Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 34   35   36   37   38   39   40   41   42  43   44   45   46   47   48   49   50   51   52  » »»

   АПЗМАН, Давид  Яковлевич  [14(26)  JII.1869-26.IX.  1922]  -  русский
писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился  в  Одесской  художеств.
школе и в Высшей школе искусств в  Париже.  Лит.  деятельность  начал  в
1901. Примыкал к группе "Знание",  возглавляемой  М.  Горьким.  В  своих
произв. А. изображал гл. обр.  еврейскую  среду;  пьесы  его  проникнуты
ли-берально-гуманистич.  протестом  против   самодержавия,   с   большой
натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А.
"Терновый куст" высоко  ценил  Горький  (пьеса  была  запрещена  царской
цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела"
(1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский  квартал"  (1916),  "Летний
роман" (1916),  "Ж„ны"  (1908,  Александрийский  т-р),  "Консул  Гранат"
(1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др.
   Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во  "Просвещение",  1911-16  (в
томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920;
   Консул Гранат, П., 1923.
   Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л.,  1936,
с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л.,
1925, с. 153-204.
   АЙЗМАН, Николай  Спиридонович  [р.  2(15).  XII.  19051  -  чувашский
советский драматург. Род. в крестьянской семье.  Занимаясь  крестьянским
трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В  1928
окончил нац. муз.-театр.  студию  (Чебоксары).  После  окончания  студии
работал  акт„ром  и  режисс„ром  Чувашского  т-ра   драмы   (Чебоксары).
Драматургич. деятельность начал в 1929.  Автор  пьесы  "Шум"  (1931)  об
индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939),
"Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту,
культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной  деревни.
Сатирич. направленностью,  нац.  колоритом  отмечены  пьесы  комедийного
жанра: "Выйди замуж  за  Ивана"  (1957)  и  др.  Пьесы  А.  ставились  в
Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья.
   С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары,  1958;
Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все).
   Лит.: С и р о т к и н М.  Я.,  Очерки  истории  чуваш-гной  советской
литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти.
Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р
   АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11.  1914)  -  казахский  советский
акт„р, режисс„р. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат  Верх.
Совета Каз. ССР  4-го  созыва.  Род.  в  семье  крестьянина-скотовода  в
Баян-Аульском р-не Павлодарской  обл.  По  окончании  школы  поступил  в
Казахский ин-т просвещения  (Семипалатинск),  где  участвовал  в  работе
кружка  художеств.  самодеятельности.  В  1933  был  принят   в   труппу
Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой
друг"  Погодина.  Исполнял   преим.   роли   героев.   Позднее   занялся
режисс„рской работой (в 1947-51  был  гл.  режисс„ром  театра).  С  1953
работает в кино как акт„р и режисс„р.
   Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной
и  психологической  характеристик,  внутренним  драматизмом  и   сильным
темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей  А.:
Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ,  Иса-тай
("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич.
страстностью  играет  А.  роли  современников:  Кидд  ("Голос   Америки"
Лаврен„ва), Кривенко ("Победители" Чирскова),  Бретт  ("Глубокие  корни"
Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью,  обличит.  силой  отмечены  отрицат.
образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар  ("Козы  Корпеш  и
Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек  с  ружь„м"),  Тихона
("Гроза"), Сатина ("На дне"),  А.  создал  подлинно  русские  характеры,
раскрыл идейную сущность образов. С  ярким  темпераментом  и  комедийным
блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой").  Комедийное
дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова,
а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле
"Абай"  (один  из  авторов  инсц.,  реж.  спектакля,  исполнитель   роли
Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба  и
любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники",  "Человек
с ружь„м" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая"  (Шарнп),  "Золотой
рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы  "Поэма  о
любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958).
   АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят  из
драматич., муз., вокальных и танцевальных  групп.  Возникли  из  муз.  и
театр. самодеятельных  кружков,  организованных  после  победы  народной
революции  в   Монголии   (1921)   в   аймачных   (областных)   центрах.
Организаторами этих кружков являлись представители городской и  сельской
интеллигенции,  члены  Революционного  союза  молод„жи.  Муз.   кружками
руководили  народные  музыканты,  драматическими-учителя.  Репертуар  пх
состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич.  содержания,
к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах,  на  гуляниях,
во  время  празд-никбв.  Участники  кружков  выезжали  с  концертами   и
спектаклями на летние и зимние стойбища.
   В 1946 в Улан-Баторе были организованы  двухлетние  муз.-драм.  курсы
для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в  1948
из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.)
   А. т.  в  Чойбалсане.  В  1942  Улан-Баторский  муз.-театр.  техникум
выпустил группу казахских акт„ров, на основе к-рой создан Баинульгинский
А. т., сначала полу профессиональный, затем  (с  1956)  профессиональный
театр. В 1950 создан  А.  т.  в  Джаргаланте  (театр  возник  на  основе
самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В
Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У.
   АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J -  каракалпакский  советский
драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946.  В  1930
окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в  1927.
В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы".  В  1956  окончил  высшие  лит.
курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор  муз.  комедии  "Своей
палкой себя самого" (1940),  муз.  драм  "Лейтенант  Елмуратов"  (1943),
"Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958),  "На  берегу  Аму-Дарьи"
(1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958)  -  о  нац.  поэте,  "Равшан"
(1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре
им. Станиславского  (Нукус).  В  них  отражено  прошлое  каракалпакского
народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь  советских
людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны  и  трудовые
подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б.
   АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878,  Соктари

Страницы: «« « 34   35   36   37   38   39   40   41   42  43   44   45   46   47   48   49   50   51   52  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия