Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

акт„ров-импровизаторов, исполнявших комич. сценки, акроба-тич.  и  танц.
номера, странствовали по городам вд с„лам Австрии. Гл. действующим лицом
в этих цедсхав-лениях был Гансвурст. В  отличие  от  нем.  Гьнсвуретэ  ,
выродившегося в грубую театр. маску, в.стр..  %т„р  ы  выражали  в  этом
образе черты характера простого народа. Бродячие акт„ры исполняли комич.
сценки, написанные гуманистом В. Шмельцлем. В 17 в. на  развитие  А.  т.
значит, влияние оказало иск-во акт„ров итал. комедии  делъ  арте;  итал.
сценарии, достижения акт„рской техники способствовали  совершенствованию
иск-ва  австр.  бродячих  акт„ров.  В  период  феод.-католич.   реакции,
господствовавшей  в  Австрии  в  конце  16-17  вв.,  возникли  т-ры  при
иезуитских коллегиях, целью к- рых являлась проповедь покорности  церкви
и императору. Театр иезуитов  широко  использовал  технику  итал.  т-ра,
спектакли его отличались пышностью и великолепием. Широко известна пост.
спектакля "Побеждающее благочестие" Аванцинуса (1659) в Вене. Придворный
т-р, так же как и т-р иезуитов, поражал зрителя обилием внешних эффектов
и красочностью зрелища. Центром театр. жизни Австрии является Вена.
   В нач. 18 в. большое значение для развития А. т.  имела  деятельность
акт„ра  и  драматурга  И.  Страницкого,   создавшего   в   Вене   первый
стационарный австр. т-р (1712,  в  здании  "Кернтнертортеатра"),  акт„ры
к-рого успешно конкурировали с итал. и франц. акт„рами,  выступавшими  в
придворном т-ре. Стра-аицкий использовал  опыт  нем.  народного  т-ра  и
итал. комедии дель арте, утверждая на австр. сцене принцип импровизации,
был  автором  "главных  и  государственных  действ"  -  пьес  (гл.  обр.
трагикомедий),  насыщенных  бытовыми  сценками,  в  к-рых  ведущая  роль
принадлежала Гансвурсту. Эти пьесы ставились в т-ре  Страницкого,  успех
к-рого определялся его близостью к народу,  злободневностью  спектаклей,
смелостью сатирич.  выступлений  против  князей  и  церкви.  Преемниками
Страницкого были акт„ры Г. Прегау-зер  и  И.  Кури.  В  конце  18  в.  в
предместьях Вены открывается  ряд  т-ров:  "Леопольдштадттеатр"  (1781),
"Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр"  (1787)  и  др.  В  этих  т-рах
ставились оперы В. А. Моцарта и И. Гайдна, зингшпили, комедии с участием
Гансвур-ста, рыцарские драмы, детские балеты и т. д. В т-рах  предместий
импровизац.  выступления  акт„ров  часто  отражали  оппозиц.  настроения
австр. населения, что вызвало усиление цензурного гн„та и запрещение  (в
1770) импровизации. Излюбленными персонажами спектаклей т-ров предместий
были вес„лые, предприимчивые, ловкие венские ремесленники  -  Бернар-дон
(акт„р И. Курц), Кашперль (акт„р К. Ларош), Штаберль (акт„р И. Шустер).
   В 1741 в Вене открылся "Королевский  театр  при  дворце",  получивший
название  "Бургтеатра".  Создание  этого  т-ра  связано   с   реформами,
проводившимися  Марией  Терезией  и  Иосифом  II  в   целях   укрепления
дворянско-абсолютистского     государства.     Иск-во      "Бург-театра"
формировалось в напряж„нной борьбе  между  аристократич.  и  демократич.
направлениями. Развитию т-ра препятствовала цензура, ограничивавшая  его
репертуар, стремившаяся сделать  т-р  средством  прославления  монархии.
Славу "Бургтеатра" и его значение  в  развитии  австр.  театр.  культуры
определили  мн.  поколения  акт„ров,  создавших   подлинно   реа-листич.
традиции австр. театр.  иск-ва.  Под  рук.  журналиста  и  режисс„ра  И.
Шрейфогеля в т-ре работали крупнейшие австр. акт„ры: С. Шредер, М. Корн,
Г. Ангиюц, К. Фихтнер и  др.  Для  "Бургтеатра"  создавал  свои  произв.
драматург Ф. Грильпарцер. В нач. 19 в. большого творч. расцвета достигли
т-ры  предместий,  деятельность  к-рых  в  это  время  была  связана   с
Ф.Раймундом и И. Н. Нестроем. Эти крупнейшие драматурги и акт„ры Австрии
создали своеобразный жанр нац.  комедии,  продолжили  и  развили  лучшие
традиции демократич. т-ра. После революции 1848,  с  наступлением  бурж.
реакции, т-ры предместий теряют свой демократич.  характер,  ставят  гл.
обр. развлекательный репертуар. Еще в 1778 при "Бургтеатре" была открыта
акт„ром И. Мюллером первая театр.  школа,  к-рую  в  60-80-е  гг.'19  в.
возглавлял И. Ле-винскии (в 1909 школа была  реорганизована  в  Академию
музыки и изобразительного иск-ва).
   Во 2-й пол. 19 в. "Бургтеатр" занимал ведущее место  в  театр.  жизни
Австрии. Руководителю т-ра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене
клао-сику  и  прежде  всего  произведения  Шекспира,   добиться   снятия
цензурного запрета с пьес Шиллера, укрепить труппу  театра  акт„рами  А.
Зонненталем, И. Ле-винским, Ш. Вольтер, ставшими  крупнейшими  деятелями
австр. сцены. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил  реж.  Ф.  Дингельштедт,
осуществивший постановку цикла трагедий Шекспира и поставивший пьесы  Л.
Анценгрубера, Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в  т-рах  Австрии  ставились
пьесы рус. драматургов - Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
   В конце 19 в. в Австрии обостряется классовая и национальная  борьба.
В австр. иск-ве  усиливаются  ан-тидемократич.  тенденции.  В  лит-ре  и
драматургии ведущее место  занимала  группа  декадентов  -  Г.  Бар,  А.
Шницлер, Г. Гофмансталь, пьесы к-рых получили широкое распространение  в
т-рах Австрии. Отсутствие художественно-значительного  совр.  репертуара
отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество к-рого
становится узкоакадемическим. Наиболее значит,  явлением  театр.  иск-ва
этого периода было творчество акт„ра И. Кайнца, к-рый  сумел  приблизить
А. т. к прогрессивным обществ. кругам.  Большое  значение  для  развития
реа-листич. театр. иск-ва Австрии имели гастроли  Моск.  Художественного
т-ра в 1906.
   В 20-е гг. 20 в. театр. жизнь  Австрии  представляла  собой  п„струю,
идейно противоречивую картину. Реа-листич.  тенденции  сосуществовали  с
экспрессионистскими и др. модернистскими течениями, в  Австрии  работали
демократич. и бурж.-развлекательные т-ры, ставилась  классика  и  пошлые
бурж. пьесы. Борьбу за прогрессивное  иск-во  в„л  "Йозефштадттеатр"  (в
1924-38 - рук. М. Рейнхардт), в  репертуар  к-рого  входили  пьесы  Шоу,
Ибсена, Тургенева, Гоголя. В то же время т-р ставил и пьесы Ф.  Мольнара
и др. бурж. драматургов.
   С  1918   происходит   подъ„м   творч.   деятельности   "Бургтеатра",
руководимого акт„ром и режисс„ром А. Хейне.  Здесь  работали  акт„ры  Г.
Реймерс, М. Дев-риент, Р. Аслан, Э. Балъзер, М. Эйс и др.,  отстаивавшие
лучшие  реалистич.  традиции  т-ра  от  влияния   бурж.   модернизма   и
формализма.  В  период  гитлеровской  оккупации  (1938-45)   демократич.
деятели австр. культуры подвергались  преследованиям.  Мн.  театры  были
закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено.
   После  освобождения  Австрии  Сов.  Армией  (1945)  началась   борьба
демократич. сил за нац. и культурную независимость страны.  В  борьбе  с
низкокачественной драматургией театр. деятели Австрии опираются на  нац.
и зарубежную классику. Большим событием в театр. жизни были постановки в
"Бургтеатре" в 1946 спектаклей "Горе от ума" Грибоедова, "Натан  Мудрый"
Лессинга, "Калипсо" Чокора, "Егор  Булычев  и  другие"  Горького.  Новое

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия