|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 » »» Мамедкулизаде (1916), "Отелло" (1910). В этих спектаклях прославился
выдающийся акт„р и режисс„р Г. Араблинский, искусство которого было
проникнуто революц.-романтич. пафосом. Крупнейшим акт„ром-реалистом,
основоположником нац. акт„рской школы был Дж. Зейналов.
Рост нац. культуры сопровождался неуклонным ростом популярности т-ра
в народе и способствовал возникновению новых форм театр. иск-ва.
Развитие азерб. нар. музыки, создание ансамблей сазандаров, ашугов и
зурначей, муз. номера к драматич. спектаклям способствовали формированию
муз. т-ра. Непосредственной предтечей нац. оперы явились одноактные
сценич. картины по поэмам "Лейли и Медж-нун" Физули и "Фархад и Ширин"
Навои, показанные в Шуше в 1897-98 и Баку в 1901 и 1902. В 1908 в Баку
была поставлена первая нац. опера "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова. Эта
опера положила начало азерб. проф. муз. т-ру. Основу репертуара муз.
т-ра в первые годы его существования составляли произведения У.
Гаджибекова создавшего в 1908-13 оперы "Лейли и Меджнун", "Шейх Санан",
"Рустам и Зохраб", "Шах Аббас и Хуршид Бану", "Асли и Керем" и
сценически не осуществл„нную оперу "Га-рун и Лейла", а также три муз.
комедии: "Муж и жена", "Не та, так эта", "Аршин мал алан". В последующие
годы репертуар азерб. муз. театра обогатился новыми произведениями 3.
Гаджибекова (опера "Ашик Гариб" и муз. комедии "Пятидесятилетний юноша",
"Женатый холостяк"), М. Магомаева (опера "Шах Исмаил"), М. М.
Кязимовского (муз. комедии "Молла Джаби", "Вур-а-вур"), М. Амирова
(опера "Сей-фельмолк"), Г. Б. Шарифова и Славинского ("Махру и мах") и
др.
Однако муз. т-р, располагавший собственным репертуаром, испытывал
острую нужду в исполнителях. Наряду с оперными акт„рами Г.
К.Сарабскил1,М.М.Ма-медовым, Г. А. Гаджибабабековым, М. X. Терегуловым
М. Т. Багировым, А. Б. Агдамским в муз. спектаклях участвовали в
основном драм. акт„ры. Муз. и драм. т-ры не имели ч„ткого разделения, и
репертуар трупп включал как драм., так и муз. произведения (в 1910-е гг.
преобладали муз. спектакли).
Дореволюц. А. т., тесно связанный с прогрессивными, демократич.
идеями, сыграл важную роль в культурном развитии народа. Но развитие
нац. театр. иск-ва тормозилось сопротивлением реакции, политикой
царизма, ограничивавшего рост нац. культуры народов, подавлявшего
прогрессивные устремления. Молодые театр. коллективы были лишены
материальных средств, условий для работы. Это тормозило создание
репертуара и рост творч. кадров. А. т. нередко подвергался воздействию
бурж. идеологии и не мог преодолеть любительства, добиться высокого
уровня сценич. культуры. Созданный в 1919 государственный т-р влачил
жалкое существование и был использован антинародным мусаватистским
правительством в целях пропаганды бурж.-национа-листич. идей.
Только после установления Советской власти в Азербайджане (1920) А.
т. вышел на путь свободного развития. Правительство Азербайджанской ССР
национализировало все т-ры, объединило разрозненные труппы, зачислило
акт„ров на гос. службу, ассигновало средства на развитие нац. искусства.
В 1920 был создан Объедин„нный гос. т-р, включавший азерб., рус., арм.
драматические и оперные труппы. В 1922 драм. азерб. труппа была
преобразована в академия, драм. т-р (ныне Азербайджанский акаде-мич.
драм. т-р им. М. Азизбекова), а оперная труппа в 1924 - в т-р оперы' и
балета (ныне Азербайджанский академии, т-р оперы и балета им. М. Ф.
Ахундова). В 1920 организованы рус., а в 1921 азерб. са-тир-агиттеатры;
на базе рус. сатир-агиттеатра (см. Бакинский свободный сатир-агиттеатр)
возник в 1923 Бакинский рабочий т-р (БРТ), переименованный в дальнейшем
в Азерб. т-р русской драмы (см. Бакинский русский театр), а на базе
азерб. сатир-агиттеатра в 1925 создан Бакинский азерб.
рабоче-крестьянский т-р (в 1927 преобразован в Бакинский тюркский
рабочий театр). В 1928 организован рус., а в 1930 - азерб. секторы ТЮЗа
(Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького); в 1938 -
Азербайджанский театр музыкальной комедии.
Организационное оформление и укрепление т-ров сопровождалось ростом
их идейно-художественного уровня. Два драм. т-ра - Драм. т-р им.
Азизбекова и Рабочий т-р - отражали сложный процесс развития нац. театр.
культуры. Т-р им. Азизбекова хранил и продолжал лучшие нац. традиции. Он
ставил преимущественно классич. репертуар и новые произведения азерб.
драматургов, особенно Дж. Джа-барлы и Гусейна Джавида. Очищая свой
репертуар от идейно и художественно порочных произведений, т-р
разрабатывал важнейшие темы современности. В конце 20-х - нач. 30-х гг.
здесь были пост. пьесы Джабарлы-"Невеста огня" и "Севилье (1928),
Ал-мас" (1931) и "В 1905 году" (1931), "Яшар" (1932), "Поворот" (1932),
а также пьесы "Князь" Джавпда (1930), "Загмук" Глебова (1929), "Любовь
Яровая" (1929) и др. Развивая свою сценич. культуру, т-р укреплялся на
позициях реализма, но в отдельных спектаклях - "Кузнец Гяве" Сами,
обраб. С. Ахундова (1929), "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") М. Ф.
Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1933) - отдавал нек-рую дань
формалистич. и вуль-гарно-социологич. тенденциям.
Театром нового направления был Рабочий т-р. Его репертуар состоял гл.
обр. из переводов и переделок произведений рус. советских драматургов,
посв. темам гражданской войны и строительства новой жизни ("Разлом";
"Шторм"; "Рельсы гудят" Киршона, "Воздушный пирог" Ромашова, "Инга"
Глебова и др.).
В репертуар т-ра включались произведения и нац. классики ("Мертвецы",
"Книга матери" Мамедкулизаде) и совр. драматургов ("Севиль" Джабарлы,
"Пожар" Рустама, "Дороги" Назарли, "Тень" Гусейна и др.). Это был театр
революц. героики и романтики, спектакли его содержали острую критику
старых предрассудков. Коллектив осваивал достижения передовых советских
т-ров в области режиссуры и декоративного искусства. Однако в сво„м
стремлении к новаторству т-р нередко испытывал воздействие
антиреалистических тенденций (пролеткультовских, конструктивистских и
др.). С 1933 Рабочий театр работает в Кировабаде (см. ' Кировабадский
театр им. Джабарлы).
В 1930 Т-р им. Азизбекова выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. т-ров
в Москве, где высокое признание получила драматургия Дж. Джабарлы и
мастерство акт„ров А. М. Шарифзаде и Ульви Раджаб, Давудовой, Алиева,
Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тах-масиба.
В 30-х гг. А. т. достиг новых успехов, свидетельствующих о его творч.
зрелости. Овладевая методом социалистич. реализма, Т-р им. Азизбекова
осуществил ряд значит, спектаклей, разнообразных по жанру и стилю. Среди
спектаклей о современности и гражд. войне: "Гибель эскадры" (1934),
"Платон Кречет" (1935); "Хаят" Ибрагимова /1937); народно-героич.
Страницы: «« « 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |