Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

детским или низким женским (меццо-сопрано, контральто) голосами;  звучит
и ноти-руется в партитуре выше тенора, отсюда и  название  (лат,  altus,
итал. alto - высокий). 2)  Низкий  детский  голос  (  у  мальчиков).  3)
4-струнный смычковый муз. инструмент скрипичного семейства.
   АЛЬТАВЙЛЛА (Altavilla), Паскуале (6. XII.  1806-1872)  -  итальянский
акт„р. Род. в Неаполе.
   Представитель неаполитанского диалектального т-ра  (вид  итал.  т-ра,
где  акт„ры  играют   на   местном   диалекте).   Вначале   выступал   в
импровизированных фарсах; в 1835 был приглаш„н в т-р "Сан-Карлино",  где
исполнял  роли  глуповатого  слуги  в  одноактных  пьесках  собственного
сочинения - "Миллионерша с м„ртвой головой", "Поездка в Кастелламаре  по
железной дороге", "Открытие кафе", "Европа", "Читатель газеты", "Свет  и
газ" и др. Игра А. отличалась живостью и виртуозностью,  унаследованными
им от лучших акт„ров комедии дель арте.  Он  пользовался  импровизацией,
при„мами акробатики. А. вн„с черты человечности в исполнение комического
образа-маски, предвосхищая манеру исполнения акт„ра А.  Петито.  Написал
большое  количество  фарсов  и  комедий  (издавались  в   1849-61),   не
отличающихся большими художеств. достоинствами, но  очень  сценичных.  В
1958 миланский "Пикколо-театр" поставил  комедию  А.  "Пульчинелла  ищет
сво„ счастье в Неаполе".
   Лит.: BragagliaA. ., Pulcinella, Roma, 1953.  P.X.  АЛЬТАНИ,  Ипполит
Карлович  [  15(27).  V.  1846-  17.  II.  1919]  -  русский  дириж„р  и
хормейстер. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки (у Г.
Венявского) и композиции (у Н. Зарембы  и  А.  Рубинштейна).  В  1867-82
работал дириж„ром и  хормейстером  рус.  оперы  в  Киеве;  способствовал
развитию музыкально-сценич. иск-ва  на  Украине.  В  1882-  1906  -  гл.
дириж„р Большого т-ра. А. осуществил впервые на моек.  сцене  постановку
рус. опер - "Опричник" (1874), "Мазепа" (1884), "Пиковая  дама"  (1891),
"Иоланта" (1893) Чайковского, "Снегурочка" (1893), "Псковитянка"  (1901)
Римского-Корсако-ва, "Борис Годунов" (1888)  Мусоргского  и  др.  Уделял
большое внимание  технич.  законченности  исполнения,  чистоте  строя  и
ровности звучания. Выступал также в симф. концертах. Преподавал  в  Муз.
уч-ще Киевского отделения Рус. муз. об-ва.
   Лит.: И. К. Альтани..., "Рус. муз. газета", 1902, ј 41;
   Ипполит  Карлович  Альтанн  (По  поводу  25-летия   его   дириж„рской
деятельности), "ЕИТ", вып. 6-7, [СПБ], 1909. В. А. К.
   АЛЬТЕРМАН, Теодор Юрьевич [12(24). XI. 1885-  18(31).  III.  1915]  -
эстонский   акт„р.   Творч.   деятельность   начал   в   1902   в   полу
профессиональной труппе  об-ва  "Эстония"  в  Ревеле  (Таллин).  В  1905
занимался  в  Берлине  у  проф.  Э.  Милан  сценич.  речью  и  акт„рским
мастерством. С 1906, с перерывом  (в  1911-13  работал  в  нар.  т-ре  в
Эссене,  Германия)-  акт„р  эст.   проф.   т-ра   "Эстония"   (один   из
организаторов этого т-ра). А. создал яркие сценич. образы: Барон (1903),
Хлестаков (1908); Борис Годунов ("Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого,
1909), Отелло (1910), Гамлет  (1913);  Тесман  ("Гедда  Габлер"  Ибсена,
1914). А. был первым исполнителем ролей:
   Лео Саалепа и Пийбелехта ("Неуловимое чудо", 1913, и "Домовой", 1914,
Вильде).  Игра  А.  отличалась   мастерством   перевоплощения,   большим
акт„рским темпераментом,  яркой  характерностью.  Он  владел  искусством
пауз, внутреннего монолога. Успешно исполнял роли в  комедиях  и  фарсах
(Антон  Мель-цер  -"Хорошо  сшитый  фрак"  Дрегели,  1913,  и  др.).  А.
занимался также режисс„рской деятельностью; первая  режисс„рская  работа
А. - "Безумная  мысль"  Лауфса  (1907).  В  дальнейшем  пост.  спектакли
"Неуловимое чудо" Вильде (1913), "Маскарад" (1914), "Без вины виноватые"
(1915) и др.
   Лит.: Theodor Altermann, Tallinn, 1940; Pinna P., Theodor  Altermann,
"Looming", 1945, .No 11, lk. 1145-1158;
   Lauter A., Theodor Altermann, в кн.: Eesti Noukogude teater. Aim. II,
Tallinn, 1956, lk. 233-40; Театры Советской Эстонии,  Таллин,  1956,  с.
38-43. Л. Цр.
   АЛЬТЛЕЙС-ХЕЙСЛЕР, Анна Андресовна [20. XII. 1885 (l. I. 1886) - 8. X.
1957]  -  эстонская  актриса.  Сценич.  деятельность  начала  в  1903  в
любительской труппе г. Вильянди  в  Эстонии.  В  1906-25-  актриса  т-ра
"Ванемуйне" (Тарту). Дебютировала в роли Ренаты  ("Ледоход"  Хальбе).  В
1927-28 - актриса т-ра "Эндл а" (Пярну). Творчество  А.  характеризуется
реалистич.  тенденциями,  широтой  диапазона.  С  большим  темпераментом
исполняла  как  дра-матич.,  так  и  комедийные  роли:  Ганна   ("Возчик
Ген-шель"  Гауптмана,  1907),  Акулина  ("Власть  тьмы",  1908),   Тийна
("Оборотень" Китцберга, 1911), Лилли ("Неуловимое чудо"  Вильде,  1913),
Елена Андреевна ("Дядя Ваня", 1916), Йо ("Гибель "Надежды"" Хейер-манса,
1907). В 1928 А. покинула сцену.
   Лит.: К. E. S., Altleis-Heisler  Anna,  в  кн.:  Eesti  biogra-tiline
leksikoni, taiendkoide, Tartu-Tallinn, 1940, c. 11. Л. K p.
   АЛЬТМАН, Иоганн Львович (l. V. 1900-26. II. 1955)- русский  советский
литературовед и театральный критик. Член КПСС с 1920. Окончил Моск. ун-т
(1926), Ин-т красной профессуры (1932, лит. отделение).  Был  редактором
газеты "Советское искусство" (1936-38), журнала "Театр" (1937-41). А.  -
автор работ по  теории  драмы,  а  также  ряда  статей  (о  Луначарском,
Трен„ве,  Билль-Белоцерков-ском,  Вишневском,  Афиногенове,  Киршоне,  о
спектаклях моек. театров, театров Армении, Грузии, Азербайджана и др.).
   Соч.: Драматические принципы  Аристотеля,  М.,.  1936;  Теория  драмы
Лессинга, М., 1936; Лессинг и  драма,  M.-Л.,  1939;  Акакий  Алексеевич
Хорава, M.-Л., 1947;
   Избранные статьи, М., 1957. С Под"
   АЛЬТМАН, Натан Исаевич  [р.  9(21).  XII.  1889]-  русский  советский
театральный художник, график и живописец. Учился в  Одесском  художеств.
уч-ще. Работу в т-ре начал в  1918.  Участвовал  в  оформлении  массовых
инсценировок    в    Ленинграде    (1918-20).    Художник    спектаклей:
"Мистерия-Буфф" Маяковского (1921, Госцирк), "Гадибук"  Ан-ского  (1922,
студия "Габима", Москва), "Бронепоезд 14-69" Вс.  Иванова  (1932,  Театр
интернационального   действия,    Париж).    Элементы    схематизма    и
абстрактности, свойственные ранним работам А., успешно преодолеваются им
в  последующий  период.  В  своих  театрально-декорационных  работах  А.
стремится к глубокому раскрытию темы спектакля,  ч„ткости,  скульптурной
заверш„нности   композиционного   построения    сценич.    пространства,
использованию условных при„мов для создания реалистич. образа. Среди его
лучших работ: "Отелло" (1944) и "Гамлет" (1954); "Победители ночи" Штока
(1950) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Тристан и  Изольда"  Бруштейн
(1947) в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола и др. А" работает  также
в кино.

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия