В течение первого часа
сплава Вялка извивается в низких, заболоченных
берегах. После этого начинается разлив, идти по
которому около часа. Далее река снова сужается и
входит в возвышенные берега. Скорость течения - 4-5
км/ч, небольшие прижимы, расчески и отдельные
деревья в русле. Через 3 часа сплава - маленькая
шивера, ширина реки здесь - 6-7 м, часом позже -
ориентир, ЛЭП. Вскоре берега понижаются, скорость
падает, река очень сильно петляет. Это - дельта
р.Вялки. В дельте - мост/гать на уровне воды. Через
5 часов сплава - выход на оз.Островенок. Чтобы
снова попасть в реку, надо около получаса идти
вдоль правого берега.
В истоке нижней Вялки -
остатки старого моста. После этого река в течение
3.5 часов сплава представляет из себя сплошной
завал. Течение - порядка 6 км/ч, берега высокие.
Далее около часа тянется широкий, спокойный
разлив, неожиданно переходящий в узкий овраг.
Ширина русла - 6-7 м, скорость течения - около 8 км/ч.
Шивера с заметным падением воды, улов через всю
реку, затем быстроток и снова шивера. Маневр
осложняется узостью реки и изгибами русла
порядка длины катамарана, встречаются расчески.
Чалка сильно затруднена - по берегам крутые
склоны и ледяные козырьки. В последней трети
шиверы река расходится на два рукава, на остров -
лобовой навал. В левой протоке - габаритный
непроход, в правой - мелкий каменистый перекат на
правом повороте. Далее продолжается такая же
мелкая шивера, с расческами и отдельными
0.5-метровыми валами, но река постепенно
расширяется. на правом берегу - деревня Мельница.
Прохождение всего каньончика длится около
получаса. Мост в конце шиверы проходится
спокойно.
После моста около часа
спокойного сплава до выхода в озеро Льняное.
Длина его около 15 км. Двигаться необходимо вдолб
левого берега. Через 5 км - большой залив с
цепочкой островов по краю, потом - насыпная дамба
через озеро с низким мостом посередине - обнос. на
правом берегу озера - дер. Горка. Дальше озеро
постепенно сужается. на возвышении левого берега
- полуразрушенный завод, за ним - глухая
деревянная плотина. Перед заводом - неплохая
рощица, дальше - лес плохой.
Около часа пути от
плотины Льняная течет, по сути, под завалом.
Завалы кончаются около деревни на правом берегу,
начинаются расчески. После этого - 5 часов
спокойного сплава в широкой долине, заросшей
ольхой и осиной, потом - широкий разлив по
луговине. Течения почти нет, ориентироваться
трудно.
У дер. Коржава река
собирается в узкую долину. До большого
автомобильного моста - течение быстрое, но
спокойное. Сразу за этим мостом - старый
деревянный, обнос. После моста падение реки
усиливается, начинаются локальные шиверы с
отдельными обливными камнями, потом - короткий
порог с прижимом к расческе и изломанной линией
небольшого слива. Скорость течения постепенно
растет.
Три низких пешеходных
моста проходятся под берегом. Перед третьим
мостом начинается шивера. Стенки долины, часто
обрывистые, повышаются где-то до 15 м, чалка
затруднена.
За мостом - самая
эффектная шивера с хорошим падением, тугой
струей и валами 0.5-0.8 м. Ее пересекают несколько
больших расчесок, в конце - поворот с прижимом и
опасный завал, необходима экстренная чалка на
струе.
В полукилометре от
завала - автобаза, мост, перед ним через реку
переброшена стальная балка на уровне 1м от воды.
После автобазы около двух ходовых часов
продолжается шивера того же типа. Описывать
каждое препятствие в отдельности бесполезно. Это
прижимы, как правило, с затопленными деревьями и
корягами, завалы с габаритным проходом, обливные
стволы. Скорость течения достигает 12-14 км/ч, река
сильно петляет в высоких берегах - часты повороты
более, чем на 90 градусов. надо быть всегда готовым
к чалке и работать очень оперативно.
Каньон обрывается резко
и неожиданно, препятствия исчезают. Река течет в