|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» АПЗМАН, Давид Яковлевич [14(26) JII.1869-26.IX. 1922] - русский
писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился в Одесской художеств.
школе и в Высшей школе искусств в Париже. Лит. деятельность начал в
1901. Примыкал к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким. В своих
произв. А. изображал гл. обр. еврейскую среду; пьесы его проникнуты
ли-берально-гуманистич. протестом против самодержавия, с большой
натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А.
"Терновый куст" высоко ценил Горький (пьеса была запрещена царской
цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела"
(1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский квартал" (1916), "Летний
роман" (1916), "Ж„ны" (1908, Александрийский т-р), "Консул Гранат"
(1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др.
Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во "Просвещение", 1911-16 (в
томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920;
Консул Гранат, П., 1923.
Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л., 1936,
с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л.,
1925, с. 153-204.
АЙЗМАН, Николай Спиридонович [р. 2(15). XII. 19051 - чувашский
советский драматург. Род. в крестьянской семье. Занимаясь крестьянским
трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В 1928
окончил нац. муз.-театр. студию (Чебоксары). После окончания студии
работал акт„ром и режисс„ром Чувашского т-ра драмы (Чебоксары).
Драматургич. деятельность начал в 1929. Автор пьесы "Шум" (1931) об
индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939),
"Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту,
культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной деревни.
Сатирич. направленностью, нац. колоритом отмечены пьесы комедийного
жанра: "Выйди замуж за Ивана" (1957) и др. Пьесы А. ставились в
Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья.
С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары, 1958;
Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все).
Лит.: С и р о т к и н М. Я., Очерки истории чуваш-гной советской
литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти.
Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р
АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11. 1914) - казахский советский
акт„р, режисс„р. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат Верх.
Совета Каз. ССР 4-го созыва. Род. в семье крестьянина-скотовода в
Баян-Аульском р-не Павлодарской обл. По окончании школы поступил в
Казахский ин-т просвещения (Семипалатинск), где участвовал в работе
кружка художеств. самодеятельности. В 1933 был принят в труппу
Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой
друг" Погодина. Исполнял преим. роли героев. Позднее занялся
режисс„рской работой (в 1947-51 был гл. режисс„ром театра). С 1953
работает в кино как акт„р и режисс„р.
Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной
и психологической характеристик, внутренним драматизмом и сильным
темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей А.:
Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ, Иса-тай
("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич.
страстностью играет А. роли современников: Кидд ("Голос Америки"
Лаврен„ва), Кривенко ("Победители" Чирскова), Бретт ("Глубокие корни"
Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью, обличит. силой отмечены отрицат.
образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар ("Козы Корпеш и
Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек с ружь„м"), Тихона
("Гроза"), Сатина ("На дне"), А. создал подлинно русские характеры,
раскрыл идейную сущность образов. С ярким темпераментом и комедийным
блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой"). Комедийное
дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова,
а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле
"Абай" (один из авторов инсц., реж. спектакля, исполнитель роли
Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба и
любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники", "Человек
с ружь„м" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая" (Шарнп), "Золотой
рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы "Поэма о
любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958).
АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят из
драматич., муз., вокальных и танцевальных групп. Возникли из муз. и
театр. самодеятельных кружков, организованных после победы народной
революции в Монголии (1921) в аймачных (областных) центрах.
Организаторами этих кружков являлись представители городской и сельской
интеллигенции, члены Революционного союза молод„жи. Муз. кружками
руководили народные музыканты, драматическими-учителя. Репертуар пх
состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич. содержания,
к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах, на гуляниях,
во время празд-никбв. Участники кружков выезжали с концертами и
спектаклями на летние и зимние стойбища.
В 1946 в Улан-Баторе были организованы двухлетние муз.-драм. курсы
для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в 1948
из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.)
А. т. в Чойбалсане. В 1942 Улан-Баторский муз.-театр. техникум
выпустил группу казахских акт„ров, на основе к-рой создан Баинульгинский
А. т., сначала полу профессиональный, затем (с 1956) профессиональный
театр. В 1950 создан А. т. в Джаргаланте (театр возник на основе
самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В
Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У.
АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J - каракалпакский советский
драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946. В 1930
окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в 1927.
В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы". В 1956 окончил высшие лит.
курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор муз. комедии "Своей
палкой себя самого" (1940), муз. драм "Лейтенант Елмуратов" (1943),
"Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958), "На берегу Аму-Дарьи"
(1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958) - о нац. поэте, "Равшан"
(1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре
им. Станиславского (Нукус). В них отражено прошлое каракалпакского
народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь советских
людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны и трудовые
подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б.
АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878, Соктари
Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |