Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» АПЗМАН, Давид Яковлевич [14(26) JII.1869-26.IX. 1922] - русский писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился в Одесской художеств. школе и в Высшей школе искусств в Париже. Лит. деятельность начал в 1901. Примыкал к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким. В своих произв. А. изображал гл. обр. еврейскую среду; пьесы его проникнуты ли-берально-гуманистич. протестом против самодержавия, с большой натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А. "Терновый куст" высоко ценил Горький (пьеса была запрещена царской цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела" (1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский квартал" (1916), "Летний роман" (1916), "Ж„ны" (1908, Александрийский т-р), "Консул Гранат" (1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др. Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во "Просвещение", 1911-16 (в томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920; Консул Гранат, П., 1923. Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л., 1936, с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л., 1925, с. 153-204. АЙЗМАН, Николай Спиридонович [р. 2(15). XII. 19051 - чувашский советский драматург. Род. в крестьянской семье. Занимаясь крестьянским трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В 1928 окончил нац. муз.-театр. студию (Чебоксары). После окончания студии работал акт„ром и режисс„ром Чувашского т-ра драмы (Чебоксары). Драматургич. деятельность начал в 1929. Автор пьесы "Шум" (1931) об индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939), "Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту, культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной деревни. Сатирич. направленностью, нац. колоритом отмечены пьесы комедийного жанра: "Выйди замуж за Ивана" (1957) и др. Пьесы А. ставились в Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья. С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары, 1958; Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все). Лит.: С и р о т к и н М. Я., Очерки истории чуваш-гной советской литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти. Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11. 1914) - казахский советский акт„р, режисс„р. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат Верх. Совета Каз. ССР 4-го созыва. Род. в семье крестьянина-скотовода в Баян-Аульском р-не Павлодарской обл. По окончании школы поступил в Казахский ин-т просвещения (Семипалатинск), где участвовал в работе кружка художеств. самодеятельности. В 1933 был принят в труппу Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой друг" Погодина. Исполнял преим. роли героев. Позднее занялся режисс„рской работой (в 1947-51 был гл. режисс„ром театра). С 1953 работает в кино как акт„р и режисс„р. Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной и психологической характеристик, внутренним драматизмом и сильным темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей А.: Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ, Иса-тай ("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич. страстностью играет А. роли современников: Кидд ("Голос Америки" Лаврен„ва), Кривенко ("Победители" Чирскова), Бретт ("Глубокие корни" Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью, обличит. силой отмечены отрицат. образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар ("Козы Корпеш и Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек с ружь„м"), Тихона ("Гроза"), Сатина ("На дне"), А. создал подлинно русские характеры, раскрыл идейную сущность образов. С ярким темпераментом и комедийным блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой"). Комедийное дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова, а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле "Абай" (один из авторов инсц., реж. спектакля, исполнитель роли Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба и любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники", "Человек с ружь„м" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая" (Шарнп), "Золотой рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы "Поэма о любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958). АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят из драматич., муз., вокальных и танцевальных групп. Возникли из муз. и театр. самодеятельных кружков, организованных после победы народной революции в Монголии (1921) в аймачных (областных) центрах. Организаторами этих кружков являлись представители городской и сельской интеллигенции, члены Революционного союза молод„жи. Муз. кружками руководили народные музыканты, драматическими-учителя. Репертуар пх состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич. содержания, к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах, на гуляниях, во время празд-никбв. Участники кружков выезжали с концертами и спектаклями на летние и зимние стойбища. В 1946 в Улан-Баторе были организованы двухлетние муз.-драм. курсы для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в 1948 из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.) А. т. в Чойбалсане. В 1942 Улан-Баторский муз.-театр. техникум выпустил группу казахских акт„ров, на основе к-рой создан Баинульгинский А. т., сначала полу профессиональный, затем (с 1956) профессиональный театр. В 1950 создан А. т. в Джаргаланте (театр возник на основе самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У. АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J - каракалпакский советский драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946. В 1930 окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в 1927. В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы". В 1956 окончил высшие лит. курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор муз. комедии "Своей палкой себя самого" (1940), муз. драм "Лейтенант Елмуратов" (1943), "Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958), "На берегу Аму-Дарьи" (1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958) - о нац. поэте, "Равшан" (1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре им. Станиславского (Нукус). В них отражено прошлое каракалпакского народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь советских людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны и трудовые подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б. АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878, Соктари Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |