|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» Ибрагимов Мирза, Джа-лил Мамедкулизаде и революционно-демократический
театр Азербайджана начала 20 в., "Известия Акад. наук Азерб. ССР, 1947,
ј 1; Д ж а ф ар о в Д ж а ф а р, Драматургия Азербайджана, "Литературный
Азербайджан", 1940, јј 7, 8; А з и з Ш а р и ф. Драматургия Дж. Джабарлы
в сценическом воплощении, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 1,
Баку, 1949; ДжафаровД ж., Драматургия М.Ф.Ахундова, Баку, 1950- Г у
сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и современность, "Известия Акад. наук
Азерб. ССР", 1947, ј 7(на азерб. яз.); Шарифов Ага Керим, Материалы по
истории тюркского театра в Азербайджане, Баку, 1930 (на азерб. яз.);
Касимов К у б а д, Муслим Магомаев, Баку, 1948;
Гусе-йн Араблинский. Сб. статей, Баку, 1949 (на азерб. яз.);
Писатели Советского Азербайджана, Баку, 1959. \ у.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. АЗИЗБ‚КОВА
(Азербайджан-скийГо с. ордена Трудового Красного Знамени академический
драматический театр им.М.Азизбекова) - ведущий драматический театр
Азербайджанской ССР. Создан в 1920, в первые месяцы установления Сов.
власти в Азербайджане, на базе объединения лучших творческих сил
дореволюц. т-ра и новых молодых сценич. кадров, вначале - как азерб.
труппа Объедин„нного гос. т-ра (включал также рус. и арм. труппы); в
1922 получил окончательное организационное оформление. Открылся 17
ноября 1922. премьерой "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") М. Ф.
Ахундова. До 1929 носил наименование Акаде-мич. драм. т-р, затем -
Художественный т-р, с 1935 - Драматич. т-р, с 1950 - совр. наименование.
С первых же лет деятельность т-ра характеризуется собиранием лучших
творч. кадров, поисками нового репертуара. Отказываясь от идейно и
художественно порочных пьес - от искусственных мелодрам,
отвлеченно-романтич. трагедий, развлекательных комедий, т-р
ориентировался преимущественно на произведения азерб., рус. и мировой
классики, а также на лучшие пьесы совр. азерб. драматургов. В 1920-27
ведущее место в репертуаре т-ра занимали: "Гаджи Кара" Ахундова,
"Мертвецы" Мамедкулизаде, "Соколиное гнездо" Сани, "Шейх Санан" Джавида,
"Старое поколение" Ахвердова, "Айдын" и "Октай эль оглы" Джабарлы,
"Ревизор", "На дне", "Разбойники", "Отелло"; значительным событием в
жизни т-ра была пост. спектакля "Гамлет" (1926, реж. Туга-нов, Гамлет -
Шарифзаде). Борясь за повышение сценич. культуры, т-р укреплялся на
позициях реализма, однако в эти годы коллектив не сумел полностью
преодолеть эклектизм, эстетские влияния.
Успехи сов. т-ра во 2-й пол. 20-х гг., а также подъ„м азерб.
драматургии оказали плодотворное влияние на дальнейшее развитие т-ра,
утверждение реапистич. тенденций. Пост. пьес Дж. Джабарлы в 1928
"Невеста огня" (реж. Туганов, Эльхан-Шарифзаде, Акшин-Ульви Раджаб) и
"Севиль" (реж. Туганов, Севиль-Давудова) ознаменовали поворот в творч.
жизни т-ра. В 1929 были поставлены спектакли "Загмук" Глебова, "Любовь
Яровая" (Кошкин - Тахмасиб, Яровая - Давудова, Швандя - Идаятзаде),
"Человек, который сме„тся" по Гюго (Гуинплен - Ульви, Шарифзаде),
"Честь" ("Намус") Ширванзаде, "Князь" Джавида (1930, Князь - Дараблы,
Тахмасиб, Шарифзаде). В 1926 состав т-ра пополнился выпускниками театр.
уч-ща и молодыми акт„рами - Ф. Кадри, Р. Афганлы, И. Дагестанлы,
ставшими впоследствии ведущими мастерами т-ра. К режисс„рской работе
привлечены Дж. Джабарлы, И. Идаятзаде, Р. Тахмасиб, Р. Дараблы, М. А.
Алиев, А. Рзаев. В 1930 т-р гастролировал в Ленинграде и Казани,
выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
В нач. 30-х гг. были созданы спектакли на совр. темы: "Алмас" (1931,
реж. Туганов и Джабарлы, Алмас - Гаджиева, Гаджи Ахмед - Тахмасиб,
Ша-риф - Идаятзаде, Мирза Семандар - Алиев), "В 1905 году" (1931),
"Яшар" (1932, Яшар - Ульви) Джабарлы, "Интервенция" Славина (1932).
Передовые деятели т-ра сопротивлялись проникновению форма-листич. и
вульгарно-социологич. тенденций, сказавшихся в таких спектаклях, как
"Кузнец Гяве" Ш. Сами, обработка С. Ахундова (1929\ "Гаджи Кара" М. Ф.
Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1933). 2-я пол. 30-х гг.
явилась периодом творч. зрелости коллектива. В эти годы многогранно
раскрылись дарования многих акт„ров. Наряду с реалистич. спектаклями о
современности - "Гибель эскадры" (1934, реж. Юлдуз), "Платон Кречет"
(1935, реж. Ис-кендеров), "Хаят" Ибрагимова (1937, реж. Искен-деров,
Сулейман - Ульви, Хаят - Давудова, Абас - Афганлы, Мешади Гусейн -
Герайбейли), "Свадьба" С. Рахмана (1939, реж. Ашумов, Керемов - Алиев) -
т-р осуществил монументальные народно-героич. спектакли "Сиявуш" Джавида
(1934, реж. Идаятзаде, Сиявуш - Ульви, Шарифзаде), "Шах-наме" Джанана
(1936), постановку пьес С. Вургуна - "Вагиф" (1938, реж. Искендеров,
Вагиф - Алекперов, Хураман - Кадри, Эльдар - Афганлы, Санани, Каджар -
Ру-хулла), "Ханлар" (1939, реж. Искендеров, Коба - Герайбейли, Ханлар -
Алекперов, Гызыстер - Давудова), "Гачах Наби" Рустама (1940). В эти годы
т-р добивается значит, успехов в освоении нац. и мировой классики: "Без
вины виноватые" (1935, Кручи-нина - Давудова, Незнамов - Дагестанлы,
Шмага-Идаятзаде), "Макбет" (1936, реж. Туганов, Макбет - Шарифзаде, леди
Макбет - Давудова), "Король Лир" (1941, Лир - Рухулла, Алекперов),
"Бесприданница" (1939), "Гроза" (1943, реж. Шарифов, Лариса и Катерина -
Кадри).
Разнообразные по жанру, реалистич. народно-героич., романтически
приподнятые спектакли характеризуют дальнейший творческий путь т-ра. В
годы войны т-р создал патриотич. спектакли "Ожидание" Гусейна и
Эфендиева (1942), "Вэфа" Расула Рзы (1943), "Мухаббет" Ибрагимова (1942)
и др. В эти же годы т-р показал народно-героич. спектакли "Фархад и
Ширин" Вургуна (1941, реж. Искендеров, Фархад - Алекперов, Ширин -
Кадри), "Тавриз туманный" Ордубады (1945), "Низами" Гусейна (1942,
Низами - Афганлы).
Эти спектакли подготовили воплощение темы героики нашего времени,
трудовых подвигов советских людей в пост., осуществл„нных в 40 - 50-х
гг. В эти годы, руководствуясь историч. постановлениями партии по
вопросам литературы и иск-ва, т-р настойчиво разрабатывал важнейшие темы
жизни народа. Среди лучших спектаклей 40-х гг.: "Утро Востока"
Мамедханлы (1947, Ст. пр. 1948) о героич. борьбе азерб. народа за
установление Сов. власти в Азербайджане (реж. Искендеров, худ.
Фатуллаев, Киров- Дагестанлы, Фархад - Афганлы, Агаларов - С. Рухулла,
Гюльзар - Давудова, Наджафбек - Алиев, Томсон - Кязим Зия). О
самоотверженном труде бакинских нефтяников и азерб. колхозников, их
жизни и быте рассказывали спектакли "Светлый путь" (1947) и "Вешние
воды" (1948) Эфендиева.
В 50-х гг. т-р, продолжая свою работу с драматургами, создал
спектакли: "Большая любовь" (1950), "Бухта Ильича" (1958), "Ильдрым"
Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |