Ф (Almlof)-семья шведских акт„ров.  Нильс  Вильгельм  (1799-17.
II. 1875). В 1820 окончил школу при Королевском драма тич. т-ре, в к-ром
затем выступал до конца жизни. Был  крупнейшим  представителем  шведской
романтич. школы  акт„рского  иск-ва.  Его  исполнение  отличалось  ярким
темпераментом, тщательной работой над  словом,  изяществом  и  простотой
внешнего рисунка. Много играл в  драмах  Шиллера:  Валленштейн  ("Смерть
Валлен-штейна"), Филипп II ("Дон Карлос"),  Фиеско  ("Заговор  Фиеско  в
Генуе"), Мортимер ("Мария Стюарт").  В  числе  лучших  ролей  А.  также:
Отелло; Гамлет, Клавдий и Полоний ("Гамлет"), Магомет (о. п. Вольтера),'
дон Сильва  ("Эрнани"  Гюго),  Пальнатоке  (  о.  п.  Эленшлегера).  В„л
педагогич. работу в театр. школе.
   Карл А н д e p с К н у т (9. II. 1829-3. I. 1899). Сын предыдущего. В
1851 начал сценич.  деятельность  в  Королевском  т-ре.  Был  популярным
комедийным акт„ром.  Его  игра  отличалась  мягким  добродушным  юмором,
пластичностью, музыкальностью. Успешно выступал в  классич.  репертуаре.
Роли:
   Гарпагон ("Скупой"),  Хенрик  ("Хенрик  и  Пернил-ла"  Хольберга),  в
водевилях и опереттах  -  Перри-шон  ("Путешествие  Перришона"  Лабиша),
Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха).  Неоднократно  гастролировал  по
Швеции и Финляндии.
   Хедвиг Кристина Элисабет (Бетти; 14. XI. 1831 - l. IV. 1882). Жена  и
постоянная партн„рша Карла Андерса  Кнута.  Дебютировала  в  1847.  Была
характерной актрисой, обладавшей тонким юмором,  грацией.  Лучшие  роли:
Дорина ("Тартюф"), герцогиня  Мальборо  ("Стакан  воды"  Скриба),  мадам
Руннхольмен ("Союз молод„жи" Ибсена),  Пернил-ла  ("Хенрик  и  Пернилла"
Хольберга).
   Лит.: Nordensvan Gr., Svensk teater och svenska  skadespelare....  bd
1-2, Stockh.. 1917-18. Вл. М,
   АЛЬМУ XA M E Т О В,
   Газиз Салпхович [1895-1936(?)] - башкирский советский певец (тенор) и
композитор. Народный певец Башкирии (1929). Как исполнитель  башк.  нар.
песен выступил впервые в Ташкенте в 1913. Совм. с В. Виноградовым  и  С.
Габаши принимал участие в работе над первыми нац. тат. операми:  "Сания"
(Казань, 1925), "Рабочий" (1930, Казань). В опере "Сания" А. пел  партию
Зия, в опере "Рабочий" - партию Нигма-та. А. принадлежит ряд песен и др,
соч. Д. В.
   АЛЫ1ЕРОВЫ  -  русские  артисты  цирка;   клоуны.   Сергей   Сергеевич
(1859-1923) - утверждал вместе с братьями Дуровыми сатирические традиции
циркового искусства. Сын хозяина балагана, А. десяти лет бежал из дома с
бродячим цирком Фюрера. Выступал  сначала  как  эквилибрист,  затем  как
гимнаст на трапеции. Под влиянием клоуна М. Высокин-ского А.  переш„л  в
жанр клоунады ( т. н. Белый  клоун).  Освоил  игру  на  нескольких  муз.
инструментах. А. использовал в  своих  выступлениях  словесные  реплики,
акробатику, танцы на ходулях. Выступал в лучших цирках России. В 1889 А.
привл„к  партн„ра  Бернардо  (Рыжий)  и  создал  клоунский  дуэт  "А.  и
Бернардо".  Исполняемые  им  сценки:  "Печенье",   "Лестница",   "Бокс",
"Фотография", "Гамлет", пародирующие плохие  цирковые  номера,  грубость
бурж. спорта, халтурные  спектакли  провинциальных  т-ров,  пользовались
большим успехом, до сих пор повторяются многими клоунами. В  1904-06  А.
выступал с другим партн„ром - Мишелем, в 1906 -14 - снова с Бернардо.  В
эти годы в репертуар А. входили злободневные политич.  острые  шутки.  С
1914 партн„ром А. стал его сын Д. С. Альперов.
   Дмитрий Сергеевич (1895-1948) - советский артист  цирка.  Сын  С.  С.
Альперова.  В   детстве   вдво„м   с   младшим   братом   выступал   как
акробат-эксцентрик. Участвовал в пантомимах, затем стал партн„ром отца в
клоунадах. Позднее выступал самостоятельно. Партн„рами А. были: Макс (М.
И. Ф„доров), Мишель (М. П. Калядин),  Н.  Л.  Лавров  (Н.  Л.  Селяхин).
Отличное  знание  всех  видов  циркового  иск-ва  А.   использовал   как
исполнитель и режисс„р пантомим: "Махновщина" Масса и "Москва горит"  по
сценарию Маяковского. При„мы старой клоунады сочетались в номерах  А.  с
хл„сткими политич. репризами. Традиц. сюжеты клоунад А.  наполнял  новым
текстом, отражавшим совр. жизнь. Написал книгу  о  дореволюционном  рус.
цирке "На арене старого цирка" (1936).
   Лит.: Альперов Д., На арене старого цирка, М., 1936; Дмитриев Ю.  А.,
Русский цирк, М., 1953. М. 3.
   АЛЬТ - 1) Партия в хоре или вокальном  ансамбле,  исполняемая  низким

Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия