Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

Сюзанна  ("Женитьба  Фигаро"),  Маргарита  Готье  ("Дама  с   камелиями"
Дюма-сына), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Ирина Аркадьевна  ("Весенний
поток" Косоротова). Особенно успешно играла А. роли в классич. комедии и
психологич.  драме.   Е„   исполнение   отличалось   передачей   нюансов
психологии, переживаний, тщательной  разработкой  характера  сценических
героинь. В сов. время работала в периферийных т-рах (Ташкент, Ашхабад  и
др.). А. Шн,
   АЗАР‚ВИЧЕВА, Мария Аполлоновна(1804-14.Х1. 1888) -  русская  актриса.
Ученица А. А. Шаховского по его Молодой труппе.  В  1821-43  служила  на
петербургской  императорской  сцене.  Играла   роли   служанок,   вторых
любовниц. Считалась отличной исполнительницей роли Даши  ("Урок  дочкам"
Крылова). Первой сыграла Лизу в "Горе от ума" (1831). А. выступала также
в трагедиях (Поликсена  -  о.  п.  Озерова,  Арикия  -  "Федра"  Расина,
Пальмира - "Магомет" Вольтера).
   АЗАРИН  (наст.  фам.-  Мессере  р),  Азарий  Михайлович  [18(30).III.
1897-30.IX. 1937] - русский советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1935).  В
1918 поступил в студию Евг. Вахтангова. В 1919  переш„л  во  2-ю  студию
МХТ.  Роли:  Аптекарь  ("Немая   жена"   Франса),   Отец   ("Сказка   об
Иване-дураке" по Л. Н.  Толстому  в  инсценировке  М.  Чехова),  Кулигин
("Гроза"), К осмэ ("Дама-невидимка" Кальдерона). Одновременно А. играл в
МХАТе. Роли: Кот ("Синяя птица"  Метер-линка),  Бобчинский  ("Ревизор"),
Загорецкий ("Горе от ума"). В 1925-36 работал в МХАТе 2-м. Роли:
   Левша  ("Блоха"  по  Лескову),  Тарелкин  ("Дело"  Сухо-во-Кобылина),
Фрезер  ("Потоп"  Бергера),  Волгин  ("Чудак"  Афиногенова),   Мальволио
("Двенадцатая ночь"). Искусству А.- блестящего комедийного акт„ра - были
свойственны тонкий юмор, л„гкость, лукавая  вес„лость,  умное  озорство.
Созданные им образы отличались жизнеутверждением, оптимизмом,  глубиной,
лиричностью, теплоюй. В МХАТе 2-м  А.  начал  режисс„рскую  деятельность
("Хорошая жизнь" Амагло-бели, 1934). С 1936 работал в Малом  т-ре  (роль
Счаст-ливцева), Моск. т-ре им. Ермоловой (пост.  "Шторм"),  Центр,  т-ре
Красной Армии.
   Лит.: Мастерство актера. Хрестоматия, сост. Н. Львов п II.  Максимов,
под ред. Б. Алперса и П. Новицкого, М.,
   1,), с. 378-79.
   АЗЕВ‚ДУ  (Azevedo),  Артур  (1855-1908)   -   бразильский   писатель,
драматург, журналист. В 1870 начал лит. деятельность  пьесой  "Любовь  к
поговоркам",  пост.  проф.  т-рами  и  пользовавшейся  популярностью   в
Бразилии. А.- автор 57 оригинальных пьес, мн. переделок  и  переводов  с
франц. яз. Писал  произв.  самых  различных  жанров  -  драмы,  комедии,
бурлетты, либретто к муз. комедиям и др. В  1889  написал  (совм.  с  У.
Дуарти) драму "Семья Салазара", запрещ„нную за призыв  к  борьбе  против
рабского положения негров. А. принадлежит текст комич. онеры  "Принцесса
Кажуейру" (1880),вызвавшей нападки на драматурга из-за  содержавшейся  в
ней критики б раз. политич. деятелей.
   Значит,  место  в  творчестве  А.  занимают  л„гкие  муз.  комедии  с
куплетами,  среди  к-рых  наиболее  известна  в  Бразилии   "Федеральная
столица" (1897). Изображая злоключения  сельского  жителя,  попавшего  я
столицу, автор критически рисует нравы браз. об-ва конца 19  в.  Комедии
А. "Приданое", "Оракул", "Бадежо" и др. входят в репертуар браз. т-ров и
в наст. время. А. вв„л в Бразилии жанр эстрадного обозрения ("Билоптра",
"Республика", 1889, "Три-бофе", 1891).
   Деятельность А. имела большое значение для развития нац.  драматургии
и становления браз. театра. Творчество А. проникнуто  жизнеутверждением,
насыщено   юмором,   продолжает    традиции    реалистич.    драматургии
Л.К.Мар-тинса Пены. Считая т-р "высшим судом  справедливости",  критикуя
недостатки совр. ему действительности, А.  подч„ркивал,  что  пишет  для
людей, к-рые ищут в иск-ве и  лит-ре  отражения  волнующих  их  событий.
Острые сатирич. куплеты из комедий А. вошли в быт народа Бразилии.
   В 1889 А. основал "Ревиста ди театру" ("Театральный журнал"), в к-ром
работал как театр. критик. После поездки во  Францию  и  ознакомления  с
иск-вом  т-ра  "Комеди  Франсез"  в„л  борьбу  за  создание  гос.  т-ра.
Благодаря усилиям А. в 1909 (после его смерти) был открыт  Муниципальный
т-р в Рио-де-Жанейро. В. Ж.
   АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.  С  древних   врем„н   в   Азербайджане
существовала  нар.  драма,  связанная  с   нар.   играми   и   обрядами.
Первоначальными  формами  этой  драмы  были  игры  и  обряды  "Хан-хан",
"саячы",  "новруз",  "кэвсэдж",   "Кес-кеса",   "Ки-лим-арасы"   и   др.
Дальнейшее развитие нар.  драма  получила  в  театрализованных  диалогах
"Тапдыг чо-бан", "Тенбель гардаш" и  др.  В  средневековом  Азербайджане
существовали мистериальные представления "Шабих", связанные  с  историей
борьбы за халифат, носившие антидемократич., реакционный характер.
   Родоначальником А. д. является выдающийся философ и  писатель  М.  Ф.
Ахундов. Комедии Ахундова  "Молла  Ибрагим  Халил,  алхимик..."  (1850),
"Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый  колдун"  (1850,
пост. 1851), "Везир ленкоранского ханства" (1850, пост. 1852), "Медведь,
победитель  разбойника"  (1851),  "Приключение  скряги"  ("Гаджи  Кара")
(1852),"Правозаступники в  городе  Т  ав  ризе"  ("Восточные  адвокаты")
(1855) - яркие образцы реализма.  В  своих  подлинно  народных  комедиях
Ахундов показал жизнь совр. ему  общества,  обличал  пороки,  социальную
несправедливость.  Одновременно  он  выразил  в   этих   комедиях   свой
положительный идеал, мысли о развитии обществ, жизни, создал  художеств.
образы   прогрессивных   людей   своей   эпохи,   выступал   в    защиту
бедняков-тружеников. Ахундов заложил основу  новой  реалистич.  школы  в
азерб. лит-ре. Творчество  его  оказало  огромное  влияние  на  развитие
реалистич. направления в лит-ре стран Ближнего Востока.
   Во 2-й пол. 19 в. драматурги Н. Везиров, Н. Нари' манов, А. Ахвердов,
Г. Везиров,  С.  С.  Ахундов,  Р.  Эфен-диев,  А.  Герани  (Адиеезалов),
продолжая традиции М. Ф. Ахундова, утверждали своим творчеством реализм,
обогащали драматургию новой тематикой. В эти годы формируются  различные
виды драматич. искусства - трагедия, драма, водевиль и др. Н. Вези-ров в
своих пьесах "Осталось лишь одно название" (1891), "Из-под дождя,  да  в
ливень" ("Гаджи Гамбар") (1895), "Горе Фахреддина" (1896), "Герои  наших
дней" (1898) поднимал значительные совр. темы, высмеивал беков,  купцов,
духовенство,    лживость    бурж.     интеллигенции,     пропагандировал
просветительные  идеи.  Драмы  Ахвердова  "Разор„нное  гнездо"   (1896),
"Несчастный юноша" (1900)  обличали  старые  порядки,  показывали  новых
людей. Историч. трагедии  Нариманова  ("Надир-шах",  1889)  и  Ахвердова
("Ага Мухаммед-шах Каджар", 1907) утвердили в А. д. новый жанр.
   После революц. событий 1905 в А. д. получают отражение протест против
царского режима,  социальной  несправедливости,  обличение  духовенства,

Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия