Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

австр. драматургов Ф. Раймунда и II. Н. Нестроя.
   В нач. 19 в. в связи с развитием капитализма в Австрии и под влиянием
франц.  буржуазной  революции  1789-94  пробуждается  нац.  самосознание
австр. буржуазии, что нашло отражение в  произв.  наиболее  значительных
австр. драматургов 19 в. Ф. Грилъпарцера, Ф. Раймунда и И.  Н.  Нестроя,
творчество к-рых сформировалось в период, последовавший  после  Венского
конгресса 1814-15. Эти  драматурги  подняли  в  своих  произв.  наиболее
острые проблемы современной им жизни.  В  пьесах  Раймунда  "Девушка  из
страны  фей,  или  Крестьянин-миллионер"  (1826),  "Король   Альп,   или
Человеконенавистник"  (1828),  "Расточитель"  (1833)   отраж„н   процесс
разложения  феодальных  отношений  и  развития  бурж.  культуры,  распад
аристократич. общества, показана судьба простого человека-труженика.
   Драматич. произв. Грильпарцера подлинно гуманистичны, их осн. тема  -
борьба человека за светлые и справедливые идеалы. В период  реакционного
режима Меттерниха Грильпарцер выступал против  деспотизма,  нац.  гн„та,
бесправия человеческой личности, несмотря на  то,  что  его  собственные
политич.  убеждения  были   более   чем   умеренными.   Лучшие   произв.
Грильпарцера - "Праматерь" (1816), "Сафо" (1817), "Верный  слуга  своего
господина" (1825), "Сон есть жизнь" (1834),  "Счастье  и  гибель  короля
Оттокара" (1825), "Горе лжецу" (1838), "Еврейка из Толедо"  (соч.  1857,
пост. в  1872  в  Праге).  Герои  пьес  Грильпарцера  исполнены  пафоса,
страстного  стремления  к  индивидуальной  свободе,  это   -   активные,
деятельные натуры,  ищущие  путей  к  счастью  человека.  В  его  пьесах
показано, что реальная действительность, а  не  личные  качества  героев
приводят их к отказу от борьбы, к забвению своих идеалов,  но  драматург
не понимал необходимости решительных изменений в обществ, жизни и боялся
открытых  революционных  выступлений.  Деятельность  Грильпарцера   была
неразрывно связана с "Бургтеатром" (Вена), где ставились  его  пьесы,  с
руководителями т-ра  И.  Шрейфогелем  и  Г.  Лаубе.  Романтич.  характер
произв. Грильпарцера и Раймунда, демократич. направленность, введение  в
пьесы элементов фантастики, постановка проблемы борьбы добра и зла  были
определены прямой связью творчества этих драматургов с  нар.  традициями
австр. культуры.
   Творчество Нестроя,  сложившееся  в  условиях  бур-жуазно-демократич.
революции 1848, явилось новым этапом в развитии австр. реалистич. драмы.
В период подготовки революции  Нестрой  выступил  с  сатирич.  комедиями
"Злой дух Лумпацивагабундус" (1835), "Незначительный" (1847). В  комедии
"Свобода в Кре-винкеле" (1848) отражены революц. дни в  Вене,  отношение
различных  групп  населения  к  революции,  осмеивается   бурж.   лозунг
"собственность священна". После 1848 творчество Нестроя носило  умеренно
либеральный характер. Высокое драматургич.  мастерство  Нестроя,  умение
строить интригу, сталкивать различные, ярко очерченные характеры придают
его пьесам импровизационную л„гкость, непринужд„нность. Благодаря  связи
с совр. жизнью, верности  демократич.  традициям  австр.  т-ра,  произв.
Раймунда и Нестроя-классиков А. д., входят в репертуар австр.  т-ров  до
наст. времени.
   Во 2-й пол. 19 в. в  придворном  т-ре  ставились  пьесы  "Сын  мрака"
(1842), "Равеннскиц боец" (1857)
   Ф. Гальма,  в  к-рых  социальные  конфликты  подменялись  абстрактной
борьбой добродетельных  героев  со  злом.  В  комедиях  Э.  Бауэрнфелъда
изображалась  жизнь  великосветских  и   буржуазных   салонов   Веньу-А.
Вильбрандт  писал  пьесы  -  "Аррия  и  Мессалина"  (1874),  "Мастер  из
Пальмиры"   (1889),   выражавшие   мещанские    ограниченные    интересы
буржуазно-бю-рократич.  слоев   Австро-Венгрии.   Крупнейший   драматург
70-80-х гг. 19 в. Л. Анценгрубер в пьесах  "Крестьянин-клятвопреступник"
(1871),  "Четв„ртая  заповедь"  (1877)  ставил  острые   соц.   вопросы,
касавшиеся  жизни  австр.   крестьянства,   выступал   против   остатков
средневековья, растущей капиталистич. эксплуатации, засилия  клерикалов.
Однако, резко  критикуя  совр.  общество,  Анценгрубер  не  видел  силы,
способной  изменить  его,  и  ограничивался  призывом  к   нравственному
усовершенствованию.
   В конце 19 -  нач.  20  вв.  в  Австро-Венгрии  усилилось  рабочее  и
национально-освободит.    движение.    Кризис    буржуазной     культуры
Австро-Венгрии накануне 1-й мировой войны ярко выражен в пьесах  венских
драматургов  декадентского  направления  -  А.  Шницлера,  автора   пьес
"Анатоль" (1893), "Зел„ный попугай" (1899) и др.,  и  Г.  Гофмансталя  -
"Безумец  и  смерть"  (1893),  "Электра"  (1903),  героями  к-рых   были
пресыщенные, эстетствующие личности. В их  пьесах  проповедовалась  идея
иск-ва для иск-ва, культ смерти, безысходность.
   Во время 1-й мировой войны в Австрии получил развитие  экспрессионизм
крупнейшим представителем левого крыла к-рого был  Ф.  Верфелъ  -  автор
драм  "Человек  из  зеркала"  (1920),  "Швейгер"  (1922),   "Хуа-рец   и
Максимилиан"  (1925)  и  др.  С  экспрессионизмом  связаны   и   произв.
Гофмансталя  -  "Зальцбургский  большой  театр  жизни"  (1921),  "Башня"
(1925).
   Захват Австрии  гитлеровской  Германией  (1938)  нан„с  большой  урон
развитию австр. драматургии; лучшие  писатели  эмигрировали,  т-ры  были
закрыты. В период  2-й  мировой  войны  крупными  прогрессивными  австр.
драматургами являлись Ю. Зойфер, Ф. Брукнер. После освобождения  Австрии
(1945)  деятели  австр.  т-ра  и  лит-ры  выступают  за  создание   нац.
демократич. культуры. Заметное место занимает творчество Э. Т. Чокора  -
автора пьесы "Калипсо" (1942) и др., прошедшего путь от  экспрессионизма
к  психологич.  реализму.  Большинство  пьес  совр.  австр.  драматургов
проникнуто пессимизмом и стремлением  уйти  от  действительности.  Среди
них: "Одиссей снова  пускается  в  путь"  К.  Клингера,  "Его  последнее
призвание" (1957) Г. Шварца, и др.  Крупным  драматургом  совр.  Австрии
является  Ф.  Хохеельдер  развивающий  традиции   демократич.   культуры
Австрии. Его  пьесы  "Коммерческий  отель"  (1946),  "Гостиница"  (1955)
ставятся многими австр. т-рами, в т. ч. "Бургтеатром".
   Лит.: Huppert  H..  Osterreichs  Literaturmisere,  "Oster-richisciies
Tagebuch", W.,  1948,  ј12;  Enziner  M.,  Die  Entwicklung  des  Wiener
Theaters vom 16. bis zum 19. Jahrhundert, Tl 1-2, В.,  1918-19;  Reimann
Р., Probleme und Gestalten der Osterreichischen Literatur,  в  его  кн.:
Uber  realistische  Kunstauffassun?,  B.,  1952;  M  e  p  и  н  г   Ф.,
Литературно-критические статьи, т. 2, M.- Л., 1934. Л. Лоб.
   АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР. В 14-15 вв. на террто рии будущей  Австр.  империи
были распространены миракль, мистерия,  вначале  связанные  с  церковным
богослужением, а  позднее  перенес„нные  на  городские  площади.  А.  т.
начинает   формироваться   в   16   в.,    со    вре-мени    образования
многонационального  австр.  государства.  Многочисл.   бродячие   труппы

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия