|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 » »» детским или низким женским (меццо-сопрано, контральто) голосами; звучит
и ноти-руется в партитуре выше тенора, отсюда и название (лат, altus,
итал. alto - высокий). 2) Низкий детский голос ( у мальчиков). 3)
4-струнный смычковый муз. инструмент скрипичного семейства.
АЛЬТАВЙЛЛА (Altavilla), Паскуале (6. XII. 1806-1872) - итальянский
акт„р. Род. в Неаполе.
Представитель неаполитанского диалектального т-ра (вид итал. т-ра,
где акт„ры играют на местном диалекте). Вначале выступал в
импровизированных фарсах; в 1835 был приглаш„н в т-р "Сан-Карлино", где
исполнял роли глуповатого слуги в одноактных пьесках собственного
сочинения - "Миллионерша с м„ртвой головой", "Поездка в Кастелламаре по
железной дороге", "Открытие кафе", "Европа", "Читатель газеты", "Свет и
газ" и др. Игра А. отличалась живостью и виртуозностью, унаследованными
им от лучших акт„ров комедии дель арте. Он пользовался импровизацией,
при„мами акробатики. А. вн„с черты человечности в исполнение комического
образа-маски, предвосхищая манеру исполнения акт„ра А. Петито. Написал
большое количество фарсов и комедий (издавались в 1849-61), не
отличающихся большими художеств. достоинствами, но очень сценичных. В
1958 миланский "Пикколо-театр" поставил комедию А. "Пульчинелла ищет
сво„ счастье в Неаполе".
Лит.: BragagliaA. ., Pulcinella, Roma, 1953. P.X. АЛЬТАНИ, Ипполит
Карлович [ 15(27). V. 1846- 17. II. 1919] - русский дириж„р и
хормейстер. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки (у Г.
Венявского) и композиции (у Н. Зарембы и А. Рубинштейна). В 1867-82
работал дириж„ром и хормейстером рус. оперы в Киеве; способствовал
развитию музыкально-сценич. иск-ва на Украине. В 1882- 1906 - гл.
дириж„р Большого т-ра. А. осуществил впервые на моек. сцене постановку
рус. опер - "Опричник" (1874), "Мазепа" (1884), "Пиковая дама" (1891),
"Иоланта" (1893) Чайковского, "Снегурочка" (1893), "Псковитянка" (1901)
Римского-Корсако-ва, "Борис Годунов" (1888) Мусоргского и др. Уделял
большое внимание технич. законченности исполнения, чистоте строя и
ровности звучания. Выступал также в симф. концертах. Преподавал в Муз.
уч-ще Киевского отделения Рус. муз. об-ва.
Лит.: И. К. Альтани..., "Рус. муз. газета", 1902, ј 41;
Ипполит Карлович Альтанн (По поводу 25-летия его дириж„рской
деятельности), "ЕИТ", вып. 6-7, [СПБ], 1909. В. А. К.
АЛЬТЕРМАН, Теодор Юрьевич [12(24). XI. 1885- 18(31). III. 1915] -
эстонский акт„р. Творч. деятельность начал в 1902 в полу
профессиональной труппе об-ва "Эстония" в Ревеле (Таллин). В 1905
занимался в Берлине у проф. Э. Милан сценич. речью и акт„рским
мастерством. С 1906, с перерывом (в 1911-13 работал в нар. т-ре в
Эссене, Германия)- акт„р эст. проф. т-ра "Эстония" (один из
организаторов этого т-ра). А. создал яркие сценич. образы: Барон (1903),
Хлестаков (1908); Борис Годунов ("Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого,
1909), Отелло (1910), Гамлет (1913); Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена,
1914). А. был первым исполнителем ролей:
Лео Саалепа и Пийбелехта ("Неуловимое чудо", 1913, и "Домовой", 1914,
Вильде). Игра А. отличалась мастерством перевоплощения, большим
акт„рским темпераментом, яркой характерностью. Он владел искусством
пауз, внутреннего монолога. Успешно исполнял роли в комедиях и фарсах
(Антон Мель-цер -"Хорошо сшитый фрак" Дрегели, 1913, и др.). А.
занимался также режисс„рской деятельностью; первая режисс„рская работа
А. - "Безумная мысль" Лауфса (1907). В дальнейшем пост. спектакли
"Неуловимое чудо" Вильде (1913), "Маскарад" (1914), "Без вины виноватые"
(1915) и др.
Лит.: Theodor Altermann, Tallinn, 1940; Pinna P., Theodor Altermann,
"Looming", 1945, .No 11, lk. 1145-1158;
Lauter A., Theodor Altermann, в кн.: Eesti Noukogude teater. Aim. II,
Tallinn, 1956, lk. 233-40; Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956, с.
38-43. Л. Цр.
АЛЬТЛЕЙС-ХЕЙСЛЕР, Анна Андресовна [20. XII. 1885 (l. I. 1886) - 8. X.
1957] - эстонская актриса. Сценич. деятельность начала в 1903 в
любительской труппе г. Вильянди в Эстонии. В 1906-25- актриса т-ра
"Ванемуйне" (Тарту). Дебютировала в роли Ренаты ("Ледоход" Хальбе). В
1927-28 - актриса т-ра "Эндл а" (Пярну). Творчество А. характеризуется
реалистич. тенденциями, широтой диапазона. С большим темпераментом
исполняла как дра-матич., так и комедийные роли: Ганна ("Возчик
Ген-шель" Гауптмана, 1907), Акулина ("Власть тьмы", 1908), Тийна
("Оборотень" Китцберга, 1911), Лилли ("Неуловимое чудо" Вильде, 1913),
Елена Андреевна ("Дядя Ваня", 1916), Йо ("Гибель "Надежды"" Хейер-манса,
1907). В 1928 А. покинула сцену.
Лит.: К. E. S., Altleis-Heisler Anna, в кн.: Eesti biogra-tiline
leksikoni, taiendkoide, Tartu-Tallinn, 1940, c. 11. Л. K p.
АЛЬТМАН, Иоганн Львович (l. V. 1900-26. II. 1955)- русский советский
литературовед и театральный критик. Член КПСС с 1920. Окончил Моск. ун-т
(1926), Ин-т красной профессуры (1932, лит. отделение). Был редактором
газеты "Советское искусство" (1936-38), журнала "Театр" (1937-41). А. -
автор работ по теории драмы, а также ряда статей (о Луначарском,
Трен„ве, Билль-Белоцерков-ском, Вишневском, Афиногенове, Киршоне, о
спектаклях моек. театров, театров Армении, Грузии, Азербайджана и др.).
Соч.: Драматические принципы Аристотеля, М.,. 1936; Теория драмы
Лессинга, М., 1936; Лессинг и драма, M.-Л., 1939; Акакий Алексеевич
Хорава, M.-Л., 1947;
Избранные статьи, М., 1957. С Под"
АЛЬТМАН, Натан Исаевич [р. 9(21). XII. 1889]- русский советский
театральный художник, график и живописец. Учился в Одесском художеств.
уч-ще. Работу в т-ре начал в 1918. Участвовал в оформлении массовых
инсценировок в Ленинграде (1918-20). Художник спектаклей:
"Мистерия-Буфф" Маяковского (1921, Госцирк), "Гадибук" Ан-ского (1922,
студия "Габима", Москва), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1932, Театр
интернационального действия, Париж). Элементы схематизма и
абстрактности, свойственные ранним работам А., успешно преодолеваются им
в последующий период. В своих театрально-декорационных работах А.
стремится к глубокому раскрытию темы спектакля, ч„ткости, скульптурной
заверш„нности композиционного построения сценич. пространства,
использованию условных при„мов для создания реалистич. образа. Среди его
лучших работ: "Отелло" (1944) и "Гамлет" (1954); "Победители ночи" Штока
(1950) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Тристан и Изольда" Бруштейн
(1947) в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола и др. А" работает также
в кино.
Страницы: «« « 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |