Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»

Мамедкулизаде (1916), "Отелло" (1910).  В  этих  спектаклях  прославился
выдающийся акт„р и режисс„р  Г.  Араблинский,  искусство  которого  было
проникнуто  революц.-романтич.  пафосом.  Крупнейшим  акт„ром-реалистом,
основоположником нац. акт„рской школы был Дж. Зейналов.
   Рост нац. культуры сопровождался неуклонным ростом популярности  т-ра
в  народе  и  способствовал  возникновению  новых  форм  театр.  иск-ва.
Развитие азерб. нар. музыки, создание  ансамблей  сазандаров,  ашугов  и
зурначей, муз. номера к драматич. спектаклям способствовали формированию
муз. т-ра. Непосредственной  предтечей  нац.  оперы  явились  одноактные
сценич. картины по поэмам "Лейли и Медж-нун" Физули и "Фархад  и  Ширин"
Навои, показанные в Шуше в 1897-98 и Баку в 1901 и 1902. В 1908  в  Баку
была поставлена первая нац. опера "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова.  Эта
опера положила начало азерб. проф. муз.  т-ру.  Основу  репертуара  муз.
т-ра  в  первые  годы  его  существования  составляли  произведения   У.
Гаджибекова создавшего в 1908-13 оперы "Лейли и Меджнун", "Шейх  Санан",
"Рустам и  Зохраб",  "Шах  Аббас  и  Хуршид  Бану",  "Асли  и  Керем"  и
сценически не осуществл„нную оперу "Га-рун и Лейла", а  также  три  муз.
комедии: "Муж и жена", "Не та, так эта", "Аршин мал алан". В последующие
годы репертуар азерб. муз. театра обогатился  новыми  произведениями  3.
Гаджибекова (опера "Ашик Гариб" и муз. комедии "Пятидесятилетний юноша",
"Женатый  холостяк"),  М.  Магомаева  (опера  "Шах   Исмаил"),   М.   М.
Кязимовского (муз.  комедии  "Молла  Джаби",  "Вур-а-вур"),  М.  Амирова
(опера "Сей-фельмолк"), Г. Б. Шарифова и Славинского ("Махру и  мах")  и
др.
   Однако муз. т-р,  располагавший  собственным  репертуаром,  испытывал
острую  нужду  в   исполнителях.   Наряду   с   оперными   акт„рами   Г.
К.Сарабскил1,М.М.Ма-медовым, Г. А. Гаджибабабековым, М.  X.  Терегуловым
М. Т. Багировым,  А.  Б.  Агдамским  в  муз.  спектаклях  участвовали  в
основном драм. акт„ры. Муз. и драм. т-ры не имели ч„ткого разделения,  и
репертуар трупп включал как драм., так и муз. произведения (в 1910-е гг.
преобладали муз. спектакли).
   Дореволюц. А.  т.,  тесно  связанный  с  прогрессивными,  демократич.
идеями, сыграл важную роль в культурном  развитии  народа.  Но  развитие
нац.  театр.  иск-ва  тормозилось  сопротивлением   реакции,   политикой
царизма,  ограничивавшего  рост  нац.  культуры  народов,   подавлявшего
прогрессивные  устремления.  Молодые  театр.  коллективы   были   лишены
материальных  средств,  условий  для  работы.  Это  тормозило   создание
репертуара и рост творч. кадров. А. т. нередко  подвергался  воздействию
бурж. идеологии и не  мог  преодолеть  любительства,  добиться  высокого
уровня сценич. культуры. Созданный в  1919  государственный  т-р  влачил
жалкое  существование  и  был  использован  антинародным  мусаватистским
правительством в целях пропаганды бурж.-национа-листич. идей.
   Только после установления Советской власти в Азербайджане  (1920)  А.
т. вышел на путь свободного развития. Правительство Азербайджанской  ССР
национализировало все т-ры, объединило  разрозненные  труппы,  зачислило
акт„ров на гос. службу, ассигновало средства на развитие нац. искусства.
В 1920 был создан Объедин„нный гос. т-р, включавший азерб.,  рус.,  арм.
драматические  и  оперные  труппы.  В  1922  драм.  азерб.  труппа  была
преобразована в академия, драм.  т-р  (ныне  Азербайджанский  акаде-мич.
драм. т-р им. М. Азизбекова), а оперная труппа в 1924 - в т-р  оперы'  и
балета (ныне Азербайджанский академии, т-р оперы  и  балета  им.  М.  Ф.
Ахундова). В 1920 организованы рус., а в 1921 азерб.  са-тир-агиттеатры;
на базе рус. сатир-агиттеатра (см. Бакинский свободный  сатир-агиттеатр)
возник в 1923 Бакинский рабочий т-р (БРТ), переименованный в  дальнейшем
в Азерб. т-р русской драмы (см. Бакинский  русский  театр),  а  на  базе
азерб.    сатир-агиттеатра    в    1925    создан    Бакинский    азерб.
рабоче-крестьянский  т-р  (в  1927  преобразован  в  Бакинский  тюркский
рабочий театр). В 1928 организован рус., а в 1930 - азерб. секторы  ТЮЗа
(Азербайджанский  театр  юного  зрителя  им.  М.  Горького);  в  1938  -
Азербайджанский театр музыкальной комедии.
   Организационное оформление и укрепление т-ров  сопровождалось  ростом
их идейно-художественного  уровня.  Два  драм.  т-ра  -  Драм.  т-р  им.
Азизбекова и Рабочий т-р - отражали сложный процесс развития нац. театр.
культуры. Т-р им. Азизбекова хранил и продолжал лучшие нац. традиции. Он
ставил преимущественно классич. репертуар и  новые  произведения  азерб.
драматургов, особенно Дж.  Джа-барлы  и  Гусейна  Джавида.  Очищая  свой
репертуар  от  идейно  и  художественно   порочных   произведений,   т-р
разрабатывал важнейшие темы современности. В конце 20-х - нач. 30-х  гг.
здесь были  пост.  пьесы  Джабарлы-"Невеста  огня"  и  "Севилье  (1928),
Ал-мас" (1931) и "В 1905 году" (1931), "Яшар" (1932), "Поворот"  (1932),
а также пьесы "Князь" Джавпда (1930), "Загмук" Глебова  (1929),  "Любовь
Яровая" (1929) и др. Развивая свою сценич. культуру, т-р  укреплялся  на
позициях реализма, но в  отдельных  спектаклях  -  "Кузнец  Гяве"  Сами,
обраб. С. Ахундова (1929), "Гаджи Кара"  ("Приключение  скряги")  М.  Ф.
Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1933) - отдавал нек-рую  дань
формалистич. и вуль-гарно-социологич. тенденциям.
   Театром нового направления был Рабочий т-р. Его репертуар состоял гл.
обр. из переводов и переделок произведений рус.  советских  драматургов,
посв. темам гражданской войны и  строительства  новой  жизни  ("Разлом";
"Шторм"; "Рельсы гудят"  Киршона,  "Воздушный  пирог"  Ромашова,  "Инга"
Глебова и др.).
   В репертуар т-ра включались произведения и нац. классики ("Мертвецы",
"Книга матери" Мамедкулизаде) и совр.  драматургов  ("Севиль"  Джабарлы,
"Пожар" Рустама, "Дороги" Назарли, "Тень" Гусейна и др.). Это был  театр
революц. героики и романтики, спектакли  его  содержали  острую  критику
старых предрассудков. Коллектив осваивал достижения передовых  советских
т-ров в области режиссуры и  декоративного  искусства.  Однако  в  сво„м
стремлении   к   новаторству   т-р   нередко    испытывал    воздействие
антиреалистических тенденций  (пролеткультовских,  конструктивистских  и
др.). С 1933 Рабочий театр работает в Кировабаде  (см.  '  Кировабадский
театр им. Джабарлы).
   В 1930 Т-р им. Азизбекова выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. т-ров
в Москве, где высокое признание  получила  драматургия  Дж.  Джабарлы  и
мастерство акт„ров А. М. Шарифзаде и Ульви  Раджаб,  Давудовой,  Алиева,
Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тах-масиба.
   В 30-х гг. А. т. достиг новых успехов, свидетельствующих о его творч.
зрелости. Овладевая методом социалистич. реализма,  Т-р  им.  Азизбекова
осуществил ряд значит, спектаклей, разнообразных по жанру и стилю. Среди
спектаклей о современности и  гражд.  войне:  "Гибель  эскадры"  (1934),
"Платон  Кречет"  (1935);  "Хаят"  Ибрагимова  /1937);   народно-героич.

Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия