Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»

выступила на оперной сцене в Петербурге в 1913.  В  1913-29  -  солистка
Мариинского театра  (ныне  Ленинградский  театр  оперы  и  балета  имени
Кирова). Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Феврония ("Сказание  о
невидимом граде Китеже и  деве  Февронии"  Рим-ского-Корсакова),  Тамара
("Демон"),  Эльза,   Елизавета,   Зиглинда,   Брунгильда   ("Лоэн-грин",
"Тангейзер", "Валькирия", "Гибель богов"  Вагнера)  и  др.  Выступала  в
концертах. С, 19f9 А. работает в Ленинградской консерватории (с  1939  -
профессор). Среди учеников А.- Т. Н. Лаврова, В. Н.  Кудрявцева,  М.  А.
До-венман и др. Н. Каз.
   АКИМОВА (Р е б p и с т о в а), Софья Павловна [сент.  1824-4(16).VII.
1889] - русская актриса. Брала уроки у актрисы А. Т. Сабуровой.  В  1846
дебютировала на сцене моек. Малого т-ра; играла здесь до конца жизни. А.
была блестящей исполнительницей ролей комич.  старух.  Первой  исполнила
мн. роли в пьесах  А.  Н.  Островского:  Арина  ("Бедность  не  порок"),
Аграфена Кондратьевна ("Свои люди  -  сочт„мся"),  Кукушкина  ("Доходное
место"),  Манефа  ("На  всякого  мудреца  довольно  простоты"),  Матр„на
("Горячее сердце"), Феклуша ("Гроза") и др. Среди лучших работ А. также:
Сваха  ("Женитьба"),  Про-стакова  ("Недоросль"),  роли  в  водевилях  и
фарсах. Талантливая бытовая актриса, А.  прекрасно  владела  мастерством
речевой характеристики.
   Лит.: "БИТ", fn.], 1914, вып. VII;  "Москва",  1868,  ј  47  (ст.  И.
Аксакова "Двадцать  два  года  службы  С.  П.  Акимовой  при  московских
театрах"). Н. ф.
   АКИТА, Удзяку  (наст.  имя-Токудзо)  (р.  2.  II.  1883)  -  японский
писатель, драматург.  В  1907  окончил  .англ.  отделение  ун-та  Васэда
(Токио).  В  1908  начал  лит.  деятельность.  В  1913  был   связан   с
прогрессивным театром "Гэйдзюцу-дза", с этого времени работал в, области
нового театра ("сйнгэки") и драматургии. В 20-е гг. примкнул к  деятелям
пролетарского иск-ва. Был одним из основателей  (1923)  прогрессивного",
т-ра "Сэнку-дза", где пост. его пьеса "Граната" (1923). В 1927  приезжал
в Советский Союз. Написал пьесы: "Погреб„нная весна" (1913), "Три  души"
(1918), "Ночь на границе" (1921) и др., вошедшие в одноим. сборники.  Не
прекращал своей  деятельности  ив  годы  реакции  (1934-45).  После  2-й
мировой воины А. возглавил Ин-т сценич. иск-ва в Токио. А. Г.
   AKKEPMAH (Ackermann) - семья немецких акт„ров. Конрад  Эрнст  А.  (1.
II. 1710, Шверин,- 13. II. 1771,  Гамбург)  -  акт„р  и  антрепрен„р.  В
молодости (1735-39) был солдатом, служил в русской армии у  фельдмаршала
Миниха. В конце 30-х годов А. увл„кся т-ром, стал играть в странствующих
нем. труппах. В 1740 дебютировал в труппе И.  Ш„немана  в  Люнебурге.  В
1741-46 А. с различными труппами выступал в Гамбурге, Шверине,  Данцпге.
В 1747 вместе с С. Шредер, своей будущей  женой,  уехал  в  Россию,  где
успешно выступал в Петербурге и Москве. В 1752 вернулся на  родину  и  в
1755 открыл в Кенигсберге т-р, выстроив спец. здание. В 1758 в  связи  с
Началом Семилетней войны А. бежал на юг Германии, где  продолжал  играть
со своей труппой; гастролировал тауже в Эдьзасе  и  Швейцарии.  В  1764-
1767 А. возглавлял труппу Г. Коха в Гамбурге, где построил и  оборудовал
новый т-р. Гамбургская антреприза - пора расцвета театр. деятельности А.
В его труппе были лучшие нем. акт„ры того времени:
   К. Экгоф, М. Б„к, Ф. Л. Щр„дер; актрисы: Ф. Хен-зель, К.  Шульце,  С.
Шредер. А. ставил лучшие произв. классики и совр.  нем.  драматургии,  а
также (для поднятия сборов) оперио-балетные спектакли и  фарсы.  Большие
траты А. на декорации и костюмы привели его г-р  в  1767  к  финансовому
краху. Антреприза А. перешла к драматургу Ф. Л„вену, труппа А. вместе  с
самим  А.,  Шредером,  Экгофом  и  дрь   составила   ядро   Гамбургского
национального театра. В 1768 антреприза снова перешла к  А"  В  1769  он
возглавлял также и Нижнесаксоискую труппу. В  последние  годы  жизни  А.
делил руководство Гамбургским нац. т-ром со Шредером, к-рый в„л балетную
часть. После смерти А. его антреприза целиком перешла к Шредеру.
   А. был передовым театр. деятелем своего времени. Вместе с Экгофом,  а
позднее Шредером он утверждал на нем. сцене реалистич. иск-во и  боролся
с обветшалыми традициями классицизма. А. завоевал широкую известность  и
как блестящий акт„р. Непосредственное,  искреннее,  глубокое  иск-во  А.
отличалось   ярким    нац.    своеобразием.    Созданные    им    образы
характеризовались яркими бытовыми деталями. А. играл  в  пьесах  Мольера
(Оргон, Гарпагон, Сганарель - "Тартюф", "Скупой", "Дон Жуан"),  Лессинга
(Вахмистр -"Минна фон Барнхельм"), Хольберга и др.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульсного, т. 2, М., 1957; L i t z m a n n B., Fr. Ludwig Schroder, Bd
1-2, Hamb.- Lpz., 1890-94;
   K indermann H., Ackermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte der
Goetherzeit, W., 1948. Г, Гур.
   Доротея А. (12. II. 1752-1821) - актри ca. Дочь Конрада Эрнста  А.  и
С. Шредер. Дебютировала в т-ре своего отца в роли Сары Сампсон  в  драме
Г. Э.  Лессинга  "Мисс  Сара  Сампсон".  Впоследствии  удачно  играла  в
трагедиях и комедиях. Роли:
   Офелия, Дездемона; Минна ("Минна фон  Барнхельм"  Лессинга).  В  1778
оставила сцену.
   Шарлотта А. (23. VIII. 1757-10. V.  1775)  -  актриса.  Дочь  Конрада
Эрнста А. и С.  Шредер.  Играла  преим.  в  Гамбурге.  Проявила  большое
дарование, исполняя роли молодых девушек, субреток, а также  трагедийные
роли преим. во франц. классич. драматургии.
   АКМЕНТЫНЬ (наст. фам.- Штейнберг), Да-це [22. VII (3. VIII). 1858-16.
III. 1936) - латышская актриса. В юности работала  швеей.  Как  солистка
певческого хора А. в 1886 была приглашена  на  роль  Вани  в  постановке
"Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") в Рижском  латыш.  т-ре.  В  1887  была
зачислена в труппу этого т-ра и работала здесь до ухода со сцены в 1914.
Большое обаяние, многогранный талант,  приобрет„нное  в  упорной  работе
мастерство принесли А. славу лучшей латыш. актрисы  своего  времени.  А.
внесла большой вклад в развитие нац. реалистич. сценического  иск-ва.  С
одинаковым  успехом  играла  роли  трагич.  героинь,   нежных   девушек,
комедийных субреток и резвых мальчиков. Среди лучших ролей  А.:  Карлен,
Кристина ("Дни портных в Силмачах", 1902,  "В  огне",  1905,  Блаумана),
Мирдза ("Вайделоте" Аспазии, 1894), Спридит, Сниедзе ("Спри-дит",  1903,
"Принцесса  Гундега  и  король  Брусубарда",  1912,   Бригадер),   Луиза
("Коварство и любовь", 1893), Настя ("На дне",  1906),  Поля  ("Мещане",
1904), Нора ("Кукольный дом", 1897), Гретхен ("Фауст" Г„те, 1898), Эльга
(о. п. Гауптмана, 1907). Творчество  А.  высоко  ценили  Я.  Райнис,  Р.
Блауман и др. представители передовой латышской культуры.
   Лит.: Kundzins, Dace Akmentina, Teatris un dzive. Almanahs III, Riga,
1959, с. 343-52. Я. Я.

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия