Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

в нач. 19 в. популярных танц. форм и в первую очередь - вальса.
   В 1869 была открыта  Венская  придворная  опера  (с  1918  -  Венская
государственная опера) - ведущий муз. т-р Австрии.
   К сер. 19 в. значение венского оперного т-ра как одного из крупнейших
центров муз. культуры Европы значительно ослабляется. В  его  репертуаре
вс„ большее место занимают  франц.  и  итал.  оперы.  Венская  оперетта,
получившая в эти годы бурное развитие, на  нек-рое  время  оттесняет  на
второй план оперный т-р. Основоположниками австр. оперетты были  Ф.Зуппе
("Прекрасная  Галатея",  "Фатиница",  "Боккаччо")  и  И.  Штраус   (сын)
("Цыганский барон", "Летучая мышь", "Вес„лая война", "Ночь в  Венеции").
Крупным композитором также был К. Милл„кер ("Нищий студент", "Гаспарон",
"Бедный  Ионафан").  Творчество  этих  композиторов  отличается  широким
использованием  нар.  мелодий,  острой  танц.  ритмикой,  мелодичностью,
стремлением к созданию законченных вокальных форм, сближающих оперетту с
комич - оперой. Однако  произв.  их  были  лишены  социальной,  политич.
направленности, сатиричности,  присущей  опереттам  Оффенбаха.  В  жанре
оперетты выступали также композиторы К. Целлер ("Продавец птиц", "Мартин
Рудокоп"), Р. Жене, А. Миллер, М. Цирер, Р. Деллингер и др., их оперетты
ставились в т-рах  Вены.  В  нач.  20  в.  оперетта  переживает  упадок.
Образовывается т. н. новая  венская  школа,  виднейшими  представителями
к-рой были венгерские композиторы  Ф.  Легар,  И.  Кальман,  австрийские
композиторы Л. Фаллъ, Г. Рейнхардт, Э. Эйслер. Сюжеты оперетт становятся
вс„ более стандартными. С 90-х  гг.  Венский  оперный  т-р,  руководимый
первоначально Г. Рихтером, а затем Г. Малером, осуществившим пост.  опер
Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и др., переживает новый  подъ„м
и становится одним из лучших т-ров в Европе. Во 2-й пол. 19  -  нач.  20
вв. выдвигаются певицы П. Лукка, А. Матерна, А. Иоахим,  М.  Брандт,  А.
Бар-Милъденбург, К. Беттельгейм, Ж. Вюрде-Ней, певцы Ф. Краус, Р. Майр и
др. Конец  19  в.  отмечен  распространением  тенденций  веризма.  Среди
композиторов этого направления - Ю. Битнер -  автор  первой  муз.  драмы
"Горное  озеро",  К.  Вейс  (опера  "Польский  врей"),   К.   Гольдмарк,
написавший ряд опер (в т. ч. "Царица Савская"), И. Брюль -  автор  оперы
"Золотой  век",  и  др.  Своеобразную  окраску  получает  творчество  Г.
Вольфаавтора  комич.  оперы   "Коррехидор".   Широким   распространением
пользуются также оперы Р. Вагнера, а позднее - Р. Штрауса.
   В  нач.  20  в.  в  муз.  т-ре  Австрии  распространяются   различные
модернистские течения. Импрессионистские влияния проявились в творчестве
австр. композиторов: Ф. Шрекера,  написавшего  св.  10  опер,  в  т.  ч.
"Дальний звон" (1912), А.  Ш„нберга  -  основателя  т.  н.  додекафонной
(двенадцатитоновой)   музыки,   написавшего   неск.   экспрессионистских
опер-монодрам ("Ожидание", "Счастливая рука" и др.), отмеченных  крайним
индивидуализмом и пессимизмом,  отходом  от  классич.  оперных  форм,  и
последователей Ш„нберга. Большинство австр. композиторов 20-30-х гг.  20
в. Э. Кшенек, И.  Маркс,  А.  Цемлинский,  Э.  Веллес,  Ф.  Натизли,  Э.
Корнгольд и др.) в своих  сценич.  произв.  занимались  подражанием  или
бесплодными фор-малистич. экспериментами.  В  известной  мере  преодолел
влияние формализма А. Берг в  опере  "Воццек"  (на  сюжет  Г.  Бюхнера).
Попытки создания совр. оперы  на  базе  джазовой  музыки  предпринял  Э.
Кшенек ("Джонни наигрывает") - автор ряда формалистич. произв.  Все  эти
оперы ставятся в Венском оперном т-ре, ставшем с  1918  государственным.
Созданный в 1898 т-р "Фольксопер", стремящийся пропагандировать классич.
репертуар, постоянно сталкивается с большими материальными трудностями.
   Среди авторов оперетт нач. 20 в. выделяется О. Штраус, продолжавший в
своих первых произв. традицию танц. вальсовой  оперетты.  В  большинстве
оперетт, созданных в эти  годы,  вс„  большее  место  занимают  джазовые
элементы.
   В период между 1-й и 2-й мировыми  войнами  в  Австрии  работает  ряд
крупнейших музыкантов, среди них дириж„ры: О. Клемперер, А.  Родзинский,
Б. Вальтер и др. Широкой известностью пользуются совр.  оперные  артисты
Австрии: певицы- X. Гюден, Л. Ве-лич, И. Зефрид. С. Юринац, М. Чеботари,
В. Липп,  X.  Цадек,  А.  и  X.  Конечны,  Э.  Шварцкопф,  М.  Роос,  Г.
Гроб-Прандль; певцы-А.  Дермота,  И.  Меттер-них,  Д.  Фишер-Дискау,  К.
Фридрих, X. Альсен, X. Хоттер, В. Людвиг, О. -Червенка, О. Эдельман,  X.
Браун, дириж„р Г. Караян и др.
   В 1938-45,  когда  Австрия  была  захвачена  гитлеровской  Германией,
венский оперный т-р был свед„н  на  положение  провинц.  второстепенного
коллектива.
   Большинство крупных музыкантов эмигрировало из  страны.  В  1945,  во
время   бомбардировки   Вены,   было   разрушено   здание   Гос.   оперы
(восстановлено   в   1955).    После    освобождения    (1945)    страны
муз.-театральная жизнь Австрии значительно активизируется. Венская  гос.
опера уже в 1947 снова заняла ведущее положение  в  муз.  жизни  страны.
Продолжил свою  деятельность  т-р  "Фольксопер".  Активизировалась  муз.
жизнь и в др. городах страны, регулярно  проводятся  муз.  фестивали  (в
Зальцбурге  с  1921).  В  1945-  1955  оперные  спектакли  ставились   в
помещениях "Т-ра ан дер Вин" и "Фольксопер", с 1955 - в  восстановленном
здании Венской гос. оперы. В области оперного  творчества  композиторами
Австрии в  50-е  гг.  не  создано  выдающихся  произв.;  молодые  авторы
находятся под влиянием модернистских течений в музыке. Среди опереточных
композиторов выделяется Н. Достал ь. Л. М.
   Лит.: Mantuani J., Geschichte  der  Musik  in  Wien.  T]  l,  в  кн.:
Geschichte  der  Stadt  Wien,  Rd  3,  W.,  1907-Witeshnik  A.,   Wiener
Opernkunst,  W.,  1959;  Das   ist   Osterreich.   Greschichte,   Musik,
Dichtkunst, Salzb., 1947:
   Witschnik A., Musik aus Wien, W., 1955; Graf  M.,  Die  Wiener  Oper,
W.Frankf./M., 1955; G r a f-K h i t t e  l  G.,  Osterreich.  Musik  und
Theater, Frankf. M., 19o8 Gregor  J.,  Geschichte  des  osterreichischen
Theaters, W. 1948; его ж e, Kulturgeschichte der Oper, W., 1941; e  г  о
же Kulturgeschichte des Ballets, W., 1944; S e a n z o n  i  S.,  Wiener
Oper, Stutter., 1957; Bauer A.. Opera und Operetten in Wien,  Graz-Koln,
1955; S с h n e d i t  z  W.,  Salzburer  Festspielbuch,  Salzb..  1952;
Almanach der (Wiener) Staatsoper.  1945-1954,  W.,  1954;  Mantuani  J.,
Geschichte der Musik in Wien, W., 1904; Wallaschek  R.,  Geschichte  der
Wiener Hofoper, W., 1907-08;  W  e  l  l  e  s  z  E.,  Der  Beginn  des
musikalischen Barocks und die  Anfange  der  Oper  in  Wien,  W.,  1922;
Schneider K., Geschichte der Musik in Salzburg, Salzb., 1935; Hadamowsky
F., Otte H., Die Wiener Operette, W., 1947; Tenschert  R.,  S-Uzburo-und
seine Festspiele, W., 1947; W e s s e l у 0., Musik In  Oberos-terreich,
Linz, 1951; 0 r e l A., Musikstadt Wien, W.- Stuttsr., 1953; Pirchan E..
300 Jahre Wiener Operntheaters, W., 1953; Farga Fr., Die Wiener Oper von

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия