Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

Ибрагимов Мирза, Джа-лил  Мамедкулизаде  и  революционно-демократический
театр Азербайджана начала 20 в., "Известия Акад. наук Азерб. ССР,  1947,
ј 1; Д ж а ф ар о в Д ж а ф а р, Драматургия Азербайджана, "Литературный
Азербайджан", 1940, јј 7, 8; А з и з Ш а р и ф. Драматургия Дж. Джабарлы
в сценическом воплощении, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 1,
   Баку, 1949; ДжафаровД ж., Драматургия М.Ф.Ахундова, Баку, 1950-  Г  у
сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и современность, "Известия  Акад.  наук
Азерб. ССР", 1947, ј 7(на азерб. яз.); Шарифов Ага Керим,  Материалы  по
истории тюркского театра в Азербайджане, Баку,  1930  (на  азерб.  яз.);
Касимов К у б а д, Муслим Магомаев, Баку, 1948;
   Гусе-йн Араблинский. Сб. статей, Баку, 1949 (на азерб. яз.);
   Писатели Советского Азербайджана, Баку, 1959. \ у.
   АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ    ДРАМАТИЧЕСКИЙ    ТЕАТР    ИМ.    М.     АЗИЗБ‚КОВА
(Азербайджан-скийГо с. ордена Трудового Красного  Знамени  академический
драматический  театр  им.М.Азизбекова)  -  ведущий  драматический  театр
Азербайджанской ССР. Создан в 1920, в первые  месяцы  установления  Сов.
власти  в  Азербайджане,  на  базе  объединения  лучших  творческих  сил
дореволюц. т-ра и новых молодых сценич. кадров,  вначале  -  как  азерб.
труппа Объедин„нного гос. т-ра (включал также рус.  и  арм.  труппы);  в
1922  получил  окончательное  организационное  оформление.  Открылся  17
ноября  1922.  премьерой  "Гаджи  Кара"  ("Приключение  скряги")  М.  Ф.
Ахундова. До 1929 носил  наименование  Акаде-мич.  драм.  т-р,  затем  -
Художественный т-р, с 1935 - Драматич. т-р, с 1950 - совр. наименование.
   С первых же лет деятельность т-ра характеризуется  собиранием  лучших
творч. кадров, поисками  нового  репертуара.  Отказываясь  от  идейно  и
художественно   порочных   пьес    -    от    искусственных    мелодрам,
отвлеченно-романтич.    трагедий,    развлекательных    комедий,     т-р
ориентировался преимущественно на произведения азерб.,  рус.  и  мировой
классики, а также на лучшие пьесы совр. азерб.  драматургов.  В  1920-27
ведущее  место  в  репертуаре  т-ра  занимали:  "Гаджи  Кара"  Ахундова,
"Мертвецы" Мамедкулизаде, "Соколиное гнездо" Сани, "Шейх Санан" Джавида,
"Старое поколение" Ахвердова,  "Айдын"  и  "Октай  эль  оглы"  Джабарлы,
"Ревизор", "На дне", "Разбойники",  "Отелло";  значительным  событием  в
жизни т-ра была пост. спектакля "Гамлет" (1926, реж. Туга-нов, Гамлет  -
Шарифзаде). Борясь за повышение  сценич.  культуры,  т-р  укреплялся  на
позициях реализма, однако  в  эти  годы  коллектив  не  сумел  полностью
преодолеть эклектизм, эстетские влияния.
   Успехи сов. т-ра  во  2-й  пол.  20-х  гг.,  а  также  подъ„м  азерб.
драматургии оказали плодотворное влияние на  дальнейшее  развитие  т-ра,
утверждение  реапистич.  тенденций.  Пост.  пьес  Дж.  Джабарлы  в  1928
"Невеста огня" (реж. Туганов, Эльхан-Шарифзаде,  Акшин-Ульви  Раджаб)  и
"Севиль" (реж. Туганов, Севиль-Давудова) ознаменовали поворот  в  творч.
жизни т-ра. В 1929 были поставлены спектакли "Загмук"  Глебова,  "Любовь
Яровая" (Кошкин - Тахмасиб, Яровая  -  Давудова,  Швандя  -  Идаятзаде),
"Человек, который  сме„тся"  по  Гюго  (Гуинплен  -  Ульви,  Шарифзаде),
"Честь" ("Намус") Ширванзаде, "Князь" Джавида (1930,  Князь  -  Дараблы,
Тахмасиб, Шарифзаде). В 1926 состав т-ра пополнился выпускниками  театр.
уч-ща и молодыми  акт„рами  -  Ф.  Кадри,  Р.  Афганлы,  И.  Дагестанлы,
ставшими впоследствии ведущими мастерами  т-ра.  К  режисс„рской  работе
привлечены Дж. Джабарлы, И. Идаятзаде, Р. Тахмасиб, Р.  Дараблы,  М.  А.
Алиев, А. Рзаев.  В  1930  т-р  гастролировал  в  Ленинграде  и  Казани,
выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
   В нач. 30-х гг. были созданы спектакли на совр. темы: "Алмас"  (1931,
реж. Туганов и Джабарлы, Алмас  -  Гаджиева,  Гаджи  Ахмед  -  Тахмасиб,
Ша-риф - Идаятзаде, Мирза Семандар  -  Алиев),  "В  1905  году"  (1931),
"Яшар" (1932, Яшар -  Ульви)  Джабарлы,  "Интервенция"  Славина  (1932).
Передовые деятели  т-ра  сопротивлялись  проникновению  форма-листич.  и
вульгарно-социологич. тенденций, сказавшихся  в  таких  спектаклях,  как
"Кузнец Гяве" Ш. Сами, обработка С. Ахундова (1929\ "Гаджи Кара"  М.  Ф.
Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде  (1933).  2-я  пол.  30-х  гг.
явилась периодом творч. зрелости  коллектива.  В  эти  годы  многогранно
раскрылись дарования многих акт„ров. Наряду с реалистич.  спектаклями  о
современности - "Гибель эскадры" (1934,  реж.  Юлдуз),  "Платон  Кречет"
(1935, реж. Ис-кендеров), "Хаят"  Ибрагимова  (1937,  реж.  Искен-деров,
Сулейман - Ульви, Хаят - Давудова,  Абас  -  Афганлы,  Мешади  Гусейн  -
Герайбейли), "Свадьба" С. Рахмана (1939, реж. Ашумов, Керемов - Алиев) -
т-р осуществил монументальные народно-героич. спектакли "Сиявуш" Джавида
(1934, реж. Идаятзаде, Сиявуш - Ульви,  Шарифзаде),  "Шах-наме"  Джанана
(1936), постановку пьес С. Вургуна -  "Вагиф"  (1938,  реж.  Искендеров,
Вагиф - Алекперов, Хураман - Кадри, Эльдар - Афганлы, Санани,  Каджар  -
Ру-хулла), "Ханлар" (1939, реж. Искендеров, Коба - Герайбейли, Ханлар  -
Алекперов, Гызыстер - Давудова), "Гачах Наби" Рустама (1940). В эти годы
т-р добивается значит, успехов в освоении нац. и мировой классики:  "Без
вины виноватые" (1935, Кручи-нина -  Давудова,  Незнамов  -  Дагестанлы,
Шмага-Идаятзаде), "Макбет" (1936, реж. Туганов, Макбет - Шарифзаде, леди
Макбет - Давудова), "Король  Лир"  (1941,  Лир  -  Рухулла,  Алекперов),
"Бесприданница" (1939), "Гроза" (1943, реж. Шарифов, Лариса и Катерина -
Кадри).
   Разнообразные  по  жанру,  реалистич.  народно-героич.,  романтически
приподнятые спектакли характеризуют дальнейший творческий путь  т-ра.  В
годы  войны  т-р  создал  патриотич.  спектакли  "Ожидание"  Гусейна   и
Эфендиева (1942), "Вэфа" Расула Рзы (1943), "Мухаббет" Ибрагимова (1942)
и др. В эти же годы т-р  показал  народно-героич.  спектакли  "Фархад  и
Ширин" Вургуна (1941, реж.  Искендеров,  Фархад  -  Алекперов,  Ширин  -
Кадри), "Тавриз  туманный"  Ордубады  (1945),  "Низами"  Гусейна  (1942,
Низами - Афганлы).
   Эти спектакли подготовили воплощение  темы  героики  нашего  времени,
трудовых подвигов советских людей в пост., осуществл„нных в  40  -  50-х
гг. В  эти  годы,  руководствуясь  историч.  постановлениями  партии  по
вопросам литературы и иск-ва, т-р настойчиво разрабатывал важнейшие темы
жизни  народа.  Среди  лучших  спектаклей  40-х  гг.:   "Утро   Востока"
Мамедханлы (1947, Ст. пр.  1948)  о  героич.  борьбе  азерб.  народа  за
установление  Сов.  власти  в  Азербайджане   (реж.   Искендеров,   худ.
Фатуллаев, Киров- Дагестанлы, Фархад - Афганлы, Агаларов -  С.  Рухулла,
Гюльзар  -  Давудова,  Наджафбек  -  Алиев,  Томсон  -  Кязим  Зия).   О
самоотверженном труде бакинских  нефтяников  и  азерб.  колхозников,  их
жизни и быте рассказывали спектакли  "Светлый  путь"  (1947)  и  "Вешние
воды" (1948) Эфендиева.
   В  50-х  гг.  т-р,  продолжая  свою  работу  с  драматургами,  создал
спектакли: "Большая любовь" (1950),  "Бухта  Ильича"  (1958),  "Ильдрым"

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия