Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»

помещении), Т-р оперы и балета им. Абая (здание построено в  1941);  Т-р
для детей и юношества (казах. и  рус.  труппы),  Казах,  филармония  им.
Джамбула. В составе АН Казах. ССР имеется сектор искусствоведения, к-рый
вед„т работу по изучению театр. иск-ва Казахстана.
   АЛМА-АТИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
   (Государственный республиканский русский театр драмы  Казах.  ССР)  -
организован в 1933. С 1938 носит наст. наименование. В 1941 объедин„н  с
Казах, т-ром. С 11938 был Ю. Л. Рутковский; в 1945-57 - гл. реж. Я. С. Штейн,  в  1957-59
M. В. Сулимов, с 1960- А. И. Лакшин. Наряду с пост. русских  классич.  и
совр. пьес т-р стремился создавать спектакли из жизни Казахстана. В 1935
(к 15-летию республики) и в 1943 (к  10-летию  т-ра)  была  осуществлена
пост. спектакля "Мятеж" по Фурманову. Из пьес казах.  драматургов  пост.
"Ночные раскаты" (1937), "Любовь и честь" ("Кобланды", 1946) Ауэзова.  В
содружестве с драматургами республики т-р создал спектакли о  целинниках
Казахстана: "От всего сердца" Анова и Штейна (1956), "Наследники"  Анова
(1958); о становлении Сов. власти в Казахстане: "Степное зарево" Шашкина
и Гольдблата (1957). В 1958 т-р  принимал  участие  в  декаде  лит-ры  и
иск-ва  Казах.  ССР  в  Москве  со  '  спектаклями  "Наследники"  Анова,
"Джордано  Бруно"  Окулевича,  "Платонов"  Чехова,  "Битва  в  пути"  по
Николаевой. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. СССР  В.  Б.  Харламова,
нар. арт. Казах. ССР С. П. Ассуиров, Е. Я. Диордиев, Е. Б. Кручинина, Л.
Я. Майзель, засл. арт. Казах. ССР - М. Б.
   Азовский, Б. Э. Дэльвин, А. Я. Закк, Л. П. Кюн, Ю. Б. Померанцев,  Н.
И. Трофимова и др., гл. художник - И. Б. Бальхозин.
   Лит.: Канапин А.,  Варшавский  Л.,  Искусство  Казахстана,  Алма-Ата,
1958. Д\ JJ
   "АЛМАС" - драма в 5 актах, 7 картинах Дж. Джа-барлы  (о  столкновении
передовых людей деревни с кулачеством). Соч. 1930 (на азерб. яз.). Пост.
13 апр. 1931 в Т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Туганов, в  пост.  принял
участие автор;
   Алмас - Гаджиева, Мирза Самандар - Алиев, Ибад-Санани,  Фатьманиса  -
Мамедова, Гаджи Ахмед - Тахмасиб, Шариф- Идаятзаде и др.).  "А."  прочно
утвердилась в репертуаре Азерб.  т-ра,  неоднократно  возобновлялась.  В
1957 пост. в том же т-ре (реж. Алекперов,  худ.-  Фатуллаев,  композитор
Рустамов, Алмас - Бадирбейли, Мирза Самандар - Курбанов, Ибад -  Салаев,
Фатьманиса - Мамедова, Шариф - Санани,  Оджах-кули  -  Велиханлы).  "А."
ставилась также в Кировабадском азерб. (1950-51) и др. т-рах.
   И з д а н и я.- Первое изд. (на рус. яз.): Алмас. Драма в 5  акт.,  7
к., М., 1935; из послед, изд.: Д ж. Д жаб а р л ы, Соч , в  трех  томах,
т. 2, Баку, 1957 (на азерб. яз.); Пьесы советских писателей. Сб., т.  2,
М., 1953.
   Лит.: Джафаров Дж.,  Азербайджанский  ордена  Тр.  Кр.  Знамени  Гос.
драматич. театр им. М. Азизбекова, М., 1951, с. 158-163. А. Шн.
   АЛМАСЗАДЕ, Гамэр Гаджи Ara кызы (р. 10. III. 1915) -  азербайджанская
советская артистка балета, балетмейстер. Нар.  арт.  СССР  (1959).  Член
КПСС с 1945. Творч. деятельность начала в 1930 в Т-ре оперы и балета им.
Ахундова (Баку). Была первой  балериной-азербайджанкой.  Дебютировала  в
1931 в роли Тао Хоа. Училась в  Бакинской  студии.  В  1936  i  окончила
Ленингр.  хореогра-фич.  уч-ще  (педагог  М.  Ф.  Романова-Уланова).   С
1936солистка  Т-ра  им.  Ахундова.  Яркостью  характеристики  отличаются
партии,  исполненные  А.  в  нац.  балетах:  Гюльянак  ("Девичья  башня"
Бадалбейли, 1940), Гюлыпен ("Гюлыпен" С.  Гаджибекова,  Ст.  пр.  1952),
Айша ("Семь красавиц" Караева, 1952).  А.  создала  образы,  исполненные
драматизма и  поэзии.  Выразительная  пластика,  мягкость  сочетаются  в
иск-ве А. с движениями, присущими азерб.  нар.  танцу  (игра  плечами  и
кистями рук, "плывущая" походка и т. д.).  Тонкостью,  лирикой  отмечены
партии в классич. балетах: Одетта-Одиллия;  Маша  ("Щелкунчик"),  Мария,
Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Раймонда. С 1953 А.- гл.  балетмейстер
Т-ра им. Ахундова: пост. спектакли:
   "Девичья башня" Бадалбейли (1940), "Гюлыпен" С.  Гаджибекова  (1950),
"Красный цветок" (1954), "Лауренсия"  Крейна  (1956)  и  др.  В  1936-37
руководила танц. группой Азерб. ансамбля песни и  пляски,  ставила  нар.
танцы. С 1936 вед„т педагогич. работу в  Бакинском  хореографич.  уч-ще.
Автор ряда статей по азерб. балетному иск-ву.
   "AJIMACT" - опера  А.  Спендиарова,  либр.  С.  Парнок  по  поэме  О.
Туманяна "Взятие Тмкаберда" (окончат, редакция партитуры и дополнения-М.
Штейнберга). Пост. 23 июня 1930, филиал Большого т-ра  (Надир-шах  -  Г.
Пирогов, Алмаст - Максакова, Татул  -  АН.  Иванов.  Дириж„р  Штейнберг,
пост. Шарашидзе); Одесский т-р  оперы  и  балета  (1930;  на  укр.  яз.;
дириж„р Столерман, пост. Гречнева, худ. Сарьян,  балетм.  Моисеев);  Т-р
оперы и балета, Тбилиси (1932; на груз.  яз.;  дириж„р  Столерман,  реж.
Цуцунава); 20 янв. 1933 т-р оперы и балета им. Спендиарова  (Ереван,  на
арм. яз., пост.  на  открытии  т-ра).Либр.  Парнок  и  Ахумяна,  дириж„р
Столерман   (последующими   спектаклями   дирижировал   Будагян)   (реж.
Бурд-жалов, худ. Сарьян). В 1939 опера была показана  тем  же  т-ром  на
декаде арм. иск-ва в Москве (во 2-й редакции) (Татул - Лисициан,  Алмаст
-  Сазандарян,  Рубен  -  Пого-сян,  Надир-шахИсецкий-Иоанисян,  Шейх  -
Гусельников, Ашуг - Габриэлян, Шут - Багдасарян. Дириж„р Будагян,  пост.
Ованесяна, худ. Сарьян, балетм. Арбатов, хормейстер  Никольский).  Среди
исполнителей  в  последующие  годы:  Шара  Тальян,  Сердобов  -   Татул,
Шахназарян, Аветисян - Алмасти др. В 1953 опера была пост. в Т-ре  оперы
и балета им. Навои (Ташкент).
   И з дания.- М., изд. Гос. театров оперы и балета, 1930. Лит.: Абасова
Э., Опера "Алмаст" А. Спендиарова, Баку, 1958;  Тигранян  Г.,  Александр
Афанасьевич Спен-диаров, М., 1959, с. 221-306. Я. Гр.
   АЛМЕЙДА  (Almeida),  Франсишку  Атониу  д'   (г.   рожд.   неизв.-ум.
1755)-португальский  композитор.  Основоположник  португ.  нац.   оперы.
Музыке  обучался  в  Лисабоне  и  Италии.  Автор  первой  португ.  оперы
"Терпение Сократа" (Лисабон, 1733), опер "Хитрая сумасшедшая"  (Лисабон,
1735), "Спинальба, или Старый безумец" (Лисабон, 1739), ораторий  и  др.
соч.
   Лит.: Vieira E., Diccionario biografico de musicos portuguezos, v. l,
Lisboa, 1900. Иг. Ф.
   АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ (Almeida Garrett), Жуан Бап-тишта да Силва Лейтан  (da
Silva Leitao) (4. II. 1799-9. XII.  1854)  -  португальский  писатель  и
драматург,  общественно-политический  деятель.  Род.  в  Порту.  В  1816
поступил на юридич. ф-т ун-та в Коимбре. Для университетского т-ра А.-Г.
написал свои  первые  трагедии  "Лукреция",  "Ксеркс"  (1819),  "Меропа"
(1820) и др., явившиеся подражанием др.-греч. классикам.  В  1820  А.-Г.

Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия